История корсета

Идеальная талия: 7 занимательных фактов из истории корсета

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Современный гламур из старины глубокой

Корсеты, такие, как они существуют сегодня, появились в 1500-х. Но обязательным предметом гардероба они стали только через 300 лет. В 1800-е моду вошла фигура «а-ля песочные часы», и именно корсет гарантировал даме осиную талию и крутые бедра.
Потом дамы отвоевали свою независимость в обществе, а корсеты, казалось, навсегда канули в небытие как пережиток прошлого. Но не тут-то было. Сегодня корсеты можно увидеть и на знаменитостях, которые любят похвастаться своим фото в социальных сетях, и на подиумах. Не обходят тему корсетов вниманием такие известные модельеры как Сара Бёртон и Тиши Риккардо.

2. Корсеты для беременных и для королевы

В XIX веке корсеты были настолько популярны, что слабый пол носил их с самых ранних лет и до глубокой старости. Носили их даже беременные. Для них изготавливали особые корсеты, которые с одной стороны не позволяли сильно затягиваться, чтобы не навредить малышу, а с другой поддерживали увеличивающийся от недели к недели живот.

Страстной любительницей корсетов была Екатерина Медичи. Она ввела официальный стандарт талии – 33 сантиметра. А ещё королева считала, что обхват талии в корсете должен соответствовать толщине шеи любовника. Кстати, именно в то время корсет и стали называть «корсетом», от старофранцузского «cors» — «тело».

3. Сегодня корсеты уже не те

Стоит сказать, что современные корсеты куда более безопасные, чем те, что были в викторианскую эпоху. Во времена наших прапрабабушке для изготовления этого дамского аксессуара использовали стальные пруты и китовый ус. Сегодня же их делают из латекса и ткани. Впрочем, если кому-то хочется совсем настоящий корсет с удушающим эффектом, то сегодня можно найти и такие, например, в магазине Frederick’s of Hollywood.

4. Опасен ли корсет?

Женщины надевают корсет, чтобы сделать свою талию тоньше или же выглядеть на все сто после родов. Но стоит помнить, что ношение корсета чревато рисками для здоровья: внутренние органы находятся в сдавленном положении, что вызывает боли в области живота, а иногда и изжогу. А любительницы затянуться посильнее должны знать, что такая практика может повредить внутренние органы, ребра, нарушить функции почек.

5. Насколько действенны корсеты?

Корсет действительно сжимает область талии и при этом способствует обезвоживанию кожи под корсетом. Но как только дама снимает корсет, размер талии восстанавливается до прежних размеров.

Справедливости ради стоит сказать, что корсет всё же может быть полезным ддя фигуры, но только в послеродовый период. Медики отмечают, что если первый месяц после родов по несколько часов в сутки носить корсет, то это поможет быстрее вернуть свои формы в прежнюю норму.

6. А в чём ещё польза корсета

Тех, кто считает, что корсет помогает подтянуть мышцы, придётся разочаровать – этого не случится. Но есть у корсета и положительный момент: он делает фигуру изящной, а осанку – красивой. Корсет не накачает мышцы, но и сутулится при этом не даст.

7. Корсеты для мужчин

Сегодня любители корсетов есть и среди сильной половины человечества. И самый известных их них 43-летний мистер Пёрл. Он носит корсет 24 часа в сутки и снимает только в ванной. Он говорит, что к ношению корсетов его подтолкнули воспоминания о бабушке, а ещё он ведёт свой бизнес и изготавливает корсеты для таких известных личностей как Кайли Миноуг, Виктория Бекхэм и Джерри Холл.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Истории моды известны предметы гардероба, которые уже на протяжении нескольких столетий, даже тысячелетий, находятся на пике популярности и всегда востребованы. Есть в числе таковых один весьма примечательный предмет, который поистине делает женщину более грациозной, изящной, даже сексуальной, но, с другой стороны, и наносит вред ее здоровью, деформируя, зачастую, внутренние органы. Речь идет о корсете. Но, как говорят, мода требует жертв, и дамы, особенно прошлых веков, страдали, но носили корсет. Того требовали каноны красоты.

История становления корсета уходит в далекое прошлое. Еще древние греки и римляне стали использовать тугие повязки из кожи. Женщины надевали их под грудь или на грудь, в зависимости от того, что требовала мода, а также плотно затягивали ими талию. Мужчины также носили подобные повязки на талии, которые служили еще и средством защиты во время боев.

В Древней Греции женщины использовали в качестве прототипа корсета ленты. Ими обвивали тело, акцентируя область груди.

Особая популярность на корсеты возникла в период средневековья. Канули в лета свободного кроя платья по типу греческого хитона и в моду вошли самостоятельные виды одежды: широкая юбка и плотно прилегающий лиф. Первоначально роль самого корсета играл именно лиф, в подкладку которого закрепляли пластины из металла, деревянные бруски, которые должны были скорректировать фигуру, скрыть ее недостатки. Было моветоном показывать грудь. Ее целенаправленно уплощали с помощью лифа-корсета, который плотно шнуровали сбоку, спереди или сзади. В те же времена корсеты носили мужчины. Их также изготавливали из металла и кожи. Это был атрибут воина, корсет был отличным защитным средством. Стоимость корсета была очень велика, поэтому позволить его могли весьма обеспеченные люди.

Некоторые историки моды склонны думать, что «прародителем» корсета стал пояс верности, который рыцари надевали на своих жен, уходя в длительные крестовые походы. Но…. трудно сказать, насколько эта информация достоверна.

