Зачем родителям играть с детьми?

Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?

Несколько дней назад у меня на приеме была мама 6-летнего мальчика, у которого, по ее мнению, было что-то «не так»: ребенок категорически отказывается участвовать в общих делах и занятиях в группе детского сада, между тем группа, которую он посещает – подготовительная к школе. Мама пояснила, что дома разрешает ребенку смотреть телевизор чуть ли не целыми днями. Что делать? Когда я сказала, что нужно вовлекать ребенка в совместные занятия через активизацию его интереса, естественного любопытства с помощью различного рода игр, мама искренно удивилась: «Я – сорокалетняя женщина, должна играть с ребенком?!»

Давайте поразмышляем вместе.

Способности, психологические навыки, психические новообразования не появляются сами по себе. Они возникают, развиваются, формируются только в том случае, если создана особая среда, особая система отношений между людьми, и эта среда и система отношений формируют желание, потребность, интеллектуальную готовность. Исходя из этого, проблемы в обучении, общении, психологическом развитии возникают у ребенка тогда, когда ему не были созданы условия, в которых он мог бы развить определенные качества, либо если в дальнейшем эти качества оказались невостребованными.

Между тем, ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка, начиная с дошкольного возраста, – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали мало общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Задача взрослых – создавать ту самую среду, которая поможет ему успешно развиваться: формировать желания, потребности, интеллектуальные качества в соответствии с возрастом ребенка. Для дошкольника естественной, ведущей деятельностью, определяющей его дальнейшее развитие, является игра!

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание, игровые действия, роли, правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную деятельность детей.

В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх – взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития, а также осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку как личности. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства личностного обучения детей.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель или родитель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством взрослого овладевают новыми знаниями.

Игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу, личностные ценности.

Таким образом, игра, является средством всестороннего воспитания и развития детей, а также мощным фактором осуществления индивидуального подхода к ребенку.

Игра для ребенка – подлинная жизнь. И если взрослый организует ее разумно, он получает возможность влиять на детей. В играх дети отражают определенные поступки, личные особенности и взаимоотношения людей. Но за всем этим еще не стоят реальные черты и качества личности самого ребенка. Например, выполняя в игре роль, требующую от него проявления доброжелательности и заботливости, в жизни этот ребенок может быть иногда эгоистичным и грубым. Вот почему так важно педагогическое руководство играми, обеспечивающее их максимальный эффект учета индивидуального подхода в обучении.

Существенное значение имеет выбор игр. В зависимости от задач используются игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры и др.

Воспитатель или родитель должен быть близким детям, желанным участником их игр. Используя содержание и правила игры, свою игровую роль, он тактично направляет ее ход, взаимоотношения игравших, не подавляя их самодеятельности.

Вместе с тем и игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.

Взаимосвязь между игрой и обучением не остается неизменной на протяжении дошкольного детства. В младших группах игра является основной формой обучения. В старших, особенно в подготовительной, значительно увеличивается роль самого процесса обучения на занятиях. Перспектива обучения в школе становится желанной для детей. Им хочется стать школьниками.

Однако игра не утрачивает для них своей привлекательности, изменяется лишь ее содержание, характер. Детей интересуют игры более сложные, требующие интеллектуальной активности. Привлекают их также игры спортивного характера, в которых содержится элемент соревнования.

Итак, игра – дело серьезное и важное для детей дошкольного возраста, поэтому, уважаемые родители, играйте со своими детьми!

