Почему полезно увлекаться музыкой?

В чем польза от занятий музыкой?

сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм заикания у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм. Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции. Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель. В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности. Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый вид музыкального слуха связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному труду, не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

Читайте также:  Почему многие покупатели предпочитают Second hand?

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка воспитывает – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство.

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она — в воспитании гармоничной человеческой личности.

10 причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поет песни Чебурашки, и слуха у него нет; пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая.

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители!

По мнению Дины Константиновны Кирнарской, профессора, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, доктора психологии и искусствоведения.

Причина первая

Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон (пианист, композитор, аранжировщик, представитель джазового искусства) начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

Причина вторая

Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

Причина третья

Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из под репетиторской палки.

Причина четвертая

Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

Причина пятая

Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

Причина шестая

Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами.

Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

Причина седьмая

Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

Причина восьмая

Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

Причина девятая

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

И, наконец, последнее…

Музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

Почему? Смотрите пункты 1-9.

Детали…

Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене.

Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Альберт Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте.

К тому времени, когда ему исполнилось 14, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно.

На протяжении всей жизни Эйнштейн оставался страстным скрипачом, обращаясь к музыке во время творческих застоев. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: “Оба они имеют один источник и дополняют друг друга. ” Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна является результатом любви к классике.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения.

Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Мария-педадгог детской ШколыИскусств (Thursday, 20 February 2014 16:20)

Анна,Вы профессионал в своем деле. Очень интересная,познавательная статья. Огромное спасибо Вам за любовь к музыке,что Вы дарите детям счастье окунуться в прекрасный мир звуков.

Наталья (Thursday, 20 February 2014 17:53)

Анна, я готова доверить вам, как профессионалу своего ребёнка.

Светлана (Thursday, 20 February 2014 21:38)

“Музыка – наилучший путь к жизненному успеху.” – полностью с Вами согласна! Спасибо за полезную статью!

Анна (Saturday, 22 February 2014 15:08)

Анна, вы прекрасный педагог! Спасибо за Вашу статью!

Анна (Saturday, 22 February 2014 15:13)

Спасибо большое за Вашу статью!
Моя мама очень хотела, чтобы я занималась музыкой! А я совсем этого не понимала в детстве и убегала с занятий,о чем я сейчас ооочень жалею!

Елена (Monday, 24 February 2014 16:59)

Лиана (Tuesday, 25 February 2014 14:14)

Очень познавательная статья. Родителям на заметку. Музыка творит невероятные чудеса!

Лилия (Thursday, 27 February 2014 11:54)

Рекомендую родителям внимательно прочитать

Нат Семина (Wednesday, 15 October 2014 19:30)

Я – музыкально- театральный педагог,лауреат Городского (Московского)конкурса”Педагог- внешкольник” 2002г. Первые 15 лет – преподаватель спец.фортепиано и теоретических предметов в муз.школе,следующие 16 лет- педагог доп. образования по авторской программе “Музыкально-театральный детский коллектив”.Последние 2 года я соединила 2 предмета- фортепиано и худ.слово.Результаты- призовые места и победы на Городском конкурсе чтецов(Гуманитарный клуб) и желание детей выступать и музицировать с родителями и друзьями дома и в школе с шедеврами рус. и зар.классики в музыке и поэзии . Благодарю Дину Кирнарскую за статью и популяризацию музицырования как способа досуга семьи и друзей,что является моим творческим кредо и жизненным воплощением.С уважением-Наталья Семина.15 октября 2014

10 причин почему вам стоит начать заниматься музыкой

Здоровый образ жизни

Оказывается, наши родители были правы: уроки игры на фортепиано и других музыкальных инструментах полезны для нас. Игра на инструменте улучшает работу мозга, эмоциональную стабильность и уменьшает последствия старения мозга. Простое прослушивание музыки не даёт такого эффекта.

Положительное влияние игры на инструменте на мозг подтверждено различными исследованиями . Так что советуем вам смахнуть пыль со своей старой гитары или распаковать кларнет из начальной школы. Также советуем поощрять ваших детей учиться играть, так как это принесёт им много пользы.