В 14 веке французы предложили корректировать фигуру с помощью корсета. Родиной его стала Бургундия, но сделали из корсета фетиш испанцы. В Испании, которая на тот период была законодательницей европейской моды, имел место корсет, больше всего похожий на орудие пыток. Металлический с болтами он плотно сковывал фигуру. Было неприличным показать округлые формы, поэтому дамам из высшего общества приходилось страдать и очень сильно.

В 15 столетии корсет был востребован в Италии. Там он представлял собой жесткую конструкцию из металла, слоновой кости, китового уса и дерева. Дамы украшали его лентами и перьями, превращая, собственно, в лиф платья. Идеал красоты, который ввела Екатерина Медичи – это дама с обхватом талии 33 сантиметра.

Ношение корсета приводило к значительным деформациям внутренних органов. Помимо нарушения кровообращения были сдавлены печень и желудок.

К корсету приучали девочек 5-6 лет, не разрешая снимать его на ночь, тем самым уже с раннего возраста деформировалась грудная клетка. На область груди накладывали тяжелые пластины, дабы грудь не развивалась. Именно по причине ношения корсета увеличилась смертность среди светских дам. От корсета умирали 4 женщин из 5. Весьма печальная статистика. Несмотря на это металлический корсет просуществовал вплоть до 17 века.

Известно, что в странах Востока, танцовщицы также носили корсет, но он был более щадящим. Изготавливали его из коры мадагаскарского дерева. Благодаря эластичным свойствам он не затруднял дыхание, а его телесный оттенок «сливался» с кожей.

В период барокко корсет и юбка с кринолином стали неотъемлемой частью дамского костюма. В это период роскоши и некой театральности корсет был богато декорирован. Впервые появился корсет на английский манер, который зашнуровывался сзади в отличие от французского – шнуровка спереди.

Рококо также не оставил без внимания этот предмет гардероба. Дабы не натирать кожу корсет надевали на тонкую рубашку. Талию затягивали до 40 см в обхвате. С его помощью приподнимали грудь, ведь в этот период в моде было очень глубокое декольте, порой открывающее грудь настолько, что были видны соски. Женщины испытывали массу неудобств, но каноны красоты требовали от них жертвовать своим здоровьем.

В эпоху романтизма талию затягивали до 56 см, однако бальные платья шили под обхват в 40 см. Недаром многие дамы на балах часто теряли сознание. Только в период господства стиля ампир женщины смогли вздохнуть. Полупрозрачные легкие платья с сильно завышенной линией талии по типу греческих туник и хитонов не требовали ношения жесткого корсета. Сам лиф исполнял роль бюстгальтера. Однако среди дам находились те, кто надевал корсет, специально скорректированный под новую моду.

Этот стиль продержался до 1821 года, а затем линия талии стала опускаться на естественный уровень. Опять возникла необходимость сделать талию много тоньше и снова обратились к корсетам. Их уже изготавливали промышленным способом, поэтому они стали более доступными для широкого круга лиц. Основной материал – китовый ус. Мода требовала ношения корсета даже от женщин, находящихся в положении. Было неприлично показаться в обществе с округлыми формами.

В течение 19 века корсет оставался на пике популярности. Он видоизменялся, приобретал новые черты благодаря разным видам используемых материалов. Так, к 1870 году на изготовление корсета уходило около 40 пластин китового уса.

Благодаря его форме удавалось формировать узкую талию и эффектно подчеркивать грудь. Затем стали еще больше срезать верхнюю часть, дабы еще сильнее акцентировать женскую грудь. К шнуровке добавились в качестве застежки крючки.

Позже появился корсет именуемый «помпадур», названный по имени знаменитой маркизы Помпадур. Он был коротким и спереди и сзади был оформлен мысом.

Технический прогресс 19 века, подаривший миру велосипед, повлиял на изменения в костюме. Женщины стали пользоваться данным видом транспорта, а в жестком корсете это было крайне неудобно. Тогда и был придуман бюстгальтер. Его изобретатель Й. Уэлс из Филадельфии. Бюстгальтер настолько пришелся к месту, что его производство было поставлено на «широкую ногу» и уже в 1886 году его можно было приобрести нужного размера всего за 75 центов.

В начале 20 столетия корсеты были направлены на подъем груди и придание фигуре модного S-образного изгиба. Появились платья с турнюром. Корсет стал длинным, практически до колен.

Женщины настолько к нему привыкли, что считали себя неодетыми без корсета. Подобный корсет был на героине фильма «Титаник».

В конце 19 – начале 20 веков многие врачи-гигиенисты заговорили о вреде ношения корсетов. Кроме того менялся образ жизни людей, появились эмансипированные женщины. Статус женщин поменялся, это уже не только светские дамы. Появился класс работающих женщин, поэтому требования к костюму в целом стали совсем иными. Доминирующими стали не только эстетичность, но также комфортность и удобство.

В 1905 году известный модельер Поль Пуаре предложил платья-рубашки, которые имели подрез под грудью, а далее свободно ниспадали до пола. На создание своих моделей его вдохновили именитые танцовщицы Мата Хари и Айседора Дункан.

Вместо корсета он предложил носить бюстгальтер и пояс для чулок, которые появились на два года ранее благодаря женщине, французскому врачу Гош Саро. Именно она предложила разделить корсет на две отдельные самостоятельные части.

Читайте также:  Как сократить расходы на автомобиль

В течение нескольких десятилетий 20 века о корсете не вспоминали. Снова он возник с появлением стиля new look, предложенного Кристианом Диором. Состоятельные модницы покупали оригинальный корсет от именитого кутюрье. Он состоял из шелковой сетки, укрепленной 24 пластинами из китового уса и имел остроконечные чашки бюстгальтера. Остальные дамы носили отдельно корсаж и бюстгальтер с остроконечными чашками, испытывая при этом массу неудобств поскольку корсаж во время носки смещался, скручивался по краям.