Играя с детьми, вы развиваете и раскрываете способности ребенка. Особенная роль в этом отводится развивающим играм.
Развивающая игра для ребенка – это стартовая площадка для творчества. Она дает питание для ума. Любая последовательность заданий дополняет факторы, которые влияют на развитие способностей.
Ни в коем случае не жалейте времени, которое можно потратить на общение и игру с ребенком. Вы будете приятно удивленны и получите немало важных впечатлений от такого общения. Любое совместное времяпровождение сближает родителей и детей.
В процессе игры каждый из членов семьи ненавязчиво и незаметно для себя самого узнает и познает другого. Полученные таким образом знания о ребенке или ребенком о родителях помогут каждому найти общий язык в самых кризисных и конфликтных ситуациях.
К тому же и самим родителям никогда не поздно окунуться в мир детских впечатлений. Вспомнить себя самого в том возрасте: что волновало и беспокоило, что радовало, чего хотелось.
Очень важно, если такой родитель прекрасно помнит не только свои страхи, но и свои желания и реакцию на них его родителей. Учитывая свои воспоминания, вы совершенно по-другому будете оценивать своего ребенка. Можно играть везде: по дороге домой, во время прогулки, на кухне…
Где мамы проводят много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью, перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой, добраться до дивана и телевизора. Когда же играть с ребенком? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?
Общаться и играть с ребенком можно во время домашних хлопот на кухне. А каков результат! Посмотрите:
– мы помогаем ребенку понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы;
– помогаем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий;
– помогаем учиться терпению;
– самым коротким и действенным путем учим важным домашним работам (перебрать рис, перетереть посуду и т.д.);
– даем понять, как заботимся о своей семье;
– осваиваем эффективный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом;
– делаем для ребенка сам процесс учения практичным;
– становимся ближе и интереснее друг другу, у нас появляются общие интересы.

А значит, не прогоняйте ребенка из кухни! Поиграем?

«Вкусные слова» или «Вежливые слова»
Мама: « Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку.
Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.

Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (картошка, укроп, свекла и т.д.). На слова можно «охотиться» из любых блюд и на кухне вообще.

«Готовим сок».
Образуем слово: «Из яблок получается сок… (яблочный), из груш – (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты ….».
А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из ….(моркови) и т.д.»

«Раскладываем и пересчитываем».

Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов.

«Помощники».
Как можно одним словом назвать прибор, который … варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?
«Придумывалки».
Придумайте сказку или историю про …старую кастрюлю (бананы, кухонные часы, ложку и т.д. )
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь экспериментировать, почувствуйте себя ребенком, и тогда даже ваш каждодневный труд окажется забавным и увлекательным.

Вы готовы уже сейчас предложить своему чаду совместные игры?

Можно придумывать бесчисленное число совместных увлекательных занятий-игр со своим малышом, взаимообогащающих ваши отношения с ним. В помощь вам – ваше собственное детство и ваши детские игры, а главное – ваше желание помочь своему ребенку расти успешным, много знающим и умеющим, ваше стремление – быть ему другом. Удачи вам!

Читайте также:  Суеверия - это мусор для мозга

Для чего нужно играть с ребёнком

Для чего нужно играть с ребёнком

Многие родители не догадываются о том, что с помощью игры с ребёнком по определённым правилам они могут восстановить не только принимающие любящие отношения, но психическое и физическое состояние ребёнка. Семейный и детский психолог Юлия Данилова.

Как ваш ребёнок понимает, что вы его любите? Одно из проявлений любви к ребёнку — это когда вы дарите ему своё внимание. Часто родители возражают: «Да я и так целыми днями с ним (ней)!». Стоп. Варианты «мама на кухне готовит обед», «мама делает уборку», «поиграй, пока мама…» — не подходят. В это время вы физически вроде бы с ребёнком, но на самом деле заняты другими делами.

Два непременных условия внимания:

  • Полное внимание, внимание только для ребёнка. В это время вы не отвлекаетесь на посторонние дела, не разговариваете ни с кем другим.
  • Позитивное внимание: внимание без оценки его поведения, внешности и тому подобное, без осуждения, без критики и сравнения.

Если вы позитивное внимание заменяете на негативное («опять ты раскидал игрушки и вещи», «сколько раз тебе говорить!»), ребёнок всё равно будет стремиться получать даже такое внимание

Потому что внимание — это одна из важных социальных потребностей человека.

Другое проявление любви к ребёнку — это когда вы играете с ним в то, во что он просит. Родители могут возразить: «Я не люблю эти эти игры машинки/солдатики/драки/куклы/онлайн-игры», «А если она скажет — давай валятся в снегу или давай вместе играть в компьютерную игру?».

Ваша задача — отбросить свои убеждения (мы сейчас не говорим о верности или неверности этих убеждений, чуть не написала «заблуждений») и преодолеть сопротивление и согласиться на предложение ребёнка. Поверьте — это отличный шанс сблизиться с ним и обрести его доверие.

