Вред и польза телевизора для детей

О вреде и пользе телевизора для ребенка
статья на тему

Как влияет телевизор на развитие и здоровье ребенка и в каком возрасте ребенку можно смотреть телевизор.

Скачать:

ВложениеРазмер
o_vrede_i_polze_televizora_dlya_rebenka_dlya_por.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

О вреде и пользе телевизора для ребенка.

В каждом доме есть телевизор, и часто не один, а несколько. Его используют в семье как средство развлечения и получения информации. Но с появлением в доме ребенка многие родители задаются вопросами: как влияет телевизор на развитие и здоровье ребенка? В каком возрасте ребенку можно смотреть телевизор?

Отрицательное влияние телевизора на ребенка

Телевизор вреден для глаз.

Для того, чтобы получить цельную картину, человеческий глаз скачкообразно «сканирует» предмет/образ по кускам, останавливаясь на каждом фрагменте на 0,2-0,6 с (такие скачки называют саккадами). Чем больше саккад в единицу времени, тем больше тренируются и развиваются глазные мышцы. Причем этот процесс формируется и тренируется по мере роста и развития ребенка (движениями глаза управляет человеческий интерес, мы смотрим на образы по определенной схеме – например, при взгляде на картину автоматически фокусируемся на переднем плане, в портрете глаза фиксируем в первую очередь на лице и т.д.).

Картинка в ТВ не является цельной – это набор быстросменяющихся картинок со скоростью 25 кадров в секунду. В таких условиях глаз не может иметь картинку в качестве опоры – она постоянно сменяется, прежде чем глаз успевает ее зафиксировать. К тому же при просмотре исчезают аккомодационные движения глазных мышц для смены фокусировки (смена фокуса «ближнее-дальнее», как в объемной картине в жизни). В итоге глаза ленятся, возникает характерный «телевзгляд» – оцепеневшее выражение лица, неподвижные глаза, которые моргают реже обычного. Вспомните выражение лиц у детей, неподвижно застывших у экрана.

Эксперимент, проведенный в 79-м году в США, показал, что у людей перед экраном ТВ глаза сокращают свою двигательную активность в 10 и более раз (за минут в среднем 5-7 саккад против 40-100 в обычной жизни).

Телевизор вреден для мозга и умственного развития.

Когда мозг спит или глаза закрыты, он генерирует альфа-колебания (которые можно регистрировать ЭЭГ), когда активен и бодрствует – бета-волны. Так вот, экспериментально было установлено, что при переходе, например, от чтения к просмотру ТВ бета-волны практически исчезают, уступая свое место альфа-волнам. Т.е. мозг при просмотре ТВ как бы засыпает.

Больше ТВ – меньше знаний. Как ни парадоксально, но результаты исследования в Германии показали, что во всех сферах, кроме спорта, знаний у человека тем меньше, чем больше он смотрит телевизор

От просмотра телевизора страдает образное мышление, воображение. Исследования среди т.н. tv kids показали, что у детей, проводящих перед ТВ по 10 часов в день, «кора головного мозга подобна пустыне». Они страдают полной потерей воображения, некоторые не в состоянии воспроизвести на бумаге простые бытовые предметы, например, чашку. Мне также доводилось читать другие статьи, в которых говорилось, что сравнение рисунков и творчества детей показало, что фантазия детей, которые не смотрят ТВ или смотрят очень умеренно, развито лучше, чем у детей, которые смотрят ТВ регулярно и подолгу. Дети, получающие информацию в основном из ТВ, по просьбе изобразить некое сказочное существо просто воспроизводили готовый образ – героев мультиков. Телевизор превращает ребенка из творца в потребителя, неспособного создавать образы самостоятельно.

Заядлые телезрители хуже учатся в школе. Многочисленные исследования показывают, что, чем больше ребенок смотрит ТВ, тем хуже он справляется со сложными задачами, мыслит логически, рассуждает и анализирует. Так же обстоит дело и с чтением и усваиванием новой информации – дети, подсаженные на ТВ, хуже воспринимают печатный текст, не любят читать, особенно сложную литературу, неспособны читать активно, осмысливая и сопереживая.

Телевизор вреден для здоровья и физического развития.

В 1992 году американские исследователи задались вопросом, как просмотр ТВ влияет на обмен веществ в организме. Результаты исследования, проведенного среди 31 ребенка в возрасте 8-12 лет, оказались ошеломляющими: при просмотре ТВ организм расходует энергию на 14% меньше, чем в состоянии полного покоя.

Другое исследование показало, что зрители, смотревшие телевизор более 3 часов в день, страдали ожирением. Телевидение формирует вредные пищевые привычки у юных зрителей – начиная от рекламы всякой «дряни» (рекламируют же не брокколи и спаржу, а шоколадные батончики, чипсы, колу) и заканчивая формированием определенного образа жизни человека (люди в кино и сериалах показаны стройными и подтянутыми, несмотря на то, что едят по вечерам и т.д.)

Телевизор вреден для психики.

«Дефицит в полсекунды» . В повседневных ситуациях у человека есть какое-то небольшое время, чтобы успеть среагировать на изменение ситуации (будь то звонок телефона, общение в магазине или поведение на дороге). В ТВ зачастую из-за мгновенной смены планов эта естественная реакция человека теряется, он возвращается в стадию младенчества, когда у него нет ни представлений об окружающем мире, ни опыта реакции на смену обстоятельств.

