Скарлетт О`Хара

Популярные группы

Уроки любви: Скарлетт О’Хара

Ей еще не исполнилось и семнадцати, а о ней уже мечтали все парни округи. Она не боялась шокировать общество, но ее личную жизнь нельзя назвать на сто процентов успешной. Ее историей зачитывались поколения женщин по всему миру, блистательная Вивьен Ли воплотила ее образ на экране и вошла в историю кино, как Скарлетт О′Хара. Фильм стал шедевром, а Скарлетт О’Хара стала одним из наиболее известных женских персонажей и символом предприимчивости, темперамента и умения выживать. На ее примере учились поведению с мужчинами целые поколения. Lady.mail.ru предлагает подробнее изучить уроки любви Скарлетт О’Хара.

Жить сейчас, но знать о последствиях

Роман «Унесенные ветром» изобилует афоризмами, и многие из них произнесены именно Скарлетт О′Хара. Цитаты из этой книги помогают не только в личной жизни. «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра», — пожалуй, эту фразу Скарлетт О’Хара знает весь мир, с нее мы и начнем. Умению мисс Скарлетт жить реальностью и не задумываться о последствиях своих решений можно позавидовать. Она и интересна тем, что одновременно может быть и практичной, и циничной, и мечтательной. За всю жизнь она успела побывать несчастной — с Чарльзом Гамильтоном, равнодушной — с Фрэнком Кеннеди и умеренно счастливой — с Реттом Батлером. Но все ее замужества протекали на фоне влюбленности в Эшли Уилкса. Эта импульсивность и взбалмошность выходила ей боком, поскольку замуж Скарлетт выходила, повинуясь тому самому сиюминутному решению. Возлюбленный Эшли ее отвергал, и она принимала предложения разных поклонников, руководствуясь чем угодно, только не любовью. Чтобы подправить дела родного поместья, она стала мисс Кеннеди. С Реттом Батлером случился чертовски хороший поцелуй — разумеется, нужно срочно выйти замуж за него. Пытаясь перенести неприятные мысли на завтра, она отстраняется от понимания того, что можно признать уже сегодня.

Поэтому: жизнь это то, что происходит с нами, пока мы строим планы. Глупо всю жизнь надеяться добиться того, кто вас не любит. Живите сейчас. Не сожалениями о прошлом и не мечтами о будущем, а сегодняшними чувствами и эмоциями. Обращайте внимание на свои чувства к тем, кто рядом. Ищите любовь среди тех, кто вас окружает и предлагает реальные отношения, а не эфемерное счастье.

Честность как искусство

«Ну почему, чтобы заполучить мужа, нужно строить из себя дуру?» Скарлетт сложно назвать честной женщиной. На протяжении всего романа она без зазрения совести лгала, обманывала, вводила в заблуждение и беззастенчиво вешала лапшу на уши всем желающим. Благодаря дивному обаянию и невинной улыбке большая часть вранья сходила Скарлетт с рук. Мужчины всегда рады послушать о собственных достоинствах, даже если история о них слегка преувеличена, а с женщинами мисс О’Хара предпочитала дел не иметь. Это обеспечило ей репутацию самой дерзкой кокетки среди мужчин и беззастенчивой лгуньи среди женщин. Одно из ее замужеств также состоялось благодаря лжи. Впрочем, вольные отношения с правдой не раз выходили Скарлетт боком — ей попросту не верили и не принимали ее слова всерьез. В финальной сцене объяснения с Реттом Батлером Скарлетт наконец-то позволила себе искренность и призналась ему в любви. Но, чего и стоило ожидать, он подумал, что это снова ложь и манипуляции, и ушел.

Поэтому: ложь может быть серьезным оружием, а честность — тонким искусством. И тем, и другим следует пользоваться аккуратно, памятуя о возможных последствиях. Все лжецы полагают, что их никогда не разоблачат, но это не так. Честные люди считают, что их словам будут верить априори, и это тоже неверно. Небольшие преувеличения вреда отношениям не нанесут, а вот ложь по-крупному может сломать жизнь. Тем более, если вас на ней поймают.

Общественное мнение не стоит внимания

«О нет! Я не могу! Вы не должны меня приглашать. Моя репутация погибнет». «От нее и так уже остались одни лохмотья». Мисс О’Хара не раз поступала вразрез с общественным мнением и наступала местным кумушкам на шлейфы платьев. Ее манеры и наряды повергали общество в шок. И если мужчины были рады насладиться компанией неуемной Скарлетт, то женщины развлекали себя осуждением и сплетнями. Что совершенно не мешало ей делать то, что ей нравится. Одна только кадриль с Реттом Батлером чего стоит, в то самое время когда Скарлетт носила вдовий наряд и никакого права на танцы с мужчинами не имела. Репутация Скарлетт не раз страдала от ее романов или проявлений чувств. Изменила ли Скарлетт свое поведение в связи с этим? Нет.

Поэтому: то, что подумают люди — их личное дело. Общество обсуждает и осуждает людей, уверенных в своем праве на отношения или на смелое поведение. Поговорят и перестанут, английская принцесса родит еще одного ребенка или найдутся иные темы. Мысли о том, «что скажут люди» — не причина отказываться от любви и от себя.

«Надоело восклицать: «Как это изумительно!», слушая всякую ерунду, что несет какой-нибудь олух, у которого мозгов вдвое меньше, чем у меня, и изображать из себя круглую дуру, чтобы мужчинам было приятно меня просвещать и мнить о себе невесть что».

Один из секретов обаяния мисс О’Хара состоит в ее слабости. На фоне хрупкой и беззащитной Скарлетт джентльменам было легко почувствовать себя сильными и умными, рыцарями и победителями. Изображать глупенькую ей быстро надоедало, но мужчины наслаждались ее непосредственностью, пользовались предоставленной возможностью и увивались за ней. Разумеется, не всегда это были достойные поклонники, и не все обладали талантом отличить подлинную слабость от мнимой. Тем не менее и Ретт Батлер, по уши влюбленный в Скарлетт, появлялся в ее жизни чаще тогда, когда ей требовалась помощь. Вытаскивал из охваченной войной Атланты, спасал мужа и приглашал на танец тогда, когда никто иной бы не пригласил.

Поэтому: стоит предоставить мужчине возможность решать. В конце концов, это его задача: принимать решения и оказывать поддержку. Вопрос «должен ли мужчина знать, что женщина умнее его?» разрушил немало отношений. Любому мужчине приятно и важно знать, что он умнее и сильнее. Иногда для этого требуется поддаваться, иногда нет. Лучше, конечно, найти такого партнера, с которым не нужно играть в поддавки, но и всем остальным можно делать поблажки.

«Женщины обладают такою твердостью и выносливостью, какие мужчинам и не снились — да я всегда так и считал, хотя с детства мне внушали, что женщины — это хрупкие, нежные, чувственные создания». Эти слова вложены в уста Ретта Батлера, последнего возлюбленного Скарлетт. Этот благородный джентльмен, очевидно, знал толк в женщинах, и выбрал себе в супруги самую сильную из дам, описанных в романе.

Сколько бы Скарлетт ни изображала из себя простушку, сколько бы ни делала вид, что слаба, на всем протяжении романа она ни разу не опускала

руки. Однажды поставив цель, она добивалась ее при помощи платья из бархатных портьер своей матери и перьев, выдранных из петушиного хвоста.

Скарлетт хватило решимости, чтобы прийти в тюрьму к Ретту Батлеру в надежде его соблазнить и получить денег на обустройство Тары. Она нашла в себе силы прийти на день рождения Эшли Уилкса, после того, как их застали вместе и в обществе судачили об адюльтере. Усилием воли, собрав себя буквально по кусочкам после разрыва, она делала все, чтобы вернуть Ретта Батлера. Она часто прикидывалась дурочкой, чтобы привлечь и удержать внимание мужчин, но никогда не глупила на самом деле.