Вот 10 причин, почему вы будете рады этим занятиям

Усиление связи между левым и правым полушариями мозга

В результате исследований было установлено, что музыканты имеют больше белого вещества в мозолистом теле, пучке нейронных проводов, соединяющих два полушария мозга. Это означает, что творческая правая сторона мозга имеет большую связь с его аналитической левой стороной. Это даёт различные преимущества, например такие, как более быстрая связь внутри мозга и более широкие творческие способности к решению проблем. Однако возраст и стаж игры на инструменте имеют значение. Исследования показывают, что дети, которые занимаются больше, создают больший «мост» между двумя сторонами мозга. Кроме того, те, кто начинают раньше (самый идеальный возраст — 7 лет), получают больше преимуществ, чем начинающие в более позднем возрасте.

Улучшение исполнительной функции мозга

Люди, занимающиеся музыкой, лучше принимают решения, обрабатывают и сохраняют информацию. Некоторые учёные считают, что игра на инструменте может быть полезной для детей с неврологическими проблемами, например с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Читайте также:  Почему ребенок сбегает из дома

Улучшение распознавания речи

Игра на инструменте помогает вашему мозгу не только обрабатывать музыкальные звуки, но и согласные и гласные звуки в речи.

Исследователи Массачусетского технологического института пришли к выводу, что дети, играющие на пианино, могут различать разные частоты и, следовательно, лучше различают произносимые слова.

Исследование Северо-Западного университета также подтверждает теорию, что музыка может помочь маленьким детям распознавать слова. Учёные предполагают, что речь и музыка имеют общие характеристики — высоту звука, время и тембр — и для их обработки мозг использует одни и те же нейронные пути.

Люди, играющие на инструментах, лучше запоминают произнесённые слова (словесная память). Исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Neuroscience, показало, что учащиеся вторых классов в Германии, занимающиеся игрой на музыкальном инструменте 45 минут в неделю, могли вспомнить больше слов, которые им произносили, по сравнению с детьми, не обладающими музыкальной подготовкой, или с теми, кто столько же времени проводил на уроках науки. Занятия музыкой также увеличивают рабочую память — способность временно хранить и использовать информацию, которая помогает нам рассуждать, изучать или выполнять сложные задачи.


Музыкальные навыки также повышают способность обнаруживать эмоции в звуке. То есть люди с такими навыками могут лучше считывать тонкие эмоциональные реплики в разговоре.

Возможно, обучение музыке может помочь детям с проблемами эмоционального восприятия, такими как аутизм.

Замедляет старение мозга

Канадское исследование, опубликованное в «Журнале нейробиологии», показало, что пожилые люди, которые в молодости обучались игре на инструменте, могли понимать речь на 20 процентов быстрее, чем те, у кого не было такого обучения.

Исследование, опубликованное в журнале «Нейропсихология», обнаружило, что люди в возрасте от 60 до 83 лет, обучающиеся музыке как минимум 10 лет, запомнили больше сенсорной информации (визуальные, слуховые, тактильные данные), чем те, кто обучался менее 10 лет. И обе группы набрали больше баллов, чем люди, которые никогда не занимались музыкой.

Улучшает математические и другие научные способности

Музыкальные ноты, аккорды, октавы, ритм и метр можно понять математически. Вполне вероятно, что существует связь между занятиями музыкой и математическими навыками. И в ходе различных исследований эта связь становится всё более очевидной.

В исследовании, опубликованном в Журнале педагогической психологии, было обнаружено, что студенты из Британской Колумбии, которые прошли хотя бы один курс инструментальной музыки, лучше справились с экзаменами не только по математике и естественным наукам, но и по английскому языку. Учащиеся, которые активно занимались музыкой, в среднем на год опережали учеников, не занимающихся музыкой.

Всем нам известно, что игра на инструменте требует хорошей координации рук и глаз (чтобы успевать считывать ноты на странице и воплощать их в звуки). И эти музыкальные моторные навыки переносятся и в другие сферы жизни. В ходе исследования, проведённого в Университете Конкордия (Монреаль), было обнаружено, что взрослые музыканты, которые начали играть до 7 лет, быстрее выполняли не связанные с музыкальными навыками задания, чем те, кто начали заниматься музыкой позже. Более того, эти моторные навыки оказали влияние и на мозг. Сканирование обнаружило более сильные нервные связи в моторных областях, которые отвечают за воображение и выполнение физических движений.

