Как завоевать и удержать доверие ребенка

Памятка для родителей: как завоевать доверие детей?

Правило 1. Признайте, что тело ребенка принадлежит ему.

За этим правилом стоит очень многое. Нельзя кормить детей насильно. Нельзя настаивать на том, чтобы ребенок надевал неудобные колючие колготки. Нельзя трепать за щеки, щекотать и подбрасывать в воздух, если малыш сейчас этого не хочет. Ребенок — автономная личность, и раньше всех разговоров он осознает это через телесные практики. Уважайте право ребенка не доедать суп, не целовать при встрече дальнюю родственницу, не раздеваться при посторонних и молчать, если он не готов говорить.

Правило 2. Когда ребенок наконец заговорит о чем-то сложном, не реагируйте слишком бурно.

Детям важно знать, что их мама и папа в целом справляются с жизнью и могут ему помочь в непростой ситуации. Если же папа от некоторых новостей начинает страшно кричать, а мама — горько плакать, ребенку захочется либо убежать на край света от такой реакции, либо уберечь самого родителя.

Зачастую уже в возрасте 4–5 лет дети приобретают навык скрывать от родителей плохие новости — не из страха наказания, а из жалости к папе или маме.

Не давайте детям повод для освоения патерналистской роли: именно мы здесь взрослые, беречь и заботиться — наше дело.

Правило 3. Не обманывайте.

Конечно, проще сказать трехлетке «Тебя принесли из магазина», чем коротко и понятно рассказать о половых клетках. Но ложь рано или поздно открывается. Если когда-нибудь ребенок из-за этой сказки окажется в неловком положении перед сверстниками, он вряд ли забудет о том, что самый близкий взрослый сказал ему неправду.

Правило 4. Не отмалчивайтесь.

Представьте: к вам пришли с вопросом, на который вы были не готовы отвечать. Что такое аборт, почему проституция — это плохо, что означает вон то скабрезное ругательство… У вас нет ответа, но буркнуть «Не знаю, отстань» — это минус пять к доверию. А минус десять дает фраза «Ты еще маленький, рано тебе пока об этом знать». Даже если вы сто раз правы, ребенок не оценит такой заботы. Лучше честно признаться, что вы не можете сходу ответить и что сегодня вечером (через неделю, на каникулах) вы обязательно вернетесь к этому вопросу. И действительно вернуться! (См. правило 3).

Правило 5. Придерживайтесь безопасной коммуникации.

Казалось бы, что опасного может быть в разговоре между родителем и ребенком? Однако, если мы вдруг выберем «тактику леопарда» (преследовать, настигать, прижимать лапами к земле) и выложим ребенку всю информацию на все неудобные темы — диалог с вами станет неудобным для ребенка. Чтобы такого не случилось, позвольте ребенку в любой момент поставить ваш разговор «на паузу»: «Окей, я получил ответ, пока мне хватит» или «Мне неприятно, страшно об этом говорить, давай прекратим». И вы прекращаете. Хотя, на ваш взгляд, вы еще не все рассказали о наркотиках, разводах, беременности, родах и других «взрослых» штуках.

Правило 6.Не бойтесь извиниться.

Раз уж говорим о сексе, то рассмотрим типичный случай. Ребенок проснулся среди ночи, услышал странные звуки и застал родителей, занимающихся сексом. Наверное, удивился и испугался.

Готовы ли вы в этом случае начать разговор со слов: «Извини, секс — это дело только для взрослых, мы должны были закрыть за собой дверь»? И только потом объяснить, что секс — это хорошо, здорово, неопасно, но только когда вырастешь.

Не забываете ли извиниться, если упрекнули ребенка в провинности, которую он не совершал? Или, услышав неприятные новости или неловкий вопрос, вы сначала плеснули в ребенка эмоциями, а потом перешли к конструктивному диалогу? В общем, «Извини!» — это уместное и взрослое слово, которое делает вас более близким и безопасным человеком для ваших детей.

Правило 7. Принимайте.

Ваш ребенок может прийти к вам абсолютно с неожиданной и иногда шокирующей новостью. «Я зашел в секс-шоп и видел резиновую вагину…», «Я, кажется, поучаствовал в каком-то неправильном сексе…», «Я гей…», «Я беременна…», «Я не хочу никогда в жизни ни с кем ложиться в постель…».

И это только примеры про секс: а есть еще много тем, куда более грозных.

Как себя вести в этот момент?

Если ребенок обрушивает на вас очень сложную для принятия новость, сделайте вдох, выдох, поблагодарите небеса за то, что он пришел с этой информацией именно к вам, потом — за то, что он жив и в целом благополучен, а после этого начинайте спокойно и терпеливо вместе решать возникшие вопросы. К счастью, в половине случаев все оказывается совсем не так страшно, как показалось в первый момент.

Если сейчас вы думаете, что для миссии Безопасного Взрослого вы слишком слабы, вспомните: ваши дети еще слабее. И благодаря любви к вашему ребенку вы способны стать самыми сильными людьми на свете. Начните с малого: осознайте правило №1, примите его для себя, а остальные мало-помалу «приложатся» сами собой.

По мотивам курса вебинаров семейного психотерапевта Марины Травковой «Не аист, не капуста. Говорим с детьми про “это”».

«Наставник»

Примем, поймем, поможем!

Об учредителе

Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области

Адрес:
150054, г. Ярославль, ул. Чехова, д. 5

Уполномоченный по правам человека в Ярославской области: www.yarregion.ru Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области: www.yarregion.ru Список адвокатов, участвующих в оказании бесплатной юридической помощи в Ярославской области: www.yarregion.ru Министерство труда и социальной защиты: yarregion.ru

Как завоевать доверие ребенка?

Доверие и любовь рождают в человеке ощущение комфорта и безопасности. Окруженный этим надежным теплом, ребёнок обретает веру в свои возможности, спокойно растёт и развивается, познаёт мир. Но дети не будут доверять родителям только потому, что они должны это делать. Чтобы чувство доверия приобрело устойчивый характер, ему нужно многократно повториться в сознании. Как завоевать и сохранить доверие ребёнка? Хорошие рекомендации родителям на этот счёт даёт психолог Сара Рэдклиф. Вот некоторые из них:

1. Подготавливайте ребёнка к жизни — в этом заключается настоящая забота о нём. Родители должны прививать своим детям практические умения и навыки в разных областях жизни, а также объяснять, что им предстоит сделать и испытать в будущем. Например, ребёнку необходимо первый раз сделать ингаляции в поликлинике. Когда его посадят за стол, наденут маску, тот может просто прийти в ужас. Такой реакции можно с легкостью избежать, если заранее рассказать чаду, что именно (и зачем) с ним будут делать в поликлинике. Можно привести ребёнка туда заранее и показать, как эту процедуру осуществляют с другими детьми; можно воссоздать всю процедуру во время игры в «больницу». Все поможет ослабить детское беспокойство и страх перед неизвестным. Когда детям удается что-либо делать самостоятельно, но под руководством взрослых, они невольно начинают испытывать доверие к отцу и матери, их жизненному опыту. У них крепнет уверенность, что их не бросят и всегда окажут помощь и поддержку.