Поэтому: мужчины любят слабых женщин, но быть слабой женщиной — это не значит быть тихоней и размазней. В отношениях необязательно менять себя. Не зря же мистер Батлер говорил, что лучше получить пулю в лоб, чем дуру в жены.

Скарлетт О`Хара

Родилась в 1845 году, то есть в начале романа ей 16, а в конце — 28. Наполовину ирландка (по отцовской линии), наполовину американка французских кровей (по материнской линии).

В оригинальном романе

На момент начала действия романа Скарлетт уже является объектом любовных грёз всех юношей округи, однако, сама она влюблена в Эшли Уилкса. Девушке кажется, что он тоже в неё влюблён, и для неё становится настоящим ударом известие о его предстоящей свадьбе. На следующий день после того, как она получила эту новость, Скарлетт отправляется на барбекю к Уилксам в поместье «Двенадцать Дубов», где объясняется Эшли в любви, но он обязан жениться на своей кузине Мелани.

М. Митчелл “Унесённые ветром”:

У Уилксов Скарлетт также знакомится с Реттом Батлером.

Отвергнутая возлюбленным Эшли, Скарлетт принимает ухаживания брата Мелани, Чарльза, и вскоре становится миссис Гамильтон. Тем временем начинается подготовка к войне, и все боеспособные мужчины, в том числе и муж Скарлетт Чарльз Гамильтон, отправляются на фронт.

Однако вскоре приходит письмо о том, что Скарлетт стала вдовой. Вскоре после этого рождается первенец Скарлетт, ребёнок от Чарльза — Уэйд. После смерти мужа Скарлетт должна вести себя как благопристойная вдова и отказаться от всех развлечений. Но это для нее невыносимо, ей только 17 лет, а она уже «похоронена заживо». Эллин, мать Скарлетт, предлагает ей перебраться в Атланту, в дом к сестре покойного Чарльза Мелани и его тетушки Питтипэт. Несмотря на то, что она вынуждена носить траур, Скарлетт является на один из благотворительных вечеров, где Батлер покупает право танцевать с ней, тем самым приведя в шок и замешательство высшее общество Атланты. Узнав об этом, её отец приезжает из Тары, чтобы забрать дочь, однако крупно проигрывается Батлеру в карты и уезжает домой, оставив дочь в Атланте.

Когда Эшли возвращается домой на Рождество, он просит Скарлетт позаботиться о жене. Несмотря на то, что доктор предупреждал Мелани о возможных осложнениях во время родов, Мелани забеременела от Эшли. Это стало настоящим ударом для Скарлетт. На все попытки Скарлетт выразить свои чувства Эшли определенно дает понять, что они не могут быть вместе ни при каких обстоятельствах. Скарлетт продолжает встречаться с Реттом, хотя их отношения были лишь легким флиртом, необходимым в момент, когда она узнала о беременности Мелани, и о том, что Эшли пропал без вести.

Роды Мелани начинаются в тот самый момент, когда янки осаждают Атланту. Скарлетт, которая, как и обещала Эшли, не бросает его жену, принимает роды и решает вернуться в свое родное поместье Тару. Ретт помогает ей в этом, но покидает на полпути, решая присоединиться к конфедератам. На прощание он признается ей в любви. По пути домой она видит памятники падению юга, руины всего, что она когда-либо считала своим миром.

Тара чудом уцелела, хотя и там произошли непоправимые перемены. Мать Скарлетт умерла от тифа, отец, для которого это стало страшным ударом, сошел с ума. Хлопок, за три года собранный в хранилище, янки сожгли, увели слуг, скот и захватили все припасы. В поместье буквально ничего не осталось. Из слуг в Таре Скарлетт обнаружила самых преданных: Мамушку, Порка с женой Дилси и их двумя детьми. С большим трудом Скарлетт пытается возродить Тару. Однажды в их дом забрел янки, который, по-видимому, был дезертиром. Скарлетт убивает его из револьвера Чарльза. От этого янки ей достается лошадь и немного денег, с которыми Скарлетт посылает Порка в город за едой. Но еды все равно не хватает, Скарлетт начинают мучить ночные кошмары, где она бежит сквозь туман и не может что-то найти.

Тем временем война кончилась, но началось самое страшное: голод, зима, разруха. Солдаты возвращаются с фронта домой, которые забредают и в Тару в надежде найти ночлег. Скарлетт критикует Мелани за то, что та оказывает им помощь и кормит едой, которой и так не хватает, хотя Мелани и пытается убедить Скарлетт в необходимости милосердия. Вскоре возвращается Эшли. Скарлетт все еще надеется на что-то, однако Эшли не может пойти на измену. Вскоре приходит известие о том, что срочно нужно выплатить большой налог за Тару. Она решает взять деньги у Ретта, находящегося в тюрьме. Она пытается впечатлить его своим внешним видом и врет о своей прекрасной жизни в Таре. Однако Ретт понимает, что Скарлетт от него нужны лишь деньги. Скарлетт уходит ни с чем.

По дороге к дому тети Питтипэт Скарлетт встречает Фрэнка Кеннеди — «старую деву в штанах», жениха её сестры Сьюлин. Скарлетт узнает, что Фрэнк скопил небольшую сумму денег, чтобы купить лесопилку, немного разжиться и наконец жениться на Сьюлин. Мгновенно Скарлетт понимает, как можно спасти Тару. Солгав о неверности Сьюлин, Скарлетт играет на чувствах Фрэнка, пускает в ход все свои чары и вскоре выходит за Фрэнка замуж. Залог выплачен, на время Тара спасена. Скарлетт становится полноправной хозяйкой лесопилки Фрэнка, понимая, что это очень выгодное предприятие: разрушенный город активно восстанавливается, нужны строительные материалы. Очень скоро Скарлетт приводит лесопилку к подъему. Однако её желание во всем быть самостоятельной и заработать много денег приводит к трагедии. Скарлетт сама управляла повозкой. Однажды она ехала через неблагонадежный район, где на неё было совершено нападение. Фрэнк, Эшли и еще несколько мужчин отправляются туда, чтобы устранить угрозу. Эшли был ранен, Фрэнк убит. От Фрэнка у Скарлетт осталась дочь Элла-Лорина.

Скарлетт убита горем и винит себя в смерти мужа. К ней приходит Ретт, чтобы утешить её и делает ей предложение. Скарлетт соглашается.

Они отправляются в свадебное путешествие по Америке, но Скарлетт чувствует острую привязанность к дому. По возвращению Батлеры переезжают в новый дом в Атланте.

После рождения дочери Бонни, Скарлетт отправляется на лесопилку, где беседует с Эшли, который в очередной раз якобы пытается раскрыть ей свои чувства и говорит, что ему отвратительно думать, что она принадлежит Ретту. В тот же день Скарлетт объявляет Батлеру, что не намерена больше иметь от него детей и требует спать раздельно. Однако счастья ей это решение не приносит и она чувствует себя очень одиноко.

Тем временем Ретт всячески пытался восстановить свою репутацию ради благополучия собственной дочери. Он не одобрял друзей Скарлетт, среди которых были нувориши и белая голытьба, в то время как Скарлетт относится к этому абсолютно наплевательски. Ретт начинает работать в банке, в котором ему принадлежит неплохой процент акций, делает пожертвования в церковь и благотворительные фонды, чтобы снискать снисходительность старых матрон, составлявших былые сливки высшего общества Атланты. Таким образом, со временем общество Атланты проникается к нему немалой симпатией, а особенно — к его дочери Бонни.

Читайте также:  Скачки на Барбадосе

Масло в огонь подлили слухи. Скарлетт и Эшли были замечены на лесопилке во время дружеских объятий. Это было перед самым Днем рождения Эшли. Скарлетт сперва боится идти на прием, устроенный Мелани в честь Дня рождения мужа, так как там должны быть все столпы старого юга из Атланты. Ретт заставляет Скарлетт идти туда. Несмотря на то, что слухи дошли и до Мелани, она радушно принимает подругу и просит принимать с ней гостей, показав всем остальным, что доверяет Скарлетт и ценит ее как самую дорогую подругу. Влияние Мелани на «старых куриц» и их мужей всегда было огромным, поэтому в тот вечер никто не посмел сказать и слова худого против Скарлетт.

