Идеальная школа для вашего ребенка

Научно-
образовательный
портал IQ

Как выглядит идеальная школа

Пространство учебных заведений — от цвета стен до мебели — влияет на работоспособность и успехи детей. Изменить его полностью в типовых зданиях нельзя, но улучшить силами дизайнеров — вполне.

Эксперты Школы дизайна НИУ ВШЭ выяснили, чего не хватает «общеобразовательному» интерьеру и каким его хотят видеть дети, родители и педагоги*.

Ученики — за красоту и современность

Помимо уроков, большинство детей в школе выполняют домашнее задание, общаются со сверстниками и участвуют в различных мероприятиях. При этом они делают то же, что и дома: играют за компьютером, спят, гуляют, занимаются творчеством. Но почти половина учащихся не чувствуют себя в школе комфортно, в том числе в помещениях, где они чаще всего проводят время: в классных кабинетах, коридоре, библиотеке, столовой.

Ученикам не хватает:

  • зон отдыха с игровыми площадками и специальной мебелью (диваны, пуфы, столы, полки). В итоге перемены проводятся в коридорах, которым, по мнению учеников, «не хватает диванчиков», тепла и правильного освещения («окна пропускают холод с улицы», «в коридоре темно»);
  • мест для хранения личных вещей. Большинство школ не оборудовано системами хранения;
  • обустроенной пришкольной территории с беседками, садиками, местами для игр, стоянками для велосипедов и самокатов;
  • общей привлекательности пространства (чтобы красиво, современно и в единой стилистике).

Также школьники мечтают заниматься в просторных помещениях с неформальной обстановкой, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зеленых, оранжевых цветов, например). В интерьер учебного заведения можно было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл). Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застекленная крыша или панорамные окна), выяснили исследователи в ходе опроса.

Комфортные помещения с точки зрения школьников

Классный кабинет

Индивидуально. Функционально. Мобильно.

Столовая

Разделение на обеденную зону и буфет. Столы для нескольких человек. Качественная вентиляция.

Библиотека

Зоны для работы и отдыха. Интерактивность. Читальный зал.

Коридор

Много пространства. Минимализм.

Места для хранения личных вещей

Индивидуальные шкафчики. Минимум дополнительной мебели.

Родители — за уют и парковки

Школа должна давать ребенку знания, возможность общаться, отдыхать и играть на свежем воздухе, уверены родители. В вопросе, что этому мешает, их мнение в основном совпадает с мнением детей. Также для родительского удобства не хватает автомобильной парковки около школы и навигации внутри помещений (некоторые мамы и папы отметили трудности при поиске кабинета директора).

Что отсутствует в школах, где учится их ребенок, % опрошенных родителей

Кроме того, родители считают, что в школе необходимы:

  • несколько зон для отдыха и игр (чтобы ребенок мог общаться как в группе, так и уединяться в «тихих местах»);
  • многофункциональное пространство в зонах рекреации («мягкие зоны» с подвесными креслами и креслами-мешками, мини-библиотеки, тренажерные площадки);
  • системы вентиляции в классах и в коридорах;
  • больше мягкой мебели и столов в коридорах;
  • телевизоры с трансляцией познавательных сюжетов;
  • многоуровневое освещение;
  • изменение общего дизайна школы (красивые цвета стен, более дружелюбное пространство, уют, стиль, креатив).

Педагоги — за совмещение приятного с полезным

Отдыхать и трудиться со всеми удобствами хотят не только ученики, но и педагоги. Получается это только у половины учителей (56%).

Педагогам не хватает:

  • специально оборудованных мест для проектной работы («сделать лаборатории, потому что их нет, это просто кабинеты»);
  • мест для хранения личных вещей;
  • современного и удобного дизайна школьного пространства — с яркими красками, зонированием, местами для творчества («добавить цвета», «стены, на которых можно писать маркером или мелом»);
  • отдельного пространства для приема пищи в столовых;
  • отдельной комнаты для отдыха;
  • разделения санузлов на ученические и учительские;
  • защищенных (огороженных) пришкольных территорий, приспособленных «для времяпрепровождения учеников и персонала».

Наибольшее количество времени учителя проводят в классном кабинете и учительской. В первом им нужны мобильная мебель, интерактивные доски и интернет. Во второй — разделение на рабочую и рекреационную зону, «наличие шкафов, достаточного места для работы, отдыха, перекуса».

