Почему ребенок сбегает из дома

Почему ребенок сбегает из дома

Такое явление, как бегство ребенка из дома, к сожалению, становится весьма частым в наше время. Испуганные родители обзванивают друзей ребенка и больницы с моргами, поднимают на уши родственников и полицию, прочесывают излюбленные места прогулок своего чада. Наутро, когда отчаявшиеся и почти поседевшие папа с мамой апатично пьют валерьянку, дитятко заявляется домой – «у подружки засиделась». Почему дети убегают из дома? Как вести себя родителям? И как защитить семью от таких потрясений?

Содержание статьи:

Причины, почему дети убегают из дома – в чем может быть вина родителей?

Детские побеги бывают двух видов:

  • Мотивированные. Этот вид побегов имеет чисто психологические причины, являющиеся следствием конфликта или иной определенной и понятной ситуации. Побег, в данном случае – метод ухода от проблемы (раз не нашлось других).
  • Немотивированные. Такая форма реагирования, при которой уже любая неприятная ситуация вызывает протест и желание сбежать. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Стоит отметить, что в основе детских побегов всегда лежит внутренний конфликт в семье, даже если по сути он таким уж конфликтным не является. Отсутствие возможности поговорить, рассказать о проблемах, спросить совета – это тоже внутренний конфликт в семье.

Основные причины детских побегов:

  • Психические заболевания (шизофрения, умственная отсталость, психоз и др.).
  • Конфликт с родителями, отсутствие взаимопонимания в семье, отсутствие внимания.
  • Конфликты в школе.
  • Желание свободы (бунт против родителей).
  • Стресс после пережитой трагедии или жестокого обращения.
  • Скука.
  • Избалованность.
  • Страх наказания.
  • Этап взросления и простое любопытство, желание познать что-то новое.
  • Внутренние проблемы на основе начала строительства отношений с противоположным полом.
  • Размолвки между родителями, развод родителей – бегство как способ выражения протеста.
  • Ребенок хочет сам зарабатывать себе на жизнь.
  • Навязывание ребенку родительской точки зрения в плане выбора профессии, друзей и пр. Отрицание собственного выбора ребенка.
  • Неблагополучная семья. То есть, алкоголизм родителей, регулярное появление посторонних неадекватных людей в доме, рукоприкладство и пр.
  • Детская наркомания или «вербовка» в одну из сект, которых сегодня становится все больше.

Ваш ребенок или подросток ушел из дома – правила поведения для родителей

Самое главное, что стоит помнить родителям о детях-подростках (а именно они чаще всего убегают из дома) – это их внутренние возрастные противоречия и жажда свободы. Любые жесткие меры в этом ранимом и бунтарском возрасте неизменно приведут к протесту ребенка либо к его постепенному превращению в апатичное комнатное дитя, неспособное ни постоять за себя, ни решить свои проблемы. Исходите из этого, когда в очередной раз вам захочется наорать на чадо за очередную «двойку» или запретить гулять после 6-ти вечера, «потому что я так сказала».

Что делать, если ребенок убежал из дома – инструкция для родителей.

  • Первым делом, прокрутите в памяти все, что говорил вам ваш ребенок в последние дни-недели. Возможно, вы что-то упустили или проигнорировали.
  • Прозвоните всех знакомых/друзей ребенка. Желательно поговорить с их родителями, чтобы они сообщили вам, если ваше дитя вдруг появится у них.
  • Проверьте одежду/вещи ребенка: ушел ли он «в чем есть» или «с чемоданами». Заодно, на всякий случай, проверьте свои «тайники» — все ли деньги/ценности на месте.
  • Ребенок пропал вечером? Звоните классному руководителю, опрашивайте всех одноклассников ребенка. Возможно, кто-то знает о его планах на вечер или проблемах.
  • Ребенок не мог просто сбежать? Все вещи на месте? И проблем не было? И никто не знает – где он? Звоните в скорую – не забирали ли с улицы ребенка такого-то возраста, в такой-то одежде. Сразу после этого звоните в полицию с теми же вопросами.
  • Результатов нет? Бегом в ваше районное отделение полиции с фотографией ребенка и его документами. Пишите заявление и подавайте в розыск. Помните: сотрудники полиции не имеют права не принять у вас заявление. Фразы вроде «погуляет и вернется» или «ждите 3 дня, потом приходите» игнорируйте – пишите заявление.
  • Что дальше? Следующий шаг – визит к инспектору по делам несовершеннолетних. Ему также несите фото ребенка и максимально полную информацию – в чем ушел, с кем общался, с кем ругался, где какие татуировки, и на каких местах пирсинг.
  • Не прекращайте поиска по друзьям, одноклассникам и знакомым ребенка – возможно у кого-нибудь уже появилась информация о его местонахождении. При этом акцентируйте внимание на своих переживаниях – «я не сержусь, просто волнуюсь и жду, лишь бы живой был». И никаких – «появится – убью, паразита».

Ребенок нашелся? Это главное! Обнимите своего ребенка и скажите ему, как вы его любите. И запоминайте, чего делать категорически нельзя после счастливого воссоединения семьи:

  • Нападать на чадо с расспросами.
  • Орать и применять физическую силу.
  • Наказывать любым способом – лишать «сладкого», сажать под замок, отправлять к бабушке в «Большие Кобеляки» подальше «от плохих компаний» и пр.
  • Демонстративно молчать и игнорировать ребенка.

Если ребенок способен сейчас разговаривать по душам – выслушайте его. Спокойно, без претензий. Слушайте и пытайтесь услышать. Не прерывайте и не обвиняйте, даже если монолог ребенка будет сплошным потоком обвинений в ваш адрес. Ваша задача:

  • Успокоить ребенка.
  • Расположить его к себе.
  • Установить контакт.
  • Убедить чадо, что вы его примете любым, что попытаетесь понять.
  • Найти компромисс.
  • Признать свои ошибки перед ребенком.

И помните: если вдруг на улице вы натолкнулись на чужого ребенка, который показался вам потерянным, зареванным, «беспризорным» — не проходите мимо! Попытайтесь поговорить с ребенком, выяснить – что с ним случилось. Возможно, его тоже сейчас ищут родители.

Как себя вести родителям, чтобы избежать побегов детей из дома – советы психолога

Если в вашей семье все хорошо, а ребенок – отличник, это еще не говорит о том, что у ребенка нет проблем. Проблемы могут скрываться там, где вы никогда не стали бы искать. В учителе, который публично унизил вашего ребенка. В девочке, которая ушла от него к его другу, потому что ваш сын «не дорос еще до серьезных отношений». В том симпатичном и интеллигентном новом друге вашего ребенка, который на деле оказался… (вариантов много). И не всегда ваш ребенок расскажет – что у него в душе. Потому что родителям или некогда, или в семье просто не принято делиться друг с другом «радостями и горестями». Как же себя вести, чтобы дети не убегали?

  • Будьте другом своему ребенку. Главный совет на все времена. Тогда с вами всегда будут делиться переживаниями и проблемами. Тогда вы всегда будете знать – где и с кем ваш ребенок. Тогда даже к самым темным уголкам души вашего ребенка у вас будет ключик.
  • Не будьте тираном и диктатором. Ваш ребенок – личность, повзрослевший человек. Чем больше запретов, тем сильнее ребенок будет стремиться к свободе от вашей «опеки».
  • Вспомните себя в молодости. Как ругались мама с папой за ваши джинсы-клеш, непонятную музыку, странные компании, косметику и пр. Как злились вы, что вам не дают самовыражаться так, как вы того желаете. Опять же, исходите из того, что вы – друг, а не тиран. Ребенок захотел татуировку? Не доставайте сразу ремень (если захотел – все равно сделает) – сядьте рядом с ребенком, просмотрите вместе картинки, изучите их смысл (чтобы не «наколоть» то, за что потом придется расплачиваться), выберите салон, где точно не занесут никакой заразы. Если уж вы совсем против, попросите ребенка подождать – годик-два. А там, глядишь, он и сам перехочет.

