Почему ребенку нужны развивающие игры

Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит?

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

– познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

– образное мышление, фантазия и воображение. В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

– физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

– речь. Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

– нравственные качества. Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

– мотивационная сфера. Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
• осознать и придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

• для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
• для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
• игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
• для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
• познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Психологи объяснили, почему детям необходимо минимум 2 часа игры в день

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сегодня родители как можно больше загружают детей развивающими занятиями, в школе тоже выросла нагрузка. Стремление максимально полезно распределить детское время, вырастить ребенка успешным растет с каждым годом. У детей практически нет возможности заниматься главным делом детства — играть. Чтобы защитить право детей на свободную игру, Организация Объединенных Наций даже приняла специальные дополнения к Декларации прав ребенка.

Нас в AdMe.ru очень заинтересовало, почему же игра так важна для развития ребенка. Мы изучили исследования многих психологов и решили поделиться своими открытиями на эту важную тему.

Количество времени для свободной игры детей без прямого руководства и правил сильно уменьшилось за последние 20 лет. Известный психолог Гордон Ньюфелд бьет тревогу: дети стали играть меньше на 12 часов свободного времени в неделю, из которых 8 часов – это время на неструктурированную игру и занятия на воздухе. При этом “вымирание” игры происходит одновременно с ростом числа диагнозов детской депрессии, тревожности и СДВГ.

Кроме этого, психиатр и клинический исследователь Стюарт Браун даже обнаружил общую закономерность в биографии многих убийц — как правило, все они мало играли в детстве.

Многие могут удивиться: о каком недостатке игры идет речь, если дети и в детских садах, и на спортивных площадках в школе играют. Психолог Энтони Пеллегрини считает, что большинство современных игр имеют четкие правила, ход действия. В отличие от них свободная игра не имеет четкой цели, в ней никто не побеждает и не проигрывает, она спонтанна и дает большой простор для воображения, что является главной ценностью.

Психологи сходятся во мнении, что детям просто необходимы как минимум 2 часа свободной игры в день.

Психиатр и клинический исследователь Стюарт Браун считает, что насыщенное играми детство — залог того, что взрослый человек будет разумным и счастливым, а если не прекращать играть, то можно стать умнее в любом возрасте. Игры очень важны для развития мозга, они активизируют его работу — это важно для управления импульсами, принятия решений, планирования, внимания и коммуникативных навыков, развития нейронной сети.

Игра также помогает лучше разрешать когнитивные трудности, радоваться жизни, развивает любознательность, навыки решения проблем, творческое мышление, снижает тревожность.

Насыщенное игрой детство помогает ребенку в образовании и во взрослой жизни. Исследование доказало, что если дети ходили в детский сад, где много времени уделяется игре, то они вырастали более социально приспособленным к взрослой жизни, могли легче справляться с трудностями жизни, были более гибкими: увольнялись с работы менее 7 % из тех, кто посещал детский сад с игровым уклоном, и более четверти из тех, кто занимался под прямым руководством учителя.

Елена Смирнова, научный руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, считает, что в игре у детей в дошкольном возрасте формируется внутренний мир, без которого не вырастет полноценная личность.

Как научить ребенка играть

Чтобы ребенок научился играть самостоятельно, нужно, чтобы кто-то из взрослых научил его игре. При этом важно не торопиться, нужно, чтобы было достаточно времени для игры.
Начинать играть с ребенком в сюжетные игры можно уже в 1,5–2 года. Самый большой простор для развития дает сюжетно-ролевая игра, она состоит из нескольких частей: роль, игровые действия, объекты игры (игрушки, предметы — то, чему присваивается какое-то значение на время игры) и правила.