2. Удовлетворяйте потребность ребёнка в общении. Готовность общаться со своим чадом — еще один путь к завоеванию его доверия. Сын или дочь чувствует себя защищенным, если знает, что всегда может обратиться к родителям с любыми вопросами, со своими переживаниями, открытиями и тревогами. Важно дать ребёнку почувствовать, что ему есть на кого положиться, что в нужный момент рядом окажется человек, способный понять и принять любую информацию, помощь советом, оказать поддержку.

Не только маленькому ребёнку необходимы частые контакты с родителями, но и подросток не меньше нуждается в общении с ними. Дети, которые учатся вдали от дома, тоже могут относиться к своим родителям с доверием и любовью, но их чувства в значительной степени основываются на воспоминаниях и впечатлениях прошлого. В редкие моменты общения с такими детьми родители должны проявлять максимум участия и интереса к их жизни, их проблемам и тревогам.

3. Будьте для ребёнка «предсказуемым». Предсказуемость человека, то есть его способность действовать так, как это от него ожидают, уже сама по себе внушает доверие. Если ребёнок знает, как именно родители отреагируют на определенную ситуацию, он может предугадать возможные последствия различных своих поступков и соответственно корректировать своё поведение. И наоборот. Когда ребёнок не может предвидеть последствий своего поведения, под угрозу ставится не только его доверие к родителям, но и элементарное душевное здоровье. Например, один раз дочь получает похвалу за помощь в приготовлении обеда, а в другой — выслушивает недовольные высказывания («Не мешай мне, я очень тороплюсь!», «Ничего не трогай!»). Ему уже трудно понять, чего ожидать от матери в ответ на свои действия и что требуется от него. Такая неуверенность может привести к потере душевной стабильности и чувства безопасности.

4. Всегда выполняйте свои обещания. Нет большего препятствия на пути к завоеванию доверия, чем нарушенное обещание. Обещая, мы вселяем в ребёнка надежду: «если ты будешь себя хорошо вести, то в выходной мы пойдем с тобой в кино» или «если ты поможешь мне сделать уборку в квартире, мы с тобой успеем сходить на карусели». Необходимо держать своё слово и выполнять обещания, данные ребёнку. Однако дети воспринимают как обещание любое наше высказывание, относящееся к будущему: «Сегодня на ужин я приготовлю пюре с котлетами» или «Я приеду через час». Нам не обязательно произносить слово «обещание», чтобы ребёнок воспринял его как таковое. Если вы сообщаете о предстоящем событии, ребёнок считает это вашим обещанием. Когда процесс ожидания завершается успешной реализацией планов, он испытывает удовлетворение и укрепляется в мысли о том, что вам можно доверять.

Детям очень сложно понять и принять объяснения по поводу нарушенного обещания, какими бы объективными они не были. Следует помнить, что ребёнок ждёт, что все случится именно так, как вы сказали. Если же он не ждет, это явный признак того, что его доверие к вам утеряно.

5. Будьте честными с детьми. Во всех наших делах мы должны быть честными и правдивыми, особенно в отношениях с детьми. Это важно по двум причинам: мы служим примером для них, а честность создаёт основу для их доверия. Большинство родителей считают, что никогда не используют в своей жизни ложь. Однако многие наши высказывания нельзя считать безупречно правдивыми: «Будешь себя плохо вести – придёт полицейский и заберёт тебя», «Если ты сейчас не пойдешь домой, оставлю ночевать тебя в детском саду!». Подрастающему человеку достаточно несколько раз услышать, как родители говорят неправду, или неточно передают факты — и урок уже будет усвоен.

6. Не обсуждайте своего ребёнка с посторонними людьми. Многие родители, считая, что дети не обладают той же чувствительностью, что и взрослые, позволяют себе обсуждать недостатки своего сына (или дочери) в его же присутствии. Ребёнку вполне достаточно наказания, полученного дома, нет никакой необходимости стыдить его при своих знакомых, которые впоследствии начнут относиться к нему с определённым предубеждением. Если поведение чада действительно огорчает и тревожит родителей, они могут обсудить эту проблему друг с другом, посоветоваться со специалистом.

7. Уважайте чувства своих детей. Даже в шутку не следует говорить ребёнку обидные слова. Не очень-то приятно чувствовать себя объектом насмешек. Старайтесь не давать своим детям «шутливые» прозвища; под маской юмора они смогут распознать колкость. Чувство человеческого достоинства страдает и тогда, когда людей ставят в неловкое положение — особенно в присутствии других. Унижение, которое дети испытывают от таких сцен, причиняет им боль, и чем старше ребёнок, тем более уважительного отношения к себе он требует; избегайте делать ему замечания при посторонних, особенно при сверстниках. Родители, которые не считаются с чувствами детей, рискуют потерять их доверие.

8. Принимайте ребёнка таким, какой он есть. Искреннее принятие — это в первую очередь осознание предела его возможностей. Нельзя требовать от ребёнка большего, чем он способен достигнуть. Дети испытывают разочарование и огорчение, когда им предлагают непосильные задачи. Они попадают в стрессовые состояния, у них могут наблюдаться частые головные боли, раздражительность. Но какова бы ни была реакция, проблема остается та же: тяжело жить с родителями, которые требуют от ребёнка больше, чем он в состоянии сделать.

Важно внушить детям любовь и доверие, пока те еще очень малы! Но никогда не поздно начать путь к завоеванию сердца ребёнка. Направленные на это усилия предотвратят возможные проблемы развития и поведения и окажут целительное воздействие на личность ребёнка.

Смирнова Ю.Ю.
методист центра «Наставник»

Родители и дети – полное доверие! Как? 10 практических советов

От дошкольника до подростка: просите ребенка о помощи, слушайте и читайте между строк

Позитивные взаимоотношения внутри семьи выстраиваются на доверии. Это значит, что ни одной из сторон не будет причинен вред. Доверие несет в себе скрытое послание, что вы заботитесь об интересах друг друга. Именно поэтому мы можем воспринимать критику и при этом не злиться на людей, которым мы доверяем. В глубине души мы понимаем, что они реально хотят нам помочь. Доверие, потерянное однажды, очень сложно восстановить. Марвин Маршалл, автор книги “Воспитание без стресса” дает практические рекомендации, которые позволяют установить доверительные отношения между родителями и детьми.

1. Слушайте, чтобы узнать

Эффективность воспитания зависит от вашего умения слушать и ценить чувства и идеи детей. Умение слушать, чтобы узнать, означает, что вы не должны навязывать ребенку свое мнение и не высказывать свои суждения, пока он говорит.

Первая родительская реакция сводится к тому, чтобы оценить мнение ребенка со своей точки зрения, а затем одобрить или раскритиковать его. Это называется автобиографическое слушание. Хотя определенная доля оценки присуща каждому разговору, она усиливается, когда в разговор примешиваются чувства.

Наипростейшая стратегия, позволяющая отказаться от автобиографического слушания, — развить навык слушания ради познания.

Это значит, что вы должны воздержаться от весьма распространенной практики, когда, выслушав всего несколько слов, вы тут же начинаете высказывать свое мнение.

Когда родитель перебивает разговаривающего с ним ребенка, это вызывает лишь негативные эмоции.

Никому — и малышам тоже — не нравится, когда их перебивают.

Надо избавиться и от привычки слушать с точки зрения предвосхищения того, что собеседник может сказать. Такое слушание вызывает желание перебить собеседника.