  • Не нравятся его (ее) друзья? Не спешите гнать их из дома поганой метлой с криками «они тебя плохому научат». Это не ваши друзья, а друзья ребенка. Если вам они не понравились, это не значит, что они все поголовно «наркоманы, маньяки, двоечники, потерянное поколение». Но будьте внимательны. Делайте выводы молча. Влезать в отношения ребенка с кем бы то ни было можно лишь в том случае, если эти отношения могут угрожать здоровью ребенка, психике или его жизни.
  • Сбежавшего ребенка нашли просящим милостыню? Да, вам ужасно стыдно. И хочется «выпороть маленького поганца» за то, что он так вас опозорил. Ведь ваш дом – полная чаша, а он… Но видимо, вы не увидели, что ребенку требуются деньги, не выяснили – на что они ему требуются, и не помогли найти честный, законный и достойный способ заработать денег.
  • И в 5 лет, и в 13, и даже в 18 ребенку хочется внимания (понимания, доверия, уважения) к себе. Он не хочет слышать каждый день «делай уроки, сделай тише свою музыку, почему у тебя опять бардак, в кого ты такой безрукий пофигист, мы тебя кормим-поим, а ты, паразит, только о себе думаешь и пр.». Ребенок хочет слышать – «как дела в школе, все ли у тебя хорошо, куда бы ты хотел поехать на выходные, а давай вместе смотаемся на концерт, зайка, пойдем чайку хлебнем с пряниками» и пр. Ребенку нужна забота, а не тотальный контроль, кнут с утра до вечера и отношение «скорей бы ты уже от нас съехал». Безусловно, границы ребенок должен знать, а вседозволенность не приносит ничего хорошего. Но даже поставить ребенка на место или отругать его за что-либо можно таким способом, чтобы у ребенка выросли крылья, и ему захотелось сделать то, о чем вы просите. Не «совсем тебе на мать наплевать! Последние деньги тянешь! А я хожу в дырявых колготках!», а «Сынок, а давай я помогу тебе найти работу, так ты быстрее накопишь на новый компьютер» (пример).
  • Воспитывайте в ребенке, едва он начнет ходить, ответственность и самостоятельность. Поддерживайте ребенка во всех начинаниях и позволяйте ему быть таким, какой он есть, а не тем, кем вы хотите его видеть.
  • Никогда не угрожайте, даже шутя, что накажете ребенка или выгоните из дому, если он что-нибудь натворит (закурит, выпьет, получит двойку, «принесет в подоле» и пр.). Зная о возможном наказании, ребенок никогда не скажет вам правды и даже может натворить еще более серьезных глупостей.
  • Ребенок требует свободы и уважения его интересов? Идите ему навстречу. Пора начинать доверять своему ребенку. И пора «отпускать» его во взрослую жизнь. Пусть учится совершать поступки и отвечать за них самостоятельно. Только не забудьте предупредить его о последствиях того или иного поступка (мягко и по-дружески).
  • Не запирайте своего повзрослевшего ребенка дома – «после 6-ти вечера чтоб никуда!». Да, это страшно и тревожно, если уже темно, а дитя где-то с кем-то гуляет. Но «дитя» уже с вас ростом, у него возможно даже щетина на лице и «защитные изделия» в кармане – пора разговаривать на другом языке. Собирается к друзьям и надолго? Берите координаты всех друзей, включая их домашние адреса/телефоны, требуйте, чтобы каждые 1,5-2 часа он вам отзванивался и сообщал, что у него все хорошо.
  • Не ругайте дочь за косметику – научите ее пользоваться ею правильно. Научите ее быть стильной и ухоженной без килограмма тоналки и теней на лице.
  • Не пытайтесь навязать ребенку свою дружбу – делайте это аккуратно, постепенно вовлекая ребенка в доверительные отношения. Чаще берите его с собой в поездки и на отдых, участвуйте в его жизни, искренне интересуйтесь его делами.
  • Будьте примером для ребенка. Не делайте того, что ребенок может захотеть повторить.

Конечно, при отсутствии доверия между вами, начать с нуля будет крайне сложно. Но это вполне осуществимо при вашем терпении и желании.

Почему дети сбегают из дома?

Информация о пропавших детях – нередкое явление в современных СМИ, то ребенок сбежал из дома, иногда просто не вернулся из школы или от друга, в любом из случаев родители впадают в состояние паники, что, по сути, совершенно не удивительно.

Когда смотришь на все это со стороны, то может казаться, что вашу семью это точно никогда не коснется, ведь вы обеспечиваете свое чадо всем необходимым. Многие склонны рассуждать, что дети или подростки могут сбегать только из неблагополучных семей, где постоянные ссоры, алкоголизм и отсутствие нормального воспитания – в порядке вещей.

Вы, возможно, сильно удивитесь, но статистика поражает и пугает своими данными: всего 30% детей, сбежавших из дома, проживают в неблагополучных семьях, а кто же составляет оставшуюся часть?

70% — это дети, которые всегда проживали в нормальных и с виду очень даже благополучных семьях с уровнем достатка выше среднего. Чаще всего побеги приходятся на самый трудный возраст, 12-16 лет, когда психика ребенка еще не успела полностью сформироваться, начинаются гормональные изменения, которые влекут за собой нервные срывы и повышенный уровень эмоций.

И все-таки, почему подростки уходят из дома, неужели все причины кроются лишь в непростом возрасте, или все-таки следует заглянуть немного глубже? Как узнать, что ребенок уже вынашивает в мыслях план побега? И как правильно поступить в такой ситуации, чтобы с умом предотвратить серьезную ошибку? Давайте попробуем разобраться в этих непростых вопросах.

Почему ребенок решает уйти из дома?

Мой дом – моя крепость, известная фраза, которая, как нельзя лучше описывает понятие «дома», там, как минимум, человек может чувствовать себя в безопасности, а, как максимум, комфортно и уютно. У взрослых людей существует больше возможностей, чтобы изменить что-то, что ему не нравится, а вот ребенок ограничен в своих возможностях, насколько сильно – зависит только от родителей.

Не смотря на это, дети все равно пытаются найти решения своих проблем и недовольств, естественно, в рамках своих возможностей. Если сделать это в полном объеме у них не получается, они попросту уходят от ситуации, а, если говорить конкретнее, уходят из дома.

Побеги бывают мотивированные и немотивированные, в зависимости от наличия или отсутствия причин, которые побуждают подростка к подобным действиям. Мотивированные побеги обычно вытекают из конкретной ситуации, то есть им предшествуют какие-то, неприятные для самого ребенка, события.

Например, серьезный конфликт в школе, сильная ссора с родителями, тяжелая обстановка в семье (развод родителей, сильная болезнь, потеря близкого), проблемы личного характера. Не зная, как реагировать и, как правильно поступить в сложной ситуации, а также при отсутствии поддержки со стороны родителей, ребенок приходит к самому критичному решению – побег.

Со временем, мотивированные побеги могут преобразоваться в немотивированные, каждый уход будет закреплять предыдущий, в дальнейшем, растерянное чадо уже в каждой непонятной для него ситуации будет спасаться бегством.

Подросток в таком возрасте еще многого не понимает, для него подобное поведение расценивается, как возможность почувствовать себя свободным, неважно от чего, от ненавистной школы или домашних скандалов.

Если дом покидают совсем маленькие дети, то возможно, им не хватает эмоций и внимания, поэтому и сбегают они в такие места, где их могут просто найти, после чего, наверняка, родители окружат его дополнительной заботой и вниманием. Со временем, эти чувства утихают, и ребенок снова решается на побег.

Выделим основные причины детского бегства

  • Неблагополучные семьи. Когда родители злоупотребляют алкоголем, либо их постоянно не бывает дома и дети предоставлены только себе, нескончаемые домашние скандалы и разборки могут стать причиной ухода ребенка из дома. Все специалисты мира настоятельно рекомендуют выяснения отношений оставлять за глазами и ушами отпрыска, иначе он рискует стать не просто его свидетелем, но и участником, а, еще хуже, виновником.
  • Чрезмерные нагрузки. Зачастую родители придерживаются мнения, что ребенок, чем шататься по улице, лучше будет загружен по самые уши кружками, секциями и дополнительными занятиями. В результате у бедного чада даже не остается возможности посмотреть раз в неделю любимый мультик или встретиться с друзьями. Возможно, даже какое-то время он сможет справляться со всеми задачами, но, в результате, и этому придет конец. Обязательно оставляйте для него свободное время, когда он просто может бездельничать, смотреть телевизор или гулять на улице.
  • Невнимание близких. Из-за нашей постоянной занятости, а, возможно, и по каким-то другим причинам, мы перестаем уделять должное внимание своему чаду. Работа, личные отношения и заботы съедают все время, а ребенок, постепенно, перестает чувствовать себя нужным и любимым, ведь родителям всегда не до него. Уходы в таких случаях носят демонстративный характер, ребенку просто необходимо привлечь к себе ваше внимание, ему хочется, чтобы его нашли и пожалели.
  • Скука. Зачастую по этой причине сбегают дети старшего возраста, чаще всего, именно из благополучных семей. Бегут они от излишней опеки, от обычной скуки, желая изменить обстановку, получить новые эмоции и ощущения. В такой период они с интересом смотрят приключенческие фильмы, мечтают о дальних странствиях, могут даже проявлять такие странные желания, как отправиться воевать или, к примеру, прыгнуть с парашютом. Чтобы уберечь свое чадо от побегов, позвольте проявлять ему самостоятельность, ведь ваш ребенок вступает в пору взросления. Возможно, решением будет турпоход или поездка с друзьями, естественно, под присмотром старшего товарища.
  • Несправедливые наказания. Естественно, ребенка необходимо воспитывать, совмещая общеизвестную технологию кнута и пряника, но иногда родители слишком усердствуют, наказывая «для профилактики», чтобы неповадно было. Чаще всего, в таком случае дети убегают в поисках лучшей жизни и, что печально, редко возвращаются, поскольку еще сильнее бояться наказания, которое будет еще хуже, чем было до этого. Что делать в таких ситуациях? Обратиться к детскому психологу, если вы не в состоянии сами подобрать наказание, соизмеримое со степенью проступка и возрастом ребенка. Прежде чем ругать ребенка, постарайтесь понять его мотивы, осмыслите их и найдите решение с помощью поучительной беседы.

