Зачем взрослому человеку учиться музыке

Зачем учиться музыке

Мы уже говорили с вами, дорогие читатели, на тему, как мотивировать себя для занятий музыкой, и в чем польза регулярности музыкальных занятий. Сегодня мы затронем вопрос, почему нужно учиться музыке, как детям, так и взрослым.

Представляем вашему вниманию пять главных причин заниматься музыкой.

1. Тренировка памяти и мышления

Музыкальные занятия отлично развивают эти главные умственные способности. Уже давно замечено, что дети, посещающие музыкальную школу, по успеваемости превосходят тех, которые музыкой не занимаются. Если вы слушаете много музыки, то наверняка заметили, что музыкальное произведение – это строгая иерархия и структура. Не зря сольфеджио по сложности иногда сравнивают с высшей математикой!

Изучение теории музыки способствует развитию абстрактного мышления. Исполнение музыки тренирует пространственное мышление: нужно одновременно исполнять текущую часть произведения, знать последующую и помнить о предыдущей, в зависимости от этого регулируя выразительность игры или пения. Запоминание нотных текстов, музыкальных обозначений, звучания интервалов, аккордов, ладов и прочего развивают постоянную память.

Люди, которые занимаются или занимались музыкой, лучше говорят и пишут, быстрее осваивают иностранные языки. Немудрено, что во многих продвинутых компаниях и корпорациях отдают предпочтение соискателям с дополнительным музыкальным образованием 🙂

2. Развитие организованности и самодисциплины

Занятия музыкой помогают дисциплинировать и приучить себя к систематическому труду. Это один из лучших способов развить терпение, аккуратность в работе, сосредоточенность, волю и характер. Чтобы достичь успехов в вокале или освоении музыкального инструмента, нужно постоянно заниматься, концентрируя внимание на поставленной задаче, и ни на что не отвлекаться во время занятий. Кто учился, знает, что обучение на инструменте – это кропотливый и регулярный труд. Причем, без каникул и выходных. Как в спорте, только без травм 😀

Дети, посещающие музыкальную школу, учатся быть организованными, учатся строить планы и выполнять в срок. Например, вовремя подготовиться к зачету, экзамену или концерту. Согласитесь, это же один из самых полезных жизненных навыков и важная причина учиться музыке!

3. Улучшение моторики и реакции

Освоение любого музыкального инструмента улучшает координацию. Во время игры руками и пальцами совершается множество движений, и задача исполнителя – следить за каждым и выполнить их максимально точно. Более того, почти всегда правая и левая рука действуют независимо друг от друга: даже при игре на клавишных инструментах, не говоря уже о струнных или духовых. При этом у музыканта работают оба полушария головного мозга, что очень благотворно влияет на их равномерное развитие.

В музыке тренируется точность, максимальная безошибочность, даже при выполнении нескольких задач одновременно. Остановка воспринимается как ошибка, поэтому задача музыканта – не прерваться, не ошибиться.

Игра на музыкальных инструментах превосходно развивает мелкую моторику рук. Именно поэтому рекомендуется начинать обучение в раннем возрасте. Повсеместными исследованиями доказано, что развитие мозга у малышей напрямую зависит от развития ловкости пальцев! От этого в будущем зависят уровень интеллекта и мышления, памяти и речи.

4. Преодоление психологических барьеров

Дети, которые занимаются в музыкальной школе, очень часто выступают на зачетах, в спектаклях и на концертах (хором/ансамблем, или сольно). Поэтому они не боятся публики, тренируют артистичность и выразительность для сцены, перед слушательской аудиторией.

Взрослым, конечно, труднее преодолеть этот барьер, но, начиная с малого – исполнения перед преподавателем, родственниками, друзьями, постепенно страх публичных выступлений уходит, а на его место приходят уверенность в себе и повышенная самооценка. Ведь на сцене всегда лучшие, и быть избранным для почетной миссии – показать себя и порадовать публику – это огромный заряд положительных эмоций и почва для желания совершенствоваться дальше.

5. Следование лучшим традициям образования

Учиться играть на инструменте или петь, хотя бы на базовом уровне, – это следовать традициям образования последних нескольких веков. Музыкой занимались и занимаются во всем мире, даже если потом не становятся профессиональными музыкантами. Музицирование, даже любительское, – это совершенствование и воспитание самого себя.