Телевизор как наркотик. Здесь уже речь пойдет о рекламе и «клиповой» манере съемки. Физиология человека предполагает, что при резкой смене обстановки, неожиданном появлении нового предмета в поле зрения происходит мобилизация ресурсов, в мозгу срабатывает сигнал возможной тревоги. Тело человека приходит в состояние готовности убежать, атаковать, как-то отреагировать на потенциальную опасность. Происходит выброс гормона кортизола в организм. Этот припасенный природой на экстренный случай выброс «допинга» происходит и при просмотре ТВ, когда идет резкая смена плана. Но постоянный выброс кортизола вызывает привыкание, и тогда организм выбрасывает все больше и больше кортизола, чтобы привести организм в состояние боеготовности, то наступает своего рода «интоксикация», которая выражается в раздражительности, неконтролируемой агрессии, неспособности управлять своими эмоциями, постоянному стрессу. Знакомая картина, не правда ли?

Прочие негативные факторы:

  • телевизор как способ манипулирования сознанием (в настоящее время – основной инструмент масс-медиа и способ зомбировать сознание населения);
  • подавление естественных коммуникативных навыков человека;
  • телевизор – пожиратель времени (люди, которые часто смотрят телевизор, более дезорганизованы и не умеют управлять своим временем);
  • подмена реального мира нереальным (смотрите каждый день новости – и будете жить в убеждении, что живете в мире, в котором на каждом шагу катастрофы, убийцы и маньяки).

Теперь поговорим об особенностях детского организма и влиянии телевизора на развитие ребенка.

Детское восприятие мира и телевидение.

Детское развитие можно условно разделить на три основные фазы: 0-3, 4-10 и 11-18 лет.

Первая фаза (0-3 года) . В этот период ребенок получает основные, базовые представления об окружающем его мире. Он учится ползать, сидеть, стоять, ходить, бегать, прыгать, овладевает крупной и мелкой моторикой. Он учится смотреть, развивает пространственное восприятие (далеко-близко, высоко-низко, влево-вправо), учится слушать, различать образы, запахи, текстуры. В этот период формируются все основные нейронные связи в мозгу. Если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие связи не образуются.

В этом возрасте ребенок, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающий его мир интегрально, всем своим существом. Мы, взрослые, можем только мечтать о такой целостности восприятия. Мы умеем разделять реальное и нереальное, двумерное и трехмерное, расчленять объект на его составляющие – например, в музее мы видим (нас мало заботят окружающие звуки, нам неинтересно, чем пахнет картина, мы не рвемся ее полизать или пощупать), на концерте слышим, а при просмотре телевизора соотносим увиденное на экране с нашей памятью и опытом восприятия и т.д. Но ребенок воспринимает все совсем по-другому. Ему важна кинестетика в опыте, он запоминает новую информацию через движение, осязание. А теперь мы берем и отрываем его от целостного восприятия мира и даем ему движущуюся картинку – у нее нет никаких основных атрибутов, на которые опирается ребенок при изучении окружающего мира! Даже пространство в ней не трех-, а двумерно. Мир его опыта, его понимания окружающей среды разрывается надвое – есть его реальный опыт, а есть виртуальная среда, которую он воспринимает так же, как и реальную. Телевизор лишает его «осязаемого опыта», который является основой развития ребенка.

Вторая фаза (4-10 лет) . Если на первом этапе закладывался базис, то здесь все навыки и умения оттачиваются. Развивается мелкая моторика рук, координация, ловкость, развивается тонкая моторика, управляющая зрением (ребенок учится смотреть осмысленно, вычленять объекты интереса из картинки, выхватывать знакомые образы, фокусироваться на объекте и т.д.).

В этом возрасте также важно учитывать особенности детского восприятия. Ребенок постоянно стремится задавать вопросы или комментировать происходящее. Рядом с ребенком должен быть взрослый, который будет активным соучастником действия. ТВ-образы не должны подавлять ребенка – наоборот, ребенок должен овладеть ими, переосмысливая, творчески перерабатывая увиденное на экране телевизора. А для этого необходимо участие родителя. Дети не умеют критически переосмысливать увиденное на экране – напротив, они принимают все за чистую монету, стремятся вжиться в действо, слиться с ним в единое целое (это, кстати, справедливо не только для ТВ). Они по-прежнему не умеют отделять реальное от нереального – эта способность формируется постепенно и придет позже, ближе к третьему этапу. Они также не способны воспринимать сюжет как единый замысел, соединять в единую ткань разные сцены фильма или мультика – дети воспринимают увиденное на экране как совокупность отдельных образов.

Очевидно, отсюда следуют и рекомендации многих психологов о том, что просмотр ТВ, мультиков лучше начинать не ранее 3 лет.

Телевизор и речь ребенка.

Отдельно не могу не упомянуть о развитии речи. Так, например, такой феномен, как функциональная неграмотность – это уже массовое явление и проблема всей нации, и не в Африке, а в развитых странах Европы и США. А теперь давайте абстрагируемся от Германии и вспомним – а давно ли вы читали статью в интернете, в которой бы не было грамматических, а тем паче стилистических ошибок? А статьи или новости, написанные богатым, литературным русским языком, без злоупотребления жаргоном и американизмами? Я уже молчу о письменном языке большинства обывателей, обитателей интернета, которые не могут правильно писать элементарнейшие слова, не говоря уже о том, чтобы облечь эти слова в более-менее пристойную форму.

А вслед за литературным языком обескультуривается и речь, причем сначала у взрослых, а потом и у детей. Взрослые, под влиянием ТВ, говорят реже, более односложно, их речь становится более примитивной, словарь обедняется. А вслед за ними «немеют» и дети. Вслед за массовым проникновением ТВ обнаружились и такие проблемы, как увеличение количества детей с различными нарушениями речи, неспособность детей воспринимать речь на слух, у многих это проявляется в неспособности выполнять даже простые просьбы и инструкции. Ребенок устроен так, что и речь он может развивать только интегрально, через «живую» речь со взрослым, а не изолированно с экрана телевизора.

