Профилактика детских страхов

Профилактика детских страхов «Игры и упражнения на преодоление страха»

Татьяна Алехина
Профилактика детских страхов «Игры и упражнения на преодоление страха»

Что такое страх? Чего боятся наши дети? Профилактика детских страхов. Игры и упражнения на преодоление страха.

Поговорим о детских страхах.

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:

Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;

– Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных человек. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.

Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

В проблеме профилактики детских страхов важны следующие моменты:

– Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.

– Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.

– Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети?

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т. д.

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Консультация «Преодоление вредных привычек у воспитанников детских домов-интернатов» Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Братский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».

Игры и упражнения по развитию речи Игры и упражнения для занятий по развитию речи. Автор: Головачева С. Г., учитель-дефектолог ГКУЗ Сахоблспецдом ребенка г. Южно-Сахалинск.

Дыхательные игры-упражнения Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательный тракт, улучшает кровообращение и деятельность сердечно – сосудистой системы; закаляет детский.

Игры и упражнения для снятия страхов и повышения уверенности в себе Страх – очень неприятная и сильная эмоция для детей особенно дошкольного возраста. В разработанной мной методическом пособии расписаны игры.

Игры на преодоление последствий ожирения Ожирение у детей – очень серьезная проблема. При этом заболевании в организме происходят изменения,сходные с процессом старения. Такой ребенок.

Игры-упражнения ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ. (средняя группа) «МАШИНЫ» Цель: развитие общих речевых навыков, координации речи с движением. На улице нашей Машины,.

Консультация психолога на родительском собрании «Причины детских страхов» Консультация психолога на родительском собрании “Причины детских страхов” Гриценко Ольга Александровна Причины детских страхов Поговорим.

Преодоление страхов у детей. Школа. Занятие с психологом. Тревога, связанная со школой, актуальна не только для школьников. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) иногда испытывают негативные.

Консультация «Снижение тревожности и преодоление страхов у детей как средство укрепления их психологического здоровья» Новое время диктует новые вопросы. Российское общество пребывает в состоянии глубокого социально – экономического, духовно – нравственного.

Речевые игры и упражнения ФИО автора Назаренко Светлана Владимировна Должность Воспитатель Реализация ФГОС дошкольного образования требует от воспитателя иных подходов.

Профилактика детских страхов
статья по теме

Статья раскрывает понятие детских страхов, рассказывает об их причинах; предлагает рекомендации для предотвращения возникновения страхов у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_detskih_strahov.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика детских страхов

Каждый человек испытывает страх вне зависимости от возраста. Взрослые люди могут преодолеть страхи самостоятельно, а детям это сделать довольно трудно. Они часто сами не понимают, что с ними происходит. Просто чувствуют себя крайне неуютно. Задача взрослого состоит в том, чтобы научиться, правильно к ним относиться, и стараться самим не становиться причиной испуга.Что же представляет собой страх? Давайте обратимся к классикам психотерапии.

Страх, по определению А.С.Спиваковской, «специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью». (Спиваковская А.С. «Психотерапия: игра, детство, семья».Том 2, 2000 г.)

По определению А.И.Захарова, «страх – это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока». (Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей», 2004 г.)

Существуют различные классификации страхов: по причинной обусловленности-ситуационные и личностные; по степени протекания страха – острые и хронические; по восприятию – реальные или воображаемые и т. д.

Однако, для предотвращения и борьбы с детскими страхами (особенно в тех случаях, когда они носят дезадаптивный характер) важно не только понимание самого феномена страха и его видов, но и причин возникновения.

Причины, вызывающие детские страхи:

– Внутрисемейные отношения. Семейные конфликты (ребенок боится стать причиной ссор родителей, считает, себя виновником происходящего); стиль воспитания (гипер- и гипоопека, «кумир семьи»),дисгармоничное воспитание (требования родителей противоречат друг другу), отсутствие поддержки, взаимопонимания, тепла в семье;

-Психотравмирующие ситуации. Утрата близкого человека и домашних питомцев, тяжелые или длительные болезни, продолжительное нахождение в больнице;

– Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими детьми (непринятие ребенка в коллективе, частые конфликты);

– Обсуждения в присутствии ребенка отрицательных новостей (смерть, убийство, пожар);

– Навязчивое напоминание ребёнку о возникновении возможных неприятных ситуаций и многие другие.