От «завода» к «конструктору»

Влияние факторов пространства на успеваемость доказано исследованиями. Она зависит от высоты потолков (в средней школе — чем выше, тем лучше, в младшей — наоборот), качества воздуха, мебели, уровня шума и т.д. Поэтому считать дизайн школьных помещений лишней тратой денег и ресурсов неблагоразумно, считают эксперты.

По их мнению, сегодня в приоритете не старые «школы-заводы» одинакового промышленного вида, а проекты по возведению школ-конструкторов — высокотехнологичных просторных зданий с несколькими группами модулей:

  • учебных (от дошкольников до старших классов);
  • общешкольных: атриум (холл), столовая, бассейн, спортивный блок, блок дополнительного образования с помещениями для внеурочной работы и занятий по интересам, блок для досуга и отдыха, в виде, например, интернет-кафе.

Пока такие «модульные» решения в дефиците. Но школьные пространства должны и могут быть интересными. Это вызов тем дизайнерам, которые будут ими заниматься.

*Исследование проведено с 31 марта по 25 сентября 2016 года в Москве. Выявление запросов различных категорий проводилось с использованием брифинга и анкетирования целевых аудиторий, а также интервьюирования экспертов в области образования. Участники исследования: ученики, родители, педагогический и административный персонал школ (212 человек).

5 шагов по выбору идеальной школы для вашего ребенка

Выбрать школу — задача не из легких. Но каждому родителю рано или поздно придется ее решить. На что обратить внимание, чтобы не ошибиться в выборе, расскажем в этой статье.

Определитесь с собственными целями в образовании

Составьте список ваших целей. Что вы хотите в итоге получить от школы, чему должна научить ребенка?

Закончив список, перепроверьте себя вопросом: «Буду ли я полностью доволен, если мой ребенок получит именно это по итогам 11 лет в школе?»

Далее к каждой школе подходите с этим списком. Какой конкретно урок, учитель, человек, программа в этой конкретной школе поможет добиться этого конкретного результата.

Будьте внимательны, потому что тут много ловушек! Например, вы хотите, чтобы ребенок научился общаться с разными людьми. Научится ли он этому в обычной школе? — Да! Но произойдет ли это именно благодаря школе? — Скорее, нет! Это произойдет стихийно, как произошло бы, если бы ребенок не ходил в школу, а занимался лишь творчеством в кружках и путешествовал.

Выбирая цели, думайте именно о вкладе школы и всего учебного процесса в достижение конкретных результатов.

Расставьте цели в порядке приоритетности. Сверьтесь с ребенком и вторым родителем.

Список целей может быть таким:

  • Хочу, чтобы ребенок получил знания, которые пригодятся ему в жизни.
  • Хочу, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу и проявлял интерес к знаниям.
  • Хочу, чтобы ребенок научился быть самостоятельным, принимать решения, выстраивать отношения.
  • Хочу, чтобы ребенок поступил в топовый вуз.
  • Хочу, чтобы ребенок свободно говорил на двух иностранных языках.
  • Хочу, чтобы ребенок.

Составьте лонг-лист школ и задавайте вопросы

Вы определились с целями, значит, пришло время задавать вопросы. Уточните, какие цели ставит школа по отношению к ученикам. И совпадают ли они с тем, что вы написали.

Спрашивайте, что конкретно подразумевают под собой основные принципы, которых придерживается школа. Например, что значит индивидуальный подход на практике? Часто он сводится просто к маленькому количеству человек в классе.

Список вопросов может быть таким:

  • По какой программе учатся дети?
  • Есть ли связь практики и теории и как она организована?
  • Какая мотивация к обучению у учеников вашей школы?
  • Предусматривает ли школьная программа получение так называемых soft skills — навыков, необходимых современному человеку. В какой форме, на каких уроках?

Составьте шорт-лист школ и познакомьтесь с каждой поближе

Учитель начальных классов. Удостоверьтесь, что вам хочется, чтобы именно с этим взрослым ваш ребенок провел несколько важных лет своей жизни.

Атмосфера в школе. Как вас принимают, как общаются? Этот пункт часто упускают из внимания, так как качество самого образования среди приоритетов стоит выше. Посмотрите на школу, как на место, куда ваш любимый человек будет ходить ежедневно последующие 11 лет. Одна только методика не сделает вашего ребенка счастливым. Есть разница — провести 11 лет в давящей, некомфортной атмосфере или в дружеской атмосфере уюта? Атмосфера важна!