Правила обращения с ТВ- и видеоконтентом:

  • никакого ТВ, мультиков и прочего как минимум до 2 лет (здесь оговорюсь, что это означает не категоричный запрет, а то, что мы не показываем ничего целенаправленно и систематически. Ребенку доводилось уже пару смотреть по 5 минут футбол с папой и мультики на базе отдыха, но это исключения из правила. Еще одно исключение из правила – семейное видео с ребенком, недолго и только для оживления воспоминаний об интересных местах, поездках);
  • строгий отбор контента;
  • строгое дозирование по времени;
  • активный просмотр с родителями;
  • создание противовесов – заполнить жизнь ребенка прочими занятиями, которые окажутся интереснее, чем очередная передача по ТВ;
  • родительский пример.

Итак, до трех лет детям не рекомендуется смотреть телевизор. В возрасте 3-5 лет ребенку можно смотреть телевизор полчаса в день. В 5-8 лет можно смотреть телевизор по часу в день. В 8-12 лет по два часа в день. Взрослые должны следить за тем, чтобы ребенок смотрел телевизор столько времени, сколько не вредно для его возраста.

Ребёнок и телевизор: польза или вред

Помните фразу из одного замечательного мультика о том, что сейчас телевизор является лучшим другом человека? И действительно, в наше время сложно представить себе день, прожитый без телевидения и просмотра разнообразных передач и фильмов.

Кроме того, некоторые родители чуть ли не с пелёнок начинают знакомить детей с голубым экраном. Другие мамы и папы категорически запрещают малышу смотреть даже мультфильмы, беспокоясь об его психологическом здоровье.

Психологи осторожно комментируют подобные опасения, считая, что всего должно быть в меру. И в этом помогут чёткие представления о том, с какого возраста и сколько времени может смотреть телевизор ребёнок.

Польза телевидения для ребёнка

Просматривая каналы, можно обнаружить и действительно хорошие телепередачи, созданные специально для детской аудитории. Стоит ли их смотреть и в чём заключается возможный положительный эффект?

  1. Расширение кругозора. Двухлетки, редко выбирающиеся куда-то дальше песочницы, могут познакомиться с экзотическими животными, узнать о многообразии окружающего мира. Дети постарше сами с удовольствием подбирают программы о путешествиях и приключениях, которые, порой, интереснее обычных энциклопедий.
  2. Обогащение лексикона. Малыши впитывают информацию, словно губки, поэтому не стоит удивляться появлению в детском словарике как высокохудожественных слов, так и жаргонизмов. Правильный же подбор телевизионных передач помогает развить у ребёнка грамотную речь.
  3. Приобщение к историческим и литературным источникам. Подростки не всегда с энтузиазмом читают произведения классиков. Удачные экранизации помогут восполнить пробел в образовании, а наиболее яркие режиссёрские работы заставляют детей самостоятельно прочитывать и изучать книги без понукания и постоянного напоминания родителей и учителей.

Таким образом, нецелесообразно запрещать ребёнку смотреть телевизор. Но не стоит отмахиваться и от многочисленных неприятных последствий, к которым приводит постоянное сидение перед экраном.

Чем вреден телевизор?

Обычно вред телевидения для ребёнка заключается в чрезмерной продолжительности просмотра. Не секрет, что некоторым родителям гораздо проще занять детей телевизором, чем придумывать для них новые развлечения. Какие негативные моменты скрываются в излишнем увлечении ТВ?

  1. Телепередачи дают большую нагрузку на психическую и эмоциональную сферу ребёнка. Установлено, что чрезмерно увлечённые телевизором дети отличаются неустойчивой психикой, раздражительностью, обидчивостью. Кроме того, из-за неправильного расположения перед экраном снижается острота зрения.
  2. К сожалению, на многих телеканалах встречаются передачи и фильмы, изобилующие ненормативной лексикой, сценами насилия, эротики. Ребёнок, оставленный один на один с пультом, обязательно наткнётся на подобные нежелательные программы.
  3. Телевидение – это яркий мир, намного привлекательнее и интереснее обыденности. Судите сами, современные телешоу демонстрируют подросткам важность материальных благ, праздного образа жизни, быстрого успеха. Ребёнок формирует своё мировоззрение на основе глянца и гламура, не в силах противостоять яркой обложке.

Не следует забывать и о вреде малоподвижного образа жизни, к которому присоединяется ожирение. Дети, увлечённые происходящим на экране, не следят за объёмом съеденных порций. Врачи уже бьют тревогу из-за растущего числа маленьких толстяков.

Конечно, доводить ситуацию для тяжёлых случаев не стоит. Важно знать, с какого возраста разрешено смотреть телевизор малышам, сколько времени ребёнок может находиться перед экраном, какие передачи нужно включать детям и как можно контролировать отсмотренные передачи. Обо всём этом мы и поговорим дальше.

Сколько можно смотреть телевизор ребёнку?

Мнение учёных (физиологов, психологов, диетологов) однозначно – просмотр телевизионных передач в детском возрасте должен быть строго регламентирован. Особенно это относится к совсем маленьким или очень чувствительным ребятишкам.

Так, телевизор и грудничок несовместимы. Дети до года не должны смотреть телевизор, а если без этого не обойтись, важно ограничивать просмотр 15 минутами в сутки. В ином случае возможно ухудшение здоровья, появление задержек в речевом и эмоциональном развитии. Кстати, во Франции вообще запрещено производить телепередачи для детей младше 2-х лет, даже развивающие!

Детей младше 3-х лет лучше не приобщать к телевидению (это рекомендует Всемирная организация здравоохранения), но всё же допустимо показывать мультфильмы и специальные детские программы до 30 минут в день. Родителям обязательно нужно находиться в этот момент рядом, чтобы объяснить поступки персонажей и причинно-следственные связи. К 5 годам время увеличивается (до часа в день), а «репертуар» расширяется. Познавательные передачи принесут больше пользы, чем вреда.