Улучшает психическое здоровье

Исследования показывают, что музыканты менее склонны к агрессии, депрессии и гневу, чем люди, не занимающиеся музыкой.

В одном исследовании было изучены результаты сканирования мозга детей в возрасте от 6 до 18 лет. У тех, кто играл на инструменте, была более толстая кора головного мозга в областях, которые регулируют эмоции, уровни тревоги и способность обращать внимание (то есть они обладали превосходными способностями в этих областях). Другие исследования показывают, что создание музыки также снимает стресс.

Исследование в школах Флориды обнаружило, что дети из группы риска, которые участвовали в музыкальной группе в школе, чувствовали себя менее отчуждёнными и более успешными.

А пока исследования в этих областях продолжаются, советуем вам найти ваш старый музыкальный инструмент. Но если вы никогда не играли, то хорошая новость заключается в том, что начинать никогда не поздно.

Читайте далее:

Не можете найти время для медитации? Послушайте музыку

7 научных фактов, подтверждающих пользу музыки для здоровья

Общество

Содержание

Музыка не только задает настроение, но и укрепляет организм. Читайте подтвержденные учеными факты о пользе меломании для здоровья.

Музыкальная терапия – это реальность. Влияние музыки на здоровье человека использовал в лечебной практике еще древнегреческий целитель Пифагор – для каждого случая заболевания он подбирал свою композицию, называя это «клеточным массажем».

В средневековой Европе во время нашествия очередного массового недуга жители городов звонили в колокола – и эпидемия отступала. Много лет спустя ученые Италии нашли этому объяснения: болезнетворные микробы погибают под действием звуковых колебаний. Впоследствии было установлено, что колокольные перезвоны при их прослушивании в течение 30–40 минут снижают активность бактерий в организме человека почти вдвое. Слушайте песни кумиров – и простуда пройдет быстрее.

Вы знали, что Жерар Депардье страдал от заикания? По рекомендации врача он лечился произведениями Моцарта. Результаты налицо – дефект исчез, а классические инструментальные мелодии стали частью жизни.

Экспериментальным путем ученые США выяснили, насколько музыка способствует сохранению слуха до самых поздних лет. По результатам исследования выяснилось, что меломаны 70–90 лет слышат намного лучше и распознают большее количество звуков в толпе, чем люди 50–60 лет, не увлеченные меломанией.

Как этот удивительный дар человечеству влияет на наше здоровье? Почему музыка сопровождает нас от самых пеленок и до последних дней? Почему ее так активно используют в больничных палатах самых прогрессивных клиник? Мы собрали для вас самые интересные факты о музыкальном сопровождении и его влиянии на человеческий организм.

Как стать счастливее? Под музыку

Мозг человека – это самая сложная в мире структура «умных» нейронных связей. В их сети имеют место свои ритмы вибраций. Когда они совпадают с ритмом услышанной мелодии, – в мозгу высвобождается дофамин. Он отвечает за отличное настроение – тело получает импульс «мне хорошо». Отступают тревоги, улучшается самочувствие, повышается качество всех процессов.

Канадская группа ученых установила, что такой эффект – ощущение счастья – дает не только прослушивание любимых композиций, но и предвкушение или воспоминание о них. Когда мы «мурлыкаем» мелодию понравившейся певицы на кухне или в душе, – становимся чуть-чуть счастливее.

Боль уйдет под звуки фортепиано и флейты

Музыка дает обезболивающий эффект. Это доказали ученые Университета в Юте во время эксперимента, который на приборах продемонстрировал активность сенсорных каналов, отвечающих за обезболивание, во время игры классических мелодий.

Эксперимент проводился на здоровых людях, у которых отмечалась повышенная болевая чувствительность. 143 человека слушали классику, пока к их пальцам подносились специальные электроды (небольшой разряд вызывал незначительную боль). Реакции превзошли ожидания – 80% участников эксперимента не замечали отвлекающий болевой фактор.