Перед началом игры вам нужно договориться о трёх условиях безопасности:

  • Мы не причиняем вреда другому — не делаем больно.
  • Мы не причиняем вред себе.
  • Мы не ломаем и не портим мебель, вещи и так далее.

Если это происходит — вы можете мягко напомнить об условиях и продолжать или прервать игру, если нарушения повторяются. Время проведения игры и её длительность тоже заранее обговариваются исходите из ваших возможностей. Для родителей это далеко непростое занятие, особенно в первое время. Родителям придётся преодолевать своё сопротивления, будут соблазны отказаться от запланированной игры.

Для родителей маленьких детей я рекомендую выделить время для игры с ребёнком хотя бы три-четыре раза в неделю по 30-40 минут

И тогда вы говорите своему ребенку: «Давай с этого дня по таким-то дням в такое-то время я буду уделять время только тебе и мы будем вместе делать то, что ты захочешь». Договор об особой игре станет лучшим подарком ребёнку от вас. Именно так говорят уже выросшие дети, с которыми родители играли в детстве.

Как правильно следовать игре ребёнка

1. Вы не прерываете его деятельность, не останавливаете и не предлагаете свои варианты игры, даже если что-то вам совсем не нравится. Вы можете что-то предложить, только если он сам попросит об этом. Но и в этом случае лучше задавать открытые вопросы: «А как ты сам думаешь?», «А что ты предлагаешь?», «А что дальше делать?».

Ребёнок становится главным. Он сам управляет событями своей жизни. А вы следуете тому, что он говорит, выполняете его команды. На время вы меняетесь ролями и подчиняетесь: он кричит на вас и пугает — вы преувеличенно боитесь. Он радуется — вы также искренне радуетесь вместе с ним. Ребёнок интуитивно выберет именно ту игру, которая поможет ему разрядить накопившиеся чувства страха, гнева, обиды. Ваша задача — не препятствовать ему в этом, а поддерживать его разрядку.

2. На всем протяжении игры вы щедро даёте позитивную обратную связь ребёнку. Не просто похвалу «молодец», а развёрнутую подробную обратную связь о том, как он здорово все это делает: «Как ты здорово придумал!», «Как это у тебя ловко получается! Я так не умею!», «Замечательная идея!», «Вот это воображение!» и тому подобное.

Положительных влияний у такой игры много. Вскоре вы заметитие, что между вами исчезли конфликты или вы их легче разрешаете, стало больше доверия друг к другу, появится больше тепла, близость в отношениях, желание быть вместе. Ребёнок, получив возможность отреагировать свой негативный опыт, — станет более спокойным в обычной жизни, уйдут агрессивность, страхи, обиды. А ещё у ребёнка появится чувство собственного достоинства, самоценность, значимость. И это всё за три часа в неделю игры с ребёнком.

Психологи объяснили, почему детям необходимо минимум 2 часа игры в день

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сегодня родители как можно больше загружают детей развивающими занятиями, в школе тоже выросла нагрузка. Стремление максимально полезно распределить детское время, вырастить ребенка успешным растет с каждым годом. У детей практически нет возможности заниматься главным делом детства — играть. Чтобы защитить право детей на свободную игру, Организация Объединенных Наций даже приняла специальные дополнения к Декларации прав ребенка.

Нас в AdMe.ru очень заинтересовало, почему же игра так важна для развития ребенка. Мы изучили исследования многих психологов и решили поделиться своими открытиями на эту важную тему.

Количество времени для свободной игры детей без прямого руководства и правил сильно уменьшилось за последние 20 лет. Известный психолог Гордон Ньюфелд бьет тревогу: дети стали играть меньше на 12 часов свободного времени в неделю, из которых 8 часов – это время на неструктурированную игру и занятия на воздухе. При этом “вымирание” игры происходит одновременно с ростом числа диагнозов детской депрессии, тревожности и СДВГ.

Кроме этого, психиатр и клинический исследователь Стюарт Браун даже обнаружил общую закономерность в биографии многих убийц — как правило, все они мало играли в детстве.

Многие могут удивиться: о каком недостатке игры идет речь, если дети и в детских садах, и на спортивных площадках в школе играют. Психолог Энтони Пеллегрини считает, что большинство современных игр имеют четкие правила, ход действия. В отличие от них свободная игра не имеет четкой цели, в ней никто не побеждает и не проигрывает, она спонтанна и дает большой простор для воображения, что является главной ценностью.