После 50-х годов корсет в моду не входил. Однако сегодня он не утратил своей привлекательности, он не забыт. Корсет стали изготавливать из новых видов материалов, его рассматривают не только в качестве нижнего белья, но и верхней одежды. Он стал неотъемлемой частью костюма отдельных субкультур, например, сторонников готического стиля, стиля стимпанк и других. Корсет нашел широкое применение в современных моделях вечерних и свадебных платьев. Его назначение осталось тем же, что и ранее. Он направлен на коррекцию фигуры. Корсет эффектно подчеркивает грудь и тонкую талию.

Дизайнеры очень часто обращаются к теме корсетов. Их можно видеть на подиумах, страницах модных журналов.

Женщина всегда хочет выглядеть привлекательно и в этом ей помогает корсет. Не нужно изнурять себя тренировками в спортивном зале, достаточно покрепче затянуть шнуровку и красивое тело гарантировано. Дама, облаченная в корсет, никогда не останется без внимания сильной половины человечества. Может поэтому корсет так прочно укрепился в дамском шкафу.

Автор:

О себе:
Творчество – для меня дело интересное и увлекательное. Рисую, вышиваю, шью. Хобби – коллекционирование декоративных наперстков

История корсета

Корсет (от французского слова corps – тело) – необходимый предмет женского туалета, который имеет свою богатую и интересную многовековую историю.

Матильда Кшесинская. Известная балерина.

Античность

Появление первых корсетов относится к античным временам. Первый корсет представлял собой узкую кожаную повязку, носившую у греков название “le sester”, “cestus” или “apodesme”, которая предназначалась для поддержания бюста. Носили их в разных вариантах: на груди или под грудью. Греки и Римляне очень высоко ценили стройную фигуру и тонкую талию, а полноту считали признаком непристойности и «лекарством от любви». У римлян корсеты изготовлялись из ткани и носили названия: mamillare, fascia и la zona. Повязки, которыми обвивали вначале верхнюю, а затем и нижнюю часть тела, просуществовали почти до ХII века.Так как идеал женской фигуры со временем менялся, параллельно с ним менялась и форма корсета. То он был широкий, как купальник, то узкий как ремень, приподнимал грудь или делал ее совершенно плоской.

Средние века

В период Готики покрой корсета усложнился. Благодаря железным и деревянным брускам, которые размещали между грудными железами, корсет исправлял естественные недостатки фигуры. Он шнуровался сзади, сбоку и спереди. Женщинам этот элемент одежды помогали выглядеть соблазнительно и привлекательно. Но не каждая женщина могла позволить себе носить корсет, так как его цена была очень велика. Мужчины тоже носили корсеты, они использовали их как средство защиты от мечей врагов. Мужской корсет имитировал панцирь, был изготовлен из металла, иногда из кожи, и закрывал все туловище. Со второй половины XV века, женские корсеты начали изготавливать из кожи с металлическими брусьями. В корсете делали отверстия для доступа воздуха к телу, при стягивании корсета, края этих отверстий врезались в кожу и доставляли женщинам ужасные мучения. В наше время ученые гигиенисты назвали испанский корсет орудием пытки. И это вполне справедливо. Однако, несмотря на все зло, которое он причинял, корсет столетиями не выходил из употребления.

XVI век

В середине XVI века церковь провозглашает женщин исчадием ада, испанский двор возводит в культ плоскую фигуру. Представительницам слабого пола пришлось надеть испанские корсеты из сложной металлической конструкции со стальными болтами, весил такой наряд внушительно и был похожим на настоящие латы. В XVI веке в Испании, с помощью корсета, женская грудь делалась совершенно плоской, одежда деформировала тело. Девочкам на ночь на грудную клетку ставили свинцовые плиты, для того чтобы грудь не развивалась. Знаменитая французская королева мод Екатерина Медичи ввела стандарт обхвата талии, который составлял 33 сантиметра. Испанские светские дамы для достижения желаемой формы стягивали свою талию до 20-20,5 см в полуобхвате, тем самым вызывая многие заболевания внутренних органов. Узкий корсет сдавливал печень, смещал желудок, сжимал почки и живот, нарушал правильное кровообращение, и, следовательно, приносил вред всему организму в целом. Нередко женщины умирали в расцвете сил от постоянного ношения мучительного корсета. К корсету прикреплялся вертлюг – конструкция из металлических прутьев. Прутья расходились на метр с каждой стороны, и на таком расстоянии размещалась юбка. Женская одежда деформировала тело, фигура была плоской. У «жертв» моды начинались проблемы с пищеварением и воспроизводительной функцией. Врачи говорили, что четверо из пяти женщин умирают из-за ношения корсета. С середины XVII века снова возвращается обычай приподнимать грудь, делая ее пышной. Теперь корсет изготавливают из шелка, атласа и кружева, украшают вышивкой и перьями.

Корсеты одевали не только на Западе, но и на Востоке. Индийские танцовщицы баядеры носили корсеты, которые отвечали потребностям здоровья и одновременно совершенствовали женскую фигуру. Их корсеты были изготовлены из коры мадагаскарского дерева и имели телесный цвет (поэтому иногда казалось, что грудь обнажена). Эластичность корсета не затрудняла дыхания. Баядеры никогда не снимали корсет, даже спали в нем.