Отзывы учеников и родителей. Смотреть со стороны — это одно, попробовать на практике — совсем другое. Пообщайтесь с родителями, которые уже прошли этот путь, желательно с теми, кто разделяет ваши взгляды на образование.

Выбирайте любовь, а не страх!

Часто родители выбирают школу, чтобы избежать чего-либо. Здесь очень просто проверить себя. Если вы выбрали школу, потому что боитесь, что ребенок не поступит в вуз / будет тяжело / что вырастет разгильдяем / его будут обижать то, увы, вы теряете что-то очень важное.

Руководствуйтесь не тем, чего вы хотите избежать, а тем, что вы хотите дать своему ребенку. Не думайте о своих страхах, думайте о любви к ребенку!

Читайте также:  Уход за длинными волосами

Оцените школу на 360° по классическим критериям и не только

Часто выбирают школу по трем критериям: расположение, учитель, репутация школы. Разберем классический подход и дополним список пунктов, на которые необходимо обратить внимание, чтобы потом не жалеть о выборе.

1. Расположение школы. «Чем ближе школа, тем лучше», — думает каждый родитель. Правда, не всегда школа в соседнем дворе отвечает тем целям, которые есть у родителей и детей. Пусть этот критерий будет дополнительным, а не решающим при выборе школы. Важнее, чтобы ребенок ходил в нее с удовольствием все 11 лет, даже если это не близко к дому.

2. Классный руководитель/педагогический состав. Учитель — это лицо школы, именно он несет основные идеи, передает знания и является образом взрослого, на которого ребенок хочет или не хочет равняться.

3. Репутация школы и академические результаты учеников. Так называемые «сильные» школы рассказывают о высоких баллах ЕГЭ и выпускниках, поступивших в престижные вузы. Вопрос в том, что является престижным для вас — вуз из списка топовых или учебное заведение, которое интересно именно вашему ребенку. Или не вуз. Здесь важно соблюдать баланс! С одной стороны, все хотят, чтобы дети хорошо знали школьную программу и успешно поступили в университет, с другой стороны — никто не хочет, чтобы эти знания давались ребенку в ущерб его здоровью и эмоциональному состоянию. Необходимо понимать, какой подход в выбранной вами школе и в какую сторону склоняется чаша весов.

4. Направленность обучения. Некоторые школы предлагают углубленное изучение отдельных предметов. Важно, чтобы не только родители, но и ребенок принимал решение о том, что ему интересно больше всего. Иначе вы рискуете отдать гуманитария в математическую школу, и он никогда не сможет ее полюбить.

Если вы и ваш ребенок еще не понимаете, какое направление ребенку ближе, то ориентируйтесь при выборе школы на другие критерии.

5. Образовательная программа. Каждая школа работает по определенной образовательной программе. Она может быть выбрана из существующих одобренных Министерством образования или создана самостоятельно как авторская программа.

6. Ценности. У каждой школы есть свои ценности: те принципы и ориентиры, которых придерживаются все участники процесса в своей работе. Хорошо, если они записаны и с ними можно ознакомиться. В любом случае поинтересуйтесь у представителя школы и педагогов, каких ценностей и принципов придерживаются они сами.

7. Инфраструктура. Школы имеют разное оснащение: спортивные залы, бассейны, оборудованные лаборатории и мастерские. Все то, что может стать отличным инструментом для образовательных целей.

8. Дополнительные занятия. Школы часто предлагают занятия после уроков. И их ассортимент будет всегда различаться. Хорошо, если в школе есть возможность заниматься именно тем, чем интересуется ваш ребенок. И также нужно уточнить, платно или бесплатно организуются такие мероприятия.

9. Питание. Вкусная и здоровая еда — часть школьной жизни, о которой не стоит забывать — энергия и хорошее настроение.

10. Режим работы. Обычно школьные уроки заканчиваются до обеда, а это значит, что ребенка нужно забрать из школы в середине рабочего дня. Альтернативой является продленка, школьные кружки или школа полного дня, где дети не только занимаются, но и отдыхают, гуляют, едят.

11. Цена. Здесь выбор будет между бесплатной государственной школой и платной частной. Важно учесть не только расходы на обучение, но и на учебники, тетради, форму (если она есть), а также уточнить, будут ли какие-либо дополнительные сборы.

Идет набор в 0-3 классы в школу «Белая ворона»!
Москва, Самара, Ижевск, Сургут и Санкт-Петербург


Это школа, где детям помогают найти свое предназначение. Мы научим ребенка задавать вопросы и отвечать на них, сомневаться, думать, расставлять приоритеты, уверенно строить диалоги, ставить цели, добиваться результатов и реализовывать свои таланты.