Психологи сходятся во мнении, что детям просто необходимы как минимум 2 часа свободной игры в день.

Психиатр и клинический исследователь Стюарт Браун считает, что насыщенное играми детство — залог того, что взрослый человек будет разумным и счастливым, а если не прекращать играть, то можно стать умнее в любом возрасте. Игры очень важны для развития мозга, они активизируют его работу — это важно для управления импульсами, принятия решений, планирования, внимания и коммуникативных навыков, развития нейронной сети.

Игра также помогает лучше разрешать когнитивные трудности, радоваться жизни, развивает любознательность, навыки решения проблем, творческое мышление, снижает тревожность.

Насыщенное игрой детство помогает ребенку в образовании и во взрослой жизни. Исследование доказало, что если дети ходили в детский сад, где много времени уделяется игре, то они вырастали более социально приспособленным к взрослой жизни, могли легче справляться с трудностями жизни, были более гибкими: увольнялись с работы менее 7 % из тех, кто посещал детский сад с игровым уклоном, и более четверти из тех, кто занимался под прямым руководством учителя.

Елена Смирнова, научный руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, считает, что в игре у детей в дошкольном возрасте формируется внутренний мир, без которого не вырастет полноценная личность.

Как научить ребенка играть

Чтобы ребенок научился играть самостоятельно, нужно, чтобы кто-то из взрослых научил его игре. При этом важно не торопиться, нужно, чтобы было достаточно времени для игры.
Начинать играть с ребенком в сюжетные игры можно уже в 1,5–2 года. Самый большой простор для развития дает сюжетно-ролевая игра, она состоит из нескольких частей: роль, игровые действия, объекты игры (игрушки, предметы — то, чему присваивается какое-то значение на время игры) и правила.

  • До 3 лет в игре ребенок сначала повторяет действия за взрослыми, а потом производит их самостоятельно. Для развития игры хорошо, если взрослый предлагает ребенку большое разнообразие сюжетов. Например, играть не только в дочки-матери, но и в больницу, в магазин и в полицейских.
    Взрослому важно показать роль во всем многообразии действий. Например, что играть в маму и малыша — это и кормить куклу (накладывать воображаемую кашу из кастрюльки в тарелку, подносить ложечку ко рту куклы), и купать, и качать, и гулять (катать в колясочке).
    Кроме этого, важно показать ребенку, что играть можно практически с любыми предметами. Малышом может стать не только кукла, но и завернутый в тряпочку брусочек, а для игры в шалаш подойдет любая ткань, которой можно накрыться, — от полупрозрачной косынки до покрывала с кровати.

Зачем родителям играть с детьми?

Недавно я была в гостях у подруги, у которой есть 6-ти летний сын. По мнению подруги с ее ребенком что-то “не так”: он категорически отказывается учиться читать и писать, не участвует в занятиях в группе детского сада, не ладит со сверстниками и поэтому не любит ходить в садик. Подруга пояснила, дома она разрешает сыну смотреть телевизор или играть на планшете чуть ли не целыми днями. “Что делать?” – спросила она меня и когда я ответила: “Играть с ним вместе в любое свободное от работы время!”, она искренне удивилась: “Я – взрослая женщина, должна катать машинки и собирать конструктор?”.

К сожалению, многие современные родители считают нормальным, когда ребенок дошкольного возраста основную часть времени проводит за планшетом, компьютером или телевизором. Любимые занятия их детей – просмотр мультиков и компьютерные игры. Виртуальный мир для них стал более интересным, чем реальный, где надо найти общий язык со сверстниками, прислушиваться советов родителей и воспитателей. И как результат, современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, более эгоистичными и импульсивными. Они не умеют контролировать свои эмоции, не способны отличить добро от зла.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы нравственной морали и нормы поведения. Задача каждого родителя до начала посещения школы научить ребенка стать самостоятельным и дружелюбным, то есть уметь слушать, общаться, понимать, прощать, дружить и проявлять сочувствие. Задатки всего этого родители должны закладывать с первых лет жизни ребенка и одним из главных проводников этого является совместная игра, а не мультфильмы и виртуальные игры. Способствовать развитию всех этих качеств у детей могут только игры, где ребенок берет пример с родителей и чувствует их поддержку.