XVIII век

В ХVIII веке в связи с изменением стиля моды “барокко”, корсет перестал быть орудием пытки. Французские дамы страдали меньше от корсета при новом стиле Рококо (первая половина и середина ХVIII века), чем испанские женщины в эпоху барокко.

Деформация тела во время ношения корсета

Корсет стал изготавливаться из ткани с применением более гибкого китового уса. Жесткость самого корсета ограничивалась только жесткостью материала, из которого был сделан корсет. Он шнуровался или спереди, или сзади. Назначение корсета сводилось к созданию узкой талии. Когда он шнуровался спереди, то шнуровка использовалась как декоративное украшение к платью. Иногда использовался кусок вышитого материала, чтобы скрыть шнуровку, иногда ее показывали открыто. Французская буржуазная революция (1789 г.) внесла много нового в одежду, в которой стали преобладать черты простоты и рациональности. На изменение моды в конце ХVIII века повлияло также увлечение античностью, что привело к упрощению покроя и отказу от широких юбок с кринолинами. Идеалом нового стиля (Ампир) были греко-римские образцы. Но даже при таком стиле женщины не могли полностью отказаться от корсета. Эффект корсета достигался покроем платья, в котором линия талии располагалась так высоко, что она являлась естественной поддержкой для груди. Но это продолжалось недолго. Возврат к корсету произошел по древнему образцу в виде пояска, но с бретелями (1798 г.), которые стали носить ниже груди. Эти пояса можно считать, по-видимому, прототипами современных бюстгальтеров. Применение китового уса в поясах позволило отказаться от бретелей. В 1810 году снова появились корсеты, охватывающие верхнюю и нижнюю части туловища. Но платье в это время носили свободной формы с высокоподнятой линией талии. Такая форма платья не нуждалась в создании силуэта с применением корсета. Это, пожалуй, первый в истории женской одежды период, когда условия для применения корсета отсутствовали. Поэтому линия талии в платье стала заметно опускаться и к 1825 году она заняла свое естественное положение. В связи с этим опять появились корсеты, дающие возможность женщинам создавать “осиные талии”. Народная одежда во всех странах и при любых стилях была предельно простой. Женщины из низших слоев общества не могли выполнять повседневную работу, находясь в корсете. Однако пренебрежение корсетом считалось плохим тоном. Жестокий предрассудок повиновению моде заставлял их надевать корсет хотя бы при выходе на улицу.

XIX век

Мода в ХIХ веке менялась очень быстро. В каждой модельный сезон появлялся новый мотив, формировавший силуэт.

Мода предлагала носить женщинам гладкий лиф, сформированный корсетом, и юбку с обручем-кринолином.Так, в 60-х годах ХIХ века дань моде отдавалась кринолинам, достигшим к этому периоду огромных размеров.

Корсет для беременных

А уже в 1869 году основным силуэтным мотивом в женской одежде был треугольник, который воспроизводился при помощи юбки-каркаса, прикрепленной к корсету.

В 70-х годах кринолин любой формы стал считаться неудобным и его заменили тюрнюром. Тюрнюр в женской одежде просуществовал недолго (до 1890 г.) Период с 90-х годов и начало ХХ века был последним в истории женской одежде периодом, когда женщины имели “осиные талии”.

Корсет затягивался так сильно, что силуэт женщины в корсете напоминал букву S. В течение всего ХIХ века, несмотря на то, что женская одежда была на каркасе (кринолин, тюрнюр), велась непрерывная война против ношения корсетов.

Развитие медицины, борьба за равноправие женщин, их участие (пока еще частичное) в общественно-полезной деятельности приводят к тому, что все чаще и чаще раздаются голоса против корсета, вредного для здоровья.

Первой выступила против общепринятого костюма 30-х годов ХIХ века французская писательница Жорж Санд. Но только лишь в конце 70-80-х годов борьба за реформу женского платья приняла более широкие масштабы.

На съездах врачей-гигиенистов начали обсуждать эту проблему как одну из наиболее важных. К сторонникам реформ женского костюма относились в большинстве немки и англичанки.

В это время в Англии возникает общество под названием “Эстетическое движение”, которое объединяло ряд деятелей английской культуры.

Их основные положения в области костюма сводились к следующему: современный женский костюм противоестественен, так как он стягивает и деформирует тело, тогда как природа создала тело для свободы.

Однако нельзя было не признать, что хороший корсет поддерживает внутренние органы не хуже медицинского бандажа. Кроме того, корсет подчеркивает талию, поддерживает спину и грудь, несколько сжимая бедра и живот, без чего и то и другое быстро утратило бы свою форму, и, наконец, он дает возможность верхней одежде принимать силуэт в духе времени. Чем заменить такой полезный предмет женского туалета?

Вероятно только поэтому, несмотря на все зло, которое он причиняет, корсет все-таки не выходит из моды.

XX век

В начале ХХ века покрой женской одежды резко упрощается, силуэт приобретает трубовидную форму, талия удлиняется. Корсет продолжают носить, но без особого прогиба в талии, вследствие чего исчезла крутизна бедер и, вместе с тем, сохранялся красивый изгиб спины.

Словом, получились более естественные линии тела, общий вид которого стал мягче, удлиненнее и гармоничнее, чем при стянутой талии.

Так к 20-м годам ХХ века был создан прямой корсет, который с течением времени получил широкое распространение. Модный силуэт одежды того времени требовал от корсета воспроизведение плоской формы. Прямой корсет деформировал грудь, поддерживал живот, слегка его поднимал и оставлял свободу и гибкость талии.