Сегодня обезболивающий музыкальный эффект не вызывает сомнений. Он подтвержден десятками исследований, взят на вооружение в клиниках:

  • в палатах больных после операции часто играют классические произведения Генделя и Баха, они способствуют более простому процессу реабилитации;
  • онкология активно использует музыкальную терапию – доказано, что больные раком проще переносят лечение под звуки Вивальди, Шуберта, Грига, Чайковского;
  • в ходе ряда экспериментов в Германии выяснилось, что больные в 85% случаев проще выходили из наркоза, если во время хирургической операции играла музыка (хирургам она помогала снять стресс и сосредоточиться).

Три-четыре, ноги шире: для спортсменов

Расслабление под мягкие переливы флейты, звуки пианино или скрипки – это для обезболивания и настроения. А в спорте музыка задает ритм. Британские ученые еще в 2005 году доказали, что результативность спортсменов, которые слушают ритмичные композиции, растет на 15–20%. Здесь имел место двойной эффект:

  • отвлечение (особенно полезен на тренажерах);
  • ритмика.

Будучи фактором хорошего настроения (если это любимые произведения), музыкальное сопровождение становится еще и своеобразным допингом – разрешенным, но не менее действенным, чем медикаментозные стимуляторы (улучшает циркуляцию крови, ускоряет обменные процессы – тело приходит в тонус).

Как стать умнее: музыкальная программа для IQ

Англо-американская группа ученых провела эксперимент в нескольких вузах США. Выяснилось, что после недели регулярного прослушивания произведений Моцарта IQ студентов вырос почти на 25%.

По мнению экспертов, у композиций этого великого композитора есть сразу несколько важных черт:

  • частота мажорных тонов часто перекликается с внутренним темпом организма, что задает человеку волю к победе, пробуждает стремление;
  • мягкие переходы активируют творческую часть мозга;
  • гармония инструментальной мелодии оказывает влияние на определенные гены – стимулирует синтез белков, которые отвечают за скорость сообразительности и внимательность.

Слушая Моцарта, молодые люди чаще принимали нестандартные решения, были более собраны перед экзаменом. Если вам предстоит серьезное испытание, – не пожалейте часа накануне для композиций великого мастера, и вы удивите своих экзаменаторов задором и жаждой познания.

Развиваем память

Мозг человека до конца не изучен, но некоторые теории позволяют говорить о сложной системе его памяти. Для сохранения информации он часто привязывается к звукам, приятным слуху, – той же музыке. Потому, заслышав знакомые мелодии, многие вспоминают то, что казалось давно забытым.

Данному феномену посвящено немало трудов. Был даже снят фильм о трогательной истории молодого мужчины, способного вспомнить свою жизнь только под игру пластинок кумира. По данным создателей, в основе истории – реальные события.

И научные факты таковы, что этому хочется верить. В Гонконге несколько десятков лет изучали влияние музыки на память детей и подтвердили: ежедневное прослушивание легких любимых композиций действительно помогает без приема стимуляторов.

Стресс

Когда человек слушает приятную ему композицию в течение 1–3 минут, – его кровеносная система начинает реагировать:

  • снижается давление;
  • кровеносные сосуды расширяются;
  • уменьшается частота сердечных сокращений.

Ровно те же процессы, но за более длительный период наблюдаются, когда мы сознательно успокаиваемся, пережив стресс. Музыка оказывает антистрессовый эффект без усилий со стороны самого человека. Немецкие ученые подтвердили: долгосрочное увлечение классикой стимулирует развитие стрессоусточивости.

Мигрень, как результат пережитых эмоциональных волнений, тоже отступает под звуками пианино, акустической гитары и флейты. Такая терапия не нагружает печень, сердце и почки, зато обеспечивает долговременный эффект.

Музыкальный итог дня: сладких снов, меломаны

45 минут классической музыки перед сном дает тот же результат, что прием снотворного. Это подтвердили в Германии. Хотя сам факт положительного успокоительного действия колыбельных песен известен каждому из нас с детства.

С точки зрения медицины, причиной такого воздействия музыкальной терапии является мелатонин – гормон, который отвечает за сон и расслабление. Его выработке способствуют композиции Бетховена, Дебюсси, Рахманинова (испытания проводились под 3 часто «Второй симфонии»).