Читайте также:  Извлекаем пользу из одиночества

“У наших друзей ребенку тоже 6 лет. Он уже сам гуляет на улице и самостоятельно играет, а наш не хочет идти на улицу гулять и дома не играет с игрушками” – продолжала жаловаться подруга, не понимая того, что способности и навыки детей возникают, формируются и развиваются только в том случае, если в семье созданы необходимые для этого условия. Многие мамы с удовольствием учат детей до года разным играм, например, вместе собирают пирамидки, складывают кубики и читают потешки. Малыш чувствует любовь и внимание мамы, он счастлив от того, что мама с ним играет и разговаривает.

Детям старше одного года уже надо участвовать в семейной жизни, они самостоятельно берут мамину тряпку, чтобы вытереть пол, кладут грязное белье в стиральную машину и моют посуду, получая от этого огромное удовольствие. В этом возрасте мамы активно гуляют с ними, оставляя их играть в песочнице или катая на качелях. Активная прогулка на улице и “помощь в домашних делах” снимает с мамы вопрос: “Должна ли она вместе играть с ребенком?”. Они и так целый день вместе, на игры в игрушки у них практически нет времени.

Дети 2-3 лет уже подражают взрослым, начиная осваивать мир фантазий, и как будет играть ребенок в этом возрасте, так он будет себя вести и в дальнейшем. Многим мамам, находящимся в декретном отпуске, уже не хватает терпения сесть рядом со своим 2-3 летним малышом и играть в кубики, собирать конструкторы, гонять на машинках или наряжать куклы. Им скучно, да и на домашние дела у них времени не хватает. Увидев, что ребенок не хочет играть один, они раздражаются и сердятся на малыша, заявив, чтобы он не мешал ей.

В этом и кроется причина того, что ребенок в 6 лет не умеет играть самостоятельно. Если мама каждый раз ведет себя агрессивно, как только ребенок просит ее поиграть вместе, значит, игра – это скучная обязаловка не только для мамы, но и для него. Дети быстро берут пример со своих родителей и если они сами не любят гулять на улице, предпочитая сидеть дома и смотреть телевизор, то их ребенок тоже не любит прогулки. Ему будет скучно как на улице, так и в комнате, заваленной игрушками. Любимыми его увлечениями станут просмотр мультиков и компьютерные игры.

Однозначно, родители должны прикладывать все усилия, чтобы научить своих детей дружить с другими детьми, правильно общаться, проявлять заботу, быть самостоятельными. И лучший вариант для обучения детей этим навыкам – это совместная игра. Если ребенку 2-3 лет вы показали своим примером, что играть в куклы, собирать конструктор и устраивать гонки на машинках очень увлекательно и интересно, то в 6 лет он сумеет самостоятельно придумывать сюжеты игры и не станет требовать от родителей их обязательного участия. Постоянное присутствие мамы или папы во время игры для него уже не обязательно, так как до этого возраста родители сумели совместными играми научить его развивать фантазию и проявлять самостоятельность. Взрослые для него лишь наблюдатели, которые способны одобрить или исправить сюжет игры.

Наказывать 6-ти летнего ребенка из-за неумения играть самостоятельно, отмахиваться от него и посылать играть одного со сверстниками на улицу лишены всякого смысла и более того вредят его успешности в будущем. Таким отношением к ребенку родители сеют неуверенность в маленькой личности и лишают его способности ценить себя. Постарайтесь изменить свое отношение к ребенку, проводите больше времени с ним и посвятите игре с ребенком все свое свободное время.

Совместные игры помогают родителям завоевать авторитет перед ребенком и выстраивать доверительные отношения. От игр можно постепенно переходить к обучению чтению и правильному общению со сверстниками. Ребенок не станет огрызаться на родителей, если они в процессе игры научили его правилам поведения и взаимоотношениям с окружающими.

Ведь игра – отличный способ, чтобы научить детей соблюдать договоренности и выполнять родительские поручения, не подавляя его собственных желаний. Играйте с ребенком везде: по дороге домой, во время прогулки и домашних хлопот на кухне… Каким бы вы не были занятым человеком, не забывайте о том, что для родителей нет ничего важнее, чем помочь своему ребенку расти успешным, грамотным и целеустремленным человеком.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Консультация для родителей «Зачем родителям играть?»