Ответом на вопрос, зачем заниматься музыкой, конечно, являются не только эти 5 причин. Но музыкальные педагоги и психологи выделяют их как основные и самые рациональные доводы для изучения музыкальных дисциплин. Наша школа придерживается такого же мнения 😉 На эту тему также читайте материал “Девять вещей, которым меня научила музыка”.

«Я стала другим человеком. Чувствую себя клёвой, свободной, красивой. Когда пою, наслаждаюсь, летаю, кайфую», — Софья Козлова рассказывает, зачем учиться петь после 30 лет.

«Я стала другим человеком. Чувствую себя клёвой, свободной, красивой. Когда пою, наслаждаюсь, летаю, кайфую», — Софья Козлова рассказывает, зачем учиться петь после 30 лет.

Способности против воли родителей

Когда я училась в первом классе, к нам пришёл преподаватель музыки . Прослушал каждого и на моё «А-а-а» сказал, что нужно учиться в музыкальной школе. Я и до этого любила «выступать» — пела дома, когда к родителям приходили гости, а тут похвала взрослого знающего человека.

Я уже представляла себя в красивом платье у микрофона. Но мама с папой не согласились: денег на баловство в семье не было.

Дети быстро забывают неприятности, я поплакала и смирилась. А в 15 лет подружилась с одноклассницей, которая занималась музыкой, пела, играла на пианино. Это было круто. Однажды рискнула что-то спеть и я.

«Соня, у тебя такой сильный голос, почему ты не учишься в музыкалке?» — так мои способности оценил второй человек с музыкальным образованием. Но родители были непреклонны: «Какая музыка, тебе про институт думать нужно, на математику налегать, а то останешься, как мы, без высшего образования!»

Ну и мне самой, честно говоря, казалось, что поезд ушёл и начинать учиться пению поздно.

Способности против мнения окружающих

Я окончила школу, потом институт, началась взрослая жизнь. А когда влюбилась, меня снова накрыло желанием петь.

Но Стас часто обрывал:
— Соня, не кричи, в ноты не попадаешь.

Потом мы со Стасом расстались, и я снова забросила пение. Чтобы отвлечься, начала активно заниматься фитнесом , пошла учиться на курсы визажистов — всё не то! Ни восторга, который чувствовала, когда пела, ни особых способностей. А ведь про голос мой все профессионалы говорили, что он хорош, нужно лишь поработать, чтобы научиться им владеть — как любым музыкальным инструментом. Почему же я отказалась от того, что делает меня счастливой?

Я твёрдо решила дать себе последний шанс: либо педагоги скажут, что время упущено и в 30 лет начинать занятия бесполезно, либо я доведу дело до конца и научусь петь так, чтобы радовать себя и близких.

Я плохо представляла, как учатся пению в моём возрасте, поэтому начала искать вариант вечерней музыкальной школы для взрослых. Посмотрела программу и поняла, что это нереально: сольфеджио, нотная грамота, теория музыки, ежедневные вечерние занятия по 3–4 часа. Но ведь мне нужны только уроки вокала. И кто меня с работы отпустит, и где взять время на общение с друзьями?
Обстоятельства в очередной раз были против меня.

Способности и PROFI.RU

Я по инерции переходила с сайта на сайт, пыталась найти «товарищей по несчастью», понять, где можно научиться вокалу в 30 лет. Потом, пробуя разные комбинации, набрала в поисковой строке «репетитор по вокалу» и попала на profi.ru .

Подобрала несколько преподавателей и отправила заявку. Мне ответили буквально через несколько минут. Вместе с администратором мы выбрали педагога, и уже на следующий день я отправилась на первый урок.

Моим учителем стала Ольга Борисовна Гацкевич . Я очень боялась критики преподавателя и жутко стеснялась — её, себя с открытым ртом в зеркале. Но Ольга Борисовна всё время меня подбадривала, хвалила, и постепенно моя зажатость прошла.

Прошёл год. Я не выхожу на публику, но и задачи такой не было, а вот с друзьями в караоке пою с удовольствием. А ещё я вышла замуж, и теперь мы поём вместе, слов «не пой, пожалуйста» больше не слышу — это ли не счастье!

Хочу сказать всем: не сомневайтесь в себе! Если чувствуете в себе способности, понимаете, что вам хорошо, когда вы поёте, танцуете, рисуете, — начинайте заниматься в любом возрасте. Не важно, сколько вам лет — 30, 40 или 50. Жизнь изменится настолько, что вы каждый день будете удивляться, почему не сделали этого раньше.