Что делать, если ребенок все-таки сбежал?

На самом деле, причин такого поступка может быть много, описать каждую не получится, но, если вы внимательный и заботливый родитель, то, наверняка, сможете отследить изменения в привычном поведении отпрыска. Если же момент все-таки упущен, не впадайте в панику, а хорошенько вспомните, о чем вы в последнее время говорили, опросите людей, которые видели его последними.

Читайте также:  Почему женщины испытывают страх перед беременностью?

Чтобы исключить самые страшные исходы, обзвоните отделения больниц и милицию. После того, как потерянное чадо будет обнаружено, старайтесь вести себя спокойно, без чрезмерных истерик и криков.

Обязательно побеседуйте с ребенком, постарайтесь говорить, как можно искреннее, поделитесь своими переживаниями и чувствами, через которые пришлось вам пройти. Обговорить возможные пути выхода из сложившейся ситуации, а также варианты вашей дальнейшей жизни. Обязательно делитесь с ребенком своими планами и хлопотами, он будет воспринимать это как часть родительской заботы.

Выслушайте все недовольства вашего отпрыска, не перебивайте, даже, если посыпаются оскорбления в вашу сторону. Если чувствуете, что вина все-таки на вас, обязательно извинитесь. Старайтесь менять вашу жизнь к лучшему и, все-таки будем надеяться, что вам не придется столкнуться с чем-то подобным.

Почему дети убегают из дома

Почему дети убегают из дома

Ежедневно подростки убегают из дома, и перепуганные родители мечутся по городу, не зная, что предпринять и предположить. Для многих побег ребёнка — шок, классический случай «я думал, с нами это никогда не произойдёт». Однако у побегов есть вполне определенные причины, и, если о них знать, можно их избежать. Об этом и о том, как себя вести, если это всё-таки произошло, «Мел» поговорил с Ириной Салтыковской, координатором поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», которая специализируется на поиске убежавших детей, и с детским психологом Анастасией Кузнецовой.

Почему они уходят?

«Есть дети, которые избалованы и бегут из дома, чтобы показать характер и добиться своего, — говорит Ирина Салтыковская. — Бывает, убегают дети, которые растут в атмосфере гиперопеки — и тогда все очень удивляются: мы его так любим, у него и няня, и мама, и бабушка, а он убежал. Иногда ребёнок убегает из жажды приключений, в поиске новых ощущений, наконец, чтобы просто помотать родителям нервы и за что-то отомстить. Но основные причины другие: недоверие к родителям, непонимание в семье, страх наказания. Большой процент „бегунков“ — дети из неблагополучных семей, но это может произойти и в самой обычной благополучной семье».

Современные дети часто убегают довольно рано — начиная с 10-12 лет (если пропал ребенок младше 10 лет, скорее всего, он потерялся или с ним что-то произошло). Один из основных мотивов — непонимание в семье. Например, когда родители в конфликтной ситуации безоговорочно встают на сторону учителя. Но дети остро воспринимают несправедливость в отношении себя и своих друзей. И если ребёнок, столкнувшись с неправотой взрослого в школе, не находит поддержки у своих родителей, потому что для них учитель всегда прав, для него это может стать причиной ухода.

Дети бегут, когда боятся наказания. Если ребёнка сильно ругают дома за испорченные или потерянные вещи, то он может убежать, потому что разбил телефон. И в этом случае выводы надо делать родителям, а не ребёнку — все мы что-то роняем, бьём, ломаем. Но они это часто не делают, и тогда мы получаем бегунка-рецидивиста.

Дети часто убегают, если их ругают за плохие оценки. «Всем хочется, чтобы ребёнок был круглым отличником, но не у всех получается. Почему, вместо того чтобы помочь ребёнку подтянуть те предметы, где у него проблемы, или признать его неспособность к тем или иным дисциплинам, его запугивают до такой степени, что он уходит из дома, получив двойку?» — говорит Салтыковская.

Дети постарше, лет 13-15, бегут обычно из-за того, что дома «передавливают», а им хочется свободы, у них появилась жажда приключений, хочется попробовать другую жизнь.

«Вот типичный случай, — вспоминает Ирина. — Девочке 15 лет, она из хорошей семьи, где её понимают, есть достаток, ни за что ребёнка особо не ругают. У неё подружки из неблагополучных семей, которые ходят, где хотят и когда хотят, и девочка из хорошей семьи, где контролируют её своевременное возвращение домой, начинает завидовать „бесхозным“ девчонкам. У них свободная жизнь, полная приключений. Однажды она попробовала отпроситься с ними на ночь, но мама не отпустила (и я ёе отлично понимаю), в результате девочка убежала. И эта история — нечастый случай, когда воспитывать надо не маму, а девочку».

Ещё одна причина для детей такого возраста — неприятие дома их друзей, девушек и парней или раннее «взрослое» поведение, к которому родители не готовы. Ирина вспоминает такой случай из своей практики: мальчик 15 лет начал встречаться с 14-летней девочкой из другого района, провожал её вечером домой, но она часто опаздывала, родители её ругали, и она собралась уйти из дома. Мальчик позвонил маме и сказал: «Я люблю Дашу, но её ругают из-за меня, можно она будет жить у нас?» Мама спросила: «Ты обалдел?» Тогда мальчик собрал вещи и ушёл со своей Дашей.

«Может, он поступил не очень правильно по отношению к родителям, — говорит Ирина. — Но логично и по-мужски: он не оставил одну любимую девушку на улице и защитил её в меру своих возможностей. Я его не оправдываю. Но, вероятно, маме надо было уделить больше внимания этой ситуации: например, попытаться поговорить с родителями Даши и вообще как-то поучаствовать, а не просто сказать „Нет, и всё“. Это сигнал, что пора перестать воспринимать ребёнка как свою собственность и что надо начать смотреть на него как на взрослого. В этом возрасте дети часто учатся отстаивать любовь, дружбу, учатся жить, быть верными своим друзьям и любимым, они делают это с юношеским максимализмом, но эти проявления следует уважать».

Что делать, если ребёнок убежал из дома

Первое, что надо сделать в ситуации, если пропал ребёнок, — обращаться в полицию, писать заявление, помнить, что у вас обязаны его принять без всяких трёх суток ожидания. Кроме того, следует обратиться к поисковикам, например, в ту же «Лизу Алерт», и поскорее: чем раньше начинается поиск, тем больше вероятность быстро ребёнка найти. Полиция, соседи и родственники любят говорить: ничего страшного, погуляет и придёт. Да, такое часто бывает, но лучше начинать искать сразу, потому что город полон опасностей. Ребёнку нужно есть — значит, возможно, ему придётся красть в магазине, а также греться и спать — он пойдёт в подъезды, подвалы, на чердаки, в заброшенные дома, где может встретить людей, представляющих для него опасность. Места, куда «бегунков» загоняет жажда приключений и попытка спрятаться, тоже могут стать причиной беды — крыши, прогнившие полы, перила.

К разговору с полицией и поисковиками надо подготовить список мест, интересных ребёнку, вспомнить его увлечения, друзей, оценить пропажу вещей и денег, вычислить, во что он был одёт, найти самую свежую фотографию, желательно в той одежде, в которой он ушёл, постараться добиться детализации звонков и сообщений по мобильному телефону.

«Иногда родственники сами делают ориентировки, — объясняет Ирина. — И расклеивают их по району, где пропал ребёнок, то же самое могут сделать полиция или другие поисковые отряды. «Лиза Алерт» в случае с бегунками от этого воздерживается.

Подростки трепетно относятся к своей внешности: если на объявлении будет «не та» фотография, это может сильнее настроить их против родителей

У меня был случай, когда я снимала с крыши девочку, у которой погибли родители и она жила со старшей сестрой-красавицей. Сама девочка пухленькая, с прыщами, и она была уверена, что сестра специально выбрала её «страшную» фотографию для ориентировки. Также, если ребёнок, скрываясь где-то в районе своего проживания, видит на себя ориентировку, это его пугает, он чувствует себя непойманным преступником и ещё больше боится вернуться домой».

Что указывает на побег:

— накануне произошёл острый конфликт с ребёнком, стороны разошлись без примирения;

— ребёнок куда-то просился, но его не пустили;

— в городе проходит мероприятие, куда ребёнок хотел пойти;

— ребёнок получил плохую отметку, а его дома за это сильно ругают;

— у ребёнка есть друзья, подруги, возлюбленные, которые не нравятся его родителям;

— вместе с ребёнком из дома исчезли деньги;

— у ребёнка новая любовь или новый друг;

— пропали кое-какие вещи, указывающие на то, что ребёнок ушёл надолго и всерьёз.