Спокойный мотив перед сном, ритмичный задорный темп утром, классика в предвкушении стресса, Моцарт перед экзаменами – выбирайте музыку, которая улучшит ваше состояние и подарит отличное настроение. Любите красивые произведения, чаще слушайте вдохновляющие мелодии со звуками природы, и будьте здоровы.

6 научных доказательств того, что музыка полезна для здоровья

Музыка — удивительный вид искусства. Ни один другой способ передачи информации не смог преодолеть все возможные барьеры: языковой, возрастной, национальный… Но всё ли мы знаем о ней?

Современные учёные считают, что музыка — это не просто искусство, ведь она влияет не только на наше сознание, но и на наше тело. Нейробиолог, музыкант и писатель Дэниел Левитин (Daniel Levitin) в своей книге This Is Your Brain on Music рассказал, почему важно изучать и понимать музыку:

Читайте также:  Почему мужчины пользуются услугами проституток

Чем лучше мы понимаем этот вид искусства, тем лучше мы понимаем себя: собственные мотивы, страхи, желания, воспоминания и даже поведение.

Музыка делает человека умнее

Музыка активизирует самые разные отделы головного мозга, мы запоминаем тексты и мотивы. Точно известно, что разные мелодии и ритмы вызывают разные эмоции. Более того, музыка позволяет восстанавливать функции мозга при черепно-мозговых травмах.

На музыкантов, особенно тех, кто начал играть ещё в детстве, музыка влияет ещё сильнее. Так, одно из исследований на эту тему, показало, что изучение музыки способствует устойчивому развитию невербального мышления. В интервью изданию News in Health невропатолог медицинской школы Гарварда Готфрид Шлауг (Gottfried Schlaug) утверждает, что нервная система музыкантов отличается от нервной системы людей, не связанных с музыкой. Мозг музыканта обладает большим числом связей между полушариями.

При сочинении музыки активизируются различные отделы головного мозга, включая зрительный, слуховой и моторный. Поэтому написание мелодий может стать одним из способов лечения нервных расстройств.

Примечание: я не сомневаюсь, что прослушивание музыки в жанре math metal во время подготовки к экзаменам по высшей математике приносит пользу. Кому-то в этих случаях помогает авангардный или атмосферный black metal.

Грустная музыка поднимает настроение

А вот исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, показало, что грустная музыка действует на человека не так, как предполагалось. Учёные выяснили, что такие треки вызывают два типа эмоций: распознаваемые и испытываемые. Хотя музыка и воспринималась испытуемыми как трагичная, при её прослушивании они не впадали в депрессию. На самом деле люди испытывали широкий спектр эмоций, тут нашлось место даже романтическим и довольно радостным чувствам.

Музыка лечит

В работе «Влияние музыки на человеческое тело и разум» (The Effect of Music on the Human Body and Mind) Дон Кент (Dawn Kent) приводит интересные факты о воздействии музыки на физическое состояние человека. Так, Платон предлагал использовать музыку для лечения тревожности, а Аристотель считал этот вид искусства инструментом для избавления от нестабильного эмоционального фона.

Музыка оказывает заметное физиологическое воздействие на многие биологические процессы. Она уменьшает последствия усталости, меняет пульс, выравнивает дыхание, стабилизирует давление плюс оказывает психогальванический эффект.

Интересна работа Мишеля Лефевра (Michelle Lefevre) «Играя со звуком: использование музыки в терапевтических целях при прямом взаимодействии с детьми» (Playing With Sound: The Therapeutic Use of Music in Direct Work With Children), опубликованная в 2004 году. Согласно исследованиям Лефевра, высокочастотные звуки могут вызвать панику и увеличить тревожность.

Существует даже так называемый эффект Моцарта: прослушивание Сонаты для двух фортепиано ре мажор (K. 448) вызывает у некоторых больных признаки эпилептических припадков. Причём даже у тех, кто находится в коме.

Музыка способна регулировать отношения полов

А вот согласно наблюдениям клинического психолога и семейного консультанта Кёртиса Левана (Curtis Levang), музыка может повысить либидо. Уролог Й. Марк Хон (Y. Mark Hong), например, считает, что музыка и секс похожи: и то и другое вызывает сильные эмоциональные отклики. С помощью музыки можно поднять уровень серотонина в крови и поправить здоровье при некоторых видах заболеваний.