Перебивание — верный признак того, что вы не цените точку зрения собеседника, как собственную. Поскольку чувство юмора может развеять любые негативные эмоции, научите ребенка, чтобы всякий раз, как вы импульсивно начинаете его перебивать, он говорил вам: “Извини, пожалуйста, что я говорю, когда ты меня перебиваешь”.

Родитель, умеющий слушать, умеет признавать и чувства, и мысли ребенка. К тому же умение выслушать может стать прекрасным образцом для подростков, столь часто испытывающих трудности при развитии этого навыка.

Читайте также:  К чему приводит комплекс жертвы в любовных отношениях

Закрыть “рот на замок” — задача не из легких для родителя, но это единственно верный путь к налаживанию общения и укреплению взаимопонимания.

Просто используйте принцип торговли: исследование всегда предшествует продвижению. Иначе говоря, сначала слушайте, а потом говорите.

Умение выслушать — основа позитивных взаимоотношений. Его противоположностью является безразличие — убийца любых отношений.

Когда вы уделяете внимание другому человеку, вы как бы говорите ему:

Я слушаю тебя и только тебя — прямо сейчас. Я весь внимание. Ничто меня не отвлекает. Мои мысли не блуждают вдалеке. Ты завладел моим вниманием, потому что ты очень важен для меня.

Когда внутри вас возникает желание перебить человека, перенаправьте свои мысли в другом направлении, спросите себя: “Может, эффективней будет сначала выслушать до конца?” Лучший способ дать совет вашим детям — это выслушать их и понять, чего они хотят, а потом посоветовать им сделать именно это.

Лично мне на речи собеседника помогают сосредоточиться несколько глубоких вдохов. Не думайте о том, что вы будете говорить, когда собеседник закончит свою мысль. Это как при игре в теннис: вы должны постоянно следить за мячом. Вряд ли вы чего-то добьетесь, думая о следующей игре — вы должны смотреть на мяч, летящий в вашу сторону.

Оценка того, насколько вы друг друга понимаете, — один из самых важных аспектов слушания.

Иногда перефразирование собственными словами того, что говорит вам другой человек, позволяет безошибочно оценить, насколько вы понимаете друг друга.

Умение слушать имеет гораздо большее значение, чем все, что вы скажете, вместе взятое. Проявление с вашей стороны уважения и понимания важнее, чем ваши способности к формулированию ответов, что отражают выдержки размышлений доктора медицинских наук Ральфа Рафтона:

Когда я прошу меня выслушать, а ты начинаешь давать мне советы, ты просто не делаешь того, о чем я тебя прошу.

Когда я прошу меня выслушать, а ты начинаешь мне говорить, почему я не должен себя так чувствовать, ты пренебрегаешь моими чувствами.

Когда я прошу меня выслушать, и ты чувствуешь, что ты должен сделать что-то, чтобы решить мою проблему, ты меня очень сильно подводишь — как бы странно это ни прозвучало.

Слушай! Все, о чем я прошу, — это выслушать меня. Не говорить, не делать — слушать.

Когда ты делаешь что-то для меня, что я могу или должен сделать для себя самого, ты лишь усугубляешь мое чувство страха и неполноценности.

Поэтому, пожалуйста, слушай и услышь меня. И если ты хочешь поговорить, подожди минуту, и затем я выслушаю тебя.

2. Жезл говорящего: учитесь слушать, и вы научитесь разрешать проблемы

Одно из самых сокровенных желаний любого человека — быть понятым. Но как этого добиться?

Можно использовать жезл говорящего. “Жезлом” может быть любой предмет, который можно держать в руках и передавать от одного человека к другому.

Только тот, в чьих руках находится жезл, может говорить, пока не убедится в том, что все его поняли. Понять вовсе не значит согласиться. Смысл в том, что остальные не могут высказывать свои точки зрения, спорить, соглашаться или не соглашаться. Возможно, они захотят переформулировать слова говорящего, чтобы дать ему почувствовать, что его понимают, или сам говорящий просто будет знать, что собеседники его поняли.

Осознав, что окружающие его поняли, говорящий передает жезл в руки другого, и все внимательно слушают его. В рамках данного подхода каждая из сторон на 100% несет ответственность за общение — как за умение говорить, так и за умение слушать.

Помните: цель этого подхода — просто прояснить ситуацию.

3. Семейные советы

Семейные советы — это уникальный способ улучшить взаимоотношения и решить проблемы в конструктивной форме. Советы должны объединять всех членов семьи и проводиться регулярно, например, раз в неделю в заранее оговоренное время.

Цель советов — совместная разработка схем или рекомендаций. Ключ к успеху — акцент не на проблемах, а на поиске решений. Отталкивайтесь от настоящего. Прошлое не изменить. Заново переживая прошлое, вы превращаете его в настоящее, которое приносит лишь разочарования. Вы постоянно должны задавать следующий вопрос: “Что мы можем сделать с этим?”

Вот основные рекомендации по проведению семейных советов:

  • Садитесь всегда так, чтобы каждый человек имел визуальный контакт со всеми присутствующими.
  • Говорите о том, что вы — а не другие — готовы сделать.
  • Говорите спокойным и разговорным тоном.
  • Стремитесь к прояснению ситуации и пониманию.
  • Помогайте, а не обижайте друг друга.
  • Избегайте обвинений.
  • Акцентируйте внимание на решении.

Члены семьи должны чувствовать и понимать, что никто не причинит им эмоционального вреда, особенно когда они делятся своими проблемами. Огромное значение имеет не только отсутствие давления, но и наличие доверия.

Определите, куда вы поместите листок бумаги с повесткой семейного совета. Каждый член семьи может внести в нее свои вопросы до проведения совета или в самом его начале, например:

  1. Что полезного или ценного ты узнал на этой неделе?
  2. Если ли у тебя вопросы или проблемы, которыми ты хотел бы поделиться?
  3. Что вызвало у тебя приятные чувства или чувство гордости на прошлой неделе? (для маленьких детей).
  4. Контрольные предположения

Некоторые решения, которые мы принимаем, основываются на неточных предположениях. Мы точно знаем, что думаем и что имеем в виду, однако у ребенка могут быть совершенно иные взгляды на вещи.

Отец и его 3-летняя дочка идут по лесу. Папа твердит ей, что она не должна сходить с тропинки. Девочка подходит к дереву.

— Оставайся на тропинке!

Девочка заходит за куст.

Я же сказал тебе, оставайся на тропинке!

Девочка забирается на пенек.

— Я же сказал тебе оставаться на тропинке! — кричит папа и резко дергает девочку за руку.

Девочка (сквозь слезы):

— Папа, а что такое тропинка?

5. Концентрируйтесь на важном

Выбирайте свою битву. Столкновений не всегда удается избежать, но это не значит, что вы должны втягиваться в каждую перепалку. Спросите себя: “Будет ли это иметь для меня такое же значение неделю спустя?

Дети могут изучать и примерять на себя разные роли. Это может раздражать и даже сбивать с толку. Но это естественный процесс, в ходе которого дети учатся жить самостоятельно. Возьмите за правило проявлять несогласие и переживать только из-за тех аспектов поведения, которые могут причинить вред ребенку или окружающим — или которые нельзя будет уже исправить. Вряд ли стоит серьезно волноваться, если ваш ребенок носит мешковатые джинсы или делает ирокез на голове в 13 лет. А вот огромная татуировка с сомнительными надписями действительно вызывает опасения.