Елена Еремеева
Консультация для родителей «Зачем родителям играть?»

Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка — игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период — через игру. Этим ребенок и занимается практически все время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность развиваться, знакомиться со «взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи. Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»? Как научить его — не прибегая к нудным увещеваниям — выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в игре.

Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники, воспитатели в детском саду… Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят мороженное, не смотрят мультики, а только спят и работают, — мнение моего 5-летнего знакомого вовсе не редкость среди его сверстников.

Ролевые игры — известные всем «дочки-матери», «в дом» — с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный — папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить ситуацию к лучшему.

При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому трехлетнему или пятилетнему ребенку, поднять непростую проблему и помочь найти выход.

Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть как получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме — взрослой, «ведомой» в этой игре — объяснить основную идею, распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса — и это поможет, не заостряя внимания, как бы между прочим, донести до ребенка те идеи, которые вам хотелось бы с ним обсудить.

Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно! Я домой прихожу — мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться». Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и подключите фантазию — вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте! На диван, а лучше — на пол, на ковер. И играйте! Вы — Эверест, ребенок — Отважный Покоритель Горных Вершин, вы — Большая Белая Медведица, он — Медвежонок Умка, вы — Ягуар В Засаде, он — Ягуар В Засаде Тоже… Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка, побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки зрения другого — с позиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой Картонной Коробки или Старого Башмака.

С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам. Незаслуженно забытые «ходилки» — бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша — научат соблюдать очередность; случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз. Любимая игра нашего детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух-трех «корабликов», постепенно увеличивая «флотилию».

Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото — старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братьев и сестер. Кстати, в последнее время возрождается и другая семейная игра — бирюльки, которая, помимо внимания и умения сосредоточиться, отлично тренирует мелкую моторику кисти.

Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства, могут только родители. Их задача — сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя» — из-за страха проиграть, оказаться неуспешным. Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.

Игра, как ничто другое, развивает воображение. И опять же, именно родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения вперед, для познания нового и неизведанного в мире, и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить.

Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство — и давайте играть!

Евгения ПАЙСОН, детский психолог

Статья из журнала «Игра и дети» 2005.-№3.

Читайте также:  Коррекция носа с помощью ринопластики

Консультация для родителей «Как играть вместе с детьми» Игра – основной вид деятельности дошкольников. Игра – не только удовольствие и радость для ребенка, но и важное средство самовыражения,.

Консультация для родителей «Играть с детьми — это важно» И снова Здравствуйте,сегодня мне хочется поговорить с Вами об игре! Да о той самой “фигне” которой дети занимаются вместо Вашего полезного.

Консультация «Как научить дошкольников играть без родителей» В наши дни родители часто устают на работе, после чего остается крайне мало времени на игры с детьми. Поэтому уровень развития детей снижается.

Консультация для родителей «Как играть с детьми раннего возраста» Игра занимает очень большое место в жизни ребёнка. Очень часто родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в шашки» Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребёнка является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в театр» Наши дети не умеют разговаривать, а мы не умеем разговаривать со своими детьми. Нам некогда, а может, просто лень. К тому же в доме есть.

Консультация для родителей «Наказывая, подумай «Зачем?» Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Наверное, невозможно.

Консультация для родителей «Как играть с детьми раннего возраста» Как играть с детьми раннего возраста. Игра занимает очень большое место в жизни ребёнка. Очень часто родители заботятся о том, чтобы купить.

Надо ли играть с ребенком?

Игра – важнейшая часть жизни ребенка, а родители – главные для него люди. Казалось бы, именно родители должны научить малыша играть и с полной отдачей участвовать в детских забавах. Но почему же для многих взрослых игра с ребенком становится тяжкой и даже непосильной ношей? Мамы самых маленьких жалуются: «Мне скучно катать с ним машинки, надевать по сто раз колечки на пирамидку, собирать башенки из кубиков. Но ведь надо!». Дети растут, осваивают подвижные и ролевые игры, но мамы остаются недовольны: в дочки-матери они свое уже отыграли в детстве, да и прятки-догонялки – не самое интересное для взрослого человека занятие. И тут возникает вопрос: а надо ли играть с ребенком в принципе? Действительно ли он нуждается в нашей помощи, ведь игра – это его территория? Или родителям все-таки стоит перешагивать через внутренние барьеры и учиться играть с ребенком? Попробуем разобраться.