– Психологические и физиологические особенности. Личностные эмоциональные, поведенческие, когнитивные особенности ребенка.

– Соматическое состояние (астения, частые болезни, невротические проявления)

Рекомендации психолога для предотвращения возникновения страхов у детей

Большинство детских страхов можно предотвратить. Основная роль в профилактике детских страхов принадлежит ближайшему окружению ребенка (родителя, бабушкам, педагогам).

При взаимодействии с ребенком следует:

– Избегать физических наказаний.

– Чаще хвалить ребенка, верить в него и в его возможности, подбадривать.

– Выставлять запреты и требования мягко, нейтральным тоном, без давления и криков.

– Рассказывать ребенку о своих детских страхах. И обязательно поделитесь секретами, как вы их преодолели.

– Исключить фильмы и мультфильмы, которые могут пугать ребенка. Дети воспринимают всё буквально и часто переносят увиденное в реальную жизнь, забывая, что это все выдумка.

– Помнить, детей никогда не следует пугать сказочными персонажами ради послушания.

– Регулярно проводить время с ребенком наедине. В ходе общения, он поделится с Вами своими переживаниями, тревогами, секретами, попросит о помощи, если это необходимо.

– Никогда не оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.

А главное – помогайте ребенку, когда он нуждается. В любой ситуации ребенок должен чувствовать Вашу любовь и поддержку.

Портал педагога

Авторы: Тюменцева Надежда Викторовна, Кудрина Галина Яковлевна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 97
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика детских страхов
Дата публикации: 18.09.2018
Раздел: дошкольное образование

Профилактика детских страхов

Страшно в доме мне одной –

Ходит следом страх за мной

И крадется, словно зверь…..

Как пролез он в нашу дверь?

Состояние повышенной тревожности и как следствие – возникновение

чувства страха у детей довольно частое явление. Каждая эмоция выполняет

определенную функцию, позволяет детям ориентироваться в окружающем

мире и избегать опасностей. Такая функция называется охранительной, она

необходима для выживания. А вот, когда страх портит беззаботную жизнь и

Родители удивляются, откуда у чада взялся страх? Часто бывает так,

страх, пугают чем – то или кем – то ради

послушания. Задача родителей указать ребенку на реальные опасности, но

никогда на мнимые, придуманные. Очень жестоко поступают те родители,

которые стыдят ребенка за страх, насмехаясь над его боязливостью. Стыд и

страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок

начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается

пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.

проблемы, влияя на последствия страха. Однако не всегда можно увидеть

причину и цепь формирования этого чувства. Для того, чтобы избавиться от

развитию ребенка страха, нужно знать откуда идут корни.

уверенностью сказать, что профилактику детских страхов следует начинать,

до наступления беременности. В рамках занятий по подготовке девочек к

материнству еще в старших классах общеобразовательной школы, девушек в

ребенка и ухаживает за малышом в раннем детстве. А вот развитием и

воспитанием в идеале занимаются оба родителя. Именно по этому, важна

наступления беременности, именно

в этот период девочка –

материнства и родительствования! А потом передавать

осознанную информацию своему мужчине – партнеру. И вместе, уверенно

приобретать свой личный опыт на основе полезных и правильных знаний.

Знания, которые будут полезны

Причины возникновения детских страхов

фобии, стереотипные мысли и идеи);

опекающей, тревожно – мнительной матери, что максимально выражено при

не достаточной роли отца в семье и его жестокости;

*Врожденная эмоциональная чувствительность ребенка;

*Плохая переносимость ожидания, неизвестности у ребенка;

*Конфликты в семье;

*Внушенные страхи (возникают от воздействия чересчур беспокойных

*Взрослые разговоры об ужасах внешнего мира;

*Виртуальная реальность (компьютерные игры с страшным сюжетом и

персонажами), особенно в дошкольном возрасте.