Читайте также:  Кошка в доме – радость, а не проблема

Такой корсет меньше влиял на ухудшение здоровья. Впоследствии прямые корсеты разделились на две части: верхнюю и нижнюю. Верхнюю часть стали именовать “лифчиком”, “бюстгальтером”, нижнюю – поясами. Затем появились бюстодержатели, которые делались на бретелях, слегка воспроизводившие форму груди.

Такие бюстодержатели лучше формировали и поддерживали грудь, чем прямой корсет и носились в комплекте с поясами. Стремление к естественной форме было связано с изменением женского силуэта, грудь приподнимается и подчеркивается. И, наконец, к 30-40 годам XX века простая форма платья позволила носить корсеты, бюстгальтеры и пояса, соответствующие естественной анатомии человека.

Так родились современные корсетные изделия, разнообразные по конструкции и форме. В 1903 году, француженка, женщина-врач Парижской медицинской академии, Гош Саро разделила корсет на две части: верхняя – бюстгальтер и нижняя – пояс.В 1905 году знаменитый парижский модельер Пуаре предложил женское платье без корсета. Корсеты часто были подвержены критике. Ученые гигиенисты называют корсет орудием пытки. Наполеон отмечал, что корсет, это одежда для кокеток с плохим вкусом, он предупреждал, что этот вид одежды вызывает увечье для потомков, и называл корсет убийцей человеческого рода. Французскому королю Карлу X совсем не нравились женщины в корсетах, он часто говорил, что раньше во Франции можно было встретить Венер, Диан, а теперь здесь только «осы».

Знаменитый французский естествовед Жорж Кюв’е прогуливаясь на природе с дамой в корсете, видел в ней настоящую жертву моды. Когда девушка посмотрела на душистый цветок, он сказал, что раньше она напоминала ему этот цветок, а завтра этот цветок будет напоминать ее. На следующий день молодые люди подошли к тому же цветку, он терял свой естественный цвет и форму. Девушка не могла понять, как цветок мог так быстро увянуть. Жорж Кюв’е объяснил ей, что этот цветок – это образ девушек и женщин в корсетах, которые вянут от сжимания своего тела. Естествовед показал своей спутнице нить, которой перевязал вчера на прогулке стебель прекрасному цветку. И предостерег девушку, что она так же увянет, как этот цветок, постепенно теряя обворожительность молодости, если не перестанет носить «опасную» одежду.

Развитие конструкции застежки

Античные нагрудные и набедренные повязки закалывались или завязывались узлом. Готические корсеты шнуровались по бокам вместе с платьем. На всем протяжении существования корсета основной застежкой для него была шнуровка. Корсет зашнуровывался то спереди, то сзади. Элемент шнуровки иногда являлся украшением для платья. ХIХ век ознаменовался нововведением в застежке корсета. В 1828 году было изобретено металлическое ушко, которое предварительно вырезалось из металла и прикреплялось к изделию петельными стежками. Позднее, в 1835 году, изобрели застежку из блоков. Все эти новшества давали возможность зашнуровывать корсеты более плотно. В 90-е годы вместо шнуровки появилась застежка в виде двух полос стали, одна из которых снабжалась маленькими набалдашниками, а другая – петлями специальной формы. Это изобретение позволяло быстро застегивать и расстегивать корсет. В качестве застежки современных корсетных изделий применяются пластмассовые, металлические пряжки, специальные крючки и петли с фиксаторами, при помощи которых они удерживаются в специальной тесьме. Широкое распространение получили также застежки из микрофибры.

Развитие конструкции чулкодержателей

Корсеты на протяжении многих веков были без чулкодержателей. Чулки держались на ноге благодаря круглым подвязкам, которые делались из шелковых лент, часто вышивались и богато отделывались. Круглые подвязки носили как женщины, так и мужчины.Круглые подвязки перекрещивались над и под коленом или непосредственно на колене. Лента завязывалась узлом или бантом. Круглые подвязки в свое время послужили пикантным сюжетом для картин, предметом двусмысленных шуток и исторического казуса (“Орден Подвязки”, основанный английским королем Эдуардом III в середине ХIV века). Современные врачи, без всякого уважения к знаменитому прошлому круглой подвязки, относятся к ней отрицательно, так как она нарушает кровообращение и уродует ногу выше колена. Круглая подвязка постепенно видоизменилась в завязку, при помощи которой привязывались чулки к поясу на талии. Позднее появились круглые подвязки с петлей на конце, позволяющие подгонять ее по размерам ноги. С 1908 года подвязки стали изготавливаться из резины. Их пришивали непосредственно к низу корсета, а заканчивались они пряжкой для держания чулка. Современные чулкодержатели не имеют принципиальных конструктивных отличий от своих исторических предшественников.

История корсета и женские причуды

В XVIII веке у женщин был обычай утягивать талию корсетом до размера, равного обхвату шеи любовника, то есть до 30-40 сантиметров. Это притом, что обхват головы человека – 50-60 см! Впрочем, корсет нужен не только для того, чтобы выглядеть тоньше…

Корсет – бесстыдник

Корсет должен будоражить эротические фантазии! Так решили любвеобильные французы и целых два столетия (с XV по XVI век) не изменяли откровенному фасону платья. Они опустили линию корсажа так низко, что тот не прикрывал, а наоборот, выставлял напоказ женскую грудь.

Ученые уверены: какой бы фигурой ни обладала женщина, мужчины инстинктивно предпочитают тех, у кого объем талии составлял 65-67 процентов от объема бедер.