Важные цифры

  • Сколько нужно учиться. На освоение азов вокала, как правило, уходит 3 месяца. К этому времени ученик набирается уверенности, начинает понимать, что нужно сделать, чтобы получить определённый звук.
  • Каким должен быть график занятий. Необходимый минимум — 2 раза в неделю по 60 минут.
  • Стоимость занятия — от 1 000 руб.

На занятия вокалом я потратила 24 000 рублей. Немало, конечно. Добавить тысячу — и можно купить крутой музыкальный центр «Сони шейк», о котором когда-то мечтала. Но я не жалею. У меня нет «Сони», но есть поющая и счастливая Соня. Оно того стоит!

В чем польза от занятий музыкой?

сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

Читайте также:  Как быстро решить проблемы, связанные с разводом?

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Читайте также:  Тени и карандаш для глаз из коллекции Bobbi & Katie Collection

Музыка воспитывает – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.

10 причин отдать ребенка учиться музыке.

Н есмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая . Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?
Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обош ли своих сверстников по уровню структурного мышления.
Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.
Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.
Почему? См. пункты 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
– Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
– Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,
– Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались.

И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

КИРНАРСКАЯ Д.К., доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных.

Можно ли обучить музыке взрослого человека?

1. Я на скрипочке играю.

Мне было двенадцать. Моему дяде — под сорок. Я жила в Крыму. Дядя приезжал из далекого и почти всегда сумрачного Мурманска, чтобы провести отпуск на море. Я играла на скрипке. Дядя вздыхал, слушая меня, и завидовал. Сначала молча. А потом стал изобретать способы познакомиться со мной, музыкой и скрипкой поближе.

Первое, что он придумал, была игра под названием «Интервью настырному журналисту». Дядя убедил меня, что, когда я вырасту, я обязательно стану знаменитой исполнительницей концертов Мендельсона и Сен-Санса, а потому мне уже сейчас нужно учиться давать интервью. Он всюду ходил за мной и задавал вопросы, которые сочинял в неимоверном количестве, наверное, в те часы, когда загорал на песке под утренним солнцем. Одни из них («Сколько времени уходит на занятия?», «Много ли нужно заниматься, чтобы стать виртуозным исполнителем?», «С каким оркестром ты хотела бы выступать?») вызывали у меня улыбку, другие ставили в тупик своей неожиданностью: «Как ты думаешь, чем ты займешься через пять лет? Через десять? Двадцать?».

Следующим этапом его знакомства с миром музыки стали наблюдения за моими занятиями. Стремясь показать, что он уже кое-что понимает в данном предмете, дядюшка стал покупать (почти без разбору и в огромном количестве) книги, ноты, пособия по игре, струны, камертоны (у него их была целая коллекция), записи классической музыки. Изучив все, что у него имелось, он немного осмелел и принялся даже комментировать мои упражнения, тщательно выговаривая незнакомые слова: «А вот здесь написано, что смычок должен скользить параллельно подставке. Почему у тебя не так?». Или просто просил: «Покажи, как делается вибрация. А пиццикато?» Я объясняла и показывала.

Наконец, дядя купил скрипку и торжественно поклялся заниматься каждый день. Я, сама еще являясь ученицей, взялась обучать его. На следующий же день мой новый ученик с восторгом выполнял свое первое домашнее задание, напевая песенку, необходимую для улучшения результата: «Я на скрипочке играю, тили-ли, тили-ли».

Естественно, в этом нелегком и непростом деле не обошлось без недоразумений. Однажды дядя пришел с невинной просьбой настроить ему скрипку, протянув мне инструмент и гаечный ключ. «А это еще зачем?» — удивилась я, взглянула на колки…

и не смогла удержаться от хохота. Оказывается, при попытке самостоятельно настроить скрипку, дядюшка так усердствовал, что сломал концы колков, так что от них остались только короткие гладкие палочки. Недолго думая, предприимчивый дядя взял напильник и заточил то, что осталось от колков, как гайку. Никогда еще мне не приходилось настраивать инструмент подобным образом, а все, кто впоследствии слышал от меня эту историю, говорили, что более оригинального и неожиданного решения этой проблемы им встречать не приходилось. Но, несмотря на все блуждания в дебрях звуков, длительностей, диезов и скрипичных ключей, к концу отпуска мой упрямый ученик смог вполне уверенно исполнить несколько детских песенок. Со скрипом, со вздохами перед каждой особенно долго вспоминаемой нотой, но смог. Помню, что в то лето нашу общую радость мы отметили поеданием огромного количества мороженого.