Возрастная динамика страхов

стресс матери на

кислорода) в родах;

родовых путей в

формируется с 2

остаться один дома.

психическая, так и

быть не любимым

мамой, а девочки

– при уходе одного

друга забирают для

принятии себя в

будущем (а вдруг я

не буду красивой!).

Страх разлуки с

дорогу в школу и

детские страхи в

– не совладать со

Детство без страха, сложно себе представить, ведь это и приобретение

опыта, каждый взрослый в детском возрасте этого каснулся. У некоторых

прошло бесследно, у кого – то периодически всплывает в определенных

моментах жизни, а кто – то так и живут в страхе, не видя выхода.

Выход есть всегда! Ведь у ребенка есть взрослые, которые его ростят, просто

они не всегда знают, что помочь в их силах.

Знания, которые будут полезны взрослым

Условия устранения страхов у детей

* Самому адекватно относиться к угрозам окружающего мира и перестать

* Самокритичное отношение к себе и личный положительный пример;

*Устранение излишней опеки и чрезмерного контроля;

*Нельзя ругать за страхи, высмеивать;

*Отношение к страхам детей без лишнего беспокойства и фиксации, чтения

морали, осуждения и наказания;

*Отвлечь ребенка, загрузить интересными посильными делами;

*Не проявлять повышенного интереса к разбору страха, ахать, охать,

*Дети не должны бояться родителей, а должны доверять и рассчитывать на

*Давать больше свободы ребенку и развивать ответственность за решение

*Учить ребенка просчитывать риски прежде, чем чем – то заняться, быть

внимательными и осторожными.

психологам и педагогам, а так же родителям, стремящимся к глубокому

постижению своего ребенка и оказанию ему посильной помощи.

Профилактика детских страхов

Детские страхи: причины и последствия

Страхи – это ощущение тревоги или беспокойства, появляющееся в ответ на воображаемую или реальную угрозу жизни или благополучию. У детей подобные страхи, как правило, являются следствием психологического влияния взрослых (главным образом, родителей), или самовнушения.

Причинами страха могут быть события, ситуации и условия, которые являются потенциальными источниками опасности. Страх может иметь своим предметом объект или какого-либо человека, которые иногда с ним не связаны (в таком случае он расценивается как беспредметный). Может быть вызван страданием, если в детстве сложились связи между данными чувствами.

Возрастные страхи, то есть страхи, которые свойственные для некого определенного возрастного периода, отображают исторический путь формирования самосознания человека. Сначала ребенок опасается остаться один, без помощи близких, опасается чужих, незнакомых людей.

Часто дети категорически отказываются ходить в детский сад или школу, потому что подвергаются в коллективе оскорблениям, насмешкам и унижениям.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Несмотря на общую отрицательную окраску, страх осуществляет важные положительные функции в психической жизни ребенка:

  • страх – это особое средство познания окружающей реальности, что приводит к более избирательному и критическому отношению к ней и, таким образом, может осуществлять определенную обучающую роль в ходе становления личности;
  • в качестве реакции на угрозу страх дает возможность предупредить встречу с ней, играя тем самым адаптивную защитную роль в концепции саморегуляции психики.

Профилактика детских страхов

Проводить профилактику страхов у детей нужно комплексно, включая в этот процесс не только детей и их родителей, но и работников дошкольного и школьного учреждений.