Впервые такой корсет надела одна из красивейших женщин своего времени и первая в истории официальная фаворитка Карла XVII Аньес Сорель. После того, как Жан Фуке изобразил ее в образе кормящей богоматери, все дамы взяли за моду ходить при дворе с одной обнаженной грудью. Тогда это стало наглым вызовом духовенству, но что протесты духовенства для любимицы короля?

Век спустя Екатерина Медичи довела культ чувственности до предела. Вместе со своими придворными дамами она стала делать в верхней части корсета два круглых выреза, обнажавших груди целиком. А для того, чтобы бюст точно не обошли вниманием, светские львицы украшали соски алмазными кольцами и соединяли их золотыми цепочками.

Корсет – скромник

В древней Греции женщины крепко обматывали свой торс лентами, чтобы остановить рост груди. Так первые корсеты верно служили античным идеалам скромной красоты.

В строгой и пуританской Испании корсет надежно прятал все женские прелести за железными и деревянными пластинами. Испанский корсет XVI века был настолько высоким, жестким и причинял такие мучения, что напоминал скорее “испанский сапожок”. Он нарушал кровообращение, сдавливал печень и почки, смещал желудок. И все-таки приличия требовали от светских дам стягивать талию до невыносимых 20 сантиметров в полуобхвате. Бывало, что из-за ношения этого орудия пыток женщины заболевали и умирали в расцвете сил.

В XVIII веке пуританские свойства корсета оценили во всей Европе. Ему негласно отвели роль «пояса верности». Тогда шнуры достигали нескольких метров в длину, а искусством шнуровки владела только камеристка. Поскольку самостоятельно затянуть корсет было почти невозможно, он и вправду немного сдерживал разыгравшуюся в то время вольность нравов.

Дамское платье эпохи Возрождения вполне могло заменить тренажер для тяжеловесов – его вес не опускался ниже 25 кг.

Корсет – аристократ

С начала XVII века французская чувственность превратилась в достояние исключительно высших светских кругов. Корсет стал указывать на статус дамы, и его было запрещено носить всем, кроме

дворян. Впрочем, мещанские барышни и не посягали на это: корсет был столь узким, что выполнять в нем хоть какую-то физическую работу было просто невозможно. Официальный стандарт обхвата талии был введен со времен Екатерины Медичи и составлял 13 дюймов. Дама с талией, превышающей 33 сантиметров в обхвате, не могла даже появиться при дворе. А если корсет стягивал даму более чем на 33 сантиметра, было ясно, что перед вами – самая высокопоставленная особа.

Корсет – эстет

С XVIII века вся Европа ставит идеальную осанку во главу угла. Теперь корсет делается из китового уса. Ус мягче железных вставок, но плотнее обхватывает корпус, делая его очень изящным.

Усы у кита растут не под носом, а во рту. Это роговые пластины, которые помогают беззубому киту отсеивать пищу. Благодаря челюсти одного кита можно сделать до 66 корсетов.

Разница между естественной фигурой и утянутой оказалась столь разительна, что корсет стали носить, не снимая. Причем все: и дворянки, и служанки. Девочки уже в семь лет получали свои первые корсеты, в шестнадцать надевали жесткие модели и не расставались с ними вплоть до шестого месяца беременности. Впрочем, из-за смещения органов и деформации ребер, редкая беременность тогда разрешалась успешно. И женщины старались вообще не рисковать: эстетическая сторона жизни была важнее создания семьи. Каноны красоты доходили до абсурда: даже ночью девушки не могли отдохнуть и ложились спать в специальных ночных корсетах. А выйти из спальни с утра не затянутой считалось неприлично.

«Бойтесь дам в корсетах! Да, эти женщины будоражат вашу кровь. Но с такой дамой у вас не будет настоящего счастья: женщины, носящие корсеты, не захотят иметь детей, чтобы не портить талию» Наполеон Бонапарт

Мужские корсеты

Дань корсету отдавали и мужчины: воины, денди и короли. В XI веке во Франции корсет появился именно как элемент мужской одежды. Он изготовлялся из кожи или металла и закрывал все туловище, начиная от шеи и кончая верхней половиной бедра. Такой панцирь как броню использовали пешие и конные воины, и назывался он «колет».

В эпоху Возрождения мужской корсет стали делать из ажурного железа. Как и женский, он становился все более узким. Талии Генриха III, сына Екатерины Медичи, завидовал весь французский двор.

По Акунину, Эраст Фандорин не зря потратил треть своего жалования на корсет марки «Лорд Байрон»: он спас жизнь своего владельца, защитив от удара ножом.

В XIX веке корсет, хотя и сохранил свойства бронежилета, но в большей степени стал спасением для мужчин с брюшком и сутулой спиной. Так и получилось, что на протяжении всей истории корсет служил мужчинам защитой и от врагов, и от насмешек.

Корсет – доктор

В начале 20 века появился рентген. Наконец врачи смогли сравнить два снимка: ровные ребра крестьянки, никогда не носившей корсета, и искривленные ребра аристократки, которая не снимала его с четырнадцати лет. Увиденное произвело фурор, и корсет стал врагом номер один. И все же нельзя было не признать, что хороший корсет поддерживает внутренние органы не хуже медицинского бандажа. С тех пор медики стали работать над созданием лечебного корсета.

Блистательная актриса Любовь Орлова чрезвычайно гордилась тем фактом, что с шестнадцати лет и до старости носила один размер корсета. Впрочем, о размере корсета она ничего не упоминала.

В XX веке по гипсовому слепку, снятому с больного, начали делать ортопедические корсеты. Они позволяют зафиксировать и разгрузить определенный отдел позвоночника при искривлениях и травмах. Что до современных материалов – больше никаких усов: уничтожение китов запрещено, и корсеты делаются из эластичных тканей, не давящих на внутренние органы.