  • До 3 лет в игре ребенок сначала повторяет действия за взрослыми, а потом производит их самостоятельно. Для развития игры хорошо, если взрослый предлагает ребенку большое разнообразие сюжетов. Например, играть не только в дочки-матери, но и в больницу, в магазин и в полицейских.
    Взрослому важно показать роль во всем многообразии действий. Например, что играть в маму и малыша — это и кормить куклу (накладывать воображаемую кашу из кастрюльки в тарелку, подносить ложечку ко рту куклы), и купать, и качать, и гулять (катать в колясочке).
    Кроме этого, важно показать ребенку, что играть можно практически с любыми предметами. Малышом может стать не только кукла, но и завернутый в тряпочку брусочек, а для игры в шалаш подойдет любая ткань, которой можно накрыться, — от полупрозрачной косынки до покрывала с кровати.

Что такое развивающие игры и зачем они нужны?

Наше время заставляет беспокоиться о развитии наших детей, уже тогда, когда они мирно спят в колыбельках и ничего не подозревают о мыслях, мучающих их мам и пап. Дело в том, что в последние годы на родителей обрушился целый шквал информации: имена Монтессори, Зайцева, Никитина, представителей Вальдорфской школы у всех на слуху. Чтобы разобраться в таком количестве научных школ и теорий, приходится перечитывать горы книг, голова идет кругом, потому что Доман говорит одно, а Масару Ибуки другое. Зачастую из мам, открывших для себя мир педагогических новаций, вырастают новые сподвижники этих идей, пропагандисты и новаторы. Но что же делать остальным?

Покупая игрушку, мы все чаще задаемся вопросом: “А чему она научит моего ребенка?” Безусловно, у каждого малыша должна быть кукла, машинка, мячик, паровозик и многое другое, но мы ищем что-то такое, что можно было бы отнести к разряду развивающих игр. Сейчас очень многие книги посвящены этим играм и тому, как в них играть, как сделать их самим. Хорошими помощниками могут стать книги Б.П.Никитина “Мы, наши дети и внуки”, “Интеллектуальные игры” и др., написанные им совместно с женой и соратницей Леной Алексеевной. Если вы только собираетесь стать родителями, то прочитайте “Первый год жизни ребенка” и, возможно, проникнувшись идеей “сознательного родительства”, вы сможете больше дать своему малышу. Ведь часто необдуманными запретами мы останавливаем ребенка на великом пути познания, прерываем те начинания, которые могли бы привести к новым открытиям и знаниям.

Предположим, первый и самый трудный для вас год жизни ребенка уже позади и вы всерьез задумались, не пора ли вашему карапузу приобщаться к новым знаниям. Пора! Уже давно пора слушать музыку, рассматривать картинки, читать с мамой книжки, рисовать и делать многое-многое другое, что позволит в дальнейшем малышу стать всесторонне развитой личностью. В книге Б.П.Никитина “Интеллектуальные игры” описано несколько игр, с которыми уже можно знакомить ваше чадо. Именно знакомить, потому что первые результаты появятся, возможно, не очень скоро. Но не отчаивайтесь! Брошенное в землю семя имеет шанс прорасти, а непосаженное не прорастет никогда. Порой малыши сильно удивляют: тебе кажется, что ты вывернулся наизнанку в попытке показать, рассказать, научить, а он мало того, что ничего не может воспроизвести, но еще и все время отвлекается и становится жаль и себя, и своего времени, и своих напрасных стараний. Но проходит месяц, два, а может и больше и ваш ребенок, повторяя ваши жесты и интонации, выдает всю ту информацию, которую, казалось бы, он пропустил мимо ушей. И тогда вы поймете, что совсем ненапрасными были ваши усилия. Но, прежде чем вы дождетесь этого восхитительного мига первых побед, вам придется запастись терпением и мудростью.