После вечера, вернувшись домой, Скарлетт спускается в гостиную выпить рюмку коньяка, где находит уже пьяного мужа. Они ругаются, в итоге Ретт хватает Скарлетт на руки и несет в спальню. Но после страстно проведенной ночи на три дня уезжает к содержательнице борделя красотке Уотлинг и затем объявляет Скарлетт, что намерен уехать с дочерью за пределы страны.

Ретт увозит Бонни в Европу, но она скучает по матери. По возвращении Ретта Скарлетт объявляет ему о том, что беременна. Однако Ретт воспринимает известие с сарказмом, намекая на то, что это, должно быть, ребёнок Эшли. Они ссорятся, Скарлетт в бешенстве пытается ударить Ретта, но теряет равновесие и падает с лестницы.

После долгого восстановления, узнав о потере ребенка, Ретт все равно предлагает жене начать с чистого листа, но эти планы рушатся, когда, упав с пони, погибает Бонни. В дом приходит скорбь. Скарлетт не общается с Реттом, который словно ополоумел от потери Бонни. Вскоре горе стучится и в двери Уилксов — умирает Мелани, не вынесшая второй беременности. Скарлетт в горе кидается к Эшли, с надеждой найти опору, но Эшли признается, что всегда любил Мелани, а Скарлетт лишь желал как женщину, не более.

Туман в голове Скарлетт рассеивается и она понимает, что все эти годы любила лишь образ, но не самого Эшли, она бежит домой, чтобы сказать Ретту как она ошибалась, что все эти годы на самом деле любила только Ретта. Но Ретт всё равно уходит, оставляя плачущую Скарлетт одну в доме.

И в конце Скарлетт принимает решение вернуться в Тару, она чувствует, что там найдет способ вернуть Ретта.

Семья

  • отец — Джералд О’Хара
  • мать — Эллин О’Хара, урождённая Робийяр
  • сёстры и братья:
    • Сьюлин (Сьюзен-Элинор)
    • Кэррин (Кэролайн-Айрин)
    • три брата, крещёных Джералдами и скончавшихся в младенчестве
  • Браки и потомство:
  • 1-й муж — Чарльз Гамильтон. Их сын:
    • Уэйд Хэмптон Гамильтон, род. 1862.
  • 2-й муж — Фрэнк Кеннеди. Их дочь:
    • Элла-Лорина Кеннеди
  • 3-й муж — Ретт Батлер. Их дети:
    • Юджини-Виктория Батлер (Бонни Блу)
    • Кети Колум «Китти Кэт» О’Хара (в романе «Скарлетт»)

Список произведений

Книги

Продолжения

  • 1994: «Скарлетт». Автор — Александра Рипли. Роман-сиквел, рассказывающий о следующем этапе семейной жизни Скарлетт и Ретта Батлера в Чарльстоне и Ирландии.
  • 2001: «The Wind Done Gone». Автор — Элис Рэндол. Роман, описывающий события «Унесённых ветром» с точки зрения чернокожих рабов. Гл. действующее лицо и рассказчик — Синара, рабыня и внебрачная сестра Скарлетт.
  • 2007: «Ретт Батлер» (Rhett Butler’s People). Автор — Дональд МакКэйг. Роман написан от лица Ретта Батлера, охватывает события его жизни начиная с 21-летнего возраста, дуэли и изгнания из Чарльстона и включает события канонического романа.
  • «Ретт Батлер». Автор — Джулия Хилпатрик. Продолжение романа «Скарлетт». Первая часть книги фактически заимствована из любовного романа Даниэлы Стил «Большей любви не бывает».
  • «Детство Скарлетт». Автор — Мюриэл Митчелл. Приквел. История жизни Скарлетт в возрасте до 16 лет.
  • «Мы назовём её Скарлетт» Автор — Джулия Хилпатрик. Приквел. История жизни Эллин, — матери Скарлетт, до замужества.
  • «Последняя любовь Скарлетт» Автор — Джулия Хилпатрик. Последние годы жизни Скарлетт с мужем Реттом.
  • «Тайна Скарлетт О’Хара» Автор — Мэри Рэдклифф. Роман-повествование о тех днях жизни Скарлетт О’Хара и Ретта Батлера, когда они ещё не знали друг друга.
  • «Тайна Ретта Батлера» Автор — Мэри Рэдклифф. Сюжетная предыстория знаменитой саги «Унесенные ветром» (приключения Ретта Батлера в поисках своего богатства и счастья, а также много тайн из детской и юношеской жизни Скарлетт О’Хара).

Фильмы

  • 1939: «Унесённые ветром». Исполнительница гл. роли — Вивьен Ли. Экранизация одноимённого романа.
  • 1994: «Скарлетт». Исполнительница гл. роли — Джоан Уэлли (тогда Джоан Уэлли-Килмер. В тот период она была замужем за актёром Вэлом Килмером). Экранизация одноимённого романа-сиквела.

Мюзикл

  • 1972: «Скарлетт» (Scarlett) — малоуспешный японский мюзикл на основе главного романа
  • 2003: «Унесённые ветром» (франц.: Autant En Emporte Le Vent) — популярный французский мюзикл. Роль Скарлетт исполняла Лаура Пресгурсвик.

Ссылки

  • Скарлетт О’Хара (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • содержание романа «Унесенные ветром»
  • Характеристика литературного персонажа
«Унесённые ветром»Маргарет Митчелл
ПерсонажиСкарлетт О’Хара · Ретт Батлер · Эшли Уилкс · Мелани Гамильтон · Другие
АдаптацииФильм · Мюзикл Гарольда Роума · Мюзикл Маргарет Мартин
Связанные произведенияСкарлетт · Люди Ретта Батлера · The Wind Done Gone · Ветра Тары · Создание легенды: Унесенные ветром
Связанные темыГражданская война в США · Конфедеративные Штаты Америки · Antebellum · Реконструкция

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Скарлетт О’Хара” в других словарях:

СКАРЛЕТТ О’ХАРА — (англ. Scarlett О Нага) героиня романа М.Митчелл «Унесенные ветром» (1936). Книга Митчелл имела необыкновенный успех у публики сразу же после публикации. Между тем американская критика приняла роман холодно, не признав его значительным… … Литературные герои

Скарлетт — Скарлетт: Йоханссон, Скарлетт Капитан Скарлетт (фильм) Скарлетт (роман) Скарлетт (фильм) Скарлетт О’Хара Скарлетт (кошка) … Википедия

Скарлетт (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скарлетт. Скарлетт роман американской писательницы Александры Рипли. Продолжение известного романа Унесённые ветром, Маргарет Митчелл. Роман сиквел, рассказывает о следующем этапе семейной… … Википедия

Скарлетт (мини-сериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скарлетт. Скарлетт Scarlett Жанр драма / … Википедия

Скарлетт (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Скарлетт. Скарлетт Scarlett Жанр мелодрама … Википедия

О’Хара — (англ. O Hara) английская форма ирландской фамилии Ó hEaghra. Известные носители Джейми О’Хара (род. 1986) английский футболист, полузащитник. Джеймс О’Хара (1682 1774) британский военный и государственный деятель. Джулия… … Википедия

Маргарет Митчелл — (Mitchell) Митчелл (Mitchell) Маргарет (1900 1949) Американская писательница. Афоризмы, цитаты Маргарет Митчелл (Mitchell). Биография. • Почему это молодежь должна желать обеспеченности? Предоставьте это старым и усталым. Меня изумляет в… … Сводная энциклопедия афоризмов

Унесённые ветром (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Унесённые ветром (значения). Унесённые ветром Gone With The Wind … Википедия

Унесенные ветром (фильм) — Унесённые ветром Gone With The Wind Жанр мелодрама Режиссёр Виктор Флеминг В главных ролях Вивьен Ли … Википедия

Унесённые ветром — У этого термина существуют и другие значения, см. Унесённые ветром (значения). Унесённые ветром Gone with the Wind Жанр: роман Автор: Маргарет Митчелл Язык оригинала … Википедия

Скарлетт О`Хара

Роман «Унесённые ветром» (1936) Маргарет Митчелл назвать женским сложно из-за темы Гражданской войны и чисто мужских зарисовок. Вместе с тем главная героиня Скарлетт О’Хара не представляется читателям иначе как своенравной красавицей с горящими зелёными глазами в своём излюбленном поместье Тара. Историки и литераторы часто бросаются в крайности, когда говорят о ней, то представляя исключительно в чёрном свете довоенную рабовладельческую систему с её элитой, то наделяя характер героини феминистскими чертами. Однако мало кто задумывался о том, как точно Скарлетт О’Хара воплощает в себе образ женщины Конфедерации.