Как избежать побега

Главная профилактическая мера против побегов и рецидивов банальна — безусловно любить своего ребенка и слышать его, находить время для откровенных разговоров. Не считайте детские проблемы мелкими и маловажными. «Хорошо бы быть в курсе того, чем ребенок живет, каковы его интересы, зарегистрирован ли он в соцсетях и в каких группах состоит. Но когда я спрашиваю родителей о том, что их ребенок делает в интернете, часто слышу в ответ: Не знаю, не понимаю, я ни в каком „ВК“ не зарегистрирована, это все баловство, мне неинтересно», — рассказывает Ирина.

Побег — это протест, обычно за ним стоит определённое требование: либо смягчить домашний режим, либо смириться с тем, что он не математик, либо уважать его право на рок-музыку, на тоннели в ушах, на других друзей.

Как вести себя с ребёнком после его возвращения

Когда ребёнок оказывается дома после побега, от первой реакции родителей зависит то, придётся ли снова полиции и поисковикам выезжать на поиск этого же ребёнка. Детский психолог Анастасия Кузнецова признаёт, что первая естественная реакция родителя, когда ребёнка вернули, — желание убить его на месте. «И я могу как психолог сказать правильные слова: не надо кричать, оскорблять, — говорит Анастасия. — Но я считаю, что родители не должны отказывать себе в проявлении собственных эмоций, другое дело, что это должно быть опосредованно. Самая разумная реакция, на мой взгляд, такая: „Извини меня за то, что ты сейчас услышишь, но я не могу этого не сказать“. И дальше уже говорить то, что вы думаете о его поступке».

Просто оскорблять и орать нельзя: подросток не вынесет из ваших криков никакой информации, у него в памяти останется только обида, и он будет убеждён в том, что поступил правильно, когда убежал. Надо, с одной стороны, отругать и показать ему, как вы переживали, а с другой — также проявить уважение к нему и его чувствам. Можно сказать, например: «Извини, если я сейчас буду выглядеть как неадекватная женщина, но это потому, что я страшно за тебя переживала. Уж будь добр, выслушай всё то, что я хочу тебе сказать» — и дальше уже со всеми эмоциями и выражениями.

Просто принять его обратно с радостью, не сказав о своих переживаниях, тоже не вариант: ребёнку следует знать о беспокойстве родителей

Реакция на возвращение ребёнка должна быть адекватна причине побега. Если он демонстративно ушел из дома, чтобы показать родителям, что они больше не имеют на него влияния, попытался перехватить власть, то родители, конечно, должны ему показать, у кого власть всё-таки остаётся. А если это был конфликт или несчастная любовь, то это совершенно другая ситуация и другая родительская реакция. «Если он побоялся прийти домой, потому что его не аттестовали по математике, а у родителей в отношении его математики завышенные ожидания, конечно, первое, что он должен услышать дома по возвращении «Неважно, что у тебя там с математикой, ты можешь мне об этом сказать», — говорит психолог.

Не бойтесь привлекать полицию и другие инстанции

Если ребёнок ушёл, шантажируя родителей и вынуждая их к чему-то, значит, он сделал таким образом логический следующий шаг после многочисленных других испробованных им способов воздействия на родителей. И если каждый раз, когда он пробует «прогибать» родителей, ему это удаётся, то с каждым новом шагом он пробует идти всё дальше и дальше, расширяя границы до невозможного. И в этой ситуации, конечно, должны быть установлены жёсткие рамки.

«Всё очень индивидуально, но если говорить в целом о настолько избалованном ребёнке, наверное, уже надо привлекать внешние инстанции, — считает Анастасия. — Тогда вы можете сказать: «Я за тебя отвечаю, по закону ты обязан быть дома до 21.00, если тебя до этого времени дома нет, я вызываю полицию, пожарных, скорую и прочее».

Такому ребёнку надо объяснить, каковы последствия его поступков, чтобы он знал, что если он убежит, об этом узнают органы опеки, полиция, школа

Родители часто этого не делают, потому что для них это, так сказать, имиджевые потери, но подростки хорошо чувствуют двойные стандарты: с одной стороны, вроде убегать нельзя, а с другой — можно, потому что мама грозится, но всё равно не сделает того, что обещает. Поэтому, если речь идёт о жёсткой установке границ, родители сначала должны решить сами для себя, что для них важнее».

Пойдите друг другу навстречу

Если причина побега — нежелательные друзья, то единственное решение проблемы — это переговоры. «Когда мы говорим о компании подростка, речь идёт о ценностях, — поясняет Анастасия Кузнецова. — И если мы будем пытаться их обесценивать, говоря, что твои друзья — идиоты, всё, что они делают — плохо, то это может привести только к войне. А подросток — это такой человек, которого война вдохновляет сама по себе, независимо от мотивов и перспектив, поэтому эти механизмы лучше даже не запускать. Попробуйте договориться».

Составьте с ребёнком договор из двух-трёх конкретных пунктов. Например: раз в неделю он имеет право ночевать у друга, если вы созвонились с его родителями, они не против и так далее. И если он в остальное время приходит домой строго до девяти вечера. Договор составляется на короткий срок — две-три недели. Если в этот период договорённости срываются, вы снова садитесь, снова обсуждаете условия и санкции.

Если ребёнок сбежал из дома, потому что хотел приключений, это повод задуматься: что мы не предложили ему дома, чтобы эта потребность была удовлетворена? Возможно, надо найти какие-то безопасные и контролируемые родителями варианты, где он поймает этот адреналин: покататься на картинге, прыгнуть с вышки и так далее. Другое дело, часто бывает, что родители лишены таких ресурсов. Раньше заполнением этого вакуума активно занимались образовательные организации, сейчас этого мало. Но если человек ищет адреналина, единственный способ с этим справиться — смоделировать такие ситуации, где он его получит.

Если ребенок сбежал из дома. 6 правил для родителей

25 мая – международный день пропавших детей. Почему дети уходят из дома, как упростить их поиск и что сделать, чтобы этого не произошло снова – рассказывает координатор ПСО «Лиза Алерт», куратор регионального отряда Ирина Салтыковская.

Возраст, когда дети самостоятельно уходят из дома, постепенно снижается, и сегодня в отряде мы сталкиваемся с заявками на поиск убежавших десятилетних детей. Это может произойти в любой семье – благополучной и асоциальной, бедной и богатой, в семье, где родители глаз не спускают с ребенка, и где до него никому нет дела.

Дети уходят из дома по разным причинам, но, как правило, это ситуации, которые они расценивают как острую несправедливость по отношению к ним (подростки особенно чувствительны к вопросам справедливости), случаи, когда родители возражают против дружбы или отношений с теми людьми, которых они считают неподходящей компанией, или когда имеет место серьезный конфликт, связанный с непониманием взрослых.

Дети уходят, получив плохую оценку, если их дома сильно ругают или бьют за двойки. Дети уходят, если они случайно потеряли, разбили телефон, порвали новые джинсы и по опыту знают, что дома из-за этого будет конец света. Редко, но бывают случаи, когда уходят дети-шантажисты: а, ты мне отказываешься купить новую приставку или отпустить меня на ночную дискотеку, ну все, тогда я ушел. Такие случаи единичны, и, к сожалению, как правило, ребенок уходит от непонимания.

Поэтому когда я ищу убежавших детей, я предупреждаю родителей, что я всегда на стороне бегунков, что бы ни происходило. Я изначально поняла, приняла и простила тех подростков, которых ищу, потому что родители – это взрослые люди, у них имеется за плечами определенный жизненный опыт, а у ребенка, который ушел из дома часто в ночь и холод, этого жизненного опыта нет – у него есть только подростковый гормональный фон, сложная ситуация и большое количество эмоций, в которых очень трудно разобраться.

Когда мы ищем ребенка, по всем признакам убежавшего из дома, мы понимаем неоднозначность этого поиска: мы ищем его, чтобы вернуть обратно в ту же ситуацию, которая для него была настолько тяжела, что он оттуда убежал. Одно дело – найти ребенка, который потерялся, и вернуть его домой – понятно, что это сделать правильно и нужно, и совсем другое – вернуть домой бегунка.

Но мы в отряде всегда исходим из того, что, находясь на улице, ребенок подвергается огромному количеству опасностей, о которых он даже просто-напросто не имеет представления.

Раз он ушел из дома, значит, ему надо что-то есть, где-то ночевать – причем не там, где его, вероятнее всего, будут искать, где-то греться, если дело происходит зимой.

Соответственно, он вынужден будет или воровать, или вступать в контакты неизвестно с кем, или находиться в каких-то местах, которые потенциально представляют для него угрозу. Кроме того, к сожалению, нередки ситуации, когда бегунки становятся жертвами несчастных случаев – на проезжей части, железнодорожном полотне, в заброшенных строениях, у водоемов.