6. Просите о помощи

В современной семье родители все больше думают о том, что они могут дать детям, а не получить от них. Вы добьетесь больших успехов в воспитании, если предоставите детям возможность оказывать вам помощь. Вы можете легко сделать это, просто попросив ребенка помочь. Дети взрослеют, отдавая что-то. Например: “Мне нужно, чтобы ты помог мне убрать продукты в холодильник”, “Мне нужно, чтобы ты помог мне с ужином”, “Мне нужно немного побыть в тишине. Пожалуйста, займи себя на 30 минут, пока мне не станет лучше”.

Макиавелли очень точно подметил, что “люди не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им”.

Просьбу о помощи всегда услышат. И данный подход принесет вам больше пользы и результатов, чем реактивная тактика, основанная на критике, обвинениях или жалобах, например: “Тебе следовало бы помочь мне уложить продукты в холодильник”.

7. Учитесь читать между строк

Родители зачастую передают своим детям явную информацию, не отдавая себе отчет о подтексте. “Явную” информацию содержат произносимые вами слова, “скрытая” же отражает то, к чему приходит сознание в результате умозаключений. Как показывает практика, дети обычно продолжают делать то, что им хочется, они просто не сообщают об этом родителям. А это значит лишь то, что родитель утратил влияние на ребенка и не может сказать ему о своем взгляде на данный вопрос, поделиться своим жизненным опытом и чувствами, которые испытывает как родитель.

Подросток может сказать:

— Сегодня вечером я приду домой поздно.

— Там, куда ты идешь, употребляют алкоголь или наркотики? — спрашивает родитель.

— Ты никуда не пойдешь!

Явная информация более чем понятна для подростка, впрочем, как и скрытый ее подтекст: “Я тебе не доверяю”.

18-летняя девочка звонит родителям:

— Я немного перебрала, заберите меня домой!

Поступок весьма ответственный. Однако в родителях это вызывает вспышку гнева. По дороге домой отец отчитывает дочь, и та приходит к выводу: “В следующий раз я им ничего не скажу!”

Никогда не забывайте о подтексте! Когда вы кричите на ребенка, подтекст говорит ему о том, что он тоже может повышать свой голос, когда его что-то огорчит.

8. Придерживайтесь стандартов

Временами детям — в особенности подросткам — не нравится то, что от них требуют, и они ведут себя так, будто их родители им чем-то обязаны.

Вы, конечно слышали и “Ты не понимаешь”, и “А что, только я один что-то должен”, и “Я просто умру, если ты мне не разрешишь”.

Все подобные заявления направлены на то, чтобы заставить родителя сдаться и получить желаемое. В таких ситуациях родитель должен думать о том, что будет лучше для ребенка в перспективе. Однако ребенок должен всегда четко понимать причины, приведшие к принятию решения. Вы можете применить на практике одну простую технику и заменить однозначное “нет” фразой:

А можно и иначе: обдумать самому причины принимаемого решения, а затем обсудить это с ребенком. Если у ребенка есть причина, по которой он желает чего-то, своя веская причина должна быть и у родителя.

Ощущение того, что является правильным, а что — нет, должно преобладать над чувствами и импульсами.

9. Пусть он станет главным

Если ребенок критикует то, как делают те или иные вещи его родители, стоит назначить главным его. Родители могут помочь ему, дав лишь некоторые рекомендации и оказав финансовую поддержку.

Безответственный и забывчивый ребенок может быть назначен главным по хранению и передаче информации, например, по составлению “Списка важных дел”, который корректируется и зачитывается каждый день. Ребенок может делать на этом листе записи. Благодаря этой стратегии ребенок, отвечающий за список, уже точно “не забудет”, что в нем написано.

10. Маленькие хитрости

Не делайте за детей то, что они в состоянии сделать сами. Поступая так, вы лишаете их возможности стать более ответственными. Вы же знаете, что развитие всегда сопряжено с борьбой. Нянчась с детьми, вы не только сделаете их зависимыми личностями, но и создадите массу препятствий для их развития. Относитесь к детям так, будто они уже стали тем, кем вы хотели бы их видеть.

Относясь к окружающим как к ответственным людям, вы повышаете шансы на то, что они именно такими и станут.

Как только ребенок справляется с заданием, вы должны сделать упор на развитии — но не перфекционизме. Даже если результаты не соответствуют заявленным ожиданиям, вы все равно можете отметить позитивные моменты. Это намного эффективнее комментариев, укореняющих чувство вины и ощущение провала.

Цель позитивного подхода — выполнение задания, критицизм же убивает любую инициативу на корню.

Вот типичная ситуация. Допустим, сын не вынес мусор, не вымыл посуду и т. п. и сел смотреть телевизор. Родитель напоминает ему о том, что он должен сделать, и получает в ответ недовольство. Эффективнее обратиться с просьбой чуть позже или подождать, пока он не встанет и — желательно — не начнет чем-нибудь заниматься. Дело в том, что в этот момент его сознание становится более восприимчивым к вашей просьбе. К тому же вы дадите ребенку понять, что его желания не менее важны, чем желания его родителей.

  • Любое задание должно быть соизмеримым. Вопрос “ты разложил свои вещи?” звучит не так обескураживающе и непонятно, как фраза “убери свою комнату”. К тому же, как только вещи будут разложены, уборка комнаты в целом может показаться уже само собой разумеющейся.
  • Ничто так не поддерживает человека, как он сам. Изменения в людях происходят благодаря внутренним силам, а не благодаря работе над слабостями. Это вовсе не значит, что человек не должен обращать внимания на свои слабые стороны, но подчеркивает то, что родитель должен делать упор на том, что ребенок может делать, а не на том, что ему не по силам. Простая вера в то, что он может чего-то добиться, зажигает в сознании человеку ту самую искру, которая помогает ему в его свершениях.
  • Если ребенок ведет себя необдуманно, укажите ему на его поступок, но не называйте его безответственным. Давайте определение поведению, а не человеку. “Тебе кажется такой поступок ответственным?” или “Такое поведение не достойно тебя” звучит гораздо лучше, чем “Ты совершенно безответственный”.
  • Воздержитесь от споров. Они лишь разжигают враждебность и сводят к минимуму здоровое общение. Самое простое, что вы можете сделать, — это вытянуть руку ладонью вперед, показывая человеку сигнал “Стоп”, или взять тайм-аут, подняв, как судья, руки над головой. Затем определите время, когда вы сможете вернуться к поиску решения конфликта.
  • Избегайте попыток разубедить ребенка в его чувствах. Дети имеют полное право на то, чтобы чувствовать себя обиженными, расстроенными или разочарованными. Их реакцию следует принимать как данность, без осуждений. Конечно, негативным чувствам нельзя разрешать распространяться на других членов семьи. Если человек хочет позлиться, позвольте ему сделать это наедине с собой.

Три способа потерять детское доверие

Один из трех китов, на которых строятся правильные отношения между детьми и родителями — это доверие ребенка. Сначала, с рождения, ребенок нам безусловно доверяет — это закон природы. Потерять детское доверие сложнее, чем доверие взрослого человека. Но многие родители все-таки умудряются этого достичь.