Выделяют две ключевые задачи психопрофилактических мер по предотвращению детских страхов:

  • Во-первых, профилактика возникновения сильно выраженных страхов и их немалого количества, профилактика закрепления возрастных страхов.
  • Во-вторых, профилактика негативной динамики уже существующих страхов, которая включает проведение мер коррекции, то есть профилактика возникновения стойких и интенсивных страхов, а также страхов, носящих иррациональный характер.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Страхов бывает существенно меньше у детей, которые имеют возможность общения со сверстниками. Оттого ключевыми задачами профилактической деятельности страхов у детей считаются:

  1. Познакомиться с детьми и найти эмоциональный контакт;
  2. Провести обследование детей и дать оценку приобретенных результатов: обнаружить присутствие или отсутствие страхов у детей, их интенсивность и количество проявления, выявить категории риска;
  3. Провести профилактическую и коррекционную работу с детьми;
  4. Провести повторные диагностические мероприятия с детьми;
  5. Дать оценку результаты проведенной повторных диагностических мероприятий и сопоставить их с информацией из первоначальной диагностики.

К осуществлению мер профилактики должны привлекаться сотрудники детского сада, школы; применяемые ими формы деятельности включают коррекционные и профилактические компоненты, главным образом групповые: занятия, физкультурный праздник, музыкальное развлечение.

Приемы и методы профилактики детских страхов:

  • психологическое просвещение (дидактические игры и беседы),
  • игровая терапия,
  • поведенческая игротерапия,
  • психогимнастика,
  • музыкотерапия,
  • терапия танцем,
  • сказкотерапия,
  • арт-терапия,
  • упражнения на снятие психо-мышечного напряжения и дыхательные.

Главная роль в уменьшении числа страхов у детей и ослаблении силы их влияния на ребенка принадлежит взрослым. Особенное значение имеет воздействие семьи (близких взрослых). Обобщая рекомендации разных авторов по проблеме страхов, можно обратить внимание на следующие взаимосвязанные аспекты «семейной» профилактики страхов детей: когнитивный, эмоционально-волевой, психогигиенический.

Значительным моментом считается поддержка ребенка в семье на эмоциональном уровне: принятие, признание человеческой и личностной ценности вне зависимости от того, какие качества имеет ребенок.

Необходимо упражнять детей в выдержке, воспитывать решительность и храбрость, волевые качества. Родителям необходимо разговаривать с детьми о страхах и если существует такая необходимость объяснять причины тех или других событий. Исключительно так ребенок будет способен приобрести силу, необходимую для взаимодействия с окружающим миром. Уместно использовать предупредительную информацию.

Коррекция представляет собой особенную форму психолого-педагогической деятельности, которая обращена на формирование благоприятных условий для оптимизации психического формирования личности ребенка, оказание ему специальной психологической поддержки.

Рассмотрим некоторые из них: коррекция при помощи куклотерапии или сказкотерапии; фантазирование, рисование, арттерапия, совершенствование детско-родительских отношений.

Коррекция посредством рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим переживаниям и чувствам, мечтам и желаниям, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми устрашающими, травмирующими и неприятными образами.

Коррекция посредством игротерапии. Успешность игрового коррекционного действия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.

Коррекция посредством сказкотерапии. Во время деятельности над сказкой ребенок обретает определенные способы борьбы с собственными страхами, его эмоциональный мир окрашивается наиболее радостными тонами.

Коррекция посредством куклотерапии. Оживляя собственный страх, играя с ним, ребенок на бессознательном уровне запечатлевает то, что он может сам управлять собственным страхом.

Коррекция с помощью улучшения детско-родительских отношений. Деятельность совместно с семьёй ребёнка позволяет устранить страхи, сформировать условия для раскрытия личности ребенка, организовать ему возможности проявить себя, свои эмоции и чувства.

Коррекция при помощи индивидуально-групповых занятий. Оригинальным методом психотерапии детей считается драматическая психоэлевация.

В дошкольном возрасте страхи особо успешно подвергаются психологическому воздействию, так как они пока больше определены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в данном возрасте не будет сформировано умение определять ценность своих поступков с точки зрения социальных предписаний, то в последующем это будет очень тяжело сделать, так как упущено благоприятное время для развития чувства ответственности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Профилактика детских страхов

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Страх является нормальной реакцией человека в опасных ситуациях, но иногда страх может принимать невротическую форму. В таком случае нужна не только психологическая помощь, но и определенная лечебная программа. Однако предупредить такое положение возможно, если вовремя обратить должное внимание на реакции ребенка.