Читайте также:  Как устроить детский праздник

Корсет-современник

Что до объема талии, то современный корсет вполне может жестко утягивать: Виктория Адамс в день свадьбы с Дэвидом Бекхэмом надела корсет 40 сантиметров в обхвате. Однако более популярны сегодня корсеты-грации из дышащей плотной или кружевной ткани. Они мягко корректируют фигуру и при этом не заметны ни для их обладательницы, ни для окружающих.

Сегодня корсет ни к чему не обязывает. Днем его носят и под одеждой, и поверх, как самостоятельную деталь туалета. Зато ночью приветствуется прозрачность и кружево. И пристегнутый снизу пояс для чулок. Такой корсет уж точно не помешает личной жизни, ведь вместо метровых шнурков используются застежки, причем расположены они не сзади, а спереди.

Впрочем, ценители старины могут носить корсет и со шнуровкой, и с завышенной спиной, которая создает чувство, будто вы сидите на стуле с высокой спинкой. Но теперь это не мучение, а незаменимый помощник для страдающих остеохондрозом.

Pentad

Познавательный портал для любознательных людей

Факты из истории корсета

За время существования корсета этот предмет женского гардероба оброс таким количеством мифов, что трудно поверить в реальность. Но факт остается фактом.

Железный панцирь

В интернете часто встречаются ужасающие картинки, где железный корсет предстает как элемент повседневного гардероба женщины. Эта металлическая конструкция носила больше ортопедическое предназначение, чем предмет для стягивания талии. Сохранилось много трактатов, где доктора подробным образом описывают, что такие корсеты использовались для лечения искривления позвоночника.

У корсетов имеются шарниры, чтобы по мере прогресса в лечении регулировать степень затянутости. Для небольшого комфорта в носке, он был весь перфорирован. Так что — это не происки святой инквизиции, и не желание мужа мазохиста заковать свою жену в железные оковы, а всего лишь произведение медицины.

Не по собственной воле

Многие считают, что женщина всегда надевала корсет по собственному желанию. На самом деле — это было не так. Все должны были носить корсеты: и представители аристократии, и простые люди. У простолюдинов они были не очень жесткими, чаще всего кожаными, чтобы женщина могла спокойно осуществлять движение при работе. Для дамы из высшего сословия жесткий и тугой корсет был на китовом усе. Интересно, что с самых ранних лет девочек и даже мальчиков облачали в утягивающий панцирь. Мальчиков затягивали до шести лет для формирования осанки, а юных дам — до самой смерти.

Самое поразительное, что девочек затягивали даже в школах. Тех девушек, которые отказывались носить корсет, жестоко наказывали: их руки связывали по запястьям и подвешивали, а за каблучки привязывали к железному кольцу в полу. В таком подвешенном состоянии закованных в корсет девушек били исключительно по корсету, чтобы причинять боль, не оставляя синяков. Поэтому, говорить, что жуткий панцирь носили, когда хотели — абсолютная несправедливость.

Девушек заставляли затягиваться, считая, что женский организм настолько хрупок и слаб, что при отсутствии корсета позвоночник может высыпаться в юбку, не выдержав массы ее тела. Вторая причина заключалась в том, как дама дышит: затянутая в корсет женщина не может дышать диафрагмой, а вот грудное дыхание сводило мужчин с ума.

Затягивание в корсет приводило к деформации организма. Часто после вскрытия в XVIII и XIX веке врачи замечали, что женская печень или сильно увеличена, или практически разделена пополам. Корсеты также приводили к сокращению объема легких, поэтому часто случались обмороки.

Бантик на корсете

В XVIII веке было большое количество гравюр и модных карикатур, которые изображали, как утром мужчины приходили на процесс женского одевания и завязывали сзади у женщины на корсете специальный бант. Муж придумывал именно «свой бантик», который он вечером проверял, чтобы убедиться, не ходила ли их жена «налево».

Мужчины и корсеты

Когда в Англии зародилось направление «dandy», появились мужчины, которые стали носить корсеты, и в этом не было ничего зазорного. Не каждый кавалер мог похвастаться плоским животиком, а выглядеть спортивно хотелось, поэтому мачо тех времен затягивали себя в корсеты, чтобы привлечь к себе женское внимание. Хотя это было почти два века назад, и сегодня среди мужской половины находятся любители утягивающих аксессуаров.

Во Франции живет мужчина корсетник Мистер Пёрл, который делает корсеты для известных модных домов. На одном из модных показов McQueen, Пёрл вышел в юбке и в корсете. Когда он надевает утяжку, кажется невероятным, как мужчина может себя настолько утянуть.

Среди клиентов Мистера Пёрла можно встретить Диту фон Тиз, которая очень любит его изделия, с удовольствием пользуясь аксессуарами прошлого.

Оковы красоты: история корсета с древних времен и до наших дней

Автор: Lady-4-Lady Октябрь 26, 2017, 7:46 дп

Модельеры и стилисты во все времена стремились украсить женщину, сами женщины стремились к совершенству, а идеалы красот, тем временем, безудержно менялись от эпохи к эпохе. Наиболее выдающиеся предметы гардероба кочевали сквозь времена, меняя свои роли и подстраиваясь под новые модные тренды.
Корсет всегда был предметом одежды «вне времени». Широкий пояс с эластичными пластинами, тщательно перетягивающий живот и нижнюю область грудины, он формировал практически осиную талию и поддерживал грудь девушек. Как правило, корсет имел шнуровку, но, бывало, ее заменяли разного типа застежками. В современных корсетах так же можно весьма часто встретить молнию.
На стыке девятнадцатого и двадцатого века корсет был безумно популярен среди модниц, и поклонение тонкой талии порой доходило до настоящего безумства. В обществе иной раз шутили, что объем талии модницы равен объему шеи ее ухажера, а девицы, тем временем, могли и под хирургический нож прилечь, чтобы избавиться от пары «лишних» ребер. А если вспомнить, что операции в то время проводили без общего наркоза, то подобные жертвы и вовсе покажутся чрезмерными.