На родительский вопрос, когда ребёнку разрешено смотреть телевизор, однозначный ответ дать нельзя. Идеальный вариант – жёсткое ограничение количества проведённого перед экраном времени до школьного возраста. Но и после исполнения 7 лет необходимо контролировать как продолжительность «сеанса», так и качество просмотренного материала.

Как правильно смотреть телевизор?

Расстояние от экрана до детских глаз – крайне важный показатель для нормального развития зрительной системы ребёнка. Чтобы рассмотреть изображение на экране, дети напрягают глаза. Это рефлективное действие, которое не зависит от детского сознания. При постоянных подобных нагрузках может появиться близорукость.

Чтобы предупредить проблемы со зрением, нужно правильно рассчитать расстояние до экрана. Чем больше в нём дюймов (сантиметров), тем дальше от телевизора должен находиться ребёнок. Минимальное расстояние – три метра.

Помимо этого, ребёнок должен смотреть на экран прямо. Дело в том, что когда малыш разглядывает происходящее в телевизоре снизу вверх, напрягаются не только глазные мышцы, но и шейная и позвоночная мускулатура. Нельзя разрешать ребёнку сидеть на полу перед телевизором, необходимо посадить его на стул, расположенный на определённом расстоянии. Не следует обольщаться и рекламой новомодных «плазм», которые якобы предохраняют зрение от перегрузок.

Важно следить и за освещённостью в помещении, не разрешая ребёнку просматривать телевизионные передачи в темноте или при приглушённом свете. Контраст между ярким экраном и тёмной комнатой может привести к головной боли, рези и красным глазам.

Контроль за ребёнком

Сегодня производители телевизионной продукции заботятся и о маленьких зрителях, предлагая им качественный детский контент. Цифровое телевидение предлагает специализированные каналы, которые в режиме нон-стоп транслируют мультики, детские фильмы и развивающие передачи.

Однако существует риск того, что ребёнок не захочет ограничиться только адресованным ему телеконтентом. Вот почему особенно актуальным становится вопрос контроля того, что будут смотреть дети, оставшись один на один с телевизором.

Совсем недавно на отечественном рынке появился детский пульт от компании «Орион». Он снабжён всего 10 кнопками, каждую из которых взрослые могут программировать на определённую частоту. Ребёнок подрастает, а вместе с ним меняется и перечень разрешённых телеканалов. Сначала там будут мультфильмы, а затем добавятся каналы о животных, природе и путешествиях.

Кроме того, можно и заблокировать нежелательные телеканалы. Это можно сделать самостоятельно, зайдя в меню (подробные инструкции есть в интернете), а можно обратиться в службу поддержки провайдера, указав, что именно вы хотите ограничить.

Как отучить ребёнка от телевизора?

Постоянный просмотр телевизора – уже сложившаяся привычка, от которой отучить ребёнка не так-то просто. Дети, привыкшие часто и подолгу сидеть перед голубым экраном, могут и не согласиться с родительскими доводами о вреде этого прибора. Какие существуют правила по отучению от телевизора?

  1. Самое главное правило – родители сами должны включать его очень и очень редко. Ребёнок перенимает привычки от мамы и папы, вот почему отучить его от просмотра мультиков и передач можно только отказавшись от них самому.
  2. Не следует воспринимать телевизор в качестве няни. К сожалению, многие мамочки считают это полезное приспособление своим главным помощником. Они надолго оставляют маленьких детей с включёнными мультиками, отправляясь готовить, прибирать, заниматься другими делами.
  3. Фоновый режим работы телевизора – не самый удачный выбор для родителей, желающих отучить ребёнка от чрезмерного увлечения голубым экраном. Нужно сразу же после просмотра мультфильма или передачи выключать электроприбор.

Итак, телевизор способен принести как пользу, так и вред в вопросе воспитания ребёнка. Главное для родителей – предупреждать возможные нежелательные последствия, ограничивая время нахождения детей перед экраном. Кроме того, нужно позаботиться и о правильном выборе телевизионных программ, мультиков и развивающих передач. И, конечно, следует помнить и о том, что никакой современный гаджет не заменит живого семейного общения, совместных прогулок на свежем воздухе и откровенных разговоров по душам!

Wellness Blog

Телевидение помогает нам быть в курсе событий, узнавать что-то новое и просто приятно проводить время дома. Просмотр детьми передач и мультфильмов нередко выручает родителей, занимая малышей на долгое время. Но так ли это полезно? Совместимы ли ребенок и телевизор?

Наверняка вам доводилось слышать, что некоторые мамы и папы категорически не поощряют такой досуг своих детей, но есть и те, кто не видит в нем ничего предосудительного. Тема влияния телевизора на развитие и здоровье ребенка достаточно спорная и, прежде чем делать выводы, стоит узнать об этом больше.

Сколько ребенку можно смотреть телевизор?

Можно ли смотреть телевизор детям и если да, то сколько? Ответ напрямую связан с возрастом вашего чада.

Дети от рождения до 1,5 лет

Конечно, мало кто включает телевизор грудным детям специально, но он может работать для фона или малыш в первые месяцы жизни смотрит его вместе с мамой. Иногда мультики используют как отвлекающий маневр, помогающий накормить капризного карапуза.

Если речь идет о ребенке до года, это абсолютно недопустимо. В таком возрасте детская психика слишком возбудима. От быстрой смены картинок и безадресных звуков со временем может развиться синдром дефицита внимания, также страдает зрение.

С 18-го месяца жизни допускается включение малышу детских передач или мультфильмов. Но продолжительность просмотра должна ограничиваться 15 минутами в день.

Дети в 2 года

Сколько можно смотреть телевизор ребенку в 2 года? В этом случае действует правило – чем меньше, тем лучше. Разрешать просмотр телепередач нужно строго дозировано.