Часто родители пытаются скрыть причины произошедшего. Когда к нам в отряд поступает заявка, мы задаем очень много вопросов, и не потому, что мы такие любопытные. У нас огромное количество заявок, и это все жизненные ситуации, человеческие беды, и у нас просто нет времени на любопытство – это информация, которая нам необходима, чтобы правильно выбрать стратегию поиска. На этапе, когда мы опрашиваем родителя о том, что случилось, нам всегда пытаются показать ситуацию немного не такой, какой она была на самом деле: «Я его немножко поругал за двойку».

Читайте также:  Почему инъекции ботокса пользуются большим спросом?

И когда мы находим ребенка, я ему говорю: «Привет, а я тебя ищу, расскажи мне, пожалуйста, что случилось». И ребенок рассказывает, что «немножко поругал за двойку» – это восемь синяков на спине от ремня. Я спрашиваю не для того, чтобы потом сказать маме и папе: «Ай-ай-ай, так нельзя воспитывать», даже если я так думаю – я не социальная служба, мое дело – найти ребенка, и все.

Мне просто изначально нужно понимать глубину конфликта, потому что ребенок, которого немножко поругали, сделает два круга по детской площадке, подуется и через полчаса вернется, а ребенок, у которого фиолетовая спина, не захочет возвращаться домой. Поэтому мы всегда просим родителей быть предельно откровенными и искренними, наша цель – найти как можно быстрее, потому что, как мы уже говорили, ребенок в подростковом возрасте один в городе – это потенциальная жертва обстоятельств в силу отсутствия жизненного опыта.

В поиске бегунков у нас есть определенные наработки и методики, и основной момент, который отличается в нашем отряде от того, что принято у сотрудников полиции и у некоторых других поисковых отрядов – это ориентировки. Часто у родителей бегунка и у окружающих срабатывает определенный алгоритм – когда человек пропал, надо сразу всех оповестить, и на каждом столбе в районе клеят ориентировки.

Я противник того, чтобы на сбежавшего из дома подростка, по крайней мере в первые несколько дней, расклеивать ориентировки по его району, по двум причинам. Во-первых, помимо всего прочего, дети в этом возрасте очень трепетно относятся к своей внешности. В одной ситуации у нас убежавшая из дому девочка уже готова была вернуться домой, но когда она увидела ориентировку на себя, она отказалась от этого, решив: «Это мама специально взяла худшую мою фотографию и сделала так, чтобы все видели, какая я некрасивая. Она мне все время говорит, что я плохая, и даже фотографию выбрала похуже».

Это нам, взрослым, кажется, что мы очень любим ребенка, мы так хотели его найти, что взяли и заклеили весь район его фотографиями – мы же хотели как лучше. А для ребенка это выглядит совершенно иначе. В подростковом возрасте многие ситуации воспринимаются совсем по-другому, не так, как их видит взрослый человек. Поэтому взрослым полезно вспоминать себя в этом возрасте – не в том смысле, чтобы считать нормой гуляния детей допоздна и тусовки в нехорошей компании, а вспоминать свои эмоции, ощущения, отношение, свое восприятие себя в подростковом возрасте.

Подростковый возраст считается сложным, потому что ребенок – уже не маленькое замечательное существо, которого все гладят по головке и радуются каждому его действию, ему уже надо чего-то добиваться в жизни, кем-то становиться, и в это время происходят перемены во внешности. Они учатся воспринимать себя, видеть себя в окружении этого мира, а это сложно.

Есть еще и вторая причина, по которой мы не клеим ориентировки. Любой ребенок, сбежавший из дома, как бы родители ни говорили, что он плохой, что он это сделал специально, чтобы их доводить, испытывает чувство вины. И тотальное расклеивание ориентировок по району воспринимается ребенком не как проявление родительской заботы, не как свидетельство того, что его бросились искать всем миром, а как объявление на весь белый свет: он – преступник, ловите его! Когда он видит эту ориентировку, он думает: «Меня все теперь ищут как преступника, и все теперь будут знать, какой я совершил плохой поступок».

И для него это кошмар, потому что вопрос «что подумают другие?» – один из основных в этом возрасте. Получается, что ситуация изначально была сложной – произошел конфликт. Далее ребенок хлопнул дверью, сбежал из дома – появилась вторая проблема.

А теперь, когда эту ситуацию выставили на всеобщее обозрение, всем рассказали, что он ушел из дома, а мы его ищем, на эту проблему наложилась еще третья – как ему потом выкручиваться, как выглядеть в глазах общественности, тех же педагогов, друзей, соседей, родителей. У него сразу появляется ощущение, что весь район теперь знает его в лицо, все теперь будут тыкать в него пальцем и говорить: «Смотрите, это он, мальчик, который убежал из дома и так расстроил своих родителей».

Если не у всех маленьких детей есть свой мобильный телефон, то с того момента, когда ребенок подрос и начал ходить в школу или на кружки самостоятельно, когда он начал говорить: «У всех же есть телефон, мне тоже надо», у него он появляется.

Когда вы покупаете ребенку сим-карту, всегда оформляйте ее на себя. Это нужно, в частности, на тот случай, если ребенок, не дай Бог, пропадет или убежит. Первое, что необходимо будет понять тем, кто будет его искать, – какие у него контакты в телефоне, с кем он созванивался, какой был трафик интернета, что вообще предшествовало исчезновению ребенка. Чтобы это сделать, нужно будет получить детализацию – это одно из первых действий, когда пропадает ребенок с телефоном. Поэтому сим-карта должна быть зарегистрирована на родителей, причем на того из них, у кого всегда есть возможность быстро подъехать с паспортом в салон связи и получить эту детализацию. В противном случае детализация будет получена только по решению суда.

В отношении телефона я всегда рекомендую родителям соблюдать несколько очень простых правил, которые помогают обезопасить ребенка и быстро его найти в случае необходимости. Во-первых, на всех смартфонах, независимо от того, на какой базе этот смартфон – у андроидов, у айфонов – есть возможность определять местоположение телефона. Для этого не надо никуда обращаться, это функция смартфона, ее просто надо правильно настроить, и лучше это сделать сразу, когда ребенок получил этот телефон в подарок, и больше к этому не возвращаться.

Во-вторых, есть множество программ и различных приложений на смартфоны, которые помогают отслеживать перемещения ребенка. Эту же услугу предлагают и все сотовые операторы «большой тройки». Попробуйте разные варианты и оставьте наиболее удобное для себя приложение, трекер.

Я против того, чтобы родители отнимали у детей телефоны в качестве наказания: «Ты сделал плохо, останешься без телефона».

Вы не ребенка наказываете – вы себя наказываете, лишая себя возможности связи с собственным ребенком, понимания того, где он находится, и элементарных способов контроля его передвижения.

Еще один гаджет для безопасности и понимания, где находится ребенок, – часы с GPS-трекером. Мы в нашем отряде ни разу не искали ребенка с GPS-трекером. Может быть, они и теряются, но родители их быстрее находят собственными силами. Не все часы бесперебойно и точно показывают местонахождение ребенка, надо искать и пробовать разные модели. Это действительно удобно – в частности, потому что это возможность позвонить ребенку на телефон в часах, который он обязательно услышит.

Когда убежал ребенок, мы ищем его в том числе и в Сети – находим его страницу, смотрим друзей, иногда я общаюсь с бегунками в социальной сети. И по нашему опыту поисков детей мы вывели несколько правил в отношении социальных сетей. Первое и, наверное, главное: не надо запрещать – все, что запрещено, очень хочется. Пусть у ребенка будет одна страница под его именем, о которой вы будете знать, чем десять страниц с фейковыми именами, и на поиск этих нужных нам для понимания, чем все-таки интересуется ребенок, страниц мы потратим огромное количество времени.

Второе важное: когда у ребенка есть собственная страница в социальных сетях, необходимо ее контролировать. Каждый родитель решает для себя сам, каким способом он будет осуществлять этот контроль без потери доверия. Я знаю мам, которые спрашивают у детей: «Можно я посмотрю твою страницу?» Иногда дети говорят: «Можно». Некоторые родители привязывают страницу ребенка к своей почте, через нее читают уведомления и контролируют действия в соцсети. Я не уверена, что это правильно.

В любом случае, родителям, во-первых, стоит знать хотя бы то, что у ребенка есть страница, и во-вторых, видеть список его друзей и периодически его просматривать – не обязательно с его страницы, можно со своей, – и понимать, что за люди у него в друзьях. Это важно. Вы представить себе не можете, с каким количеством ситуаций мы сталкиваемся, когда спрашиваем маму: «У него есть страница?» – «Ой, я вообще не пользуюсь соцсетями, я там ничего не знаю». – «Хорошо, давайте посмотрим список друзей вашего ребенка. Вы знаете, кто это?» – «Да, это одноклассник». – «А этот?» – «Ой, нет, не знаю». – «У него в друзьях мужчина 42 лет, это кто?» Мама: «Понятия не имею!» Этот мужчина же там оказался не вчера, не позавчера…

Поэтому, какой бы способ контроля вы для себя ни выбрали – или некорректное тихое влезание в жизнь ребенка, как у меня, или вы будете соблюдать все нормы и правила этикета и просматривать его страницу со своих страничек в социальных сетях, – в любом случае держите на контроле видео, фотографии, группы и людей, с которыми он состоит в дружбе.