Конечно, по-настоящему серьезным делом скрипка для моего дяди все же не стала; по ряду разных причин занятия эти прекратились, уступив место новому увлечению неугомонного ученика. Теперь он заинтересовался пением птиц и всюду записывал их свисты, щелкания, хрипения, трели и чирикания. И стремился создать из этого хаоса симфонию в стиле барокко (чтение книг о музыке серьезно помогало в этом процессе).

Но история со скрипкой все же не прошла так уж бесследно. Последствия этой затеи проявили себя лет через семь: родившуюся внучку дядя окрестил моим именем, а, когда она достигла своего пятилетия, отдал в музыкальную школу. На скрипку.

2. В каждой музыке Бах.

Другой случай обучения музыке взрослого человека произошел, когда мне было уже лет восемнадцать. Училась я в музыкальном училище в Москве и жила в общежитии. У моей соседки по комнате появился поклонник. Звали его Денисом, было ему двадцать семь лет, работал он в милиции и мою подругу интересовал мало, несмотря на многочисленные (а, может, тем и надоевшие) цветы и конфеты.

Читайте также:  Занимаемся спортом вместе с детьми

Чтобы как-то изменить ситуацию с неприступной возлюбленной и обратить ее внимание на себя, Денис решил выучить и исполнить на фортепиано какое-нибудь эффектное произведение, например, первую прелюдию Баха из первого тома ХТК. Не зная нот. И вообще, имея представление о том, что такое фортепиано, по картинкам (даже не фотографиям!) в учебниках да по рассказам на глупых уроках музыки в школе. Но желание поразить ни о чем не подозревавшую девушку было огромно. Как тут было не помочь?!

И вот начался трудный процесс постижения непостижимого Баха. Каждый день Денис приходил ко мне, и, пока соседки не было дома, выучивал наизусть (зрительно, без нот, и сразу двумя руками) несколько тактов прелюдии. Каким образом он все это запоминал, для меня осталось загадкой. Дежуря ночами у себя в отделении, где стояло старое разбитое пианино, влюбленный (не столько в музыку, сколько в музыкантшу) милиционер без конца повторял то, что разучивал со мной в общежитии.

Однажды сослуживцы, застукав его за этим занятием, взяли слово, что, как только Денис выучит все произведение целиком, то обязательно исполнит на всеобщем собрании, и с тех пор звали его почему-то не иначе, как Бетховеном. Денис был счастлив: любовь и музыка сообща творили чудеса, открывали новые горизонты и распахивали самые заветные двери. А когда месяца через три, после многочисленных трудовых дней и бессонных ночей, первая прелюдия Иоганна Себастьяна была, наконец, исполнена (и в общежитии перед подругой, от удивления не сказавшей ни слова, и перед коллегами по работе в отделении милиции), успех был грандиозный, и эхо оглушительных оваций еще долго витало вокруг и кружило голову.

Кстати, и первоначальная цель (обратить внимание возлюбленной) после этого выступления была с легкостью достигнута. Роман завертелся по-настоящему музыкальный и романтический. Но это уже совсем другая история.

3. Вместо эпилога.

Первое: в отличие от ребенка, который в большинстве случаев учится «из-под палки», и не требует от учителя обеспечить какие-либо результаты, взрослый человек (и особенно мужчина), обучаясь, имеет конкретную цель: суметь сыграть то-то и то-то, и желательно через самое наименьшее количество занятий. Ради этого он будет выполнять все условия, поставленные ему педагогом.

Второе: при консерватории существует музыкальная школа, куда принимают (после небольшого испытания) практически всех желающих, независимо от возраста и уровня подготовки. Преподают в этой школе студенты консерватории (которым нужно обязательно сдавать педпрактику, чтобы получить диплом). Занятия проходят в вечернее время. В остальном же эта школа мало отличается от других музыкальных школ: так же отмечают посещаемость, ставят оценки и сдают настоящие экзамены. А еще иногда влюбляются в молоденькую студентку-учительницу или вон в того взрослого дядю, сидящего на последней парте.