Для двухлетнего малыша достаточно 20 минут за один сеанс. Таких просмотров можно делать несколько, но не более 3 в день.

Дети в 3-4 года

Нормальным считается, если ребенок в 3-4 года смотрит телевизор по 30 минут. После таких киносеансов обязательно должен следовать перерыв. Более 2 сеансов просмотра в день делать нежелательно.

Очень важно отслеживать не только продолжительность, но и смысл того, что смотрит ребенок. В этом возрасте он формирует для себя приемлемые модели поведения и взаимодействия с окружающими, поэтому мультфильмы не должны содержать сцены жестокости.

Дети в 5-6 лет

В 5-6 лет ребенок может смотреть телевизор по 40 минут подряд, 2 раза в день. Между сеансами обязателен перерыв.

Если ребенок уже пользуется компьютером, игры на нем должны входить в разрешенные часы общения с подобной техникой. Иными словами, общее время, уделяемое видеоиграм и просмотру телевизора, не должно превышать дневной лимит, установленный для данного возраста.

Дети в 7-10 лет

После 7 лет дети могут начинать смотреть ленты, продолжительностью около 1,5 часов. В день допускается один такой просмотр или несколько более коротких с перерывами между ними. Желательно, чтобы время, проводимое за компьютером и просмотром телевизора, не превышало 2 часов в день.

Дети в 11 лет и старше

Если ребенку 11 лет или больше, разрешенное время на просмотр телепередач – до 3-х часов. Также нужно лимитировать общение с компьютером – 1,5-2 часа в день.

Влияние телевизора на ребенка

Отрицать влияние телевизора на ребенка нельзя. Как надеются родители, он может узнать оттуда что-то новое и полезное. Но в большинстве случаев детей интересуют не познавательные телепередачи, а современные мультфильмы и развлекательные шоу, ценность которых весьма сомнительна.

К тому же, чрезмерное увлечение просмотром телевизора ведет к ряду неприятных последствий, таких как:

  • задержка речевого развитияу детей младшего возраста;
  • отсутствие заинтересованности занятиями, предполагающими приложение усилий;
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • сложности с восприятием информации на слух;
  • плохая память;
  • неразвитое абстрактное мышление;
  • нежелание читать.

На первый взгляд безобидное занятие может в будущем спровоцировать у вашего чада серьезные сложности с учебой. При частом просмотре телевизора в общении также возникают проблемы – дети не испытывают желания строить диалоги и взаимодействовать со сверстниками.

Вредно ли это?

Негативное влияние телевизора на развитие детей понятно, но на этом нежелательные последствия не заканчиваются. Систематическое отсутствие ограничений на его просмотр может нанести ощутимый вред здоровью ребенка.

Приведем несколько фактов в поддержку того, почему детям нельзя смотреть телевизор часто:

  • Если малыш привык кушать под телевизор, создается повышенная нагрузка на пищеварительный тракт, так как достаточное количество желудочного сока при таком приеме пищи не успевает вырабатываться. Кроме того, увлекшись, ребенок съедает больше чем нужно, что в сочетании с малоактивным досугом, ведет к набору лишнего веса.
  • Продолжительный просмотр телевизора, особенно в плохо освещенной комнате, перенапрягает глаза. Со временем у ребенка развивается близорукость и другие расстройства зрения.
  • Телевизор оказывает чрезмерную нагрузку на детскую нервную систему. Результатом становятся частые головные боли, быстрая утомляемость, нервозность.
  • Негативное влияние на мозг. Этот орган находится в развитии до 14 лет, и частый просмотр телевизора способен привести к угнетению работы некоторых его участков. Дети младшего возраста могут отставать в психическом и умственном развитии, а старшего – страдать от соматических расстройств (депрессия, бессонница, беспричинные боли).

Как отучить ребенка от часто просмотра телевизора?

Если вы заметили, что чадо слишком много времени уделяет просмотру телепередач, и вас это не устраивает, возникает вопрос – как отучить ребенка от телевизора? Одними запретами здесь не обойтись, нужно предложить альтернативу нежелательному досугу.

Подходящим занятием станет прослушивание аудиокниг, лепка из пластилина, рисование, настольные игры, прогулки на свежем воздухе, походы на реку летом. Многие дети любят проводить время с родителями, поэтому стоит чаще составлять им компанию в играх.

Важно проявить твердость в своем решении – следить за исполнением договоренности о допустимом времени просмотра ежедневно, не делая исключений. Будет полезен и личный пример. Если вы постоянно смотрите телепередачи, следует сократить время, проводимое за этим занятием.

Чтобы ребенку было проще справиться с соблазном, не ставьте телевизор в детской. Также нельзя включать его на кухне во время еды и оставлять работать для звукового фона.

Могут ли быть последствия?

Нередко в молодых семьях ребенок начинает смотреть телевизор уже в первый месяц жизни. Со временем у него формируется стойкая зависимость от такого досуга, ведущая к отставанию в развитии, проблемам со здоровьем и поведением.

Если это уже произошло, то задавшись вопросом о том, как отучить ребенка от телевизора, родители могут столкнуться с серьезными сложностями. При вводе ограничений у детей появляются истерики, поведение значительно ухудшается. Иногда справиться с такой ситуацией невозможно без помощи детского психолога.

Основные заблуждения

Возникновению запущенных случаев зависимости от телевизора у детей способствуют укоренившиеся в народе мифы. Наиболее известные из них:

  • Телевизор помогает малышам развиваться. Это не так. Научные исследования доказали, что дети до 2 лет не могут извлекать из увиденного на экране полезную информацию и применять ее на практике.
  • Просмотр телевизора в первые месяцы жизни улучшает сон. В действительности, привычка засыпать под него приводит к нарушению нормального цикла сна у детей.
  • Новорожденный не обращает внимания на телевизор. Хотя вы можете этого не замечать, но даже в месяц младенцы наблюдают за вспышками света и сменой картинок. Это вредно для нервной системы ребенка, которая еще не готова к таким нагрузкам.