Этого уже достаточно, вы будете представлять, что интересно вашему ребенку. Найдите наиболее подходящий вам способ. Все моменты общения с детьми, особенно подросткового возраста, должны быть обусловлены вопросами разумного сочетания: как проконтролировать и при этом не потерять доверие.

Универсальной схемы не существует, в каждой семье есть какие-то основы и постулаты, которые нельзя обходить, и доверие – это самый важный момент, но при этом не надо забывать, что ребенок 10-14 лет – еще совсем ребенок, и его действия на просторах социальных сетей нужно держать под контролем. Не потому что он плохой, глупый или потому что он обязательно, как только вы его выпустите в интернет, сразу сделает плохо. В силу своей неопытности и свойственной этому возрасту самонадеянности дети часто уверены в том, что они знают, как лучше, и сумеют безошибочно определить, кто плохой, а кто хороший, однако мы с вами понимаем, что это не так.

Третья рекомендация: хорошо бы, когда ребенок заводит себе свою первую страничку, чтобы вы сели с ним рядом и помогли ему завести аккаунт, показали, что такое спам и как на него реагировать, поставили вместе настройки приватности, сделали с ним так, чтобы доступ к информации на странице не имели все пользователи интернета, а только друзья, и объяснили, зачем это нужно.

Не разрешайте своим детям указывать город, домашний адрес и номер школы.

Поверьте: зная город и номер школы, я узнаю, где находится ребенок, в течение 10 минут – я просто просмотрю список его друзей, найду тех же, кто из этого города и из той же школы, посмотрю информацию у них, и у одного из этих детей я обязательно выясню, где они находятся и гуляют, по фотографиям увижу все, что мне будет необходимо, чтобы понимать, где ребенок чаще всего находится. Не должно быть также фотографий с привязкой к местности – это тоже надо отрегулировать в настройках: часто, когда ребенок размещает фотографию, она оказывается на карте местности, часто практически с точным адресом, вплоть до дома.

В случае, если ребенок ушел из дома, не стоит торопиться вскрывать его страницу – если, конечно, нет прямого доступа, который не предусматривает смену пароля. В противном случае, поменяв пароль, можно лишить беглеца средства связи. А это значит, что в критической ситуации у него минус один способ позвать на помощь и сообщить о себе. Тем более что в 90% случаев «крамольные» переписки перед побегом удаляются. А список друзей, групп и прочую аналитику можно увидеть и извне, не заходя непосредственно в аккаунт ребенка. Если убежавший ребенок выходит в сеть, с ним гораздо проще наладить контакт.

Почти всегда либо мы находим этих детей, либо полиция, либо они возвращаются сами. И самое важное, когда все вроде закончилось, – сделать так, чтобы эта ситуация не повторилась. Уход из дома не должен стать универсальным клише для решения любых проблем. Поэтому не стоит сильно ругать ребенка – он тоже пережил стресс, и он, конечно, уже не такой маленький, но еще и не настолько большой.

В то же время нельзя поддаваться на шантаж и угрозы со стороны ребенка. Нужно объяснять, как это для вас было страшно, как вам было тяжело, рассказать о тех ситуациях, в которые он мог попасть, о том, что могло случиться, но падать в ноги и кричать: «Только не уходи, мы теперь на все готовы!» (такое случается, взрослым тоже бывает трудно справиться со своими эмоциями) или делать вид, что ничего не произошло, тоже не надо. Если вы ругаете, объясните, за что, не унижайте, не пугайте его. Ребенок должен чувствовать уважение к себе со стороны родителей, и в подростковом возрасте это особенно важно.

Когда у ребенка это первый побег, в поиске принимает участие множество людей, и сотрудники полиции обязательно всегда ищут бегунков, независимо от того, это первый раз или второй. Но когда это происходит во второй раз, к этому уже начинают относиться как к норме: «А, она уже уходила».

Важно не допустить того, чтобы ребенок уход из дома и хлопок дверью сделал для себя единственно возможным способом решать любую проблему с собственными родителями.

К сожалению, после первого ухода очень большой процент бегунков начинает поступать так с завидной регулярностью. Что-то не то – хлопнул дверью и ушел, ищите меня. И когда дело дошло до такого, это уже решать гораздо труднее, потому что здесь должна быть коллективная работа педагогов, родителей ребенка и непосредственно самого ребенка. Кстати, в очень большом количестве ситуаций с подростками-бегунками во многих учебных учреждениях, с которыми я непосредственно общалась во время поисков, социальные педагоги оказывают большую поддержку и детям, и родителям. В этих ситуациях нужно решать проблему сообща. Если у ребенка проблема в школе с педагогами, значит, надо разговаривать, не только ругать ребенка, но еще и беседовать непосредственно с педагогами, постараться быть справедливыми и объективными.

Ксения Кнорре Дмитриева

В 2016 году в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» поступила 1051 заявка на поиск пропавших детей. Из них 943 ребенка найдены живыми, 72 погибли, 45 не найдены до сих пор. 25 мая, в день, когда во всем мире вспоминают детей, которые так и не были найдены, в 14 часов «Лиза Алерт» открывает инсталляцию и фотовыставку «Мозаика» на ВДНХ, на площади за павильоном 62 — о детях, которых нельзя забывать, о тех, кого продолжают искать и кого ждут дома, не теряя надежды. Посещение инсталляции бесплатное, выставка продлится месяц.

Открывается инсталляция картой России и историями пропавших детей. Фотовыставка демонстрирует работу поискового отряда «Лиза Алерт». Также в этом году отряд совместно с программой Первого канала «Жди меня» и Агентством стратегических инициатив проводит акцию: 25 мая в восьми городах России в местах пропажи детей, которые до сих пор не найдены, выложат огромными буквами их имена, чтобы их можно было увидеть из космоса, и будет снят фильм.

Дети убегают из дома. В чём причина, и как быть родителям – интервью с психологом

На прошлой неделе в Улан-Удэ теряли сразу троих детей. Мы не можем по закону раскрыть все детали. Но можем обсудить эту тяжёлую и такую важную тему с психологом.

Почему и зачем они убегают?

Ноги сбиты в кровь или ещё не остыла обувь, взятая с батареи. Знакомый, но такой тёмный город или страшный лес. В руке – мелочь из копилки или последний айфон. На лице – слёзы или застывший взгляд безысходности. Все истории сбежавших из дома детей – разные. Но в каждой из них – виноваты мы, взрослые.

О том, как не допустить побега, почему они случаются, что делать в случае, если это произошло именно с вами, и как жить после – мы поговорили с нашим постоянным экспертом, практикующим психологом Владимиром Гамбаровым.

ПОЧЕМУ. Владимир, сходу зададим вам свой главный вопрос. По-че-му? Почему они (дети) убегают? Как журналист могу сказать, что постоянно вижу комментарии взрослых под новостями о розыске ребёнка что-то вроде: нагуляется и вернётся, подразумевая тягу к «приключениям» (как правило, про девушек-подростков, и когда полиция указывает «ранее убегал из дома»).

– Дети убегают из дома по разным причинам и мотивам. Это может быть серьезный конфликт, основанный с непониманием взрослых; из-за ситуации, острой, по их мнению, несправедливости по отношению к ним; из-за обиды, нехватки внимания. Бывают даже случаи, когда ребенок, шантажируя взрослых – прибегая к побегу – пытается заполучить желаемое: не купили мне телефон – тогда переживайте за меня. Порой же дети уходят из-за страха, боязни, жестокого обращения, стыда за родителей. Нередки случаи, когда дети поддаются различным манипуляциям со стороны сверстников – «это круто», «это модно» и также могут уйти из дома, не думая о том, как будут переживать родители. Причин, конечно же, очень много и каждый случай рассматривается индивидуально. Но ребенок, который ушел из дома в ночь и холод, не наделен жизненным опытом, как взрослые, у него только огромное количество эмоций, сложные ситуации, в которых ему сложно разобраться, и кто как не родители должны ему в этом помочь.

Можно ли говорить о том, что к побегам больше предрасположены дети из неблагополучных семей?