Первая «Белая ворона» открылась в 2016 году в Самаре. Сейчас работает 4 школы в Самаре, Москве и Ижевске и 2 школы откроются в новом учебном 2018 году — в центре Москвы и в Сургуте.

  • Запишитесь на презентацию в школу в вашем городе →
  • Если вы мечтаете сделать свой вклад в изменение системы образования, узнайте об условиях открытия своей школы «Белая ворона» по франшизе →

Помните, при выборе школы надо ориентироваться на собственного ребенка в первую очередь и ваши ожидания от образовательного процесса. Все дети разные, и мы, родители, тоже. И школы тоже не похожи друг на друга.

Желаем вам найти лучшую школу для вашего ребенка!

Идеальная школа – мечта или реальность?

Какой должна быть школа с моей точки зрения?

Это то – место, где тебя уважают и считаются с любым твоим мнением. Идеальная школа – это, когда каждый ученик может выбрать те занятия, на которых ему интересно, которые важны лично для него.

Идеальная школа – красивая, с хорошей мебелью, со всем необходимым оборудованием, компьютерными классами, с пособиями для занятий по всем предметам. У педагогов не должно быть любимчиков, ко всем ученикам они должны относиться одинаково. В школе не должно быть хамства со стороны учителей в отношении к ученикам и родителям.

В идеальной школе, детям интересно учиться, когда интересно учиться, то и не трудно. Школа, в которой дают качественное образование каждому ученику. Правильный подход к каждому ученику, это самое главное.

Поставить «двойку» легко, а подать тему так, что бы стало понятно любому, это надо постараться.
Если судить по школе, в которой я учусь сейчас или по той, в которой я училась раньше, то современная школа, далека от идеала. И мои мечты об идеальной школе, так и останутся мечтами.

Разберу по пунктам то, о чем я писала выше, на личном примере.

В школе тебя уважают и считаются с любым твоим мнением.
Ни о каком уважении нет речи, когда учитель позволяет себе называть нас «тупыми дегенератами». На каждом уроке Гульнар Калкозовна называет нас именно так. Учительница по алгебре позволяет себе кричать на нас, кидается мелом, доводит до слез своими криками. Мы не имеем права высказать свое мнение, нам сразу «затыкают рот».

Каждый ученик может выбрать те занятия, на которых ему интересно, которые важны лично для него.

Это тоже лишь мечты. Например, я хочу стать дизайнером по интерьеру. Скажите, зачем мне знать на «отлично» биологию? Но я не могу портить свой аттестат низкой оценкой, и приходится зубрить, а потому у меня мало остается времени именно на те предметы, которые мне необходимы.

Моя подруга Кристина хочет стать ветеринаром, зачем ей черчение? Она сильно и не старается, ведь я ей всегда помогу, мне черчение, как раз нужно.
Так о каком выборе может идти речь?

Школа – красивая, с хорошей мебелью, со всем необходимым оборудованием, компьютерными классами, с пособиями для занятий по всем предметам.

И здесь у нас полный провал. Кабинета химии у нас нет, за весь год не проведено ни одной практической лабораторной работы. На уроках по биологии на весь класс выделяется один микроскоп. Компьютерный класс у нас тоже, полный отстой, компьютеры старые с выпуклыми экранами, таких сейчас и не выпускают. Было много разговоров о приобретении интерактивной доски. Она у нас есть, но уроков там не проводят, и существует она только для показательных выступлений перед различными комиссиями.

О мебели в школе я и говорить не хочу, из-за старых, в занозах стульев и столов, моя форма приходит в ужасный вид после первой четверти. Хотя ежегодно с родителей собирают деньги на ремонт классов и ремонт школьной мебели.

У педагогов не должно быть любимчиков.

А вы встречали такого учителя, у которого не было любимчика?
Лично я нет. С первого класса я поняла, что любимчики есть у всех. Сначала это был Лешка, которого боготворила Тамара Ивановна и за контрольные работы (которые он списывал у меня) мне ставила «четыре», а ему «пять».

Сейчас, например, Андрей – любимчик учительницы по истории. Мы, конечно, не устраиваем бойкот, он не виноват, что именно его Ольга Александровна выбрала предметом обожания.