Ученые доказали, что сначала дети могут сосредоточиться на чем-то не более чем на несколько секунд. Этими мгновениями нам с вами надо пользоваться. Все мы наблюдали, как карапуз старательно запихивает что-то в пустую бутылочку, потом без сожаления вытряхивает все и начинает с начала, откручивает или закручивает пробки и т.д., т.е. делает с нашей точки зрения нечто монотонное и однообразное, но почему-то это ему не надоедает. Этот возраст, пожалуй, самый подходящий, чтобы познакомить вашего ребенка с рамками Монтессори и игрой “Сложи квадрат”. Рамки были придуманы Марией Монтессори, выдающейся итальянской женщиной-педагогом, идеи которой были широко распространены в России начала века, потом – практически забыты. Игра “Сложи квадрат” представляет собой набор рамочек (16 шт.) с отверстиями в форме круга, квадрата, равностороннего треугольника, эллипса и т.д. Казалось бы, что тут интересного: вставили круг в круглое отверстие в рамочке, вынули его? Но это с нашей точки зрения, а ребенок видит это совсем по-другому. Для начала небольшой совет: не вываливайте перед ребенком сразу все 16 рамочек и вкладышей к ним, а отберите те, которые проще использовать (круг, эллипс, квадрат). Показав малышу сразу все, вы совершаете две ошибки. Ни в коем случае нельзя игрушку “вываливать” и оставлять на растерзание ребенку, т.к. игра сразу же потеряет в его глазах, то благоговейное отношение, которое вы должны постараться ему передать. Это не простая игра. Она предназначена для строго определенных целей. Из нее нельзя строить пирамидки, кидать и швырять кусочки. Если есть хоть малейший намек на то, что игра надоела, её обязательно нужно убрать до лучших времен. Должно оставаться ощущение “недоигранности”, подобное чувству легкого голода. Для таких игр должно быть особое место в квартире, например, полка, которую видно, но до которой ребенок не дотянется. Но если ему вдруг захотелось поиграть, то он может подвести вас к полке и показать, какая игра ему нужна.

Когда вы знакомите ребенка с “развивающими” играми, то сначала показываете сами, как в неё играть, может быть, некоторое время вам придется играть одной. Играя, вы говорите следующее: “Смотри – это кружок, какой замечательный красный кружок. Раз – и он попал в отверстие” или “Это окошко, оно круглое, давай его закроем. Ой, смотри, круглая дверка для окна (или ставня, если ваш ребенок, конечно, знает, что это такое). Вот окошко закрылось. А это окошко квадратное – это квадрат (показываете квадрат). Раз – и оно тоже закрылось”. Возможно, на этом ваш первый урок закончится. На каком-то этапе ребенок захочет к вам присоединиться, и тогда вы должны ему помочь достичь первого успеха. Успех окрыляет, и малыш будет снова и снова повторять свои действия, чтобы достичь его, чтобы услышать похвалу, закрепить полученный навык. Ученые считают, что многочисленные повторения по отработке какого-либо действия необходимы для образования новых связей между различными центрами головного мозга, которые тем прочнее, чем раньше ребенок начал чему-либо учиться и чем чаще он это делал. Они практически перестают формироваться к 12 годам и с огромным трудом возникают у взрослых людей. Этим объясняется то, что навыки, полученные в детстве, не утрачиваются человеком до глубокой старости.

Вот вы и научились закрывать все окошки. А дальше, в зависимости от возраста вашего ребенка, его развития и вашего с ним желания, вы можете сами разнообразить занятия: обводить контуры карандашом, раскрашивать их, складывать орнаменты. Можно познакомить малыша с рамками Монтессори в 1 год и сохранить интерес к ним до 10-12 лет. Принцип ознакомления ребенка с другими развивающими играми (“Сложи узор”, “Сложи квадрат”) остается тем же: играть понемногу, откладывая на некоторое время, если игра не пошла. Совсем не факт, что вы сами справитесь с некоторыми заданиями с первого раза. А вот ваш малыш, если начнет с простого, к 5-7 годам легко освоит те задания, над которыми вам, возможно, придется немало покорпеть. Постоянный интерес к этим играм заключается, видимо, в том, что ребенок постепенно проходит путь от простого к сложному, а то, что он начнет это делать в год или в три или в пять – совсем не важно. Важно, что он познакомился с этими играми и у него есть возможность с их помощью идти вперед, решая всё более сложные задачи, учиться быть последовательным, усидчивым. Возможности этих игр безграничны, так как они побуждают к созданию новых задач и поиску новых решений, а это уже шаг к творчеству. Успехов вам в знакомстве с этими играми и пусть для вас они станут такими же дорогими друзьями, как и для нас, и доставят немало приятных часов, проведенных в кругу семьи.