Страхи связаны с возрастом

У детей 3-6 лет преобладают страхи животных, персонажей из кинофильмов, сказок, домашних ссор, драк или вымышленных взрослыми образов для «воспитательного запугивания».

В 6-8 лет преобладают страхи темноты, одиночества, разлуки с родными. Достаточно распространенным у детей младшего школьного возраста является «школьный невроз». Часто он возникает у детей, которых слишком опекают родители, а также у первоклассников, которые боятся идти в школу. Чтобы избавиться от источника страха, дети прогуливают школу, появляются имитирующие соматические симптомы (головная боль, тошнота, усталость), которые, однако, могут стать вполне реальными.

Проявлениями страха являются приступы тревожного настроения, дрожь, подергивание, соматические симптомы. Однако не следует фиксировать на этом внимание ребенка! Чтобы преодолеть страх и предупредить невроз, не оставляйте ребенка наедине со страхами и не вините в слабости и неспособности справиться с ситуацией. Найдите способы, которые помогут именно Вашему ребенку, проконсультируйтесь с психологом. Действенным методом преодоления страха является сказкотерапия.

Страх темноты

Если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать малыша «закаливанию» и запирать одного в темноте, чтобы «привыкал». В этом случае ребенок не только не избавится от своего страха, но получит еще и новый – страх родительского гнева или насмешки.

Очень полезным методом для «лечения» страха является сказка. Ведь именно сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Слушая сказку, дети находят в волшебных историях «эхо» собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют надежду на возможность преодоления всего негативного. Поэтому при преодолении страха темноты родителям можно использовать сказку «Почему Сережа не боится засыпать сам?».

Также вместе с ребенком следует подумать над другими способами, которые помогут прогнать страх. Как правило, дети говорят, что нужно для этого, например: чтобы мама или папа посидели возле ребенка пока он уснет, почитали ему, оставляли включенным ночник. Положите вечером у ребенка его любимую игрушку-защитника. Днем предложите ребенку нарисовать страх и придумать и изобразить то, что его победит.

Сказка «Почему Сережа не боится засыпать сам?»

Когда ребенок прослушает сказку, обсудите ее, поставьте следующие вопросы:

  1. Почему Сережа не мог заснуть?
  2. Кто прилетел на Сережину подушку?
  3. Чему звезда научила Сережу?
  4. Перестал ли Сережа бояться засыпать сам?
  5. Как мальчик преодолел свой страх?

Предложите ребенку выучить стих и вспомнить его, когда вечером выключите свет.

Страх врачей и уколов

Существуют непростые темы для разговора с ребенком. К ним относятся поход к врачу, профилактика простудных заболеваний, необходимость прививок и лечебных процедур и тому подобное. Как правильно разговаривать с ребенком об этих вопросах?

Работаем с собственными тревогой и страхом.

В разговоре о профилактике инфекционных заболеваний и необходимости прививок очень важно не заразить малыша собственными страхами. Для этого, прежде всего, дайте себе ответ на вопрос: «Как собственно я отношусь к прививкам? Что я знаю об этой процедуре? Что я знаю об этом заболевании?». Если вы обнаружите, что мнения по предложенной теме вызывают тревогу, волнение или страх, – это значит, что перед разговором с ребенком вам следует определиться с источником своих собственных страхов.

Вспомните, кто и как в детстве рассказывал вам о прививках и болезнях, с какими заболеваниями вам пришлось столкнуться и как шел процесс лечения. Вполне возможно, что пережитый вами в детстве страх отложился в подсознании и продолжает вызывать чувство тревоги во взрослом возрасте. Осознание опыта поможет удержаться от его трансляции своему ребенку.

