Помощники подросли

«Я не знал, кем стать, а после смены „Помощники спасателей“ решил пойти в пожарные!» Итоги второго потока столичного проекта для подростков

19 июля первые 250 выпускников пилотного проекта «Помощники спасателей» завершили обучение и получили сертификаты. Второй поток приступит к занятиям 29 июля и закончит их 23 августа. За лето участие в проекте смогут принять 500 воспитанников Центров поддержки семьи и детства Москвы в возрасте от 14 до 17 лет.

Организаторами проекта «Помощники спасателей» выступили центр занятости «Моя карьера», Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, а также столичный Департамент гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Основная задача учебной программы — не просто познакомить участников проекта с профессией спасателя, а привить им навыки самореализации, которые необходимы в современном обществе.

Первый поток был набран в конце июня. Учебная программа состояла из нескольких модулей. Обучение началось с того, что сотрудники АНО «Добродеи» провели со школьниками мотивационные тренинги и занятия, формирующие навыки командной работы. Следующий модуль — «Школа карьеры» — был посвящен успешным стратегиям на рынке труда. Специалисты центра «Моя карьера» помогли участникам проекта оценить свои ресурсы и поднять самооценку, научили правильно презентовать себя на рынке труда и рассказали о возможностях альтернативной занятости.

Не менее важным стал модуль «Формирование среды, основанной на ценностях». Преподаватели Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета беседовали с подростками об основополагающих принципах, на которых строятся человеческие взаимоотношения. На занятиях раскрывался глубинный смысл таких понятий, как «честность», «смелость», «терпение», обсуждались основы отношений внутри семьи.

В «Школе безопасности» инструкторы Всероссийского Студенческого Корпуса Спасателей объясняли и показывали, как нужно оказывать первую помощь, спасать утопающих, тушить пожары. Также школьники осваивали навыки работы на высоте на специальном модуле «Скалодром». Была предусмотрена и обширная экскурсионная программа. Участники проекта побывали на пожарно-спасательных станциях, где познакомились с современным оборудованием и экипировкой пожарных, увидели, как работают системы пожаротушения и предотвращения пожаров.

Ирина Швец, директор специализированного центра занятости «Моя карьера»:

«Благодаря нашему проекту молодые люди получили важнейшие знания и умения, которые помогут им грамотно действовать в самых разных экстремальных ситуациях. Теперь они будут знать, как нужно себя вести при пожаре или когда кто-то попадет в беду. Но главное даже не это. Проект направлен на то, чтобы научить подростков правильно оценивать жизненные ситуации, с которыми они могут столкнуться. Мы учим их успешно справляться с проблемами, самостоятельно находить пути их решения. И, конечно же, участникам проекта в будущем очень пригодятся полученные навыки конструктивного общения. Научившись находить общий язык с окружающими, они смогут правильно выстроить отношения и с будущими работодателями».

Учебная программа «Помощники спасателей» завершилась, как и положено, сдачей экзаменов. На Полигоне пожарных и спасателей ГКУ «Пожарно-спасательный центр» в Апаринках Московской области участники проекта смогли продемонстрировать, насколько хорошо они освоили новые знания. Школьники тушили очаги возгорания с помощью ручного пожарного ствола, оказывали первую помощь пострадавшим, спасали утопающих, преодолевали полосу препятствий. Профессионалы из МЧС высоко оценили навыки, полученные участниками проекта.

Вот как отзывается о своем участии в проекте Петр М., 17 лет: «Мне проще стало общаться с другими людьми, я научился принимать быстро и довольно правильное (с моей точки зрения) действие для решения проблем. Я стал более уравновешенным в плане эмоций: я научился их лучше контролировать».

Ангелина Р., 14 лет: «Мы плавали на лодке и спасали человека из воды. Это может пригодиться каждому».

Саша С., 14 лет, после участия в проекте «Помощники спасателей» выбрал, куда пойдет учиться: «Я никогда не думал о том, кем стать. Но сейчас я понимаю: я хочу быть пожарным-спасателем. Когда закончу школу, буду поступать в Академию МЧС».