Для чего нужно играть с ребёнком

Для чего нужно играть с ребёнком

Многие родители не догадываются о том, что с помощью игры с ребёнком по определённым правилам они могут восстановить не только принимающие любящие отношения, но психическое и физическое состояние ребёнка. Семейный и детский психолог Юлия Данилова.

Как ваш ребёнок понимает, что вы его любите? Одно из проявлений любви к ребёнку — это когда вы дарите ему своё внимание. Часто родители возражают: «Да я и так целыми днями с ним (ней)!». Стоп. Варианты «мама на кухне готовит обед», «мама делает уборку», «поиграй, пока мама…» — не подходят. В это время вы физически вроде бы с ребёнком, но на самом деле заняты другими делами.

Два непременных условия внимания:

  • Полное внимание, внимание только для ребёнка. В это время вы не отвлекаетесь на посторонние дела, не разговариваете ни с кем другим.
  • Позитивное внимание: внимание без оценки его поведения, внешности и тому подобное, без осуждения, без критики и сравнения.

Если вы позитивное внимание заменяете на негативное («опять ты раскидал игрушки и вещи», «сколько раз тебе говорить!»), ребёнок всё равно будет стремиться получать даже такое внимание

Потому что внимание — это одна из важных социальных потребностей человека.

Другое проявление любви к ребёнку — это когда вы играете с ним в то, во что он просит. Родители могут возразить: «Я не люблю эти эти игры машинки/солдатики/драки/куклы/онлайн-игры», «А если она скажет — давай валятся в снегу или давай вместе играть в компьютерную игру?».

Ваша задача — отбросить свои убеждения (мы сейчас не говорим о верности или неверности этих убеждений, чуть не написала «заблуждений») и преодолеть сопротивление и согласиться на предложение ребёнка. Поверьте — это отличный шанс сблизиться с ним и обрести его доверие.

Перед началом игры вам нужно договориться о трёх условиях безопасности:

  • Мы не причиняем вреда другому — не делаем больно.
  • Мы не причиняем вред себе.
  • Мы не ломаем и не портим мебель, вещи и так далее.

Если это происходит — вы можете мягко напомнить об условиях и продолжать или прервать игру, если нарушения повторяются. Время проведения игры и её длительность тоже заранее обговариваются исходите из ваших возможностей. Для родителей это далеко непростое занятие, особенно в первое время. Родителям придётся преодолевать своё сопротивления, будут соблазны отказаться от запланированной игры.

Для родителей маленьких детей я рекомендую выделить время для игры с ребёнком хотя бы три-четыре раза в неделю по 30-40 минут

И тогда вы говорите своему ребенку: «Давай с этого дня по таким-то дням в такое-то время я буду уделять время только тебе и мы будем вместе делать то, что ты захочешь». Договор об особой игре станет лучшим подарком ребёнку от вас. Именно так говорят уже выросшие дети, с которыми родители играли в детстве.

Как правильно следовать игре ребёнка

1. Вы не прерываете его деятельность, не останавливаете и не предлагаете свои варианты игры, даже если что-то вам совсем не нравится. Вы можете что-то предложить, только если он сам попросит об этом. Но и в этом случае лучше задавать открытые вопросы: «А как ты сам думаешь?», «А что ты предлагаешь?», «А что дальше делать?».

Ребёнок становится главным. Он сам управляет событями своей жизни. А вы следуете тому, что он говорит, выполняете его команды. На время вы меняетесь ролями и подчиняетесь: он кричит на вас и пугает — вы преувеличенно боитесь. Он радуется — вы также искренне радуетесь вместе с ним. Ребёнок интуитивно выберет именно ту игру, которая поможет ему разрядить накопившиеся чувства страха, гнева, обиды. Ваша задача — не препятствовать ему в этом, а поддерживать его разрядку.

2. На всем протяжении игры вы щедро даёте позитивную обратную связь ребёнку. Не просто похвалу «молодец», а развёрнутую подробную обратную связь о том, как он здорово все это делает: «Как ты здорово придумал!», «Как это у тебя ловко получается! Я так не умею!», «Замечательная идея!», «Вот это воображение!» и тому подобное.