Музыка поможет и на свидании: согласно французскому исследованию, одинокие женщины, слушавшие романтические композиции, намного охотнее давали свой номер телефона в отличие от тех, кто слушал что-то нейтральное.

Музыка помогает при физических нагрузках

Музыка повышает выносливость и помогает эффективнее тратить ресурсы при физических нагрузках. Так, исследование «Займёмся спортом: психология музыки для эффективных тренировок» (Let’s Get Physical: The Psychology of Effective Workout Music) показывает, что поездка на велосипеде под музыку позволяет тратить на 7% меньше кислорода, чем без неё.

Частота ударов в минуту (BPM) в песне оказывает мотивационный эффект, правда, до определённого предела. Потолок составляет 145 ударов в минуту, более быстрые мелодии уже не способны мотивировать. В отдельных случаях скорость слов песни начинает вытеснять мелодию: именно поэтому многие предпочитают работать под музыкальное сопровождение с ритмичными текстами, хип-хоп например.

В общем, не удивительно, что Spotify запустил сервис Spotify Running, позволяющий отслеживать темп бегуна и проигрывать в плейлисте песни с соответствующей частотой ударов в минуту.

Петь в душе полезно

Это подтверждает доктор Джерри Салиман (Jerry Saliman). По его словам, петь вслух полезно для здоровья, особенно это касается старшего поколения. Пение способно улучшить работу мозга пожилых людей, страдающих от афазии (полной или частичной потери речи) или болезни Паркинсона. Кроме того, многие старики живут одни и в силу хронических недугов, например артрита, ведут малоподвижный образ жизни. Простые и доступные развлечения положительно скажутся на их самочувствии. Кроме того, пение улучшает работу дыхательной системы и способно уменьшать одышку.

Почему стоит увлекаться музыкой?

Сила музыки – огромна! Музыка дарит нам настроение. Она может стать поддержкой, когда ты одинок, помочь пройти через любые трудности. Музыка может скрасить любой день и наполнить смыслом даже простую прогулку по серым зимним улицам. Иногда нам хочется следовать за любимым артистом на другой край света, а иногда – достаточно просто послушать уже и так невозможно заслушанные песни в наушниках перед сном. Но если вдруг тебе нужны ещё причины, чтобы слушать музыку – вот тебе сразу 13!

Итак, зачем увлекаться музыкой, любить ее и ценить?

1. Музыка мотивирует

Многие люди слушают музыку на работе или учебе, в спортзале и во время пробежки. Музыка – один из лучших мотиваторов. Согласно исследованиям психологов, музыка помогает нам работать дольше и эффективнее. Благодаря музыке, студенты быстрее запоминают материал и лучше учатся. Она помогает спортсменам не обращать внимания на усталость, а скорость и ритм музыки может стимулировать или успокаивать их перед соревнованием. Достаточно лишь составить плейлист, который взбодрит, поможет сосредоточиться и задаст нужное настроение.

2. Музыка снимает стресс

Успокаивающая сила музыки и её уникальная связь с нашими эмоциями хорошо известна. Музыка – это чрезвычайно эффективный инструмент управления стрессом. Прослушивание музыки оказывает расслабляющий эффект на наши умы и тела – особенно если это тихая медленная или классическая музыка. Этот тип музыки оказывает благотворное влияние на наши физиологические функции, замедляя пульс и сердечный ритм, снижая давление и уменьшая уровень гормонов стресса. Пение (или даже крик) также отлично устраняет напряженность. А успокаивающая музыка перед сном способствует расслаблению и помогает бороться с бессонницей.

3. Музыка объединяет

Почти ни одно важное событие не обходится без музыки. Ведь именно она объединяет людей и создает нужное настроение. Благодаря музыке, можно завести новых друзей, отправившись на фестиваль или концерт, почувствовать себя единым целым со всей музыкальной площадкой, найти единомышленников. Иногда достаточно узнать, что кто-то любит ту же музыку, что и ты – и кажется, что вы уже знакомы и можете вот-вот стать друзьями. К тому же, вам всегда будет о чем поговорить.