Почему нам так сложно играть с детьми?

Игра – особая деятельность ребенка. В игре он не преследует какую-либо цель, а просто получает удовольствие. Только играя, ребенок становится независимым, главным, творцом ситуации – потому что вне игры он всегда занимает подчиненное положение, просто в силу возраста. Неудивительно, что дети так любят играть!

А что же мы, взрослые? С предметами манипулировать мы уже давно научились, и надевание колечка на пирамидку, естественно, уже не кажется нам важным достижением. Мы не нуждаемся в многократном повторении одного и того же действия, и это нормально. Странно, если бы было иначе! Что касается детей постарше, то умение вживаться в ролевую игру у большинства из нас (обычных родителей, не актеров) угасает с возрастом, потому что у взрослого человека другие задачи. Мы любим интеллектуальные, настольные и спортивные игры, которые имеют некую конечную цель, но малыши еще до них не доросли, им интересны пустяковые, на наш взгляд, развлечения. И повторяются они при этом изо дня в день…

Получается крайне странная картинка. Ребенок хочет играть целый день, а взрослым игра, по большому счету, не нужна. Однако родители очень любят своих детей и стараются дать им всё необходимое. Играют, даже когда не хочется, потому что НАДО, или играют изредка, но мучаются чувством вины («мало играю!»). Раздражающая ситуация, не правда ли? Вкупе с общим чувством постоянной ответственности за малыша сомнения в себе, как в хорошей матери, приводят к разнообразным последствиям: покупка огромного количества игрушек, чрезмерная увлеченность мамы ранним развитием, раздражение и усталость от ребенка…

Должны ли родители играть с ребенком?

Никто не будет отрицать – играть ребенку очень полезно. Играя, малыши разных возрастов развиваются интеллектуально, учатся манипулировать с предметами, делают открытия, учатся действовать, как взрослые, проигрывают жизненные ситуации и решают текущие эмоциональные проблемы. Однако для ребенка игра – естественная стихия, в то время как для взрослого она неестественна! Поэтому нам так сложно, и отсюда-то и вопрос заголовка: а должны ли родители играть с ребенком?

Конечно, слово «должны» звучит немного неуместно. Эмоциональные аспекты жизни нельзя вписать в рамки обязательств. Однако вопрос остается – насколько необходимо ребенку вмешательство родителя, помощь в организации игры?

Здесь нужно сказать о нескольких моментах.

1. Ребенку не нужен аниматор, ему нужно общение, включенность в жизнь семьи. Если малыш является центром семьи, он задает вектор ее действий – это ненормально. Мама и папа, бабушки и дедушки не должны плясать вокруг ребенка. Спору нет, вы очень любите своего карапуза, но не стоит отказываться от бытовых дел, чтобы пособирать с ним сортер или разложить домино. Для детского развития намного полезнее, если вы помоете пол или развесите белье вместе, пусть это и существенно усложнит мероприятие. Зато малыш будет чувствовать, что вы – одна команда, занятая общим делом!

2. Давать ребенку интересные игрушки, попутно объясняя, как с ними действовать, «подкидывать» идеи и проявлять внимание к ребенку нужно обязательно! Предоставлять малыша самому себе с утра до вечера – это, разумеется, неправильно. И, конечно, подобная «свобода» не научит его самостоятельности, а просто вселит уверенность в собственной ненужности… Однако и обратная модель, когда родители с утра до вечера придумывают игры для малыша, тоже ненормальна. Какой фантазии, творчества можно ожидать от ребенка, за которого взрослые всегда и всё придумывают?

3. Игра для родителя не должна быть скучной обязаловкой. Лучше играть с ребенком реже, но именно тогда, когда вам действительно этого хочется. Не нравятся догонялки и прятки? Почитайте ребенку книгу, соберите вместе пазл или мозаику, займитесь совместным творчеством – такой досуг ничуть не хуже, чем игры через силу. Главное – ваша любовь и внимание к детям!