Бесспорно, в романе Юг нарисован чересчур сентиментально, а Митчелл сама признаётся в стремлении не к исторической точности, а к захватывающему содержанию. Региональная история воплощает в себе национальную трагедию, и участь Тары и жителей Атланты олицетворяет бедственное положение целого Юга. Кроме того, страдание женщины и её судьба переплетаются с историей Конфедерации. Пожар Атланты и опустошение Тары символизируют разрушение Старого Юга. Уже во время Реконструкции вместе с Атлантой, встававшей из пепла, отстраивается на новый лад и жизнь Скарлетт.

Об образе южной аристократки правильнее говорить не как о чём-то естественном, а, скорее, как о предписанном. Действительно, правительство Конфедерации, не имея возможности заставить женщин участвовать в войне, всячески превозносит женский героический долг: отдавать мужей и сыновей во имя великой цели. А Юг, как известно, имел древние традиции гордости и стойкости своих женщин. Таким образом, за очень небольшое время идеал женского самопожертвования во имя семьи и дома трансформировался в наиболее благоприятствующую войне установку.

Парадная напыщенность и предвоенная бравурность, уверенность в лёгкой победе и неготовность видеть войну в её истинном свете буквально кричат в ранних образах женщин Конфедерации, как, впрочем, и в поведении большинства людей. Женщины, полные патриотизма, даже пристыжают колеблющихся мужчин и заставляют их идти на войну, девушки не выходят замуж за тех поклонников, кто не отличился в бою. После чего женщины стремительно бросаются организовывать благотворительные акции: сборы средств, продуктов и другие добровольческие мероприятия.

Они скорее хотят видеть своих мужчин мучениками, отдавшими свою жизнь, защищая Родину, и если такое случается с поклонником, девушки признают помолвку и соответствующим образом скорбят о погибшем. Скарлетт не собирается разыгрывать страдалицу и находить прелесть в войне, которая отбирает мужчин, предназначенных для того, чтобы её окружать. Другие женщины признаются в подобных мыслях в своих дневниках и окончательно отказываются от импульсивно навязанных ролей, когда романтизм войны спадает.

Однако Скарлетт окружают именно такие, полные искусственных мотивов женщины, ярким примером которых является Мелани Уилкс, на протяжении длительного времени признававшаяся воплощением женского идеала. Скарлетт зачастую оказывается одна в своём безразличии к войне. Она говорит: «Этой весной на всех вечерах царила такая тоска, потому что мальчики разучились говорить о чём-либо другом» [1]. И даже когда война разражается по-настоящему, Скарлетт представляется наиболее тщеславной и неблагодарной на фоне остальных женщин, самоотверженно помогающих Конфедерации.

До того, как Гражданская война изменила гендерные роли, женщины Юга воспринимали своё подчинённое положение как естественное состояние вещей. В определённого рода «патриархальной сделке» женщины обменяли свою самоотверженность на заботу и защиту своих мужчин. С сецессией Юга они вступили в подобную сделку, только уже со своей новой страной. Женщины согласились подчиниться новым предписаниям и правилам женского поведения в обмен на защиту Конфедерации. Когда же страна не сдержала своё обещание и оставленные на произвол судьбы женщины должны были позаботиться о себе сами, они не стали держать своих обещаний стране. И когда история поворачивает события таким образом, Скарлетт перестаёт стоять в одиночестве в своём отречении от женского идеала в Конфедерации.

Недостаток тканей во время блокады Союзом побережья представлен ужасающей проблемой для женщин Юга. В отличие от продуктов питания, которые имелись в достаточном количестве на осаждённых территориях, Конфедерация никогда полностью не обеспечивала себя тканями. Нехватка модной одежды и аксессуаров была огромным психологическим стрессом, и особенно била по женщинам, привыкшим относиться к одежде как к показателю социального статуса и теперь отказывающихся носить домотканые вещи. Что касается Скарлетт, то любая другая южанка с радостью бы приняла в подарок зелёную шляпку, если бы Ретт Баттлер ей предложил её. Когда последствия блокады побережья янки и разрушение ими основных транспортных магистралей стали более ощутимыми, они перевешивают неосязаемую награду за поддержание образа женщины Юга, и тогда, бросая определённый вызов обществу и государству, а, по сути, просто устав от лишений, представительницы южной элиты на время возобновляют пышные торжества у себя в домах. Интересно, что общественная система, отражённая в романе, скорее находит оправдание подобной экстравагантности женщин высокого класса, чем поведению бедных горожанок. Связь Конфедерации и представительниц элиты всё ещё прочна, и обещания страны имеют вес.

Ещё одной важной ролью в образе женщин Конфедерации стала роль сестёр милосердия, так воспеваемая в обществе. Усталость Скарлетт после непродолжительного опыта в госпитале и её нежелание более видеть умирающих и кричащих мужчин проигрывает на фоне неизменной самоотверженности, с которой работает Мелани. Однако не всё так просто, как может показаться, и южное общество, поощряя благотворительные инициативы женщин, с недоверием воспринимает их нахождение в госпиталях, где приличные белые девушки общаются с мужчинами из низших социальных слоёв и видят обнажённые части мужского тела. Несмотря на противоречие с господствовавшими в истории стандартами милосердия, Скарлетт и здесь воплощает образ настоящей южной аристократки, которая, как и многие другие, по словам Ретта, не создана для больных мужчин.

В течение десятилетий южанки принимали как должное своё место в половой и расовой иерархии системы. Несмотря на то, что женщины играли важную роль в управлении плантациями, никто из них не был готов взять на себя всю ответственность. Скарлетт, безусловно, показывает распространённое вынужденное руководство женщин в доме. Возвращаясь домой, она стремилась найти кров и защиту, а в результате вся ответственность за сохранение семейного поместья сваливается на её хрупкие плечи. Без мужского присутствия разрушается институт рабовладения. Иллюзии женщин о лучшем положении рабов в доме хозяина рушатся, когда большая часть чернокожих покидает плантации. В данной ситуации женщины испытывают помимо недостатка работников страх применения жестокости со стороны бывших рабов.

Раздражение Скарлетт в связи с падением Старого Юга было принято считать ещё одним примером эгоизма главной героини. Однако отсутствие жалости к бросившей её и её семью стране ещё прочнее связывает судьбу Скарлетт с судьбами других аристократок Юга. Сделка с Конфедерацией не удалась. Женщины были готовы пойти на жертвы, но эти жертвы не заканчивались. Они были готовы взять на себя заботу о своих семьях, но не в одиночку. Новая ответственность на плантациях с обостряющимися отношениями с рабами и угрозой, исходящей от солдат армии Союза, сделали эту ношу слишком тяжёлой. Их отказ жертвовать более был и в экстравагантности нарядов посреди блокады и боёв, и в отказе сидеть с ранеными, и в петициях государству с просьбами оказать обещанную поддержку. И здесь мы убеждаемся в образе южной аристократки, воплощением которого является именно Скарлетт. Её тщеславие и эгоизм рассматриваются уже как разочарование, страх и крушение иллюзий южных женщин во время войны. Характер Мелани Уилкс, которая кажется идеальной, оказывается одномерным и проигрывающим в сравнении со сложным и правдивым образом Скарлетт, не желающей быть слепо преданной Конфедерации и защищать жизнь, «унесённую ветром».