Учительница по английскому языку не выносит, когда на первой парте сидят девочки, а потому нас с Кристиной отправили «на камчатку». Хотя мы учимся лучше всех в классе.

В школе не должно быть хамства со стороны учителей
в отношении к ученикам и родителям.

Я уже рассказывала о Марклен Жубановиче, и снова повторюсь. Он позволяет себе бить учеников головой о стену, кричать так, что стекла дрожат. Он не считает нас за людей, «скоты», вот кто мы для него. Думаете, он только с учениками такой? Ошибаетесь. Он и с родителями не старается быть вежливым. Между прочим, он доцент и заслуженный учитель. Знали бы вы, как мы радовались, когда в девятом классе нам прислали другого учителя по физике.

Читайте также:  Из счастливых детей вырастают счастливые взрослые

Правильный подход к каждому ученику.

Нет никакого подхода. Учителя бездушно расскажут тему, на наши жалобы, что мы не поняли, один ответ – «Это ваши проблемы». Из-за того, что мы не все понимаем, происходят трудности во время тестирования. Высокие баллы с нас требуют, а откуда они возьмутся с таким обучением?

В школе, где я раньше училась, были случаи, когда учитель отпускала меня домой, ей по делам надо. Говорила: «Тему с папой по математике разберешь». Это нормально?

Я занимаюсь самостоятельно, мне помогают дома родители, хожу на факультативы, потому хорошо учусь. Но это только моя заслуга. Но другим ученикам наплевать на учебу (кроме моей подруги Кристины). Какой вопрос – такой и ответ.

В конце хочу сказать только об одном, наша классный руководитель и учительница по русскому языку и литературе, единственная кто заслуживает высокого звания Учитель. Благодаря ей, я стала лучше учиться, стала грамотнее писать и полюбила эти предметы. Лишь у нее нет любимчиков, и она болеет душой за каждого ученика в нашем классе, благодаря ей, из школы не исключили Мишу Козлова и Данира. Если бы все учителя и директора школ были такими, тогда настала бы эра идеальных школ.

BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Какой должна быть школа с моей точки зрения?
Это то – место, где тебя уважают и считаются с любым твоим мнением. Идеальная школа – это, когда каждый ученик может выбрать те занятия, на которых ему интересно, которые важны лично для него.
Идеальная школа – красивая, с хорошей мебелью, со всем необходимым оборудованием, компьютерными классами, с пособиями для занятий по всем предметам. У педагогов не должно быть любимчиков, ко всем ученикам они должны относиться одинаково.
Читать статью

Отправить другу

Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.

Идеальная школа для современного ребенка

Дата публикации: 26.01.2017 2017-01-26

Статья просмотрена: 1219 раз

Библиографическое описание:

Букина Н. С. Идеальная школа для современного ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 359-361. — URL https://moluch.ru/archive/138/38772/ (дата обращения: 03.02.2020).

В начале третьего тысячелетия усугубляются и ускоряются общемировые социально-экономические, политические, социо культурные процессы, которые определяют развитие человечества на современном этапе его жизнедеятельности. Глобальные общественные сдвиги имеют систематический, быстрый, необратимый характер. Они обусловлены научно-техническим прогрессом, быстрой информатизацией и компьютеризацией, демократизацией общественной жизни.

Наиболее ответственна в этих условиях роль образования. Именно образование имеет непосредственное и наибольшее влияние на личность и общество. Поэтому в сегодняшнем мире перед педагогическим образованием России встали новые задачи. Современная школа страдает в значительной степени оторванностью школьного материала от жизни, окружающей ученика, от его впечатлений, наблюдений и знания, которые он вынес из непосредственного знакомства с человеческой жизнью и с природой.

Те знания, которые теперь получает ученик в школе, почти не основываются на непосредственном знакомстве детей с самими предметами. Обучение должно исключительно насильственный характер, так как дети учатся говорить слова, не вкладывая в них реального содержания, давать определения, которых они самостоятельно не постигли.

В истории образования идеи свободного воспитания неоднократно поднимались выдающимися педагогами: Ж.-Ж. Руссо, Н. К. Эрих, М. Монтессори, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель и др.