Положительных влияний у такой игры много. Вскоре вы заметитие, что между вами исчезли конфликты или вы их легче разрешаете, стало больше доверия друг к другу, появится больше тепла, близость в отношениях, желание быть вместе. Ребёнок, получив возможность отреагировать свой негативный опыт, — станет более спокойным в обычной жизни, уйдут агрессивность, страхи, обиды. А ещё у ребёнка появится чувство собственного достоинства, самоценность, значимость. И это всё за три часа в неделю игры с ребёнком.

Почему ребенку нужны развивающие игры

Иногда взрослым кажется, что игра – это не так серьезно, как раннее развитие по очень модной методике или посещение кружка. Но для детей любого возраста игра – это локомотив развития. Именно в игре ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром: выстраивать межличностные отношения, понимать и удовлетворять свои потребности, выражать чувства. При этом мало просто создать для игры условия. Взрослому необходимо быть и их участником. Ведь ребёнок не может научиться играть сам по себе. Для него важен эмоциональные отклик другого. Малыш считывает и отзеркаливает все реакции родителей и окружающих. Что они отвечают на звонкое «агу», как смотрят на его любимую игрушку и с интересом ли участвуют в ролевом сюжете.

Играть ребенок продолжает, чаще всего, и в школе. Задача родителей поощрять такое желание и поддерживать. Даже взрослые люди играют в игры “Квесты”, “Что? Где? Когда?”, пейнтбол. Игра остается важной деятельностью для человека на протяжении всей его жизни. Но в детстве имеет решающее значение для развития.

Так что же дает игра детям?

1. Развитие.

Именно в игре ребенок развивается. Первая игра – самая простая. Это обмен улыбками. Когда младенец видит улыбку взрослого – он отвечает ему. И наоборот. Далее родитель начинает повторять первые звуки ребенка или сам придумывает слова “агу”, “ту-ту”, “да-да”. Дети начинают осваивать язык и речь именно через такое игровое взаимодействие. Вот поэтому очень важно не общаться с ребенком как со взрослым, а сюсюкать и повторять простые слоги, которые он произносит. Мамы интуитивно играют с ребенком в “ладушки” или в “ку-ку”. Простые действия, на самом деле, помогают овладевать моторикой и развить речь.

Далее у малыша появляется любимая игрушка, которую психологи называют переходным предметом. Она не заменяет маму или другого значимого взрослого, но помогает снять тревогу в их отсутствии. В символической игре ребенок развивает не только воображение, но и другие когнтивиные процессы – память, мышление, речь, ощущения, внимания. Мы знаем, что чем проще игрушка, тем сильнее она развивает фантазию. Простая палка может быть мечом, клюшкой для гольфа или волшебной палочкой.

2. Общение и межличностные отношения.

Безусловно, самостоятельная игра тоже важна и необходима. Но сначала всё же играть с ребенком должен взрослый. Ему отводится роль проводника: показать модель поведения, помочь освоить игрушку.

Впрочем, ребёнок и так постоянно смотрит на родителя и копирует его поведение. Как мама и папа решают конфликты, как себя ведут с другими людьми. Всё это дети впитывают и вне игры. Но в игре важную с педагогической точки зрения ситуацию легко инсценировать, тем самым сакцентировав внимание на правильном варианте поведения.

Именно в игре важен невербальный контакт между взрослым и ребенком. Малыш замечает, как взрослый реагирует на него – каким выражением лица, какой эмоцией. Ребенок начинает ощущать, чувствовать, как к нему относятся. Формируется представление о себе – какой я? Играют ли со мной взрослые, как реагируют на мои идеи в игре. Ребенок получает опыт взаимодействия. Он очень важен для малыша.

Далее от игры исключительно со взрослым ребёнок переходит к игре с детьми. И здесь мы тоже наблюдаем ведущую роль родителя или воспитателей. Показать, научить взаимодействовать/договариваться. Помочь пережить отказ. Подсказать, что можно предпринять, если тебя обижают.