Зачем и как нужно учить музыке

Зачем и как учить музыке

Зачем и как учить музыке детей и взрослых? Основываясь на чём нужно учить музыке? Как отбирать музыкальный материал для обучения музыке? Всё это вопросы, на которые в первую очередь педагоги стремятся получить или уже знают ответы. Мотивация преподавателя и учащегося отличаются и каждая из них имеет собственную специфику. Также отличается мотивация взрослого ученика, ребёнка и родителей обучающегося ребёнка.

Здесь мы рассмотрим некоторые вопросы обучения музыке. Всё здесь сказанное можно с успехом интерполировать на эстрадное вокальное обучение. Хотя, как известно, эстрадное образование всегда имеет собственную специфику.

Зачем и как учить музыке детей и взрослых?

Что есть музыка?

Музыка – это искусство, прежде всего, слуховых впечатлений. Следовательно, музыка всегда либо даёт нам знание об окружающем мире, либо каким-то образом дополняет наше уже существующее знание. При этом слушая, мы и чувствуем, и испытываем, и различаем, и оцениваем, а значит мыслим. Кроме прочего мы ещё и знакомимся с такими понятиями, как ритм, динамика, темп, тембр и т.д. Накопление нами подобных чувств и музыкальных впечатлений обязательно способствует развитию разносторонних музыкальных интересов. А затем развивает наши с вами потребности и способности.

Задачи музыкального воспитания

Но, строго говоря, главной задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке, сколько воздействие через неё на весь духовный мир человека. В отношении обучения детей В.А.Сухомлинский сказал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается буквально всех сфер жизни ребёнка и особенно эстетического воспитания».

Процесс или результат

Необходимо кое-что подчеркнуть с позиции сегодняшнего дня, с точки зрения общественной, с точки зрения процесса воспитания. Сам факт вовлечения ребёнка или подростка в активную художественную, в данном случае музыкальную, деятельность является значительно более ценным, чем результат этой деятельности. Известно, что влияние любой музыки на процесс формирования и проявление психики человека огромно. Музыка воздействует на физиологию и эмоциональную сферу нашей с вами психики гораздо сильнее, чем любой иной вид искусства.

Активизация и формирование

В процессе обучения специальным умениям и навыкам в любом виде музыкального искусства, у прилежного ученика помимо специальных способностей развиваются и активизируются внимание, память, мышление, эстетический вкус, эмоциональность. Формируется настоящая потребность в художественно–творческом труде, складываются личностные взгляды и убеждения. Участники больших и малых детских либо студенческих музыкальных коллективов наряду с развитием вышеперечисленных навыков обязательно приобретают ещё и огромный социальный опыт. Формируются такие человеческие качества как взаимовыручка, трудолюбие, чувство коллективизма и ответственности, возникает чувство радости от совместной музыкально–исполнительской деятельности.

Влияние

Музыкальное воспитание всегда оказывает влияние не только на эмоционально–эстетическое становление личности любого ребёнка, но и на умственное развитие этой личности. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А воспитание ладового чувства связано с развитием способности нервной системы человека к регулированию процессов возбуждения и торможения, протекающих в организме. А эта способность, как известно, лежит в основе любой нашей деятельности, в основе поведения человека.

Основываясь на чём нужно учить музыке?

Радость

Обучение музыке должно обязательно приносить радость. Ощущение радости от музыкально–педагогического процесса – это один из основных признаков точности и продуктивности выбранной преподавателем методики. Радость от нашего непосредственного соприкосновения с музыкой можно испытать, опираясь в методах обучения в основном на творческое начало. Уроки музыки никогда не должны быть формальным времяпрепровождением, в процессе которого выхолащивается сама суть музыкального, творческого образования. Уроки музыки – это очень осторожное и во многом естественное движение по пути раскрытия музыкальных инстинктов ребёнка или взрослого. Обучение любого индивидуума музыке всегда должно проводиться по принципу от простого к сложному, применяя различные способы обнаружения и развития музыкальности.

Виды музыкальной деятельности

Основными видами любой музыкальной деятельности по Б.Л.Яворскому являются:

восприятие, сочинение и исполнение. Восприятие – это наше слушание музыки и, самое главное, слышание её. Сочинение – это композиция. Исполнение же музыки подразумевает профессиональное владение голосом или музыкальным инструментом. Все эти три вида музыкальной деятельности обязательно находятся в определённой неразрывной связи с музыкальностью.