4. Путешествия во времени

У всех нас есть песни, которые способны вернуть поток воспоминаний. Какая-то музыка возвращает вас в солнечный летний день на пляже, где вы ее впервые услышали, другая песня – может вернуть вас в ту самую поездку, которая состоялась много лет назад. Каждый раз, когда вы слышите какую-то конкретную, важную для вас песню, вы возвращаетесь в место, с которым она связана.

5. Музыка – для всех и каждого

В мире миллионы разных видов музыки. Каждый из них обладает своим уникальным смыслом и ритмом. И каждый может найти в музыке что-то своё. Музыка всегда развивается и меняется. С течением времени жанры музыки расширяются, объединяются и сплетаются в новые и новые течения. Музыка комбинируется и так появляется симфонический металл, электронный pop, Metal&Jazz, Rap-core, Hard Rock&Folk Rock, электронный джаз.

6. Песни и тексты имеют большое значение

Песни описывают знакомые всем ситуации или даже опыт, который ты испытываешь прямо сейчас. Музыка даёт понимание, что ты не один, что любимый музыкант тоже пережил эти проблемы и испытал эти эмоции. Нужная песня с важной лирикой и хорошим ритмом всегда очень много значит для человека.

7. Музыка – универсальный язык

Мы можем не понимать слова иностранных песен, но все равно разделяем одни и те же эмоции, когда слышим подобные аккорды и мелодии, ощущаем, о чем эти песни на интуитивном уровне. Музыка – это мост между культурами. Это универсальный язык, который превосходит границы и связывает людей даже на расстоянии тысяч миль. Не зря при изучении других культур музыка является одной из ключевых частей учебной программы. Когда ты слышишь мажорный аккорд, ты воспринимаешь музыку как веселую, если слышишь минорный аккорд – музыка кажется грустной. Медленная песня заставит тебя ностальгировать или грустить, быстрый темп подбодрит – и вот тебе уже хочется танцевать в такт. И для этого не обязательно знать все языки мира – достаточно просто слушать музыку.

8. Музыка – вне времени

Независимо от того, насколько изменится наш мир, музыка будет продолжать рассказывать о том, что происходит вокруг нас. С музыкой мы можем погружаться в разные эпохи, чувствовать их настроения. Мы будем узнавать тысячи новых историй и соединять десятки различных направлений.

9. Музыка лечит

Музыка может излечить быстрее, чем кажется. Кажется, всегда есть песня для каждой эмоции, момента и дня. Песни могут лечить душу и помочь подняться на ноги, когда вы сломлены. Всегда есть та самая правильная песня, которая исцеляет. Но музыка лечит не только душу – она также помогает излечивать физические недуги, развиваться детям с неправильным развитием, возвращаться к жизни людям после перенесенных травм и сложных болезней.

10. Музыка помогает на время погрузиться в другой мир

Иногда всем нам хочется убежать и спрятаться от окружающего мира. Погрузиться в свои мысли, прочувствовать свои эмоции, танцевать с закрытыми глазами, полагаясь только на звук. Музыка покажет тебе любой мир, достаточно просто отдаться ей и позволить воображению рисовать картинки. Музыка помогает видеть реальность иначе: она способна подарить хорошее настроение даже в самый пасмурный день.

11. Музыка развивает образное мышление и эмпатию

Музыка отлично развивает творческие способности, ассоциативное мышление и воображение, позволяя представлять себе то, о чем поется в песне, видеть то, что слышишь. Также, музыка позволяет развивать в себе способность к сопереживанию, так как именно она показывает модель отношения человека к миру и людям, демонстрируя их эмоциональный опыт.

12. Музыка приносит хорошие новости каждый день

Практически ежедневно ты получаешь новости от любимых артистов, о их новых синглах или выступлениях, которые развлекают тебя и удовлетворяют информационный интерес.

13. Жить любимой музыкой – восхитительно!

Когда ты следуешь за тем, что любишь, постоянно открываешь для себя новых музыкантов, путешествуешь в разные страны, чтобы послушать любимых исполнителей, находишься в ритме со своей музыкой – это никогда не наскучит, ведь музыка наполняет жизнь радостью и эмоциями. #LiveYourMusic! Живи любимой музыкой!

Ссылка на основную публикацию