Чтобы потерять доверие ребенка, достаточно регулярно допускать несправедливость, обмануть, предать несколько раз, проманипулировать… Практически нет родителей, которые бы избежали в отношениях с ребенком ошибок, влекущих за собой потерю детского доверия. Часто мы подрываем доверие ребенка к нам еще в очень раннем возрасте, когда думаем, что он еще ничего не понимает или понимает мало.

Читайте также:  Как держать чувства и эмоции под контролем

В возрасте до трех лет психические склад человека формируется почти полностью и определяет его мироощущение на всю жизнь, поэтому важно именно в это время сохранить доверие ребенка. Все мы этого хотим, но не всегда задумываемся, что же для этого нужно делать, а чего не делать.

Несправедливость к ребенку

Чувство справедливости у человека врожденное. И часто родители грешат против справедливости, когда ребенок еще совсем маленький. Пример: он недавно научился ползать и вставать, и в процессе познания окружающего мира, скажем, добрался до маминой помады, или до сахарницы, или еще куда-то — и испортил, рассыпал, разлил, разбил…
Какая реакция родителей в большинстве случаев? — правильно, наказание.

Бедного ребенка ругают, а то и шлепают. А за что? Он понятия не имел, что вам это не понравится и знает, что ничего плохого он не сделал — он просто познает мир, он увидел очень интересную вещь и изучал ее свойства. Это нам неприятно то, что он натворил, это мы (на основании того, что нам неприятно) приписываем ему дурные побуждения, которые нужно искоренять.

Но разве справедливо наказывать человека, который во-первых, не знал, что то, что он делает — плохо, а во-вторых, не имел никакого дурного умысла, а руководствовался совершенно здоровым любопытством? Пройдет не один год до того, как ребенок станет настолько сознательным, чтобы с него можно было спрашивать за подобные проступки. И нужно очень внимательно присматриваться к своему чаду, прежде чем утверждать, что это именно проступок. Лучше оставить проступок незамеченным, чем наказать несправедливо и подорвать детское доверие.

Еще один пример: Он испортил что-то нечаянно — и за это его ругают. Это относится к любому возрасту. Вопиющая несправедливость налицо, и ребенку очень обидно — ведь он знает, что не хотел, чтобы так вышло и старался. У нас тоже время от времени что-то падает, бьется и рассыпается, как бы мы не были аккуратны и внимательны. Представьте (или вспомните) что вы бы почувствовали, если бы за это вас кто-то ругал так же, как вы свое чадо? Ваше чувство справедливости возмущается, не так ли?

Бессмысленные запреты

Самая распространенная форма несправедливости — бессмысленные запреты. Бессмысленные не потому, что они сами по себе смысла не имеют, а потому, что ребенку он не понятен. Мы часто говорим «нельзя», «не трогай», причем ребенок видит, что нам-то это можно. Сами-то мы разве чего-то не делаем просто потому, что нельзя? Нет — мы чего-то избегаем только потому, что понимаем вредные последствия. И ребенок ничем не отличается.

Тут выход один — объяснять и показывать. Слово «нельзя» лучше вообще изъять из оборота. «Не нужно играть с ножом, потому, что он острый и можно порезаться» — берем пальчик ребенка и легонько колем ножом, или показываем свой порез. Очень доходчиво — он нормальный человек и боли будет избегать, инстинкт самосохранения врожденный.

Нет ничего страшного, если ребенок сам слегка порежется, обожжется, уколется, упадет — это бесценный жизненный опыт, без которого никто еще не обошелся. Конечно, такие уроки ребенок должен проходить под нашим присмотром. Пока ребенок совсем маленький и наши словесные объяснения плохо понимает, очень опасные вещи (таблетки, например) лучше просто убрать так, чтобы они не попадались чаду на глаза. Таких вещей очень не много, чаще запрещают то, с чем просто нужно научиться обращаться осторожно, а следить за процессом познания нам некогда. Но как он тогда научится?

Еще хуже запреты «не лезь», «не бегай», «не кричи». Мы запрещаем ему то, чего требует его природа — инстинкт познания, потребность в движении, естественное выражение эмоций. У него справедливо возникнет ощущение, что мы просто его не понимаем, а вообще против него — какое уж тут доверие? Чаще всего мы запрещаем это потому, что нам его действия неудобны. Тогда так и нужно объяснять — что нам он мешает, например.

Но не стоит ждать, что он сразу поймет и прислушается. До того, чтобы действительно научиться видеть и понимать потребности других, осознать, что он может мешать, ребенку нужно еще дорасти. Пока он маленький, он просто не способен вместить такие сложные вещи. Не торопитесь считать его эгоистом — всему свое время, лет до пяти, а то и больше, детский эгоцентризм совершенно нормален.
Ребенок будет себя вести с вами так, как вы себя ведете с ним, и так, как ведет себя родитель его пола с вами. Это справедливо. Искусственное насаждение субординации — еще один способ потерять доверие ребенка. Если вам не нравится, что малыш по отношению к вам что-то себе позволяет, спросите себя: «У кого он этому научился?»

Если научился у вас, — то какое право вы имеете ему это запрещать? Если научился у другого родителя, — то тоже? — ведь копирование поведения родителя нормально для ребенка. Что говорит ваше чувство справедливости? Есть только один справедливый способ исправить ситуацию — перестать подавать дурной пример, попросить, чтобы супруг (супруга) тоже перестали. А если сами не исправитесь, то не требуйте, чтобы ребенок смог то, чего не можете вы — будьте справедливы.

Обмани ребенка — потеряй доверие

Конечно, один из лучших способов потерять детское доверие это обман — явный и неявный. О том, что нельзя давать ребенку заведомо ложную информацию — ни при каких условиях, я думаю, говорить не надо. Только подумайте, что с ним будет, когда правда обнаружится? Какая может быть пользы «лжи во спасение» такой ценой?

Кто может верить человеку после того, как он нас сознательно и цинично дезинформировал? Даже на «неудобные» вопросы всегда можно ответить так, чтобы не особо распространяться, но ответ был бы правдой. Пример: «Мама с папой полюбили друг друга — и от этого появился ты, завелся у мамы в животике». Физиологические подробности ему совершенно не интересны.

Родители иногда прибегают к пустым обещаниям, чтобы временно успокоить ребенка. Или просто не очень-то беспокоятся о том, чтобы исполнять то, что пообещали чаду. Почему-то кажется, что он забудет, что он маленький и не понимает — заблуждение, все он понимает даже маленький. А еще кажется, что он должен понять и простить, если что. и вообще, он же не деловой партнер — какая перед ним ответственность?

Неисполнение нами обещаний ребенку — очень серьезная ошибка, влекущая за собой как потерю его доверия, так и то, что он научится так же пользоваться своими обещаниями — сначала с нами, а потом с другими — со всеми вытекающими… Необходимо стараться исполнить обещание, данное ребенку, даже больше, чем со взрослыми — это как раз взрослый человек может понять и простить, а ребенок просто поймет, что его обманули. Если вы не уверены, что сможете исполнить обещанное — лучше не обещайте.

Манипуляции

Манипуляции — это способ неявного обмана, когда мы пытаемся добиться от ребенка желаемого действия хитростью, взывая к чувствам, подкупая или запугивая. Самые страшные манипуляции — на чувствах. «Сделай это — ты же хороший мальчик (ты же любишь маму)?», «Если ты это не сделаешь — я тебя отдам бабайке», «Я тебя такую не люблю». Здесь можно написать целую книгу, но, думаю, суть ясна.