Слушая, сочиняя, исполняя

Слушая музыку, мы знакомимся с новыми музыкальными произведениями и их авторами или же освежаем воспоминания о когда-то прослушанном. Мы способны внутренне оценить произведения с точки зрения эстетической, эмоциональной, фактурной, дифференцируем услышанную музыку по степени сложности. При этом мы часто, обладая определёнными умениями и навыками, оцениваем: сможем ли сами исполнить данное произведение, и если сможем, то как.

Сочинение музыки, как известно, среди этих трёх видов музыкальной деятельности является наиболее для нас сложным. Для сочинения необходимо обязательно знать законы гармонии, владеть каким-либо музыкальным инструментом, иметь развитое художественно–творческое воображение. Желательно не быть банальным в сочинительстве или, что ещё хуже, плагиатором. Б.В.Асафьев утверждал, что «с развитием полезных слуховых навыков через слушание музыки и музыкально–исполнительскую работу, развиваются и музыкально–творческие навыки. Их необходимо воспитывать потому, что тот, кто ощутил в любой сфере радость творчества, будет воспринимать и ценить всё самое лучшее с большей интенсивностью, чем пассивный слушатель».

Исполняя же, мы всегда формируем личный исполнительский репертуар, в большей или меньшей степени работаем над художественным образом, который требуется воплотить в конкретном произведении. Активно развиваем тембр, слух, музыкальное мышление, обогащаем иные исполнительские возможности.

В воспитании творческого начала, без которого невозможно по–настоящему ни исполнять, ни сочинять музыку, огромную роль должна играть импровизация. Импровизация, конечно, важна как приём в джазовом исполнительстве, но она ещё, как ничто другое, способна подтолкнуть нас к настоящей самостоятельной осмысленной творческой деятельности.

Музыкальная деятельность

Музыкальная деятельность, с точки зрения обучения музыке, должна представлять собой определённый процесс. В нём для выработки умений и навыков необходимо обязательно привлекать к участию и активизировать многие и различные нервные механизмы: слуховой, голосовой, зрительный, тактильный, общедвигательный. В этом случае наше обучение будет подчинено принципу комплексности музыкального развития.

Как отбирать музыкальный материал для обучения музыке?

При выборе музыкального материала всегда необходимо быть очень осторожным. Часто бывает так, что произведение представляется преподавателю высокохудожественным и эстетически ёмким. Но по факту оно не способно нас зацепить и считается нами неким анахронизмом, не заслуживающей внимания архаикой, не современным продуктом. При такой ситуации, и это распространено, любой из нас может навсегда потерять интерес к какому-либо обучению музыке.

Поэтому сегодня одной из основных задач преподавателя должна быть умелая, основанная на тонком чутье, профессионализме, учитывающая сегодняшнюю музыкальную картину мира работа с музыкальным материалом. Следовательно, со стороны педагога, наряду с остальным, необходима работа по формированию художественно–эстетического и нравственного вкуса ученика. Произведения желательно отбирать не только по содержанию и художественной ценности, но и по восприимчивости и эмоциональной сложности. А также в соответствии с возрастом и уровнем общего и музыкального развития любого ученика.

Д.Б.Кабалевский говорил, что значительная часть педагогов во всём мире стоит на той точке зрения, что музыкальное воспитание должно строится на органичном сочетании трёх элементов: народной, классической и современной музыке. Чаще всего сегодня споры научного сообщества касаются третьего элемента – современной, как правило, эстрадной музыки.

Сегодня, благодаря проникновению мировой музыкальной культуры, с её разнообразием стилей, жанров и направлений, во все средства массовой информации, у учеников довольно рано, а именно в домашней среде, вне школы, формируются собственные музыкальные приоритеты, пристрастия и вкусы. Поэтому не догма и не формализм со стороны педагога должны быть определяющими на любом этапе выбора и работы с исполнительским репертуаром.

Со стороны педагога всегда обязательно чуткое, внимательное отношение к мнению самого ученика. Необходимо постоянное развитие специальных знаний, умений и навыков, основанное на принципе связи с практикой, а также постепенности и последовательности обучения. То есть, всегда надо учитывать современные тенденции развития любого вида музыкального искусства, любого жанра. Усложнение же музыкального материала и повышение исполнительских качеств должно осуществляться по мере усвоения задач, поставленных педагогом перед учеником.

Ссылка на основную публикацию