Ребенок и телевизор – не лучшее сочетание. Малыши, особенно в возрасте до 2 лет, не должны бесконтрольно проводить время перед экраном. Но, даже разрешая посмотреть телевизор детям старшего возраста, не забывайте об ограничении времени. Поощрение полезного досуга ребенка, взамен телевидению и компьютерным играм, – вклад в его здоровье и будущее.

Вред телевизора для детей

Вред телевизора для детей заключается в его не­га­тив­ном вли­я­нии на раз­ви­тие мозга [1]. Хотя это может быть и не не­пос­ред­с­т­вен­ный эф­фект. Пос­коль­ку дети, про­во­дя­щие много вре­ме­ни перед эк­ра­ном те­ле­ви­зо­ра с ран­не­го дет­с­т­ва, менее под­виж­ны и не так об­щи­тель­ны [2]. А фи­зи­чес­кая ак­тив­ность [3] и со­ци­а­ли­за­ция [4] по­ло­жи­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на про­цес­се раз­ви­тия ре­бён­ка. Вот по­че­му ре­ко­мен­ду­ет­ся ис­поль­зо­вать тре­ни­ров­ки для де­тей. Ведь они по­мо­га­ют, как нор­ма­ли­зо­вать дви­га­тель­ную ак­тив­ность ре­бён­ка, так и помочь ему со­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся. Но вред те­ле­ви­зо­ра для детей может про­яв­лять­ся и в на­ру­ше­нии сна‒бодр­с­т­во­ва­ния. Пос­коль­ку си­ний свет мешает за­сы­пать. По­э­то­му перед сном те­ле­ви­зор не стоит смот­реть со­вер­шен­но точ­но!

На самом деле, вред телевизора про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в случае с деть­ми, но и в случае с по­жи­лы­ми людьми. Таким об­ра­зом, 28 фев­ра­ля 2019 года было опуб­ли­ко­ва­но ис­сле­до­ва­ние вли­я­ния те­ле­ви­зо­ра на по­жи­лых людей [5]. И ока­за­лось, что прос­мотр те­ле­ви­зо­ра более 3,5 часов в сутки не­га­тив­но ска­зы­ва­ет­ся и на их ког­ни­тив­ных спо­соб­нос­тях. Прав­да, ис­сле­до­ва­те­ли под­чёр­ки­ва­ют, что этот эф­фект может быть обус­лов­лен си­дя­чим и более уеди­нён­ным об­ра­зом жизни. При этом чрез­мер­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние перед те­ле­ви­зо­ром может быть не при­чи­ной, а след­с­т­ви­ем. То есть у людей ухуд­ша­ют­ся ког­ни­тив­ные фун­к­ции, и, как след­с­т­вие, они на­чи­на­ют боль­ше смот­реть те­ле­ви­зор.

Из всего сказанного выше следует сделать вы­вод, что про­во­дить перед те­ле­ви­зо­ром более 3-х часов в день не сле­ду­ет. Как не сле­ду­ет вести и уеди­нён­ный или си­дя­чий образ жизни. При этом стоит за­ме­тить, что ком­пью­тер­ные иг­ры, в от­но­ше­нии вли­я­ния на ког­ни­тив­ные фун­к­ции, по­ка­зы­ва­ют менее од­но­знач­ные ре­зуль­та­ты. Пос­коль­ку в по­жи­лом воз­рас­те они могут быть даже по­лез­ны. А в дет­с­т­ве и юно­шест­ве в уме­рен­ном ко­ли­чест­ве спо­соб­с­т­во­вать раз­ви­тию не­ко­то­рых ког­ни­тив­ных фун­к­ций. При этом боль­шое зна­че­ние ещё имеет диета [6], [7]. По­э­то­му ре­ко­мен­ду­ет­ся об­ра­тить вни­ма­ние на дет­с­кую ди­е­ту, ди­е­ту для муж­чин и ди­е­ту для жен­щин. Ведь они мо­гут быть по­лез­ны!

Вред телевизора

Вред телевизора для детей и под­рост­ков может также про­яв­лять­ся и в плохом пи­ще­вом по­ве­де­нии [8]. Пос­коль­ку люди, про­во­дя­щие много вре­ме­ни перед те­ле­ви­зо­ром, не­ред­ко за­е­да­ют его прос­мотр чип­са­ми, бул­ка­ми и про­чи­ми фаст­фу­да­ми. И это, не го­во­ря о том, что такое по­ве­де­ние ещё и соп­ро­вож­да­ет­ся си­дя­чим об­ра­зом жизни. След­с­т­ви­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ат­ро­фия ми­то­хонд­рий. А зна­че­ние ми­то­хонд­рий пе­ре­о­це­нить край­не сложно! Пос­коль­ку эти кле­точ­ные ор­га­нел­лы яв­ля­ют­ся ос­нов­ным анти­ок­си­дан­том. В то время как ок­си­да­тив­ный стресс не­га­тив­но вли­я­ет на сос­то­я­ние нер­в­ной сис­те­мы [9]. Таким об­ра­зом, спо­соб­с­т­вуя раз­ви­тию пси­хо­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний [10].