Николай, 16 лет: «Я познакомился с замечательными людьми, нашёл друзей, прочувствовал счастье на уровне маленького ребёнка и приобрёл те знания, которые могу применить в жизни. Проект дал возможность ощутить эту опасно-красивую работу на себе, а все полученные знания, приобретенные на курсах и тренингах, оправдывают себя и очень ценны».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Консультация для родителей «Как воспитывать маленького помощника?»

Лариса Суслова
Консультация для родителей «Как воспитывать маленького помощника?»

Консультация для родителей

«КАК ВОСПИТЫВАТЬ МАЛЕНЬКОГО ПОМОЩНИКА

Мы привыкли к тому, что дети наводят дома хаос, раскидывают игрушки и не дают нам спокойно прибраться. В том, что малыш устраивает беспорядок, виноваты сами родители. Стоит всего лишь сменить тактику поведения, и вы не узнаете своего ребенка. 10 простых, но очень эффективных советов для умных мам.

1. Делайте вместе

Распространенная мамина фраза: «Иди, поиграй, пока я готовлю/убираюсь» – серьезная ошибка на пути воспитания настоящих помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посадите малыша рядом на кухне, дайте ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев, вытирании стола или пepeбирании гречневой крупы. Поставьте рядом с взрослой гладильной доской игрушечную и займитесь глажкой вместе.

Не разграничивайте домашние дела и общение с ребенком, а объединяйте эти процессы. Например, во время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые искали свое место, и, наконец, благодаря маленькому волшебнику, нашли.

2. Отмечайте успехи

Волшебные слова, которые работают как с детьми, так и с взрослыми: «Только ты можешь сделать это по-настоящему хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, малыш с радостью будет заниматься делом, в котором он отмечен как лучший из лучших.

3. Учитывайте характер

Старайтесь замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности и доверяйте ему выполнять именно те задачи, которые ему по душе. Одним детям нравятся глобальные работы – мытье пола или работы по уборке территории вокруг дома. Другим – требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек. Давайте каждому свое.

Скучные повседневные дела можно превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории отдельно взятой детской комнаты, мытье волшебных чашек и поиски клада в сумках с продуктами, принесенными мамой из магазина, – наверняка, таких приключений в жизни ваших детей еще не было.

5. Пусть помощь будет настоящей

Привлекайте ребенка к помощи там, где она вам действительно нужна, а не только чтобы занять или отвлечь его от шалостей.

6. Оставьте место для сюрприза

Дети любят делать родителям сюрпризы. Предоставьте им такую возможность, дав понять, как вас обрадует неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и застеленная постель станут для вас таким сюрпризом. Не скрывайте своей радости и не скупитесь на похвалу.

7. Не рассчитывайте на идеальное исполнение

Сразу ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем случае не ругайте его, даже если после уборки появился дополнительный мусор, который вам придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу.

8. Дайте разобраться самостоятельно

Если ребенок долго выполняет домашнюю работу:

– и уж тем более не ругайте.

Наберитесь терпения и дайте довести процесс до финиша. Иначе испуганный малыш в следующий раз откажется вам помогать, а самой маме придется всегда завершать инициативы ребенка: ведь в его голове не отложится тот факт, что любое начатое дело должно быть обязательно закончено.

9. Работа – не наказание

Домашний труд не должен быть наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил.

10. Не разделяйте обязанности на «женские» и «мужские»

И мальчики, и девочки должны уметь: мыть посуду, убирать свою комнату, пришивать пуговицы и даже забивать гвозди.

Консультация для родителей «Как воспитывать гиперактивного ребенка» Как воспитывать гиперактивного ребенка. Многие родители даже не знают, как справиться с гиперактивным ребенком, поэтому так необходимо придерживаться.

Консультация для родителей «Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний» «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ» Вам что-то надо от ребенка. Кому понравится каждый день слышать сотни приказов! Первым.

Консультация для родителей «Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА.

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Консультация для родителей «Как воспитать в ребёнке помощника?» Мы привыкли к тому, что дети наводят дома хаос, раскидывают игрушки и не дают нам спокойно прибраться. В том, что малыш устраивает беспорядок,.

Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность у детей» Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они.

Консультация для родителей «Как воспитывать труженика» Консультация для родителей. «Как воспитывать труженика» Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества.

Консультация для родителей «Как воспитывать у ребенка любовь к природе» Консультация для родителей”Как воспитывать у ребенка любовь к природе” Любовь к природе, определяется прежде всего действенным, бережным.

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота?» Мой город самый лучший на Земле… На всей огромной голубой Планете… Пусть он не так велик, сам по себе… Его любимей нет на целом свете….

Психологи назвали важные уроки, которые детям должны преподать родители, а не жизнь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ричард Брэнсон (Richard Branson), миллиардер и основатель Virgin Group, однажды сказал: «Если бы вы спросили всех людей на планете о том, кто дал им лучший совет в жизни, держу пари, ответ большинства был бы „мама“». Полагаем, что оставшиеся упомянули бы папу. Так чему же нужно научить детей, чтобы спустя много лет они с благодарностью вспоминали вас в своих интервью?

Мы в AdMe.ru уверены, что ваши дети вырастут достойными людьми, а для того чтобы они точно сказали вам спасибо за хорошее воспитание, возьмите на вооружение эти 9 важных уроков, которые никогда не поздно им преподать.

Читайте также:  Полезные свойства оливкового масла

1. Готовить еду

Джули Охана (Julie Ohana), социальный работник и кулинарный терапевт, убеждена: приготовление еды помогает выражать любовь и развивать навыки общения. Это чистейший акт альтруизма, который приносит счастье и чувство единения с людьми. Так почему бы не научить этому детей?

Тем более, узнавая, из чего готовятся блюда, ребенок быстрее поймет разницу между полезной и вредной едой, станет более осознанным в выборе продуктов и, возможно, на секунду задумается перед покупкой очередного гамбургера в компании друзей.

Джейми Оливер (Jamie Oliver) считает, что детей нужно привлекать к кулинарным делам с раннего возраста. Для того чтобы малыши полюбили готовить, начните с простых рецептов, разрешайте им трогать и нюхать продукты и, главное, не жалейте времени на разъяснения и уборку после подвигов юных шеф-поваров.

2. Проявлять ласку

Техасский психолог Карл Пикхардт (Carl Pickhardt) рассказывает, что многие дети, переходя в подростковый возраст (9–13 лет), отказываются от тактильных проявлений своих чувств, а иногда перестают и принимать их со стороны взрослых. Так они подчеркивают свою «взрослость», но при этом рискуют потерять бесценную способность к невербальной близости.

Можно помочь ребенку сохранить способность к физическому выражению эмоций. Для этого в переходном возрасте следует все так же выражать свою любовь прикосновениями, но в менее нежной форме. Похлопывания по плечу, массаж ног после тренировки, недолгие объятия при встрече — отличные варианты. Спустя время повзрослевший ребенок сможет вернуться к объятиям и поцелуям.

Умение тактильно проявлять свои чувства поможет ребенку в будущем создавать доверительные отношения с людьми, чувствовать себя более удовлетворенным и легче справляться со стрессом.

3. Зарабатывать деньги на удовольствия

Если вы желаете ребенку финансового благополучия, следует сделать 2 вещи: преподать ему основы финансовой грамотности и научить трудиться. Уже с 3 лет можно рассказывать малышу о том, что такое деньги, как они появляются в семье и почему нельзя купить все, что есть в магазине. При должном воспитании к 7 годам сформируются правильные установки, связанные с деньгами.

Прививать любовь к труду можно, прося их о помощи в мелких домашних делах, покупках, уходе за котом. При этом не стоит платить ребенку за помощь по дому. Кимберли Палмер (Kimberly Palmer), автор книг о материнстве, уверена: дети должны выполнять бытовые задания не из-за денег, а потому что они являются частью семьи и разделяют ее заботы.