Если подумать, мы легко увидим, где кривим душой, пытаясь чего-то добиться от нашего ребенка. Нам нужно его послушание, только потому, что оно для нас удобно, но мы в этом не признаемся даже себе, называя это заботой о ребенке. Ребенок не может обвинить нас в явном обмане, но чувствует, что мы нечестны, что мы его грубо насилуем. В данном случае страшна не только утрата доверия, а то, что ребенок, бессознательно защищаясь от манипуляций перестает серьезно воспринимать чувства, которыми манипулируют, что создаст ему огромные проблемы на всю жизнь.

Предательство ребенка

Вот это страшное слово мы и не думали к себе применить, правда? А тем не менее, предаем мы своих детей очень часто, не отдавая себе отчета. Доверяя нам, ребенок справедливо ждет, что мы защитим его в случае опасности, утешим в горе, никогда не бросим, встанем на его сторону в конфликтах, сохраним его секреты, не будем смеяться над его недостатками и ошибками. Того же самого мы ждем от тех, кому доверяем и нам очень больно, когда эти ожидания не оправдываются, мы чувствуем, что нас предали. Но почему-то, когда речь идет о ребенке, мы очень легко его предаем, оправдывая себя — о, ужас! — воспитательными целями.

Когда ему больно или плохо, мы не берем на ручки, «чтобы не привыкал, не сел на шею», «чтобы учился терпеть, не был плаксой». Вроде бы логично, но в воспитании нет прямой логики, и результаты таких методов обратны ожидаемым. Конечно, он не привыкнет и даже терпеть научится… Но, во-первых, он поймет, что он один — вы ему не друг, а во-вторых, это обернется либо его жестокостью и неспособностью с состраданию, либо мучительными поисками всю на жизнь того, кто его-таки утешит. Ни мужества, ни здоровой независимости так не воспитаешь. Ваш сын воспитает его в себе сам в свое время, а для того, чтобы дорасти до этого морально и психически здоровым, ему нужно быть уверенным в вашей любви и поддержке.

Еще вариант предательства — когда мы встаем на строну обидчика нашего ребенка из-за ложного чувства приличия. Другой ребенок отобрал игрушку — мы начинаем внушать нашему, что нужно делиться. Но делятся добровольно, и тот, другой ребенок, явно неправ, отбирая. Или бабушка ругает его за то, за что мы обычно не ругаем — и мы начинаем поддерживать бабушку, чтобы не поссориться с ней. Примеров можно привести много. Главное — мы стыдимся своего ребенка. А потом теряемся в догадках — почему у нас с ним отношения плохие, почему пропало его доверие? Задумайтесь — и память подскажет вам случаи предательства.

Ну вот, мы познакомились с тем, как можно сохранить детское доверие, и как легко его потерять. Если вы уже успели насовершать ошибок, не стоит отчаиваться. Ребенок очень хочет нам доверять, это ему жизненно необходимо. И он будет рад вернуть нам свое доверие, если увидит, что мы его достойны.

Конечно, для этого мы должны исправиться, пока еще не поздно, и больше не злоупотреблять детским доверием. Пока ребенок маленький — шанс все исправить у нас есть. А лучше сразу беречь искреннее доверие ребенка — это залог не только хороших отношений между вами на всю жизнь, но и того, что из вашего чада вырастет морально здоровый и счастливый человек — а значит не зря мы положили столько сил на его воспитание!

Не забудьте подписаться на новые статьи , где мы будем дальше говорить о секретах воспитания детей!

Доверие ребёнка или 5 способов повысить доверие ребёнка к родителям.

Каждый родитель хочет, чтобы между ним и его ребенком были доверительные отношения. И самое главное, уметь это доверие не потерять. Но, к сожалению, так бывает не всегда, и если доверительные отношения все-таки нарушены, то их необходимо срочно восстановить. Именно поэтому для родителей, у которых нет много времени для изучения толстых книг по психологии отношений с ребенком, но желающих укрепить или наладить хорошие доверительные отношения со своим чадом, я решила на Доме Знаний создать эту небольшую шпаргалку.

Именно доверие является чувством, которое первым появляется у ребенка к своим родителям. С самого детства он им верит, доверяет и любит их. И поэтому важно еще с пеленок укреплять эти чувства, чтобы в будущем избежать ненужных капризов и каких-либо проблем.

Показывайте ребенку, что Вы его понимаете!

Для укрепления доверия между вами и ребенком, он должен видеть, что Вы его понимаете во всех аспектах его жизни. Для этого есть 2 простых шага:

1. Во-первых, ребенок должен видеть, что Вы его слышите и реагируете на его запросы. Для этого ни в коем случае не пропускайте сквозь уши его слова, а отвечайте на них как минимум короткими репликами и задавайте вопросы: “Неужели?”, “Ага”, “Что дальше?”, “Вот это да!”, “Ух ты!” и т.д.

2. Во-вторых, обязательно помогайте ребенку выразить его отношение к происходящему, к ситуации. Если он полностью начинает предложение и объясняет его, то это великолепно: “С Ваней я дружить не хочу, так как он сломал мою машинку”, “Мне не нравится Марина. Она не дает мне мячик” и т.д. При этом важно, чтобы свои мысли ребенок мог полностью проговаривать в Вашем присутствии. Если он молчит, говорит только первую часть предложения или не знает, как выразить свою мысль, то помогите ему, делая предположения: “Я думаю, ты не хочешь дружить с Ваней”, после чего дождитесь ответа. Если ребенок, будь то сын или дочка, Ваше предложение подхватят и продолжат, то это будет великолепно. Если же нет, то обязательно помогите ему, озвучивая предполагаемые переживания и мысли в виде игры, проговариваем их вместе, выстраивая, таким образом, диалоги.

Расшифровывайте сигналы тела ребенка.

Каждый человек, а особенно ребенок, непроизвольно движениями своего тела посылает те или иные сигналы собеседнику. Следовательно, общаясь с ребенком, незаметно для него наблюдайте за его жестами, мимикой лица, непроизвольными движениями и общим поведением. Это поможет установить глубинные переживания и истинные чувства Вашего ребенка.

Например, если Ваше дитя скажет “Все хорошо”, – а глазки его будут грустными или Вы заметите слегка дрожащий подбородок, то это гарантия того, что в мыслях у него не все в порядке, он чем-то расстроен, а возможно у него случилась целая трагедия (с его точки зрения). Заметив это, не набрасывайтесь на него с допросами, не тормошите его и не настаивайте на том, чтобы он рассказал причины “плохого настроения”, будьте корректны. Я рекомендую поиграть с ним в то, во что он сам захочет, или даже просто вместе помолчите, и постепенно он откроется и все расскажет. Поверьте, если Вы правильно себя поведете, то заслужите благодарность и доверие своего ребенка за проявленную тактичность.

Читайте также: Развитие ребёнка.

Поддержите ребенка и словесно, и телесными проявлениями.

Только слов для установки крепкого моста доверия между ребенком и родителем недостаточно.

Читайте также:  Как выбрать хороший подарок на юбилей

Аналогично тому, как для выяснения обстоятельств и определения сути дела Вы используете сигналы (невербальные) тела ребенка, точно также и он “считывает” ваши мысли, чувства, отношение к ситуации и другую информацию, воспринимая все это на бессознательном уровне.