Не удивительно, что в таких условиях XXI век стал веком эпи­де­мии тре­вож­ных рас­стройств [11]. И ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют прямую кор­ре­ля­цию между время­пре­про­вож­де­ни­ем перед те­ле­ви­зо­ром и раз­ви­ти­ем за­бо­ле­ва­ний тре­вож­но­го спект­ра [12]. На что может ока­зы­вать вли­я­ние так же срав­не­ние себя с более ус­пеш­ны­ми людьми, ко­то­рых по­ка­зы­ва­ют сред­с­т­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции [13]. По­э­то­му не­об­хо­ди­мо конт­ро­ли­ро­вать, как то, сколь­ко вре­ме­ни ре­бё­нок про­во­дит перед те­ле­ви­зо­ром, так и то, какие пе­ре­да­чи он смот­рит. А луч­шим спо­со­бом вос­пи­та­ния яв­ля­ет­ся соб­с­т­вен­ный при­мер! По­э­то­му пред­ла­гать ре­бён­ку пойти за­нять­ся чем-то по­лез­ным, сидя на ди­ва­не перед те­ле­ви­зо­ром ‒ не луч­шая идея.

Специалисты объяснили, чем телевизор может навредить ребенку

Роспотребнадзор объяснил, чем вреден просмотр телевизора для детей, сообщает otvprim.ru.

“Телевизор есть в каждом доме. Взрослые смотрят различные телепередачи на кухне, в спальне. Вместе со взрослыми дети проводят время перед телевизором, смотря самые различные по содержанию передачи: новости, сериалы, шоу, а также имеют право на просмотр мультфильмов. Чаще всего взрослые не контролируют расстояние, с которого ребенок смотрит телевизор, освещение, время в течение которого ребенок сидит возле экрана. В основном, ребенок передвигается по комнате в процессе просмотра. Играя, он может расположиться непосредственно перед экраном. Сейчас дети даже развиваются при помощи специальных телевизионных программ. Но, по мнению ученых, телевизор сказывается неблагоприятно на здоровье ребенка и оказывает негативное влияние на его развитие”, – предостерегает ведомство на своем официальном сайте. Вот список неблагоприятных последствий:

  • Отрицательное влияние на органы зрения.
  • Просмотр телевизора способствует снижению зрения, цветоощущения.
  • Отрицательное воздействие на нервную систему.
  • Это и недоразвитие корковых отделов головного мозга, и развитие гиперактивности, нервного возбуждения. В отличие от взрослого организма, детский организм не отдыхает перед телевизором, а наоборот переутомляется.
  • Дети младшего возраста испытывают трудности с произношением звука. Задержка становления речи!
  • Нарушение общения, агрессивное поведение.
  • Телевидение может провоцировать развитие страхов, ночных кошмаров.
  • Ребенок может испытывать проблемы с моторикой.
  • Просмотр телевизора в неправильной позе может провести к нарушению осанки. Также у детей, часто просматривающих телевизор, отмечается недоразвитие мышечной массы.
  • Ребенок быстро привыкает к телевизору, постепенно начинает постоянно требовать включать его любимые программы. Это может перерасти в истерику.
  • Часто за просмотром телепередач дети перекусывают вредными продуктами, вследствие чего формируются неправильные пищевые привычки ведущие к повышению массы тела, заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
  • Вокруг работающего телевизора создаются электромагнитные поля, которые также оказывают негативное влияние на психическое и физиологическое развитие организма

В ходе исследований, проведенных в Европе,было доказано, что ненормированный просмотр телевизора, создает риск повышения уровня артериального давления у детей. Если сидеть у телевизора больше 2 часов в день, риск развития повышения артериального давления увеличивается на 30 %. Известно, что увеличение физической активности способно предотвратить эту патологию.

Роспотребнадзор объясняет, кому противопоказан просмотр телепередач:

  • Детям до 2 лет
  • Детям с нарушениями нервной системы в следствие стресса
  • Детям с нарушениями нервно-психического развития
  • Впечатлительным детям
  • Детям, недавно перенесшим операцию на глазах
  • Детям, имеющим серьезные заболевания глаз

Самое главное правило – это то, что просмотр телевизора ребенком должен происходить под контролем родителей. Ребенок должен просматривать любые телепередачи в присутствии родителей для того, чтобы просматриваемые программы были под контролем. Прежде чем включать телевизор ребенку, родители должны ознакомиться с сюжетом. Фильмы ужасов и мультфильмы с хаотичным сюжетом должны быть исключены.

В комнате должно быть нормальное освещение: не слишком светло, но и не слишком темно.

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок не смотрел телевизор сбоку. Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше 3 метров. Посадка должна быть удобная. Лежа, согнувшись в неудобных позах смотреть телевизор не рекомендуется.

Во время просмотра телевизора ребенку не стоит употреблять пищу. Если ребенок смотрит долгий фильм – делайте с ним физкультминутки, гимнастику для глаз.

Всемирная Организация здравоохранения (ВОЗ) установила свои требования к организации телепросмотра для детей:

Младенцы и ранний возраст – ЗАПРЕЩЕНО.

Дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день суммарно.

Младший школьный возраст (7-10 лет) – 30-50 минут в день.

Старшие школьные возраста (11-18 лет) – 1-3 часа в день.

Отучить своего ребенка от бесконечного просмотра телевизора можно соблюдая таким правилам:

  • Родители должны стараться не включать телевизор в присутствии ребенка.
  • Не включать телевизор в фоновом режиме.
  • Не включать телевизор пока занимаетесь с ребенком творчеством или он играет.
  • Если вы позволяете ребенку посмотреть мультфильм, договоритесь с ним заранее о том, что после окончания положенного времени, телевизор будет выключен.
  • Как можно больше времени проводите с ребенком на прогулке, занимайтесь спортом, посещайте различные творческие кружки и секции.

Просмотр телевизора в детском возрасте. Плюсы и минусы

Сложно уберечь детей от просмотра телевизора. Особенно, если родители сами любят его смотреть. В некоторых семьях телевизор включен даже тогда, когда его никто не смотрит. Многие родители любят использовать телевизор в качестве сиделки, потому что это очень удобно. Кроме этого, родители любят покупать различные видео для детей, которые, по словам производителей, положительно воздействуют на умственные навыки ребенка. Но как же на самом деле просмотр телевизора влияет на детей?