В игре во взаимодействии ребёнок учится заботиться. Тренирует разные навыки, необходимые для коммуникации со сверстниками. “Привет, как тебя зовут?” Спрашивает Мишка и Куклы. Так ребенок имитирует момент знакомства. Через игрушки дети знакомятся и взаимодействуют между собой. Бывает гораздо безопаснее сначала во что-то вместе поиграть, чтобы узнать друг друга, и только потом познакомиться и спросить имя.

3. Развитие качеств.

В игре ребенок может присваивать и развивать качества. В идеальной ситуации речь идёт о доброте, умении за себя постоять, уверенности в своих силах. Так что обращайте внимание, в каких героев чаще всего играет ребенок. Но не спешите делать выводы. Иногда мальчику или девочке важно побыть дерзким супергероем, чтобы потренировать лидерские качества. И дочь, и сын могу нянчить куклу, примеряя на себя роль родителей, подражая маме и папе. Когда взрослый играет с ребенком, он открывает ему больший репертуар возможностей и при этом корректирует поведение малыша.

4. Возможность выразить чувства.

В игре ребенок может снизить уровень своей тревоги и страха. Когда малыш чего-то боится, он проигрывают данную ситуацию и моделирует выход из нее (порой сказочный, порой вполне реальный). Через игрушки ребенок вступает в контакт со своей агрессией (рычит как тигр, шипит как змея), либо проявляет нежность (гладит собачку, жалеет птичку). Если ребенок устал, он может проигрывать ситуацию укладывания куклы спать. Либо наказывать куклу, если сам часто сталкивается с наказаниями. Первый признак того, что в саду или в школе происходит что-то странное – игры ребенка становятся странными и агрессивными.

Недавно рассказывали пример, когда в детском саду ребенку заклеивали рот стикером, чтобы он спал. И дети начали дома играть с родителями в игру, приговаривая: “я заклею тебе ротик, чтобы ты спал”. Так родители смогли догадаться о том, что в группе детского сада происходит насилие над детьми.

Дети через игру сигналят нам о своих чувствах. И в этой же игре ребенок может поменять ситуацию и завершить ее по-другому. Как раз такому навыку и может научить взрослый.

В агрессивных играх происходит отыгрывание накопившейся злости. Поэтому ребенку можно играть в видео игры, но очень важно, чтобы они тщательно выбирались взрослым и только в возрасте после 10-11 лет. Они должны быть наименее реалистичны. Потому что через игру также могут усваиваться модели и деструктивного поведения.

Не пытайтесь заменить игру кружками и “развивашками”. Они нужны и полезны в свое время. В детстве ребенок должен играть, он хочет играть и для него это важно. Если все-таки вы решили в дошкольном возрасте водить ребенка на кружок, важно, чтобы программа обучения была полностью построена на игре, было много движений. Для детей огромное значение имеет игра, как освоение пространства и ощущение себя в этом пространстве. Игра помогает ответить на вопросы “кто я?”, “какой я?”, “каким я могу быть?”, “как мне с другими?”

Часто у родителей существует проблема – они не любят играть с детьми. Постарайтесь найти тот вид игр, который будет для вас интересным тоже. Возможно, в детстве вы очень хотели большой яркий конструктор – купите его себе. И проведите вечер за совместным занятием с Вашим ребёнком.

В одной статье невозможно раскрыть всю глубину и важность игры. Главное запомнить, что это – ведущий и важный вид деятельности в жизни ребенка. Играйте с удовольствием!

Для чего нужны игры?

Вам кажется, что детские игры – это просто способ провести время с малышом? В корне не верно такое мнение, ибо игра – это своего рода подготовка ребенка к взрослой жизни. Давайте поговорим о значении игр в развитии наших малышей подробно.