Типичной ошибкой родителей, вызывающей страх врачей является обман: «Укол – это не больно! Ты ничего не почувствуешь!». Мы должны сказать ребенку что он почувствует, по какой процедуре это будет проходить.

Повышаем собственную компетентность

В понимании медицинских аспектов прививки помогут профессиональные журналы и интернет. Уделите особое внимание распространенным мифам и предрассудкам. Часто они не имеют под собой никаких научных обоснований.

Учитываем возрастные особенности

Чем старше ребенок, тем больше у него развито понимание причинно-следственных связей. В возрасте до трех лет малыш не способен устанавливать связь между своими дискомфортными ощущениями (насморк, кашель, рвота, боль) и понятием «болезнь». Он понимает, что ему плохо, однако соотнести причины, которые имели место в прошлом, с тем, что он переживает в данный момент, пока не может.

Примерно в пять лет у детей формируются навыки понимания причинно-следственных связей. В этом процессе основную роль играют объяснения, поступающие от авторитетных взрослых.

Вкладываем в слова положительную мотивацию

Для ребенка гораздо важнее услышать о том, что он может сохранять здоровье, чем о том, почему он заболел, тем более в обвинительной форме. Это позволит сформировать сознательную ответственность за свое самочувствие, а не чувство вины за совершенные ошибки и страхом перед вирусами или болью.

Одним из важных родительских навыков является умение позитивного общения с ребенком. Тренируемся заменять рассказы об ограничениях, связанных с болезнью, положительными мотивирующими словами о преимуществах, которые открываются для здорового человека.

Примеры бесед

Пример 1. Ребенок переел мороженого и застудил горло. Неудачный вариант родительского комментирования: «Я же говорила тебе не есть столько мороженого. Теперь будешь лежать с больным горлом». Звучит как обвинение и последующее наказание болезнью. Удачный вариант: «Хотя это и трудно, но попробуй в следующий раз съесть только одну порцию мороженого. Тогда горлышко будет себя чувствовать хорошо». Разумно ограничиваем, даем положительное подкрепление.

Пример 2. Ребенок бегает по холодным лужам. Неудачный вариант родительского комментирования: «Ну вот, опять набегался по лужам и замерз. Как же я устала постоянно лечить твои сопли». Способствует развитию чувства вины за зря потраченное родителями время. Удачный вариант: «Когда на улице холодно и мокро, очень важно сохранять ноги сухими. Когда у тебя нет насморка, мы можем гулять гораздо чаще и дольше». Информируем о профилактике заболевания и положительно мотивируем.

Пример 3. Ребенок не хочет мыть руки с мылом; заходя домой, сразу берет какую-то еду. Неудачный вариант родительского комментирования: «Если будешь есть немытыми руками, в животе будут лазить черви!». Дает заведомо ложную с медицинской точки зрения информацию, порождает страх и панику, превращается в детской фантазии в ужасы. Удачный вариант: «Кошечка моет свои лапки язычком. Она не знает, что есть волшебное мыло, которое помогает прогнать с ручек грязь. Пошли мыть ручки с мылом!». Интересный пример соблюдения гигиены животными и людьми мотивирует ребенка, объясняет ему назначение мыла.

Старайтесь не орать от страха при каждом «болит». Чем спокойнее к ситуации отнесется авторитетный для него взрослый, тем менее тревожным ребенок будет в состоянии заболевания или при прививке.

Эффективным приемом для работы с детьми является сказка. Во время разговора с ребенком о прививках от гриппа можно использовать сказкотерапию.

Сказка «О вирусах и прививках»

Вопросы для обсуждения с ребенком:

  • Где живут опасные вирусы?
  • Как они могут попасть в организм здорового человека?
  • Можно ли от них защититься?

Далее следует рассказать ребенку о путях защиты от вирусов – гигиене и прививках.

Еще кое-что о страхах .