[1] Митчелл М. Унесённые ветром. – Алматы: МГП «Берен». 1993. Т1, с.6.

    Murdarasi K. Gone With The Wind by Margaret Mitchell. A >1111111111 Оценка 4.50 (4 Голосов)

Как сложилась судьба звезд “Унесенных ветром”

75 лет назад в Атланте состоялась премьера фильма “Унесенные ветром”, снятого по роману Маргарет Митчелл. Лента завоевала восемь “Оскаров” и любовь миллионов зрителей. Как сложилась судьба актеров, сыгравших главные роли в фильме, – в нашем материале

Скарлетт О’Хара – Вивьен Ли

Роль Скарлетт О’Хара принесла Вивиан Мэри Хартли, более известной под псевдонимом Вивьен Ли, премию “Оскар” и всеобщее признание. Актриса была уверена, что Дэвид Селзник, продюсер фильма, выберет именно ее. Так в итоге и вышло. На главную женскую роль в “Унесенных ветром” претендовали лучшие актрисы того времени – Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт, но сыграла южную красавицу пока еще неизвестная актриса из Англии.

Кинофильм “Унесённые ветром” завоевал сердца миллионов, а 26-летняя Вивиен Ли – свой первый “Оскар”. После экранизации романа Маргарет Митчелл к актрисе приходит международный успех, она сыграет главные роли в таких фильмах, как “Мост Ватерлоо” (1940 год), “Леди Гамильтон” (1941 год), “Цезарь и Клеопатра” (1945 год), “Анна Каренина” (1948 год) и “Трамвай “Желание” (1951 год).

В 1940 году актриса стала женой актёра театра и кино, режиссёра, продюсера Лоуренса Оливье. Но не все было так гладко в жизни и карьере Ли. Вивьен и ее возлюбленный поставили пьесу “Ромео и Джульетта” для Бродвея. После чего нью-йоркские газеты стали публиковать статьи о начале отношений Ли и Оливье. Пару обвиняли в отсутствии нравственности, так как они не вернулись в Англию после войны. А сама постановка стала провальной.

Вивьен так и не смогла родить ребёнка в браке с Оливье. В 1944 году во время съёмок “Цезаря и Клеопатры”, после второго срыва беременности у неё началась глубокая депрессия, которая переросла в истерию. В 1945 году Вивьен Ли был поставлен диагноз – туберкулёз лёгких. Болезнь нервировала актрису, у нее начались припадки безумия.

Вернувшись из Америки в Британию, актриса стала много играть в театре, блистала на сцене в пьесах классического репертуара. В начале 1950-х годов ее муж отправился в Голливуд на съёмки кинофильма “Сестра Керри”. Вивьен Ли поехала за ним и прошла пробы на роль Бланш Дюбуа в “Трамвае “Желание” по пьесе Теннесси Уильямса. Эта роль принесла актрисе второго “Оскара” и глубочайшую депрессию. Сама Вивьен утверждала, что Бланш Дюбуа привела её к безумию.

Успешная карьера не придавала благополучия семье Ли. Отношения с Оливье, омраченные отсутствием детей и прогрессирующей болезнью Вивьен, портились. У актера завязался роман с другой женщиной – актрисой Джоан Плоурайт. В день 45-летия Вивьен Оливье подарил ей роллс-ройс и объявил, что он уходит от нее и просит дать ему развод.

Это стало для актрисы тяжелейшим ударом. Она продолжала играть в спектаклях, снялась ещё в двух фильмах, получила премию “Тони” за роль в бродвейском мюзикле “Товарищ”. Она старалась доказать всем, что чувствует себя отлично и продолжит играть. Но болезнь прогрессировала. После спектаклей на Бродвее, где актриса выступала в музыкальной комедии, нередко приходилось вызывать врача. С гастролей её привозили в Лондон на носилках. Последним её фильмом стала картина Стэнли Крамера “Корабль глупцов”.

В мае 1967 года у Вивьен Ли начались острые приступы туберкулёза. 7 июля 1967 года в Лондоне актриса скончалась. На следующий день во всех театрах британской столицы на минуту погасли огни рамп. Как завещала актриса, её тело кремировали, а прах развеяли над озером в графстве Восточный Сассекс.

Ретт Батлер – Кларк Гейбл

Роль Ретта Батлера стала вершиной карьеры Кларка Гейбла и укрепила его место в мировой истории кино. До встречи с Виктором Флемингом Гейбл играл роли негодяев и коварных соблазнителей. Но это амплуа быстро надоело актёру и он взбунтовался, за что был наказан кинокомпанией Metro Goldwyn Mayer – его “сдали внаём” для съёмок в фильме студии Columbia “Это случилось однажды ночью”. Однако такое наказание принесло Кларку премию “Оскар”.

В 1930-х годах его назвали секс-символом поколения и наградили титулом Короля Голливуда, актер с честью носил его. Он был женат пять раз. Но с главной женщиной своей жизни – Кэрол Ломбард – Гейбл познакомился в 1932 году, и они не понравились друг другу. Однако через четыре года все изменилось, а еще через три года, в перерывах между съёмками “Унесённых ветром”, они поженились. Этот брак был очень удачным, супруги отстранились от светской жизни и все время посвящали друг другу. Но прожили вместе они недолго – началась война. В январе 1942 года Кэрол приняла участие в пропагандистском шоу в Лас-Вегасе, торопясь домой после съемок, она решила лететь на самолёте. В горах пилот сбился с курса, и домой жена Гейбла не вернулась.

Гибель возлюбленной сильно повлияла на Кларка. Друзья актера утверждали что он стал “искать смерть”. Гейбл ушел на фронт, стал стрелком на самолёте B-17 и участвовал в авианалётах на Германию. Актеру повезло: он совершил 25 боевых вылетов, после чего вернулся к мирной жизни. Кларк продолжал сниматься, но прежнего успеха не было. Одним из лучших последних фильмов Гейбла стала картина “Неприкаянные”. В ней он вернулся к образу ковбоя.

На съёмочной площадке этого фильма Кларк Гейб перенес сердечный приступ, а через 11 дней, 16 ноября 1960 года, он умер в Лос-Анджелесе. Похоронили актёра рядом с его любимой женщиной Кэрол Ломбард. 30 декабря 1960 года агентство Associated Press опубликовало данные опросов читателей, согласно которым смерть Кларка Гейбла стала главным событием года, ознаменовав собой конец “золотого века” кино.

Эшли Уилкс – Лесли Говард

Лесли Хоуард Стейнер сыграл свои лучшие роли до “Унесенных ветром”, но современный зритель помнит его исключительно как истинного джентльмена Эшли Уилкса. Играть в кино посоветовал Лесли доктор, лечивший его от депрессии, которая преследовала Говарда после Первой мировой войны.

Его дебют состоялся в 1917 году. В Голливуд актер попал только в 1930-е. В основном ему доставались роли скептиков-интеллектуалов. На это же время пришелся пик его популярности: по утверждениям прессы, Лесли “демонстрировал американцам подлинно британские ценности”. Говард являлся лауреатом премии Венецианского кинофестиваля (1938 год, фильм “Пигмалион”) . А наиболее известные фильмы с его участием – это “Беркли-сквер” (1933 год), “Алый первоцвет” (1934 год).