Возведение тонкости талии в область практически культа было популярным в разные эпохи и у самых разных народов. В Новой Гвинее, к примеру, ребенка перетягивали посередине широким ремнем, и он на всю жизнь обретал тоненькую-тоненькую талию. Много веков назад критские девочки и даже мальчики ради стройной талии стягивали тело кожаным поясом. Впрочем, это делалось не только во имя красоты, но и из достаточно практичных соображений: широкий ремень со вставками из металла защищал людей во время особой модной в те времена игры — прыжков через рога быка.

Самой суровой к женщинам оказалась испанская мода 16 столетия — женщины были объявлены церковью источником всего греховного, потому беднягам приходилось полностью скрывать все достоинства своей фигуры, делая ее плоской. Иные дамы утягивались корсетами до такой степени, что их внутренние органы деформировались.


В семнадцатом веке в корсеты, наконец, стали вшивать гибкий китовый ус, вместо деревянных брусьев или металлических прутьев, и женщинам стало свободнее дышать.

К восемнадцатому веку появляется «панье» — шнурованный лиф в комплекте с юбкой на специальных обручах. Верхняя часть, собственно лиф, шнуровалась спереди или сзади ровно по центру, застежку впереди закрывала вшитая деталь, но не всегда – бывало, ее оставляли видимой, лишь декорируя.

В конце восемнадцатого столетия в моду пришло обтягивающее платье, которое, естественно, как подчеркивало формы идеального тела, так и являло созерцающим все возможные недостатки. В ту модную эпоху стал весьма популярен корсет, выполненный, как широкий ремень, утягивающий талию и приподнимавший бюст. Тогда же и были предприняты попытки сделать юбку более пышной, чтобы подчеркнуть талию. Впоследствии эта «фишка» будет главной в моде девятнадцатого столетия.

Корсетное безумие коснулось всех – в эти то ли пыточные, то ли украшения затягивались все, от мала до велика, исключение составляли лишь крестьянки да женщины среднего достатка.

Мария Антуанетта, 1767г

В 1789-м в результате Великой Французской революции свергли принцессу Марию Антуанетту, а вместе с ней и набившие оскомину аристократические предметы, в моде праздновал победу единый модный жанр, уничтоживший классовые различия. А корсет, преследовавший женские фигуры своими тесными объятиями уж много лет, сжался до размеров простого пояса, не без влияния англичан. Английские дворяне весьма ценили в одежде практичность и удобство, а не одну лишь красоту.

Еще десятилетие спустя корсет вновь прошел через изменения. В моду пришло платье в стиле «ампир», талия поднялась практически под самую грудь, а традиционный корсет утратил смысл. Теперь женщинам достаточно было скорректировать формы при помощи узкого шарфа, который поддерживал грудь. Однако, долго это послабление не продлилось – постепенно талия сползала все ниже и ниже, пока наконец, к 1825 году, ни вернулась на свое законное место. С тех пор и до начала двадцатого века все европейские женщины вновь были скованны корсетом, независимо от слоя общества, к которому они принадлежали. Стоит отметить, что оковы к тому времени уже порядком женщинам надоели, и некоторые видные леди своей эпохи требовали послабления, к примеру, писательница Жорж Санд.


Наиболее громкими голоса за избавление от корсетов стали к 1850 году, когда губительное влияние этого предмета гардероба на организм было подтверждено врачами. Врачи доказали, что эта деталь гардероба с ремешками далеко не такая красивая и «полезная», как о ней думали: проблемы ЖКТ, искривление позвоночника, болезни внутренних органов, паника и депрессия. Корсет мог даже спровоцировать раннюю кончину девушки, и все же, несмотря на пугающие предостережения медиков, корсет все еще боролся за право на существование и даже продолжал менять конфигурацию. В 1880 году в моду пришел «помпадур» — короткая модель корсета, заканчивающегося сзади и впереди острым уголком.

В 1885-м, когда девушки оседлали велосипеды, стало очевидно, что житья от корсета больше нет – он мешал везде, не давал свободно двигаться, сковывал. В этом был свой плюс – 1886 год ознаменовался появлением бюстгальтера. Йозеф Уэлс из Филадельфии предложил для леди альтернативу неудобному корсету – бюстгальтер, представлявший собой своеобразную модель корзины, сделанную из металлической проволоки. Изделие было гигиеничным, не впитывало излишки пота, и любая девушка могла найти себе подходящий размер.


В 1900-м был создан еще один тип корсета, придающий фигуре силуэт буквы S. Бюст показывался в его самой «выгодной» форме, животик был избавлен от давления – это была эпоха, когда в тренде было сложение зрелой женщины. Не последнюю роль в освобождении тела от корсетов сыграла Айседора Дункан – красивый естественный танец, который пропагандировала босоногая танцовщица, ускорил внедрение в моду свободного платья.

На сегодняшний день корсеты больше не скрываются под одеждой, напротив – их выставляют напоказ и носят вместо топа. Но к счастью для современных женщин, носить его перестало быть необходимостью.

Ссылка на основную публикацию