Как же вести себя?
Вам необходим теплый взгляд, добрая и обязательно естественная улыбка, поглаживание или похлопывание по спинке или плечу, одобряющее кивание при разговоре и т.п.

При этом помните, что в зависимости от темперамента, пола и возраста, дети по-разному воспринимают телесные проявления. Поэтому, зная Вашего ребенка, использовать Вы должны только то, что на самом деле придет по душе малышу.

Общаясь с ребенком, очень внимательно следите за своим тоном.

Для крепких доверительных отношений между ребенком и родителями, взрослые должны уметь держать выдержку и не повышать голос, особенно без сильной надобности. Слова старайтесь произносить максимально спокойно и доброжелательно. Делайте так даже в тех случаях, в которых ребенок Вас возмутил или провинился. Всегда сохраняйте спокойствие.

Не допускайте в своей речи к ребенку оценочных суждений, издевок, сарказма, насмешек, слов, способных унизить и т.п. Знайте, что если ребенок один раз поймет, что доверять Вам нельзя, то, будучи маленьким, он просто замкнется в себе, после чего вернуть нить доверия будет очень сложно. И кроме этого во многих случаях дети начинают искать на стороне тех, кому они будут доверять, рассказывать свои секреты, делиться переживаниями горя и радости. Такой исход ситуации для родителей не допустим!

Позитивные фразы, укрепляющие доверие и поддерживающие разговор.

Не знаю, замечали ли Вы, но в большинстве случаев, ругая ребенка, родители выплескивают на него весь свой запас красноречия. А когда нужно похвалить сына или дочку, поощрить и ободрить, они ели-ели находят 2-3 “жиденьких” словечка. Именно поэтому я подобрала 20 выражений, которые Вы можете использовать в качестве одобрения для своего ребенка:

  1. Вот правильно, умница!
  2. Отлично, мой хороший!
  3. Здорово (великолепно) получилось!
  4. Это супер!
  5. Ты делаешь это классно (очень хорошо).
  6. Я очень довольна, как ты это сделал.
  7. Именно так!
  8. Как хорошо ты это делаешь (умеешь)!
  9. Вот это намного лучше.
  10. Мне это нравится очень-очень.
  11. Ты прав, мой любимый (моя любимая)!
  12. Сегодня у тебя получается намного лучше.
  13. Мои поздравления!
  14. Я знала, что тебе это под силу.
  15. Так держать!
  16. То, что надо!
  17. Это настоящий прогресс.
  18. Превосходно!
  19. Я рада, что ты все понял.
  20. Наконец-то!

Эти повышающие самооценку ребенка слова можно еще долго продолжать. Используя их в общении си своим малышом, Вы дадите ему почувствовать себя более уверенно, что повысит уровень его доверия к Вам.

Вывод.
Взяв на заметку и используя перечисленные мной методы повышения доверия ребенка к родителям, Вы получите прекрасную возможность развить теплые, великолепные отношения между вами и ребенком, являющиеся залогом успеха во взаимопонимании и воспитании.

Интересное на Ютубе:

Миниатюрный дом Симпсонов своими руками

8 шагов к доверительным отношениям между детьми и родителями

«У нас с мужем подрастает сын, скоро ему будет три года. Это наш первый ребёнок, очень любимый и долгожданный. И, конечно, мы очень хотим, чтобы он рос счастливым, чтобы чувствовал, что его любят. Я знаю, как для этого важно построить доверительные отношения с ребёнком. Но, к сожалению, у меня с родителями таких отношений не получилось. Нет опыта, на который я могу опереться в воспитании детей. Я не хочу повторить ошибки отца и матери, хочу, чтобы моя семья была счастливее. Мне кажется, это важно уже сейчас, ведь сын уже начинает проявлять себя как личность».

— Анастасия, мама трёхлетнего Паши

Доверие между родителями и детьми особенно важно. Ведь эти отношения для ребёнка ключевые, это залог счастливого детства, здоровой психики, а значит, благополучия во взрослой жизни. Именно на доверии должно строиться воспитание детей. Если в семье этого нет, дома начинаются конфликты, которые приводят к постоянным стрессам. Конечно, от этого страдают и дети, и родители.

Каждый родитель хочет знать, как заслужить и не потерять доверие ребёнка. Ведь тогда можно быть уверенным, что ваши советы ребёнок услышит и примет, а в сложной ситуации — поделится с вами переживаниями. Поэтому эта статья актуальна для всех, у кого есть дети или кто планирует их иметь в будущем. Мы расскажем, почему в воспитании так важно доверие, как понять, что оно потеряно, и как наладить доверительные отношения с ребёнком.

Доверие — база для благополучия семьи

Подумайте, что вы подразумеваете под словом «воспитание»? У большинства людей оно ассоциируется с наказаниями, чтением нотаций и постоянными поучениями, как нужно жить. Родители до сих пор воспринимаются не как наставники и старшие друзья, а как надсмотрщики, задача которых — всё время следить, чтобы ребёнок «вёл себя прилично».

Предполагается, что у ребёнка таким образом сформируются определённые черты характера. Но правда в том, что воспитание — это непрерывный и непроизвольный процесс, а не отдельные поучения. Он идёт всё время, независимо от желания родителей. Дети воспитываются постоянно: наблюдая за взрослыми и подражая им, слушая, как они общаются друг с другом, в процессе совместных действий и даже в каких-то бытовых ситуациях вроде совместного похода в магазин. И мы сейчас не учитываем то, что на развитие личности влияют далеко не только родители.

Именно поэтому в детско-родительских отношениях важно постоянное взаимодействие, эмоциональное и основанное на доверии. Если доверительных отношений с родителями нет, если всё общение сводится к тому самому целенаправленному воспитанию, ребёнок чаще всего чувствует себя покинутым, нелюбимым. Он находится в постоянном стрессе, пытается заслужить любовь всеми возможными способами, и все его ресурсы уходят только на это. Сил на учёбу, игру или социализацию уже не остаётся.

Следствием этого часто бывает неблагополучная обстановка в семье, появление у ребёнка зависимостей, в которых он пытается найти утешение, психосоматические болезни. Во взрослом возрасте это приводит к психологическим травмам, проблемам в отношениях в собственной семье, низкой самооценке. Наконец, человек, у которого было нарушено доверие к родителям, перестаёт доверять миру, относится к нему враждебно и сам постоянно чувствует ответную враждебность.

Как понять, что доверие ребёнка утрачено

«У моей дочери совсем испортился характер. Она замкнулась в себе, почти перестала рассказывать о своей жизни, делиться мыслями и впечатлениями. Приходит домой, закрывается в комнате и не пускает. Ещё просит стучаться, когда захожу, а у нас дома это вообще не принято. На вопросы, где была и что делала, может ответить резко или вообще не ответить. Я списываю это на подростковый возраст, но всё же переживаю и за неё, и за наши отношения. Раньше-то жили душа в душу, она меня даже лучшей подругой называла. Не хочется, чтобы она совсем отдалилась от семьи. Как вернуть доверие ребёнка? Для меня это очень важно».

— Татьяна, мама 13-летней Василины.