В европейских странах это течение появилась в XVII в. и было тесно связано с идеей Ж.-Ж. Руссо, который отмечал, что главным в воспитании является предоставление ребенку полной свободы. В этом суть его свободного воспитания. В своей книге «Эмиль, или О воспитании» он писал: «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков, он должен получить их только из опыта, не наказывайте ребенка, потому что она не знает, что такое быть виновным, никогда не заставляйте его просить прощения, потому что он не сумел бы вас обидеть»

Чтобы решить вопрос о том, какой должна стать идеальная школа, необходимо прежде всего определить, чего именно добивается от школы общество, потому что школа, как социальное явление, должна соответствовать современному социальному устройству. Для современной жизни необходимы самостоятельные, настойчивые в достижении своей цели, уважающие труд, умственно и морально развитые работники, как непосредственные участники семейной, общественной и государственной жизни.

Подготовка к такой жизни — самостоятельной и трудовой, умной и нравственной, личной и общественной и составляет основную задачу современной школы.

Чтобы обучение было действительно воспитывающим и формирующим волю и разум детей, необходимо сочетать школьный материал с личными впечатлениями детей, связать его с определенной местностью. Сегодня в школе слишком мало говорится с человеком о человеке.

Действительность, окружающая детей, должна восприниматься ими, прежде всего, как окружающая его человеческую жизнь, а природа познается не как нечто само существующее, но как то, среди чего человеку приходится жить.

Идеальная школа — школа труда, но под трудом, конечно, понимают ручной труд, школу переворачивают в мастерскую, а ребенка — в кандидата на подмастерья. Школу труда следует понимать как школу, построенную на трудовом принципе. Организованный уход за школьным садом — первые лекции по ботанике, уход за школьными животными — первые лекции по зоологии, собирания камней для школьного музея — это лекции по минералогии, а труд по устроении школы — это лекции по рисованию и лепке.

Школьные экскурсии должны стать одним из главных методов обучения таких предметов, как география, история и естествознание. Для ознакомления с трудом в различных его видах в природе необходимо посещение мастерских и фабрик, сбор домашних и фабричных изделий. Экскурсии должны поднять ребенка с той ступени развития, когда восприятие государства ограничивается окраиной собственного села или области.

Таким образом, ручной труд в школе должен быть не отдельным школьным предметом, а только естественным элементом трудовой жизни ребенка.

Идеальная школа должна своим устройством воспитать из ученика умелого общественного работника, не боящегося ответственности и инициативы. Поэтому необходимо ввести в школу школьное самоуправление. Пусть школа станет детским обществом, детской кооперацией, детской коммуной. Такую задачу можно осуществить через организацию класса, в котором каждый из учеников взял бы на себя какую-либо функцию. Еще лучше, чтобы какая-нибудь функция поручалась бы нескольким ученикам, потому что следует воспитывать в детях признание коллективной ответственности взамен господствующего в современной школе индивидуализма.

Но действительно, что много надо положить труда на то, чтобы новая школа сменила современную школу, которая не соответствует современной жизни, в то время, как — напомню слова Пирогова — «школа и жизнь — одно неразрывное целое».

Конечно, идеальная школа требует больших средств от государства и гражданства. Но это не должно препятствовать развитию народного образования, потому что образование это ключ к экономическому процветанию государства в будущем.

  1. Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. — Т. 3. Новейшее время / под ред. А. И. Пискунова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 560 с.
  2. Гребенкина Л. К. Подготовка учителя в системе непрерывного педагогического образования: монография / Л. К. Гребенкина; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. — 2-е изд., испр. и доп. — Рязань, 2006.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 2006. – 239 с.
  4. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. / А. А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
  5. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2003. — 34 с.
  6. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов / С. И. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 544 с.

Как должна быть устроена идеальная начальная школа

В конце лета родителей будущих первоклассников охватывает беспокойство: школа уже выбрана, но как узнать наверняка, что вы не ошиблись, что школа подходит вашему ребенку и что именно это — идеальная «началка». О своем опыте устройства начальной школы рассказывает Максим Натапов, соучредитель проекта One! International School

Поделиться:

В этом году мы открыли начальную школу, и при помощи российских и зарубежных специалистов создали интенсивную и гармоничную программу, которая не дает детям уставать и помогает получать нужные знания в увлекательной форме.

Какими должны быть учителя и почему заслуженные не годятся

Есть мнение, что самое главное в начальной школе — это первый учитель: он должен быть добрым, тактичным, внимательным. Этот подход годится как некая точка отсчета. Однако, если уже сегодня вы задумаетесь о будущем своего ребенка и представите его через 10–11 лет, вы поймете, что на школьную программу стоит смотреть по-другому, исходя из того, чему ребенок должен научиться в первый год, чему во второй, чему в третий и так далее.