Для малыша – это способ самореализации и выражения самого же себя в свободной форме вне рамок поведения, которого требуют от него взрослые. Вы никогда не задумывались над тем, как много всего дети должны делать по велению сначала родителей, бабушек, дедушек, а затем в детском саду, школе? Вот игрой они и компенсируют свою роль подчиненного, выбирая тот сценарий, который им нравится. Таким образом, наши крохи тренируются, повышая свое мастерство в умении принимать решения, быть ответственными. Заодно и самооценку свою тоже повышают.

Малышам очень сложно изначально понять взрослый мир, он настолько для них сложный, что они с помощью игры учатся его узнавать и принимать. Все, что их окружает в большом мире, кажется им большим, часто пугающим и совершенно непредсказуемым. Куда понятней мир игрушек! Он мал по размерам, доступен и понятен – именно по этой причине у детей часто появляются любимые игрушки и игры с ними. Эти игры, своего рода доверительно-поддерживающие, иногда совершенно не понятны взрослым: им они кажутся бессмысленными, не имеющими никакого логического смысла. Ну, сидит малыш и катает туда-сюда свой любимый гоночный автомобиль, что-то при этом бормоча под нос или напевая какую-то песенку либо же мелодию. «В чем смысл катания?» – спросите вы. А все достаточно объяснимо: малыш в процессе игры убеждается в том, что мир на самом деле не так уж и страшен, даже предсказуем.

Одна сплошная польза.

Игра – это один большущий плюс в копилку развития малыша. Смотрите сами: активные игры улучшают физическую форму ребенка, понижая тем самым риск заболевания диабетом, астмой и ожирением; игры на свежем воздухе, активные и подвижные, отлично тренируют легкие и помогают укрепить иммунитет, способствую нормальному росту и развитию.
Также игры – это отличный способ развития психики ребенка. В процессе подвижных игр ребенок тренирует свою крупную моторику, оттачивает мастерство ловкости, учится удерживать равновесие. И, кстати, в таких вот подвижных играх при наблюдении за ребенком можно определить его спортивные или же хореографические таланты.

Но не только активные игры приносят пользу. Есть огромный плюс к развитию малышей и в спокойных занятий. Таких, например, как настольные игры, занятия творчеством – словом все то, что способствует развитию мелкой моторики. И совсем необязательно покупать дорогущие наборы для творчества, когда буквально под ногами столько материалов для творчества! Вот вам и листочки, и каштаны, и шишки – можно сделать отличную поделку! Главное – желание и чуть-чуть фантазии.

И еще один несомненный плюс активных игр: развитие речи. Нет, конечно, не только игры развивают детскую речь, но как утверждают психологи, именно в процессе игры малыши активно впитывают в себя информацию, поступающую извне. Чтобы польза от игр была максимальной – не стоит навязывать малышу игры, которые ему не нравятся. Даже если это супермодная развивающая игрушка, рекомендованная для игр всеми в мире педагогами. Навязывание своей модели игры малышу не даст ожидаемого эффекта и может вполне вызвать негатив в сторону игры. Дайте возможность малышу самому выбрать, как играть и во что играть – присоединитесь к нему в процессе игры, соблюдая его правила. Даже если вы хотите с помощью кубиков, например, Зайцевых, выучить буквы с ребенком – не спешите сразу же пояснять и акцентировать внимание, пусть малыш немного поиграет, привыкнет к ним. Все равно он потом проявит интерес к нарисованным картинкам и буквам. И вот тут вы уже можете спокойно объяснять малышу, рассказывать, что нарисовано, какая буква – в этом случае малыш будет готов принять информацию и запомнить ее.

Давайте будем поощрять детское творчество!

Первые краски, с которыми рекомендуют знакомиться малышам – пальчиковые. Его первые мазочки кажутся смешными и нелепыми, но такими милыми и трогательными! Так здорово наблюдать, как малыш окунает свой пальчик в краску и водит им потом по листу, при этом испытывает такой восторг, словно великий художник, который наносит очередной удачный мазок на свою картину! Маленькие дети обостренно воспринимают цвета, музыку, форму – ведь они только открывают для себя новый мир. Увы, но эта сенсорная чуткость сохраняется не у всех, большинство просто привыкает и увиденное больше не будоражит воображение. Чтобы не потерять насовсем такое чувство – стоит помочь крохе развивать и дальше чувство прекрасного и умение видеть красоту в каждой мелочи.