Увы, часто родители не замечают первых признаков потери доверия в семье. Им кажется, что у ребёнка просто испортился характер, или он переживает подростковый кризис. В результате родители не считают нужным менять своё поведение, а пытаются «исправить» детей всё теми же наказаниями или долгими лекциями об их поведении. Или просто смиряются с тем, что им «достался» такой недоверчивый ребёнок. В результате дети ещё сильнее чувствуют одиночество, становятся замкнутыми и совсем перестают верить взрослым.

Перечислим признаки, по которым можно легко понять, что доверительные отношения с ребёнком нарушены:

  • ребёнок постоянно закрывается в комнате и категорически запрещает вам туда заходить;
  • перестал разговаривать с вами, рассказывать о себе;
  • не знакомит со своими друзьями, перестал приглашать их в гости;
  • огрызается в ответ на безобидные вопросы;
  • на вопрос «как дела» отвечает односложно;
  • сам перестаёт задавать вопросы и о чём-то просить;
  • не рассказывает о проблемах, у него всегда «всё нормально»;
  • о неудачах в учёбе вы узнаёте от учителей, а не от ребёнка.

Если изначально не удалось выстроить доверительные отношения с ребенком, то, возможно, эти признаки все время сопровождают вас. В этом случае также может помочь поведенческая терапия или консультация психолога.

Как установить доверительные отношения с ребёнком: советы психолога

Доверительные отношения между родителями и детьми не появляются сами по себе, над ними нужно работать — причём желательно начинать работу уже тогда, когда вы только планируете завести детей. И, конечно, за доверие в отношениях несут ответственность именно родители. От их поведения зависит, будут ли дети комфортно себя чувствовать дома, будут ли доверять близким.

Если в перечисленных выше признаках вы узнали свою ситуацию и хотите понять, как завоевать доверие ребёнка, прочтите советы психологов, как нужно вести себя с детьми для построения благополучных отношений.

Принимайте ребёнка таким, какой он есть

Для детей в любом возрасте важно знать, что родители любят их безусловно, что всегда примут и не осудят. Что в мире есть люди, к которым они могут прийти в любой ситуации. На этом убеждении базируется самооценка, строится доверие к миру и умение любить. Поэтому учитесь принимать вашего ребёнка любым — и, конечно, не забывайте чаще говорить о своей любви, даже если чадо опять в чём-то провинилось.

2. Будьте последовательны в воспитании

Если родители устанавливают какое-то правило или запрет, а на следующий день ведут себя так, как будто его не было, у ребёнка нарушается цельная картина мира. Он убеждается в том, что родителям нельзя доверять, ведь они не могут сдержать даже такое обещание. Поэтому, приняв решение, будьте верны ему до конца. Установив в семье правила, выполняйте их сами, иначе дети воспримут ваше поведение как лицемерное. Выполняйте свои обещания. И постарайтесь, чтобы ваши принципы не противоречили друг другу.

3. Слушайте ребёнка и воспринимайте его слова всерьёз

Это тоже очень важно для детской самооценки и доверия к родителям. Например, когда малыш жалуется, что боится монстра под кроватью, не нужно сразу бросать, что он всё выдумывает и никакого монстра не существует. Поймите, что у маленького ребёнка действительно могут быть такие иррациональные страхи, ведь он ещё не знает, как устроен мир, для него многое неизвестно. То же самое — с подростками. Когда повзрослевший сын переживает, что расстался с девушкой, не нужно успокаивать его словами «У тебя ещё десять таких будет». Первая любовь, а тем более, расставание, всегда воспринимается острее просто потому, что раньше такого опыта не было и подросток ещё не научился относиться к этому правильно.

4. Уважайте мнение ребёнка и предоставляйте ему выбор

Помните, что дети — полноценные члены семьи, и транслируйте идею, что их мнение в решении важных семейных вопросов тоже ценно. Да, окончательное решение принимают родители. Но лишь после того, как все члены семьи, даже самые маленькие, выскажут свою позицию. А в тех вопросах, которые касаются непосредственно ребёнка — например, выбора одежды или еды в кафе — решение должен принимать он сам. Это не только приучит его к самостоятельности, но и продемонстрирует, что родители доверяют ему.

5. Уважайте личное пространство и время

К сожалению, многие родители считают блажью стремление детей к личному пространству и свободному времени. Они недовольны, когда ребёнок просто лежит на диване и ничего не делает, они могут без стука зайти в комнату подростка, а некоторые доходят до чтения личных переписок и дневников, объясняя это заботой о безопасности. Неудивительно, что в такой ситуации дети совершенно не доверяют родителям, ведь — парадокс — в подобных условиях они совсем не чувствуют себя в безопасности. Не забывайте, что ваш ребёнок — отдельная личность, и он, как и все мы, имеет право на тайну переписки, уединение, свободное время и в принципе уважение к собственной жизни, которая не ограничена лишь учёбой и домашними делами.

6. Просите о помощи

Для каждого человека сигналом, что ему доверяют, является просьба о помощи. И дети, конечно, не исключение. Для них действительно очень важно не только получать от вас заботу, но и отдавать что-то взамен. А ещё быть полноправным участником семейного быта, чувствовать, что в нём есть их вклад. Дайте детям возможность проявить себя, развить ответственность, повзрослеть. Главное — пусть это будут именно просьбы, а не обвинения или критика. [1]

При этом важно не перекладывать полностью ответственность на ребенка и не взваливать на него непосильные обязанности, а отдавать только часть обязанностей, учитывая количество его свободного времени.

7. Расширяйте границы

Бывает так, что ребёнок уже вырос, а вы до сих пор пытаетесь воспитывать его, как малыша. Не забывайте иногда пересматривать свои взгляды и правила. Например, подростка вполне можно иногда отпускать с ночёвкой к другу — конечно, если вы знакомы с его семьёй. С возрастом детям нужно давать всё больше свободы. Если вы будете проявлять недоверие, они ответят вам тем же.

8. Будьте осознанны

Чтобы воспитать счастливого и благополучного ребёнка, важно осознанно подходить к воспитанию. Это означает, что вы должны чётко понимать, на каких принципах оно базируется, какие ценности вы хотите привить своим детям, а также отслеживать, как ваши слова и действия отражаются на них.

В идеале важно понимать, почему вы воспитываете детей именно так, а не иначе, какие установки в вашем подсознании заставляют вести себя с детьми именно таким образом. И если вас что-то не устраивает, если вы чувствуете, что теряете доверие, скорее всего, нужно начать с себя и изменить собственное поведение.

Сделать это можно с помощью технологии модификации поведения 7Spsy. Это запатентованный метод поведенческой психологии, основанный на теориях известных психологов И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского. Работа по этому методу заключается в том, что вы меняете подсознательные установки, которые мешают вам строить доверительные взаимоотношения с ребёнком, на более позитивные.

Работа по технологии проходит дистанционно и занимает от 2 до 6 недель. В течение курса вы сможете обратиться за поддержкой к профессиональному психологу — он будет на связи в онлайн-чате, по e-mail или по телефону.

Благодаря технологии 7Spsy вы освоите новую модель поведения и сможете выстроить доверительные отношения с ребёнком, побороть собственную недоверчивость и научить ребёнка доверять. Это положительно повлияет и на вашу жизнь, и на будущее ваших детей.

  1. Марвин Маршалл, «Воспитание без стресса».

Ссылка на основную публикацию