Читайте также:  Как ускорить рост волос

Существует еще один распространенный миф, что найти хороших учителей сейчас практически невозможно. Это неправда. В этой профессии много настоящих профессионалов, которые готовы делиться своими знаниями. В основном к нам приходят специалисты в возрасте 25–40 лет, и мне кажется, что это идеальный возраст для педагога. У нас был опыт приглашения уважаемых учителей, но в итоге выяснялось, что все они из далекого прошлого. У нас не могут работать забронзовевшие люди — нам нужны динамичные и адаптивные преподаватели, которые готовы добиваться целей и не боятся подвергать сомнению то, что было актуально еще вчера. Именно поэтому мы подбираем учителей, способных меняться, слушать, слышать и принимать решения.

Фото предоставлено пресс-службой

Как должна быть устроена школьная программа

Пункт первый — индивидуальный подход к каждому ребенку.

Программа должна быть составлена так, чтобы удовлетворять потребности каждого ребенка. Как этого достичь? Один педагог должен работать не больше чем с восемью детьми (в детском саду на одного педагога должно быть максимум шесть детей), тогда каждому будет уделяться достаточно времени, но в то же время дети будут находиться в коллективе и общаться друг с другом.

Пункт второй — индивидуальная школьная программа.

После тестирования школа должна предложить ребенку тот или иной вектор развития, соответствующий его индивидуальным особенностям. На данный момент мы разработали две программы (в перспективе их будет четыре): интенсив и art & sсience — в обеих программах дети проходят базовые государственные предметы, в обязательном порядке изучают языки и занимаются проектной работой.

Интенсив — это программа на базе стандарта IB, где много английского языка, математики, чтения и науки. А также интересные факультативные занятия: китайский, робототехника, программирование, балет. Если ребенку некомфортно заниматься настолько интенсивно, то мы советуем ему курс art & science, нацеленный на то, чтобы плавно ввести его в программу и помочь сориентироваться. Нам эта программа нужна, чтобы отследить тот момент, когда ребенок будет готов к более глубокому погружению в тот или иной предмет. При таком подходе можно за меньшее количество часов дать детям гораздо больше и сэкономить много времени на другие занятия.

Фото предоставлено пресс-службой

Что должен уметь ребенок к концу начальной школы

Вне зависимости от выбранной программы, в начальной школе мы должны «прокачать» у ребенка такие навыки, как critical thinking, design thinking, умение работать с большим объемом информации, делать презентации, переводить их на английский язык и представлять результаты своей работы. Это звучит сложно, но на самом деле все знания, которые получают дети, просто можно иначе систематизировать. Например, когда дети проходят Солнечную систему, все уроки (и математика, и русский, и чтение) могут быть связаны с темой космоса, тогда новые знания лучше отложатся в голове.

Главный совет родителям: не ищите школу с традициями, ищите школу с идеологией

Нужно исходить из того, что для ребенка школа — это «маленькая модель мира», место, в котором ребенок проведет большую часть своего времени. В школе закладывается «фундамент», и выбор школы гораздо важнее, чем выбор места работы для взрослого. Поэтому при выборе школы стоит интересоваться целями, ценностями, миссией и корпоративной культурой школы. Можно поставить себя на место ребенка и задать себе вопрос: «А я бы хотел быть частью этой организации?» Поверьте, если вы проведете эту исследовательскую работу, ребенок будет благодарен вам всю свою жизнь.

Идеальная школа для наших детей.

Современные дизайнерские решения сделают школьное пространство комфортным и повысят успеваемость учеников.

Наталья Логутова, заместитель руководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Анастасия Корнеева, эксперт Лаборатории дизайна Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Пространство учебных заведений — от цвета стен до мебели — влияет на работоспособность и успехи детей. Изменить его полностью в типовых зданиях нельзя, но улучшить силами дизайнеров — вполне.

Ученики — за красоту и современность

Помимо уроков, большинство детей в школе выполняют домашнее задание, общаются со сверстниками и участвуют в различных мероприятиях. При этом они делают то же, что и дома: играют за компьютером, спят, гуляют, занимаются творчеством. Но почти половина учащихся не чувствуют себя в школе комфортно, в том числе в помещениях, где они чаще всего проводят время: в классных кабинетах, коридоре, библиотеке, столовой.