Вредное воздействие телевизора.

Большинство экспертов считают, что просмотр телевизора негативно сказывается на умственном развитии ребенка. В доказательство своих слов, они приводят следующие аргументы:

  • телевизор не несет никакой образовательной ценности детям в возрасте до 2 лет. Более того, он отнимает драгоценное время, которое ребенок должен тратить на разного рода активности: взаимодействие с другими людьми и игры. Дети учатся намного эффективнее, если они взаимодействуют с настоящими людьми и объектами, окружающими их. Телевизионная трансляция никогда не заменит этого.
  • телевизор забирает у ребенка время, которое он может потратить на развитие таких важных навыков, как: язык, креативность, моторику и социальность. Именно эти навыки активно развиваются в первые два года жизни малыша. Языковой навык, например, совсем не развивается при пассивном просмотре телевизора. Ребенок развивает свою речь через активное общение с другими людьми. Он слушает, что говорят вокруг и совмещает то, что слышит, с происходящими в реальной жизни вещами.
  • просмотр телевизора парализует разум ребенка, ограждая его от решения задач, размышлений и использования своего воображения.
  • телевизор забирает время, которое дети могут потратить на чтение. Дети дошкольного возраста, которые часто смотрят телевизор, имеют ослабленный интерес к чтению книг. В будущей жизни, скорее всего, развить его им уже не удастся.
  • результаты 20 летнего исследования показали, что дети, в детстве которых всегда присутствовал фоновый шум от телевизора, имеют ослабленное внимание.
  • частый просмотр телевизора в детском возрасте плохо сказывается на школьной успеваемости. Ребенок хуже концентрируется на словах учителя. Визуальный навык таких детей развит гораздо лучше, чем слуховой.
  • школьники, которые любят смотреть телевизор, как правило, хуже выполняют домашнее задание. Выполнение заданий с телевизором на заднем фоне способствует усвоению меньшего количества информации. Долгий просмотр телевизора перед сном снижает внимание ребенка на следующий день. В результате, это отрицательно сказывается на его успехах в школе.
  • другое долгосрочное исследование показало, что дети, которые смотрели телепрограммы или фильмы по 3 часа в день, склонны к эмоциональным проблемам к 7 годам. Дети, которых ограждали от просмотра телевизора, таких проблем не имеют. Что интересно, даже дети, которые много играли в видео игры, были лишены подобных проблем.
  • современные телепередачи, реклама и фильмы содержат элементы насилия, пропагандируют алкоголь, секс и наркотики. Это оказывает крайне негативное влияние на формирование характера ребенка. В этом возрасте дети очень впечатлительные и как губка впитывают все, что им преподносят. Дети, которые часто видят насилие в детстве, с возрастом начинают вести себя агрессивно. Телевизор учит их, что насилие — это способ решить ту или иную проблему. Допустим, когда они видят, как телевизионный герой бьет своего врага.
  • дети, которые много смотрят телевизор, часто имеют проблемы с лишним весом из-за недостатка активных игр и развлечений на свежем воздухе. Обычно, просмотр телевизора сопровождается употреблением какой-то вредной пищи: чипсы, сухарики, семечки и т. п. Дети очень подвержены влиянию рекламы. Представление газировки и шоколадок в хорошем свете только подогревает интерес ребенка к этим продуктам.
  • недавние исследования установили, что если дети проводят много времени перед экраном телевизора, их глазные артерии сужаются, что может привести к повышенному риску сердечно-сосудистых заболеваний.
  • еще одно исследование показало, что просмотр телевизора более 2 часов в день детьми от 2-10 лет на 30% увеличивает вероятность повышенного давления, по сравнению с теми детьми, кто проводил меньше времени перед телевизором. А недостаток физической активности повышает риск аж на 50%.
  • если дети до 6 лет проводят много времени перед телевизором, существенно замедляется развитие их мышечной системы. Даже если ваш ребенок не планирует стать звездой футбола, его физическое развитие очень важно, особенно, в ранние годы.

Польза от просмотра телевизора.

Некоторые специалисты, все-таки, верят в то, что телевизор не так вреден. Но при этом, они уточняют, что следует грамотно распределять время и избирательно относиться к тому, что смотрит ваш ребенок.

Некоторые телепрограммы, действительно, очень информативны и могут вдохновлять детей. Они могут быть более эффективны, чем книги или какие-то аудио материалы. Например, гораздо полезней один раз увидеть, как растет дерево или как приготовить пирог. Исследования показывают, что дети, которые смотрят образовательные передачи, лучше читают, по сравнению с детьми, которые таких передач не смотрели.

Информативные передачи приучают детей стремиться к знаниям в дальнейшей жизни. Допустим, если ребенок дошкольного возраста смотрит такие передачи, в будущем он также будет проявлять к ним интерес. Так дети учатся эффективно использовать телевизор.

Школьники, которые смотрели много образовательных передач, обычно, имеют лучшую успеваемость в школе. Они менее агрессивны и с каждым годом ценят учебу все больше.

Доказано, что просмотр мультфильмов оказывает обезболивающий эффект на ребенка. Таким образом, возможно, немного развлекательных передач не так уж и плохо для ребенка, который испытал сильный стресс или ударился.

Наконец, подумайте, чем мог бы заняться ваш ребенок, кроме просмотра телевизора. Отлично, если он почитает книгу, поиграет на свежем воздухе или просто поговорит с вами о чем-то важном. Но, если альтернативой является бесполезное сидение на одном месте, скука или конфликт со сверстниками, то просмотр телевизора будет боле предпочтительным вариантом.

Друзья, мы надеемся, что статья вам понравилась. Если это так, не забудьте поделиться ею с остальными! Всего вам хорошего и до скорых встреч!

Читайте также:  Арахисовая диета
Ссылка на основную публикацию