– Известны случаи ухода детей, как из неблагополучных семей, так и из нормальных, но гораздо чаще причиной побега детей из дома является реакция на неблагоприятные обстоятельства. К слову, расскажу такой случай: ко мне обратились мама и тетя подростка, который ушел из дома. На тот момент они уже знали, где он скрывается и, чтобы не потерять его совсем, решили, чтобы я сначала поговорил с ним. Как они тогда сказали: «вразумите его что ли». Значит, приехали мы на место, в каком-то неброском, маленьком доме у окна сидел тот самый подросток, за спиной у него висел рюкзак, а в глазах отражалась печаль, тоска, потерянность и непонимание. Сам по себе ребенок оказался очень хорошим и отзывчивым. Методы профессионального выстраивания доверия я пропущу. И вот уже в диалоге со мной он рассказал, что раньше они жили вдвоем с мамой, и им было хорошо, пока мама не привела в дом мужчину. Мне сразу он не понравился – говорит мой собеседник – постоянно недовольный какой-то. «И в тот раз, когда мама ждала его с работы, он пришел поздно, злой, я тогда уже дремал. Сквозь сон я услышал, какой-то грохот, я выскочил на кухню и увидел, как он пытается ударить маму, за то, что она не разогрела ему суп. Я тут же стал заступаться за маму, и он набросился на меня. Я смотрел на маму, она стояла в стороне даже не пыталась за меня заступиться, мне стало очень обидно, почему она не на моей стороне, видимо я ей не нужен». После этих слов подросток заплакал и прижался к моему плечу. Конечно, сейчас я не буду описывать аспекты и тонкости работы, но скажу, что также мотивом уйти из дома, может стать сочетание неправильной воспитательной ситуации с личностными качествами ребенка.

Читайте также:  Почему мужчина может расхотеть жениться?

Влияет ли как-то на ситуацию время, в котором мы живём? Существует точка зрения, что современные дети и подростки большего хотят о жизни, больше копаются в себе, поэтому чаще убегают из дома. За это их и обвиняют. Мол, деньги, еда, крыша над головой, гаджеты и игрушки есть – что ещё нужно для счастья.

– Вот поверьте, не время влияет на то, что дети уходят из дома. Оно тут не при чем. Игрушки, гаджеты, деньги – не заменят родительской любви. Хорошие, любящие своего ребенка родители, которые не прикрываются только одним словом «люблю», способны выстроить свои отношения с ребенком таким образом, чтобы оградить от разочарований жизни и обеспечить счастьем.

В каком возрасте дети, скажем так, созревают до таких поступков?

– Естественно, до 6-7 лет дети как бы находятся под более внимательном наблюдением, присмотром и контролем, мы провожаем их в садик, забираем из садика. В этот период у детишек меньше свободных самостоятельных передвижений. А вот уже у детей старше семи появляется больше пространственных передвижений, начинает появляться осознание свободы, расширяются развлечения, потребность ярких эмоций, новых впечатлений и т.д. Говорят же: «Маленькие детки – маленькие бедки», а вот подросли детки и…. В психологии есть такое понятие как проблематичный возраст – когда подростки считают себя взрослыми, а социальный опыт еще не приобрели.

Убежал. Как быть?

Когда дети теряются, у родителей начинается паника. Как с ней совладать?

– Когда возникает паника, вас захлестывает непреодолимое чувство страха, и организм в это время на панику реагирует стрессовыми симптомами: учащенное сердцебиение и дыхание, полуобморочное состояние, нарушение концентрации внимания, неясность мышления, слабость, порой головокружение, дрожь и т.д. Желательно присесть, попросить воды. Признайте случившуюся ситуацию, хотя вы и не ослабите тревожность полностью, проанализируйте её, мысленно прикиньте первоочередные действия по решению возникшей проблемы.

Одни родители, обзвонив знакомых и родственников, тут же заявляют о пропаже полиции и размещают фото в СМИ и соцсетях. Другие – тянут до последнего, думая о последствиях: знакомые узнают, в школе будут косо смотреть и т.д. и т.п. Как перебороть предрассудки? Все понимают: ребёнок – важнее. Но даже осознание этого помогает не всегда.

– Как только вы обнаружили или поняли, что ребенок потерялся, без колебаний ищите ребенка, действуйте. Никогда не следует ждать, что все само собой решится. Каждую минуту ребенок может подвергаться большой опасности. Поймите, что важнее всего первые сутки-двое поиска, именно в это время находится большой процент пропавших детей. Даже если ребенок сам найдется, то разговоры все равно утихнут, как правило, они долго не обсуждаются. А вот, не дай бог, если случится беда, то это будет сопровождать всю вашу жизнь.

Мы уже говорили с вами о том, что дети не убегают просто так. Нужно ли родителям в таком случае доносить какой-то свой призыв через соцсети и СМИ. Например, просить прощения. Или это может быть воспринято ребёнком негативно?

– Выражать чувства, проявлять заботу, осуществлять какой-то призыв, я считаю все-таки необходимо при личном общении. Так, как при «холодном» контакте, через соцсети, СМИ, теряются практически все эмоции, через это удачно передается только холодность и безразличие. Не настолько хорошо у нас еще принято и выработано, чтоб часто через холодные звонки выражать свою любовь, мы привыкли к личному общению в подобных случаях.

А как дети воспринимают свои ориентировки на улицах и в соцсетях?

– Думаю, все зависит от восприятия самого ребенка. Одни могут почувствовать эйфорию значимости, другие – страх, однозначного ответа тут нет. Все зависит от личностных качеств ребенка.

Дети и подростки сейчас живут в интернете, тщательно отбирают фото для публикаций в соцсетях. Наверное, и родители должны отнестись к подбору фото для ориентировки ответственно?

– Прежде всего, первоочередная задача к подбору фото для ориентировки это эффект заметности, чтобы люди быстро замечали и запоминали необходимую информацию и помогли в поисках, пусть даже случайно. Чтобы человек глядя на фото, запомнил, и смог произвольно вспомнить и распознать увиденное им ранее фото разыскиваемого человека. Нужно учитывать некоторые аспекты, допустим, цветные фото, конечно же, смотрятся заметно, но при печати на черно-белом принтере фон с множеством других изображений сливается с изображением лица, они становятся малозаметными среди других объявлений и нужно, чтобы фото в черно-белом цвете было без потери броскости. Еще один психологический нюанс – положительные эмоции для большинства людей, запоминаются лучше, чем угрюмое, хмурое, печальное выражение лица. Ну а если ребенок умышлено скрывается от родителей, то, увидев свое фото с посылом на позитивные воспоминания счастливых, теплых моментов, проведенных вместе, возможно поспособствует скорейшему возвращению домой. Но тут надо рассматривать по ситуации и обстоятельствам.

Куда, как правило, уходят дети, сбегая из дома?

– Чаще всего дети на тот момент не думают, куда они пойдут. На подобные вопросы дети и подростки отвечают просто «куда-нибудь», «куда глаза глядят», четкого месторасположения не высказывают. Конечно, если у ребенка это не стало уже какой-то задачей или планом, когда он продумывает все детали и обстоятельства.

Жизнь после

По возвращении ребёнка в семью – как жить дальше? Дайте, пожалуйста, первые рекомендации родителям. Как они должны себя вести? Нужно ли проговаривать произошедшее, или лучше наоборот не акцентировать внимание и даже забыть… Нужно ли пытаться во всём угодить ребёнку или это вызовет раздражение?

– По возвращении ребенка родители, законные представители, опекуны должны понимать, что любое обвинение, скандал, агрессия, либо нападки сформируют от вас «защитный панцирь». Но и делать вид, что ничего не случилось и не произошло, тоже не стоит. Необходимо понять мотивы и причины случившегося. Ведь подобными действиями ребенок просто кричит вам: «У меня есть проблема». Рассмотреть и проанализировать ситуацию в целом и ее последствия, почему произошел побег. Необходимо убрать преграду между вами, если таковая имеется. Когда эмоции схлынут, необходимо заверить ребенка в своей любви, чтобы он почувствовал это и ответил взаимностью.

Как аккуратно донести до ребёнка, насколько вы переживали?

– Не надо, как говорится, после драки махать кулаками. К примеру, названивать по каждые полчаса, чтобы узнать все ли теперь в порядке. Открытость, искренность, теплые эмоции, любовь, понимание – вот ваши союзники в этом.

Как родителю «успокоить свой ум», избавиться от навязчивых мыслей о том, что ребёнок может убежать снова?

– Ребенок должен понимать, что вы для него самый любимый, самый близкий и самый родной человек. Как только вы почувствуете, что это есть у ребенка, то навязчивые мысли о том, что ребенок может убежать, постепенно перестанут вас преследовать.

А что, если супруги (или один из) обвиняют друг друга в случившемся.

– Ну, однозначно, это не правильная тактика поведения. К воспитанию детей причастны все взаимодействующие с ребенком.

Как избежать рецидива? Насколько повторение ситуации зависит от родителей?

– Обойдитесь без нравоучений, не оскорбляйте, не обвиняйте, не делайте кого-то одного виновным в случившемся. Ваш ребенок никогда не сбежит по собственной воле из дома, если у вас с ребенком тесное общение, доверительные отношения, царит взаимопонимание, а дома уютно, комфортно, хорошо, проявляют заботу, а главное -его всегда любят и привили эту любовь в нем, не растет в нем эгоист. А если произошел побег, тогда сделайте важные изменения в ваших отношениях, все необходимое и нужное, чтобы ситуация больше не повторилась.