4. Чем старше ребенок, тем меньше ему нужно участие взрослого в его играх. Если полутора-двухгодовалому малышу еще нужно мамино присутствие в зоне игры, поддержка и советы, то трех-четырехлетний фантазер уже вполне может обходиться воображаемыми друзьями и общаться с игрушками, создавая целые миры.

5. Если малыш жалуется, что ему скучно, просит поиграть с ним, скорее всего, проблема не в нехватке идей. Ему просто нужно в данный момент «подпитаться» энергией вашей любви. Уделите сыну или дочке немного внимания, поговорите, дайте ему/ей просто посидеть у вас на коленях, и вы увидите, как быстро изменится взгляд ребенка – скуку снимет как рукой! Еще один замечательный вариант родительских действий в случае детской скуки – пригласить малыша поучаствовать в вашем взрослом деле.

6. Не решайте проблему «не знаю, как играть с ребенком» с помощью телевизора и планшета, особенно если вашему малышу нет и трех лет. Электронные гаджеты лишают детей фантазии, творчества и инициативности.

Нужно ли учить ребенка играть?

Вопрос этот опять же неоднозначный. Дети по природе своей склонны к тому, чтобы играть – так зачем же их учить этому?

Обучение совсем маленького ребенка манипуляциям с предметами, например, с той же пирамидкой или сортером происходит естественным образом при общении родителей с крохой. Ласковые поглаживания с потешками, простые игры типа «ку-ку» или «коза рогатая», пение песенок – всё это делает, наверно, каждая мама. Ребенок чувствует любовь и внимание, и он счастлив благодаря всем этим простым действиям. Если назвать их игрой, то да, играть с самыми маленькими нужно. И это совсем не сложно, правда?

Малышу, начинающему ползать, нужна максимальная свобода. Не ограничивайте его манежем или кроваткой, дайте ему изучить пространство вокруг. Это лучшая для него игра, плюс, конечно, он должен быть в непосредственной близости от мамы. Ползая за мамой, хватая специально выделенные для него предметы (необязательно игрушки, это могут быть кастрюли, деревянные лопатки или клубки ниток), малыш получает огромное количество новой информации. И, конечно, мама должна постоянно с ним разговаривать, формируя пассивный словарь.

Детям старше года уже очень хочется участвовать в «общественной» жизни. Они с удовольствием будут помогать вам вытирать тряпочкой пыль, разгрузят стиральную машину или помоют пол. Не беда, что результат пока далек от идеала – зато какое удовольствие получает кроха! Как можно больше гуляйте: физическое развитие у детей раннего возраста во многом определяет умственное. Активная прогулка полезна малышу и снимает с повестки дня вопрос: и чем бы еще занять его дома?

Что касается детей старше 2,5-3 лет, то они уже играют, не просто манипулируя предметами или подражая взрослым в своих действиях. Трехлетка начинает осваивать мир фантазий, и чем меньше взрослый будет в этот мир вмешиваться, тем лучше. Вся ценность и прелесть игры в этом возрасте – в самостоятельном придумывании сюжета! Если игру придумала и организовала мама, малыш с удовольствием включится в происходящее, но будет ли в этом польза для его творческого развития? Дети быстро приспосабливаются к любым внешним условиям. Поэтому они с легкостью привыкают к получению готовых чужих игр и с легкостью принимают чужие шаблонные идеи, отучаясь выдвигать свои. Ждать от них впоследствии «креатива» не приходится…

Дорогие мамы и папы! Играть с ребенком, конечно же, можно и нужно. Но еще важнее другое – чтобы этот процесс приносил всем радость. Если вы чувствуете себя в душе ребенком и получаете искреннее удовольствие от игры, это прекрасно! Но и отсутствие восторга перед детскими забавами, особенно у мамы, на плечах которой и так множество обязанностей, тоже является вполне нормальным. Хотя бы потому, что мы взрослые, и игровая деятельность в принципе для нас является уже давно пройденным этапом. Не нужно ломать себя, если играть тяжело, для ребенка важнее всего ваша любовь и забота, которые вы проявляете, так или иначе. Совместные прогулки, чтение, творчество, да и просто дела по дому важны для ребенка не меньше, чем пресловутые игры.

Ссылка на основную публикацию