Он дважды был номинирован на премию “Оскар”: в 1934 году за роль в фильме “Беркли-сквер” и в 1939 году – за “Пигмалион”. Выступал Лесли и на Бродвее. За десятилетие он сделал отличную театральную карьеру, появившись в общей сложности в 20 постановках.

Через четыре года после премьеры “Унесенных ветром” Лесли Говард погиб. 1 июня 1943 года он летел из Лиссабона в Лондон, над Бискайским заливом его самолёт был сбит немецкими истребителями, в авиакатастрофе выжить не удалось никому.

Мэлани Гамильтон – Оливия де Хэвилленд

За роль Мэлани в “Унесенных ветром” Оливия де Хэвилленд впервые была номинирована на премию “Оскар” как лучшая актриса второго плана. Через два года после премьеры фильма Оливия получила американское гражданство. А еще через год она затеяла судебное разбирательство с кинокомпанией Warner Bros. Согласно контракту, который компания заключала с актерами, последний должен был оставаться зависимым от киностудии ещё шесть месяцев после прекращения действия документа и почти не имел шансов получить роль где-то на стороне.

Де Хэвилленд совместно с Гильдией киноактёров, выиграла суд и тем самым ослабила влияние студии, а также добилась большей творческой свободы для актёров от диктата продюсеров. Этим Оливия заслужила признание среди коллег.

В конце 1940-х годов она трижды номинировалась на “Оскар” за лучшую женскую роль и дважды удостаивалась награды – в 1947 году за роль в фильме “Каждому своё”, а через три года – в “Наследнице”. Де Хэвилленд успешно играла в кино до конца 1970-х годов. Среди самых известных фильмов с ее участием “Моя кузина Рэйчел” (1952 год), “Эта леди” (1955 год), “Гордый бунтарь” (1958 год), “Свет на площади” (1962 год), “Тише, тише, милая Шарлотта” (1964 год) и “Пятый мушкетёр” (1979 год).

Позже Оливия снималась на телевидении. В 1987 году она стала номинантом премии “Эмми” и обладательницей “Золотого глобуса” за роль вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны в фильме “Анастасия: Загадка Анны”. В 2004 году де Хэвилленд участвовала в съемках документальной ленты, посвященной 65-летию “Унесённых ветром”. Оливия единственная звезда экранизации романа Маргарет Митчелл, дожившая до сегодняшнего дня.

Мамушка – Хэтти Макдэниел

Благодаря “Унесенным ветром” Хэтти Макдэниел стала самой знаменитой темнокожей женщиной 1940-х годов. До съемок в киноэпопее она гастролировала с ансамблем чернокожих певцов, выступала на радио Денвера, записала несколько своих песен, в начале 1930-х годов Хэтти снялась во многих фильмах, но в большинстве из них её имя не значилось в титрах.

В 1934 Макдэниел вступила в Гильдию киноактеров США. В том же году на экраны вышел фильм “Судья Прист”, в титрах которого значилось имя Хэтти. Актриса стала довольно востребована в Голливуде и даже дружила с Кларком Гейблом. Именно он помог Макдэниел получить роль Мамушки в “Унесённых ветром”, хотя количество претенденток на роль было сравнимо с числом желающих сыграть Скарлетт. По легенде, даже Элеонора Рузвельт обращалась к Дэвиду Селзнику с просьбой взять на роль Мамушки её собственную горничную.

Неприятный сюрприз ждал Хэтти Макдэниел после окончания съемок. Премьера экранизации романа Маргарет Митчелл должна была состоятся 15 декабря 1939 года в Атланте в присутствии всех актёров, снявшихся в ленте. Однако перед самым началом мероприятия все чернокожие артисты были вычеркнуты из списка приглашённых. Продюсер картины пытался добиться присутствия Хэтти на показе, но его действия не увенчались успехом. За Макдэниел вступился и Кларк Гейбл – он грозился бойкотировать премьеру, но актриса сама уговорила его поехать. Спустя 13 дней Макдэниел появилась на премьере фильма в Голливуде .

Роль Мамушки принесла актрисе невероятную популярность. В 1940 году она стала обладательницей премии “Оскар” за лучшую женскую роль второго плана, хотя на награду претендовала также Оливия де Хэвилленд. Макдэниел вписала свое имя в историю кино как первая чернокожая актриса, которая была номинирована на “Оскар” и удостоена его.

Позже она сыграла еще множество ролей среди которых самыми популярными были роли горничных и прислуг. Среди фильмов с её участием наиболее знаменитыми стали “В этом наша жизнь” (1942 год), “Благодари судьбу” (1943 год) и “С тех пор как вы ушли” (1944 год). Кроме того, ее образ был использован для создания мультперсонажа – чернокожей хозяйки кота Тома Мамочки-Два-Тапочка в “Том и Джерри”.

На киноэкране в последний раз Хэтти появилась в 1949 году в фильме “Семейный медовый месяц”, еще несколько лет она работала на радио и телевидении. Окончательно завершить карьеру Макдэниел пришлось после того, как в 1952 году медики поставили ей страшный диагноз – рак груди. 57-летняя актриса умерла 26 октября того же года в больнице при Доме киноактёров в Вудленд-Хиллз, пригороде Лос-Анджелеса. В своём завещании Хэтти просила, чтобы ее похоронили в белом гробу под белым покрывалом с красными розами на подушке на кладбище на бульваре Санта-Моника, где покоятся звёзды кино.

Последняя воля актрисы была выполнена лишь частично. Владелец кладбища Джулс Рот запретил хоронить темнокожую звезду “Унесенных ветром” на своей территории. Спустя 47 лет новый владелец голливудского кладбища Тайлер Кэссети предложил родственникам Макдэниел перезахоронить её, но те отказались.

Скарлетт О`Хара

Дочь плантатора с американского Юга Скарлетт О’Хара в середине 30-ых годов прошлого столетия произвела фурор в кругах читающей публики США. И до сих пор образ миловидной обольстительницы с твердым характером многие женщины считают примером для подражания.

История создания

Осенью 1926 года американская журналистка Маргарет Митчелл растянула лодыжку и оказалась прикованной к постели на несколько недель. Сначала женщина перечитала всю интересную художественную литературу библиотеки Атланты, а когда книги кончились, муж пошутил:

«Похоже, Мегги, тебе самой придется написать книгу, если хочешь что-нибудь читать».

И Маргарет села за работу, которая продлилась вплоть до 1933 года. Во время написания автор ревностно хранила тайну сюжета, тем более никому не показывала рукописи. Детали, и то в общих чертах, знал только муж. В 1935 году папка с отпечатанным на машинке романом попала в руки представителя крупного издательства «Макмиллан». Ознакомившись с трудами писательницы, он остался доволен, а спустя год книга «Унесенные ветром» уже гремела на всю страну.

Столь головокружительного успеха своего детища Митчелл не ожидала: женщина до конца дней считала, что «простая история о простых людях», лишенная стиля, философии и гениальных мыслей, не заслуживает такого внимания. С писательницей поначалу согласились и критики, холодно приняв книгу. Произведение выбивалось из череды модных на тот период литературных течений, да и непонятно было, к какому жанру его относить, – получился микс исторических, авантюрных и усадебных романов.

Маргарет Митчелл с романом «Унесенные ветром»

Но народное признание взяло верх. Маргарет стала звездой газет и телепередач, а после экранизации бестселлера имя писательницы узнал весь мир. Кроме того, книга принесла автору Пулитцеровскую премию.

Сюжет

Скарлетт О’Хара – наследница плантатора с американского Юга, избалованная девушка, уверенная в своей неотразимости. Героиня создана для жизни «истинной леди», наполненной балами, развлечениями в виде охоты и шашней с противоположным полом. Так события и развиваются до 1861 года. Скарлетт с легкостью очаровывает мужчин, но вздыхает по Эшли Уилксу, жениху «неудачницы и дурнушки» кузины Мелани.