(по материалам книги Кэрола Е. Изарда «Психология эмоций»)

Страх защищает

Биологически страх связан с болью. Именно ситуации, связанные с переживанием боли, активизируют наши страхи. Однако страхи часто формируются и при отсутствии такого опыта. Например, одни люди боятся змей, хотя никогда их не видели в естественной среде. Другие боятся летать по воздуху, хотя никогда не попадали в авиакатастрофы. Страхи могут быть результатом не реальных переживаний, а нашей фантазии. Но такую ​​реакцию можно рассматривать и как защитный механизм нашей психики. Когда автомобиль приближается к нам на большой скорости, появляется предчувствие возможной боли даже если мы никогда не попадали в автокатастрофы. Это предчувствие включая эмоцию страха, которая, в свою очередь, мотивирует определенное поведение – бежать. Такие биологические реакции являются защитными и позволяют нам спастись от опасности.

Страх заражает

Много страхов является опытом общества, а не нашим собственным. Это свойство изучали в эксперименте с обезьянами. Первая группа обезьян была привезена из Индии, где имела опыт проживания в естественных условиях. Эти обезьяны имели страх перед змеями. Вторая группа обезьян родилась уже в лаборатории и не имела опыта жизни на свободе и, соответственно, страха перед змеями. В клетку с обезьянами ставили ящик, в котором находился удав или змеевидный муляж. Также в ящике находилась еда, которую обезьяны могли свободно взять. Обезьяны из лаборатории спокойно принимали пищу, в то время как привезенные обезьяны проявляли признаки страха, оставаясь голодными. Самое интересное, что когда две группы соединяли, лабораторные обезьяны, наблюдая за дикими, очень быстро научились испытывать страх перед змееобразными предметами. Первая группа обезьян заразила страхом вторую группу. Особенно быстро это происходило когда образец поведения показывали биологические родители своим детенышам.

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Статья “Профилактика возникновения страхов у детей.”

ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ


Беспокойство, тревога, страх, удивление, печаль — это эмоциональные составляющие нашей жизни. И невозможно найти взрослого человека, который никогда не испытывал бы страха. Страхи появляются уже в детском возрасте и каждому родителю необходимо знать, чего может бояться ребенок. В этой статье, мы рассмотрим характерные для разного детского возраста детских страхи и как рассмотрим рекомендации как с ними справляться.

В большинстве случаев, у психически здорового ребенка существует 2 основных вида страха:
– навязчивый страх— появился в результате конкретной ситуации, произошедшей с ребенком, и при возникновении подобных обстоятельств возвращается снова;
– надуманный страх (самый распространенный) — не связан с какой-либо конкретной ситуацией,
а вызван некой «идеей фикс»: малыш что-то где-то услышал, надумал и нафантазировал.

ДЛЯ ДЕТЕЙ КАЖДОГО ВОЗРАСТА ХАРАКТЕРНЫ СВОИ СТРАХИ:

Возраст

Возрастные страхи

Любой неожиданный громкий звук;быстрые движения со стороны другого человека;падение предметов;общая потеря поддержки.

Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.);любые незнакомые люди;смена обстановки, одевание одежды и раздевание;отверстие стока в ванной или бассейне;высота;беспомощность перед неожиданной ситуацией.

Громкие звуки;разлука с родителями;любые незнакомые люди;отверстие стока ванны;засыпание и пробуждение, сновидения;страх травмы;потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

Разлука с родителями, отвержение с их стороны;незнакомые ровесники;ударные звуки;ночные кошмары;изменение в окружающей обстановке;природные стихии (гром, молния, град и др.).

Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.);неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника);исчезновение или передвижение внешних объектов.

смерть (дети осознают конечность жизни);страшные сны;нападение бандитов;огонь и пожар;болезнь и операция;природные стихии;ядовитые змеи; смерть близких родственников.

Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);потеря родителей или страх потеряться самому;чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.);школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка);физическое насилие.

Темные места (чердак, подвал, и др.);реальные катастрофы;утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.);опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;физическое наказание и непринятие в школе.