Вопрос-ответ:

Здравствуйте, Владимир! В последнее время в Бурятии о пропаже детей в новостях говорят всё чаще. Понимаю, что об этом всем нужно знать. Но стала ловить себя на мысли, что из-за этого меня мучает тревога и постоянный страх. Ложусь спать со своей дочей (ей три года), и боюсь, что с ней может что-то случиться. Что мне может помочь?

Маргарита, 32 года

– Здравствуйте, Маргарита! Ваша тревога и страх мне понятны. Но обратите внимание, что ваша чрезмерная тревожность также может передаться ребенку. Не навязываете ли вы ребенку свои страхи, приобретенные от кого-то? Не отнимаете ли вы у ребенка уверенность? Поймите, что внутреннее чувство спокойствия позволит вам нормально относиться к происходящему.

Я была трудным ребёнком, иногда могла убежать из дома. Но жила в деревне, так что никакого ужаса с поисками не было. Просто убегала, ночевала у друзей. Деревня маленькая, так что родители догадывались, где я, и шум не поднимали. Но сегодня смотрю на свою дочь и вижу в ней себя. Такая же упрямая, непростая. Боюсь, что и она может взять и убежать. Только живём мы в Улан-Удэ, как я её искать буду? Думаю об этом и уже заранее седею. Может быть, мне рассказать ей свою историю? А если этим только подтолкну? Вдруг, она вообще об этом не думает…

Вероника, 39 лет

– Наблюдения показывают, что подражают своим родителям дети чаще, чем другим взрослым. В основном, дети, как правило, проецируют образ на себя. И в вашем вопросе вы уже подтверждаете, что она берет с вас пример «…такая же упрямая, непростая..». Думаю если знать себя и хорошо понимать своего ребенка, его предпочтения, выстроив доверительные отношения, то вы сможете показать ребенку правильный образ и необходимую модель поведения с учетом ваших ошибок совершенных в детстве. Живите настоящим, ребенок подражает вам в реальном времени. Не создавайте в его воображении идеал той личности, который вас пугает.

Здравствуйте. Мы оба с мужем военные, постоянно на работе. Ребёнок по большей части общается с бабушками, и мы видим, что они на него плохо влияют. Мужик должен быть мужиком. А они готовы всё за него делать. Чуть ли не с ложки кормят (нашему парню – 10 лет). Очень благодарны своим родителям, у нас нет возможности больше времени уделять своему сыну. Но должен же быть какой-то выход.

Александра, 42 года

– Простите, Александра, позвольте задаться вопросом: А вас они как воспитали? Понятно, что бабушки больше любят своих внуков. Но не перекладывайте ответственность родителей на бабушек. Может быть, на то они и бабушки, чтобы баловать своих внуков. Старайтесь как можно больше принимать участие в процессе воспитания, чаще звоните, общайтесь с ребенком. Постарайтесь не на глазах у ребенка обсуждать и вести «разборки» с бабушками. Согласитесь, если они балуют своего внука, то действительно любят его от души. Но в ваших (родительских) силах контролировать этот процесс. В общении со старшими людьми нужно уметь договариваться. Попробуйте соединить два мнения, направьте вашу совместную любовь и заботу на развитие личности ребенка. Не пускайте все на самотек и зорко следите за дозировкой «балования».

Почему дети убегают из дома?

1. В чем причина того, что ребёнок решает уйти из дома?

Причин может быть много, не всегда это неблагополучие семьи, но чаще всего уходят из дома в подростковом возрасте, когда ребёнок ещё находится под опекой родителей, но хочет расстоянием оградиться от каких-то внутренних или внешних проблем. Вот наиболее распространённые:
– Когда родители не принимают любовь подростка и мешают первым отношениям.
– Из-за несчастной (безответной) любви, когда родители принимают, но отношения не складываются так, как хотелось. Ведь это первый опыт любви и для каждого он очень важен, как этап взросления.
– В этом возрасте ребёнку очень важно, чтобы его понимали. У него уже появляется собственное мнение обо всех явлениях окружающего мира и он уже не слушает, что говорят родители и учителя, а хочет, чтобы они его слушали и разделили его мнение.
– Хочет чтобы разделяли его ценности, а они могут быть совершенно противоположные взглядам родителей. Это музыка, фильмы, молодёжные субкультуры, одежда, причёска, круг друзей, все, что он любит, но не принимается и критикуется родителями.
– Может быть излишняя опека. Подросток уже считает себя взрослым и самостоятельным, а к нему продолжают относиться как к маленькому ребёнку и не дают никакой самостоятельности и все решают за него.
– Сложные отношения родителей между собой, постоянные конфликты, развод, новый брак и конфликтные отношения с отчимом или мачехой тоже могу спровоцировать уход из дома, где он никому не нужен и никто не обращает на него внимание и более того, он мешает отношениям.
– Насилие физическое, сексуальное или психологическое давление.
– Плохие оценки в школе и избегание неминуемого наказания.
– Может быть влияние друзей и желание весело провести время с распитием алкоголя и другими запрещёнными препаратами в компании.
– Иногда уход от постоянного алкоголизма родителей.
– Может быть романтическая и наивная потребность в приключениях и путешествиях под впечатлением услышанных, увиденных или прочитанных историй.
– Конфликты и травля со стороны сверстников, проблемы в школе и др.

2. Всегда ли родители виноваты в этом? Правильно ли обвинять семью в таком случае?

Не всегда только родители несут за это ответственность, это могут быть сложности в отношениях с одноклассниками, с друзьями, с партнерами или учителями, но от социально -психологическог и от отношения ребёнка с родителями очень много зависит. Если родители разбираются в чувствах и переживаниях детей, уделяют много внимания личности ребёнка, то многие проблемы социальной дезадаптации подросток может преодолеть при поддержке родителей.

3. О чем думает ребёнок, сбежав из дома? Он не испытывает страха или волнения за родителей?

Все зависит от конкретной ситуации и причины. В подростковом возрасте дети больше думают о себе и своих переживаниях. Побег – это форма выражения протеста существующему положению вещей, это попытка таким образом изменить что-то в отношениях или же наказать родителей за не внимание и отсутсвие доверительных отношений. Иногда это заставляет родителей пересмотреть свои взгляды и отношения и от страха потери ребёнка они начинают давать необходимое тепло, ласку, заботу, внимание и любовь. На что и рассчитывает ребёнок.

Страх и волнение за родителей испытывают те дети, у которых сложились близкие и доверительные отношения с родителями. Которые всегда в курсе дел друг друга, которые способны сочувствовать и сопереживать друг другу, где есть определенная степень принятия и уважения друг другу. И наличие таких чувств скорее будет сдерживающим фактором от подобных действий.

4. Есть дети, которые только грозятся побегом из дома. Как правильно реагировать родителям в такой ситуации?

Любая угроза имеет манипулятивную цель – добиться своего, заставить что-то сделать. Если родители будут поддаваться манипуляциям, то манипуляции будут повторятся. Возможно, родители сами используют в воспитании угрозы и получают такую обратную реакцию.

Но в любом случае это сигнал, что ребёнок требует к себе и своим делам внимания. Это повод сесть и выяснить потребности ребёнка, все, о чем он думает, что чувствует, чего хочет. Постараться его понять без упреков и обвинения, поделиться своим опытом, поддержать и помочь ему справиться с трудностями. Если не можете самостоятельно, то всегда можете обратиться к специалистам детским и семейным психологам, которые помогут вам восстановить нарушенные коммуникативные связи с вашим ребёнком.

5. Как оградить ребёнка от дурного влияния – плохой компании или социально-опасных пабликов?

Выбор “плохой компании” и групп в социальных сетях тоже не случайный. Каждый находит себе друзей (реальных или виртуальных) исходя из собственных интересов. Если у ребёнка уже сложились деструктивные потребности, а вы ограждаете от них, то уйдя из одной компании он найдёт другую такую же. Обычно родители, защищая своего ребёнка начинают во всем обвинять друзей, окружение, их пагубное влияние, но, если бы ребёнок сам этого не хотел и не нуждался в этом, то не попал бы в эту компанию. Это как в анекдоте:
– Сынок, ты связался с дурной компанией!
– Мама, я её основал.

Заставить подростка и взрослого ребёнка родители уже не могут, потому что не могут все время ходить за ним и контролировать все, что он делает, с кем и о чем говорит. Если до подросткового времени родители доверяли ребёнку, уважили и принимали его, как личность, давали ему самостоятельность и ответственность, то вырастая он способен сам определять, что полезно для него, а что вредно.

Поэтому воспитывать ребёнка нужно не когда уже начались серьёзные проблемы, а с самого раннего возраста. И не угрозами и наказанием, а беседами, личным примером, пониманием и компромиссами, доверием и уважением, объяснениями ценностей здоровья, жизни и семьи.

Ссылка на основную публикацию