Внешность Скарлетт О’Хара

Однажды девушка решилась признаться возлюбленному в чувствах, однако получила отказ. Интимный разговор подслушал мужчина с очень плохой репутацией Ретт Батлер – так произошла первая встреча двух главных персонажей романа.

Обида и юношеский максимализм победили здравый смысл, и Скарлетт вышла замуж за кузена Чарльза Гамильтона. С разгаром Гражданской войны жизнь круто меняется – муж умирает от кори в лагере, оставив девушку с ребенком на руках. 17-летняя вдова с ужасом понимает, что теперь по законам общества придется носить траур до конца дней. В Таре, поместье семьи О’Хара, уже совсем не весело, балы прекратились, канула в Лету атмосфера счастья и беззаботности.

Скарлетт О’Хара в поместье Тара

Чтобы развеяться, Скарлетт отправляется к родне покойного супруга в Атланту, где живет Мелани, которая благополучно вышла замуж за Эшли и ждет ребенка. В городе на ее пути вновь встречается Ретт Батлер. Под его влиянием Скарлетт снимает траур и пробует снова быть счастливой. Впрочем, ухаживания этого очаровательного мужчины решительно отвергает, потому что до сих пор лелеет надежду на ответные чувства Эшли.

Но героине приходится впервые столкнуться с ужасами войны и сложностями жизни. Эшли без вести пропал, Мелани тяжело переносит беременность, а янки уже на подступах к Атланте. Жители срочно эвакуируются, но Скарлетт не может бросить Мелани, которая родит со дня на день. Во время штурма города девушка принимает роды у кузины, и только после этого с помощью Ретта все покидают осажденный населенный пункт.

По пути в Тару ждет очередной удар – Батлер бросает женщин с ребенком, чтобы влиться в ряды конфедератов. Скарлетт приходится самой добираться в родное поместье. Возвращение домой не приносит радости: потемневшая Тара опустела, отец сошел с ума, не в силах принять смерть жены, из слуг остались самые верные, а дом янки превратили в штаб.

Теперь Скарлетт нужно быть сильной, ведь только она может позаботиться об оставшейся кучке родственников и прислуги. Повзрослевшая в мгновение девушка берет в свои руки управление поместьем. Чтобы раздобыть денег на налоги за Тару, решает соблазнить богатого Ретта Батлера, но узнает, что мужчина в тюрьме. В отчаянии барышня выходит замуж за жениха сестры Фрэнка Кеннеди. Демонстрируя коммерческие таланты, ведет дела в магазине мужа и приобретает лесопилку. Молодой женщине, наконец, удается попрощаться с бедностью.

Скарлетт О’Хара и Эшли Уилкс

Сердце Скарлетт все еще принадлежит Эшли. Несмотря на счастливый брак возлюбленного с Мелани, девушка пытается быть рядом, опекает его и устраивает на работу. Вскоре ей снова предстояло облачится в наряд вдовы – муж погибает от рук вольных негров, а Ретт, пользуясь случаем, делает Скарлетт предложение.

Семейная жизнь не складывается, любовь к мужу не просыпается даже с рождением дочери Бонни, в которой Ретт души не чает. Страдания по Эшли угнетают мужчину, а окончательный разрыв наступает после трагической гибели общего ребенка – Батлер покидает дом.

Скарлетт О’Хара

Двери к вожделенному воссоединению с Эшли приоткрылись было со смертью Мелани. Но, умирая при вторых родах, женщина говорит Скарлетт, что Ретт очень любит ее. В этот момент на героиню снисходит озарение – она понимает, что тоже любит только своего мужа, а к Эшли испытывала лишь глупое чувство собственности.

При встрече, на которой Скарллет призналась в своих чувствах, Батлер обдал ее холодом презрения, заявив, что любовь давно растаяла. Но героиня твердо решает вернуть расположение супруга и, наконец, быть счастливой. История заканчивается знаменитым монологом Скарлетт:

«Я подумаю обо всем этом завтра, в Таре. Тогда я смогу. Завтра я найду способ вернуть Ретта. Ведь завтра уже будет другой день».

Образ

Митчелл подарила персонажу часть собственной биографии. Родословная писательницы уходит корнями в Ирландию и Францию, Скарлетт О’Хара тоже наполовину ирландка, наполовину француженка. Предки Маргарет участвовали в Гражданской войне, описанной в романе. Да и внешняя характеристика героини списана с фото красавицы Митчелл: темные волосы, зеленые глаза, стройная фигура. Впрочем, автор сразу говорит, что Скарлетт не отличается красотой, скорее, обладает пленительным обаянием.

Скарлетт О’Хара в юности

Женщина словно магнитом притягивала представителей сильной половины человечества, этим качеством писательница поделилась с вымышленной девушкой. Кроме того, добавила в ее характер собственные черты – мужскую хватку в делах, целеустремленность.

Скарлетт О’Хара родилась в 1845 году, ее возраст по роману – 16 лет, а в конце книги перед читателем предстает 28-летняя женщина. Маргарет Митчелл в подробностях описывает внешность героини, не забывая и о нарядах, которые полностью соответствуют той эпохе.

Зеленое платье Скарлетт О’Хара из занавески

В одной из глав красочно представлена задумка ее платья, в котором девушка отправилась соблазнять Ретта. Наряд из-за финансовой нужды Скарлетт сшила из портьеры:

«Зеленый, как мох бархат (. )Из атласной подкладки сделаем нижнюю юбочку и панталоны кружевом обошьем (. ) Не выкидывать бархатные обрезки – обтянем ими каркас прохудившейся шляпки».

В зените славы Митчелл удивлялась тому, что читатели и зрители выбрали Скарлетт своим эталоном, возведя в ранг чуть ли не национального героя. Считала такое поведение нелепым:

«Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего».

Поклонники же увидели в персонаже недюжинную силу характера. На долю девушки выпали тяжелые испытания, но, несмотря на нужду, войну и личные трагедии, она отличилась талантом подниматься и двигаться вперед. Энергии барышне хватило, чтобы реализовать скрытые ресурсы и пережить потрясения. Чем не национальный герой?

Фильмы и актеры

Премьера экранизации романа Митчелл «Унесенные ветром» состоялась в конце 1939 года. Примечательно, что впервые картину увидели зрители Атланты. В копилке наград – восемь «Оскаров».

Вивьен Ли в роли Скарлетт О’Хара

Главная роль досталась невысокой ростом, щуплой и невероятно милой Вивьен Ли. Создатели фильма не сразу утвердили актрису, потому что та мало соответствовала книжному образу, к тому же была англичанкой. Сначала пропустили через кастинг почти полторы тысячи известных и не очень лиц Голливуда. Поиски продлились два года. Авторы ленты серьезно подумывали вручить сценарий Алисии Ретт и Марселль Мартин, но в итоге образ Скарлетт воплотила Ли. Обольстителя Ретта Батлера представил Кларк Гейбл.

Джоэнн Уэлли в роли Скарлетт О’Хара

Спустя 55 лет поклонников драмы познакомили с дальнейшей жизнью девушки из поместья Тара. Мини-сериал «Скарлетт» сняли по мотивам одноименного романа, который написала Александра Рипли. В Скарлетт О’Хару перевоплотилась Джоэнн Уэлли, а в Ретта – Тимоти Далтон.

Интересные факты

  • Съемки «Унесенных ветром» стартовали со сцены побега Ретта и Скарлетт из охваченной огнем Атланты. Чтобы приблизить события к реальности, подожгли квартал, где раньше снимался фильм «Кинг-Конг».
  • Кларк Гейбл и Вивьен Ли блестяще изобразили на экране страсть и нежные чувства, однако актеры недолюбливали друг друга и на съемочной площадке общались холодно. Позже Вивьен признавалась, что ненавидела целоваться с Кларком.
  • Ночь перед премьерой картины выдалась жаркой: подступы к кинотеатру заполонили толпы народа – фанаты книги Митчелл раскупали билеты как горячие пирожки. Те, кому не повезло, легко отдавали спекулянтам по 200 долларов – немыслимые деньги по тем временам (в кассе билет стоил 10 долларов).