Детки по своей природе креативны – они умеют использовать в своих играх весь подручный материал, который им доступен. И простая палочка (а сколько их малыш приносил домой с прогулки), и пульт от телевизора, и плед с подушкой будут отличными помощниками в игре. Не стоит ругать малыша за беспорядок в комнате – так вы можете отбить желание играть вообще. Лучше договоритесь после игры навести вместе порядок: заодно малыш научится убирать за собой.

Самый простой способ «убить» творческие задатки в малыше, заодно, вместе с фантазией – это купить готовые игрушечные крепости, домики и компьютерные симуляторы. Может быть, теперь в комнате будет порядок, но вместо фантазии малыша будет работать фантазия изготовителей игрушек. У них как раз с изобретательностью все в порядке – им родители точно не запрещали выстраивать дома из подушек, одеял, стульев и кастрюль. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок думал по шаблону – давайте ему возможность играть по своим правилам, а еще лучше – играйте вместе!

А если игры агрессивные?

Иногда так бывает, что игры малышей, скажем так, слегка агрессивны: они выясняют отношения на кулаках. Это своего рода способ «выпустить» пар, а также в дошкольном возрасте это определенный этап социального развития. Таким образом, наши дети учатся сотрудничать, взаимодействовать в коллективе. Их большой энергетический потенциал нужно реализовывать, расходовать, чтобы к концу дня нервная система «разрядилась» и, как говорит мой ребенок: «Мои батарейки сели, надо зарядиться» – требовала отдыха. Если малыш в течении дня активно двигается, играя в подвижные игры, он становится более спокойным, спит дольше, а потребность в непонятных истериках отпадает сама собой.

Если вас пугает детская игра.

Иногда детские игры пугают родителей, вызывая у них недоумение, более того – тревогу. Прежде, чем паниковать – давайте попробуем разобраться, может все не настолько страшно, как кажется?

Рассмотрим на примере игры в больницу. Конечно же, такая игра подразумевает собою «обследование больного». И в процессе осмотра «доктор» просит снять штанишки своего «пациента». Если вы застали малышей за подобной игрой – не ругайте их. Лучше просто подключитесь к игре и расскажите деткам, что укольчик делать можно не только в попу, его еще делают и в ручку. Ваша цель – научить детей играть в больницу, исключив эротический и даже в какой-то степени садистский подтексты. Чтобы у малыша не возникало потребности изучать анатомию на сверстниках – может, настало время купить ему энциклопедию для детей, разумеется, подходящую ему по возрасту?

А чтобы ваш малыш не был пассивным объектом при настоящих медицинских осмотрах – поясняйте ему, что с ним происходит и для чего производится с ним та или иная манипуляция. Заодно и договоритесь с ребенком, что у тебя, как и у папы, можно спросить все, что интересует малыша, и он всегда получит от вас ответ.

Совместные игры – отличный способ для всех членов семьи быть ближе друг к другу. В процессе вы учитесь понимать один одного, лучше чувствовать. А смех – самый лучший «клей» в связке родитель-ребенок. Совместные позитивные воспоминания – это своего рода способ подпитки, если плохое настроение или что-то не ладится. Я уверенна, что у каждого взрослого есть такой запас детских воспоминаний, связанных с его родителями, а воспоминания вызывают прилив теплых эмоций и поднимают настроение.

Мне бы очень хотелось донести до вас, дорогие родители, что ранние родственные связи дарят деткам ощущение своей собственной ценности в шкале семьи. Совместные игры с братьями, сестрами, родителями помимо возможности сблизиться друг с другом, развивают крепкую семейную привязанность, преданность и умение сопереживать и сочувствовать. Играйте и проводите время вместе – ведь оно бесценно и, как видите из статьи, имеет сплошные плюсы для развития малыша и укрепления семейных отношений!

Читайте также:  Почему многие покупатели предпочитают Second hand?
Ссылка на основную публикацию
11 мая 2016, 7:02