Неудачи в школе или игре;собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;физическое насилие;ссора с родителями, их потеря.

Неудачи в школе или спорте;заболевания;отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);высота, ощущение верчения (некоторые карусели);зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

Неуспех;собственные странные поступки;недовольство своей внешностью;сильное заболевание или смерть;собственная привлекательность, сексуальное насилие;ситуация демонстрации собственной глупости;критика со стороны взрослых;потеря личных вещей.

Детские страхи – это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

ВАЖНО. Если, какой-либо страх сохраняется долгое время у ребенка или приобретает болезненное обострение, то лучше не затягивать и обратиться к специалисту.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ помогут предупредить возникновение страхов у детей

1. Каждый день выделяйте время на общение с ребенком наедине, дайте ему возможность поделиться с вами своими секретами, тревогами, попросить совета и помощи.
2. В отношениях с ребенком следует ориентироваться на его позитивные качества. Они есть у каждого ребенка, но иногда взрослым просто не хватает внимания, чтобы заметить хорошее в своих детях. Как можно чаще хвалите, подбадривайте, постоянно поощряйте позитивные качества вашего ребенка.
3. О требованиях или запретах следует сообщать в дружественной форме, мягко, без давления.
4. Успешному преодолению страхов у детей способствует пример родителей. Поделитесь с ребенком воспоминаниями о собственных детских страхах, расскажите, как вы с ними боролись и победили. Также следует как можно чаще объяснять, что в жизни нет ничего страшного, что мама и папа сильные и в случае опасности всегда защитят.
5. Страхи перед сном часто свидетельствуют о том, что ребенок нуждается в более тесном общении с матерью. Поэтому нестоит настойчиво приучать маленьких детей засыпать в одиночестве — если малыш спокойнее засыпает, когда рядом взрослый, оставайтесь с ним.
6. Страх иногда можно предусмотреть и предотвратить. Например, перед посещением зоопарка или цирка расскажите ребенку, что не все звери хорошие и добрые (как в сказках), дикие звери не всегда хорошо относятся к людям и могут быть страшными. Тогда внезапная агрессия хищника не вызовет испуга.
7. При обучении ребенка рисованию или письму, лучше использовать простой карандаш на конце которого закреплен ластик (резинка), чтобы ребенок мог вытереть то, что не получилось. Так устраняется страх неудачи.
8. Не позволяйте ребенку смотретьфильмы ужасов. В отличие от взрослых, малыши не умеют четко различать выдумку и реальность, а в особенно напряженные моменты забывают, что все увиденное на экране в действительности не существует. Но если вы заметили, что сцены жестокости вызывают у ребенка интерес — стоит обратиться к психологу (такие симптомы могут свидетельствовать о наличии садистских наклонностей, которые надо устранить на раннем этапе развития!).
9. Упражнение: Нарисуйте с ребенком его страх на листе бумаги (карандашами, красками), это может быть животное или человек, которого боится ребенок или абстракция (темнота, например). Пусть, рисуя, ребенок выражает свои эмоции не стесняясь, вы можете даже подбадривать его словом «Вот это страшилка, давай еще добавим цвета!». Затем, когда ребенок полностью закончит свой рисунок (вовлекаясь в процесс, малыш может долго прорисовывать свой страх, главное не прерывайте его), предложите «посадить» ему этот страх в клетку под замок. Вы можете помочь ребенку нарисовать, прямо сверху, его рисунка клетку и большой замок, или предоставить ему такую возможность, часто дети с охотой рисуют самостоятельно клетку и замок. Ключик же от замка, предложите нарисовать, чтобы страх навсегда остался в этой воображаемой клетке. После чего, поговорите с ребенком, спросите о его самочувствии, обязательно обратите внимание ребенка на то, что теперь можно не бояться, ведь его страх в надежном месте и оттуда никогда больше не выберется.

Читайте также:  Продукты для волшебного секса
Ссылка на основную публикацию