Цитаты

Писательница вложила в уста Скарлетт мудрые мысли о жизни и любви.

«Вот что получается, когда оглядываешься назад — на то время, когда ты был счастлив, — одна боль, душевная мука и досада».

«Когда слишком долго откладываешь признание, его все труднее и труднее сделать, и наконец наступает такой момент, когда оно просто становится невозможным».

«Смерть, налоги, роды! Ни то, ни другое, ни третье никогда не бывает вовремя».

«От слез может быть толк, когда рядом мужчина, от которого нужно чего-то добиться».

«Любовь не может в одну минуту превратиться в безразличие».

«Человек не может двигаться вперед, если душу его разъедает боль воспоминаний».

«Столько есть всего, о чём надо подумать. Зачем забивать себе голову тем, чего уже не вернёшь, — надо думать о том, что ещё можно изменить».

Синдром Скарлетт О’Хара: почему мы стремимся стать роковыми женщинами

Редактор мужского журнала MAXIM Мария Микулина продолжает рассуждать о том , что общество требует от молодой женщины. Например , настоящая женщина — это роковая женщина. Да уж.

Cosmo рекомендует

Маникюр на месяц: как сохранить его дольше обычного

Какие колготки все будут носить этой весной: трендовые модели-2020

Недавно , пытаясь найти шампуры в книжном шкафу ( длинная история), я наткнулась на пыльный том « Унесенных ветром». Внутри книги я , к собственному умилению , обнаружила хрупкий бледно-розовый лепесток мака. Я прекрасно помнила , как , будучи 15-летней романтической девушкой , я положила между страниц прочитанного тома ярко-красный лепесток мака и подумала: «Вот будет сюрприз , когда я найду его лет через 15». В жизни редко что-то складывается так , как ты задумывал. Но в этот раз сложилось: ровно 15 лет спустя я нашла тот самый лепесток. ­

Я наугад открыла страницу — ею оказалась первая страница романа — и начала читать. И меня , как и 15 лет назад , захватило. Правда , эмоции от прочтения сильно отличались от подростковых.

Не преувеличением будет сказать , что роман « Унесенные ветром» был нашей религией. Под нами я в данном случае подразумеваю не все поколение , а себя и свою школьную подругу Ветелкину. Началось все не с книжки , а с фильма. У нас с Ветелкиной была одна кассета « Унесенных ветром» на двоих , и мы бесконечно передавали ее друг другу. Мы никогда не забывали положить заветную кассету в рюкзак — в отличие от дурацкого дневника или ненужного циркуля.

В итоге мы с Ветелкиной знали все сцены фильма наизусть. И после школы с доскональной точностью воспроизводили их на детской площадке. Ветелкина бежала к песочнице , а я , перегнувшись через перила горки , кричала ей: «Мисс Скарлетт , вы забыли зонтик!» Те , кто хотя бы 67 раз смотрел « Унесенных ветром», знают , что эта фраза , которую чернокожая нянька Скарлетт по кличке Мамушка кричит ей в начале фильма , когда та узнает от близнецов Стюарта и Брента Тарлтонов , что Эшли Уилкс женится на своей кузине Мелани Гамильтон и… в общем , неважно.

5 жутких традиций , убивавших и унижавших женщин в разные времена

Поскольку лидером в наших отношениях была Ветелкина , роли в импровизированных спектаклях на детской площадке распределялись с поистине мхатовской суровостью. Ветелкина всегда « была» Скарлетт. Всегда. Я тем временем « была» всеми остальными: Ретом , Мелани , Эшли , Мамушкой , Джеральдом , Сьюлин , тетей Питтипэт и пару раз солдатом , которому ампутировали ногу.

Лет в 12 мы пресытились фильмом и переключились на книгу. Печатная версия фильма шокировала нас с первой же строки , в которой сообщалось , что « Скарлетт О’Хара не была красавицей».

Как это не была красавицей? Вы серьезно? Вы Вивьен Ли видели? Эта Маргарет Митчелл , что , села писать книгу , ни разу не посмотрев фильм.

Вторым поводом для удивления стали многочисленные дети Скарлетт от разных мужей , о которых в фильме нет ни слова. ( Только позже мы поняли , что с медицинской точки зрения бесплодность киношной Скарлетт куда подозрительнее , чем плодовитость книжной.)

И все же мы с Ветелкиной по‑прежнему считали , что Скарлетт — самая красивая , умная , находчивая и вообще идеальная. По возможности надо равняться на Скарлетт. Будешь как Скарлетт — не пропадешь.

В самом конце романа , конечно , накладка — когда Ретт бросает Скарлетт. Но мы-то знали , что он все равно не сможет без нее! ( Это пожелание миллионов женщин по всему миру было полностью удовлетворенно в продолжениях « Унесенных ветром» — «Скарлетт» и «Ретт Батлер»).

Неудивительно , что следующие годы я пыталась « быть» Скарлетт и в жизни. То есть стать максимально роковой версией самой себя. Я считала , что мужчины созданы для того , чтобы женщины их мучили , и старалась преуспеть в этом мастерстве.

Например , если мальчик писал мне записку со стихами ( да , было и такое), следовало незамедлительно вернуть ему эту записку с высокомерной усмешкой. Даже если мальчик нравился. Особенно если мальчик нравился. Загвоздка заключалась в том , что мальчики отказывались вести себя как герои « Унесенных ветром» и , вместо того чтобы , получив обратно свою записку со стихами , начать мучиться от неприличной для школьников страсти , передаривали ее другой девочке ( кстати , таким образом сложилась одна наша школьная пара , и они до сих пор вместе).

К сожалению , Скарлетт задержалась со мной дольше , чем следовало. По крайней мере , на третьем курсе института я все еще думала , что очень здорово на восторженные сообщения поклонников отвечать холодным « Ок». А высший пилотаж — вовсе не отвечать. Пусть знают , с какой роковой женщиной имеют дело! В общем , синдром Скарлетт покидал меня медленно и тяжело , параллельно я лишилась многих приятных знакомств.

Не зря я смахнула с томика пыль и забрала его в Москву: спустя 15 лет мне явилась подлинная Скарлетт. Эгоистичная , злая , недалекая женщина , не имеющая никаких представлений о морали. ( Одно похищение жениха сестры чего стоит!) Я была шокирована. Как я могла считать ее красивой или мудрой , когда большинство ее поступков были настолько уродливы?

Я даже хотела связаться с Ветелкиной , с которой не общалась с выпускного , и задать ей тот же риторический вопрос. Но , судя по соцсетям , Ветелкина вышла замуж за Ведеркина , у них родились трое детей , и у нее не было времени для риторических вопросов.

Справедливости ради нужно сказать , поразила меня не только Скарлетт. Ретт также оказался не на высоте. Да , ему сильно не повезло полюбить именно эту женщину , но и сам он вел себя как закомплексованный подросток. Использовал неубедительные методы НЛП: ходил за Скарлетт и повторял « Вы никогда меня не полюбите», видимо , рассчитывая на обратный эффект. А когда эффекта не было , с обиженным видом восклицал: «Не больно-то хотелось! Бе-бе-бе!»

Финал книги произвел на меня 30-летнюю совершенно иное впечатление , чем произвел когда-то на меня 15-летнюю. Когда-то казалось , что уход Ретта от Скарлетт — нелепая описка. Теперь — что логичная закономерность. Непонятно только , как он так долго протянул в безрадостном союзе со Скарлетт. А уж сколько в этом союзе протянула я…

Не знаю , сложилась бы моя жизнь иначе , если бы в качестве ролевой модели я выбрала не Скарлетт , а Пеппи Длинныйчулок. Как бы там ни было , приятно скинуть ошибки юности на вымышленного литературного персонажа.

Читайте также:  Семейное ложе – залог крепких отношений
Ссылка на основную публикацию