Ученикам не хватает:

зон отдыха с игровыми площадками и специальной мебелью (диваны, пуфы, столы, полки). В итоге перемены проводятся в коридорах, которым, по мнению учеников, «не хватает диванчиков», тепла и правильного освещения («окна пропускают холод с улицы», «в коридоре темно»);

мест для хранения личных вещей. Большинство школ не оборудовано системами хранения;

обустроенной пришкольной территории с беседками, садиками, местами для игр, стоянками для велосипедов и самокатов;

общей привлекательности пространства (чтобы красиво, современно и в единой стилистике).

Также школьники мечтают заниматься в просторных помещениях с неформальной обстановкой, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зеленых, оранжевых цветов, например). В интерьер учебного заведения можно было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл). Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застекленная крыша или панорамные окна), выяснили исследователи в ходе опроса.

Комфортные помещения с точки зрения школьников

Классный кабинет

Индивидуально. Функционально. Мобильно.

Столовая

Разделение на обеденную зону и буфет. Столы для нескольких человек. Качественная вентиляция.

Библиотека

Зоны для работы и отдыха. Интерактивность. Читальный зал.

Коридор

Много пространства. Минимализм.

Места для хранения личных вещей

Индивидуальные шкафчики. Минимум дополнительной мебели.

Родители — за уют и парковки

Школа должна давать ребенку знания, возможность общаться, отдыхать и играть на свежем воздухе, уверены родители. В вопросе, что этому мешает, их мнение в основном совпадает с мнением детей. Также для родительского удобства не хватает автомобильной парковки около школы и навигации внутри помещений (некоторые мамы и папы отметили трудности при поиске кабинета директора).

Что отсутствует в школах, где учится их ребенок, % опрошенных родителей

Кроме того, родители считают, что в школе необходимы:

несколько зон для отдыха и игр (чтобы ребенок мог общаться как в группе, так и уединяться в «тихих местах»);

многофункциональное пространство в зонах рекреации («мягкие зоны» с подвесными креслами и креслами-мешками, мини-библиотеки, тренажерные площадки);

системы вентиляции в классах и в коридорах;

больше мягкой мебели и столов в коридорах;

телевизоры с трансляцией познавательных сюжетов;

изменение общего дизайна школы (красивые цвета стен, более дружелюбное пространство, уют, стиль, креатив).

Педагоги — за совмещение приятного с полезным. Отдыхать и трудиться со всеми удобствами хотят не только ученики, но и педагоги. Получается это только у половины учителей (56%).

Педагогам не хватает:

специально оборудованных мест для проектной работы («сделать лаборатории, потому что их нет, это просто кабинеты»);

мест для хранения личных вещей;

современного и удобного дизайна школьного пространства — с яркими красками, зонированием, местами для творчества («добавить цвета», «стены, на которых можно писать маркером или мелом»);

отдельного пространства для приема пищи в столовых;

отдельной комнаты для отдыха;

разделения санузлов на ученические и учительские;

защищенных (огороженных) пришкольных территорий, приспособленных «для времяпрепровождения учеников и персонала».

Наибольшее количество времени учителя проводят в классном кабинете и учительской. В первом им нужны мобильная мебель, интерактивные доски и интернет. Во второй — разделение на рабочую и рекреационную зону, «наличие шкафов, достаточного места для работы, отдыха, перекуса».

От «завода» к «конструктору»

Влияние факторов пространства на успеваемость доказано исследованиями. Она зависит от высоты потолков (в средней школе — чем выше, тем лучше, в младшей — наоборот), качества воздуха, мебели, уровня шума и т.д. Поэтому считать дизайн школьных помещений лишней тратой денег и ресурсов неблагоразумно, считают эксперты.

По их мнению, сегодня в приоритете не старые «школы-заводы» одинакового промышленного вида, а проекты по возведению школ-конструкторов — высокотехнологичных просторных зданий с несколькими группами модулей:

учебных (от дошкольников до старших классов);

общешкольных: атриум (холл), столовая, бассейн, спортивный блок, блок дополнительного образования с помещениями для внеурочной работы и занятий по интересам, блок для досуга и отдыха, в виде, например, интернет-кафе.

Пока такие «модульные» решения в дефиците. Но школьные пространства должны и могут быть интересными. Это вызов тем дизайнерам, которые будут ими заниматься.

*Исследование проведено с 31 марта по 25 сентября 2016 года в Москве. Выявление запросов различных категорий проводилось с использованием брифинга и анкетирования целевых аудиторий, а также интервьюирования экспертов в области образования. Участники исследования: ученики, родители, педагогический и административный персонал школ (212 человек).

Ссылка на основную публикацию