В возрасте 10–14 лет, когда ребенок уже умеет трудиться и знает ценность денег, стоит помочь ему найти занятие, за которое он получит денежное вознаграждение. Это может быть помощь соседке, продажа собранной на даче клубники, несложные курьерские поручения. Заработанные деньги позволят ребенку почувствовать радость от финансовой независимости и обеспечат дальнейшее стремление к ней.

4. Быть счастливым в одиночестве

Психотерапевт и лектор Северо-Восточного университета США Эми Морин (Amy Morin) утверждает, что каждому человеку необходимо научиться проводить время в одиночестве. Эта практика повышает работоспособность, увеличивает креативность и спасает от психических расстройств. Человек, умеющий быть один, лучше чувствует свои потребности и потому более успешен в их удовлетворении.

Учиться с удовольствием проводить время в своей компании необходимо с ранних лет. Дети, которые могут пару часов обходиться без общения, развлекая себя самостоятельно, во взрослой жизни оказываются более независимыми и находят достойных спутников жизни, так как не цепляются за первого встречного, только чтобы не быть в одиночестве.

К тому же самостоятельные дети более творческие и инициативные, что является еще одним весомым аргументом за то, чтобы перестать придумывать ребенку тысячу и одно занятие и позволить ему сделать это самому.

5. Не стесняться быть настоящим

У совсем маленьких детей нет проблем с выражением себя. Они говорят и делают то, что чувствуют, не стараясь угодить или понравиться. Однако эти непосредственные малыши довольно быстро смекают: иногда выгоднее скрыть эмоции и «побыть хорошим», чтобы получить желаемое: вторую конфету, поход в кино или хорошее папино настроение.

За подавленными эмоциями следуют увлечения, как у других, не привлекающая внимание одежда, страх возразить учителю и боязнь нелепо станцевать на дискотеке в летнем лагере. Для того чтобы подростковый конформизм не перерос в полную потерю себя, родителям следует всегда быть открытыми к любым проявлениям настроения ребенка и принимать его разным.

Когда дети уверены в том, что негативные эмоции и странные желания не отдаляют их от близких людей, они и во взрослом возрасте сохраняют смелость в решениях и творческий подход к жизни.

6. Быстро адаптироваться к переменам

Если у малыша есть склонность все контролировать и желание знать наперед, что будет дальше, будет нелишним разговор о том, что неопределенность — это естественная часть жизни. Родителям нужно научить ребенка принимать жизненные перемены, не бояться непредсказуемых событий, быть готовым к приятным и не очень сюрпризам.

Позитивный взгляд на перемены и готовность к ним помогут ребенку в будущем быстро приспосабливаться к самым серьезным изменениям: переездам, сменам мест работы, расставаниям и новым отношениям. Легкое отношение к неожиданностям должно прививаться с детства, чтобы однажды закрытие любимого кафе возле дома не стало причиной депрессии.

7. Терпеть, чтобы получить больше

Терри Моффит (Terrie E. Moffitt), доктор психологических наук Университета Дьюка, предоставила результаты исследований, которые доказывают, что способность детей к самоконтролю в раннем возрасте влияет практически на все сферы жизни: от личного дохода до — представьте! — скорости старения.

Это подтверждает и небезызвестный стэнфордский зефирный эксперимент. Участвовашие в нем дети, которые преодолели искушение съесть лакомство сразу, чтобы получить впоследствии в 2 раза больше, показывали в дальнейшем более высокий уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью.

Если вы научите ребенка проявлять терпение в очередях и долгих прогулках, а также во время выполнения энергозатратных школьных заданий, то через пару десятков лет у вас будут все шансы гордиться его успехами. Объясните малышу, что большая мечта требует методичного и спокойного достижения маленьких целей, а иногда — элементарной способности подождать чуть дольше.

8. Заботиться о более слабых

Дети по умолчанию получают много внимания и заботы. Для безболезненного превращения из всеобщего маленького любимца во взрослого человека важно с раннего возраста учить ребенка тому, что можно не только принимать заботу, но и проявлять ее.

Постарайтесь найти кого-то, над кем малыш сможет взять шефство. Идеальным вариантом будет домашнее животное: кот, маленькая собачка, хомячок. Кормление Барсика и прогулки с Мухтаром будут с раннего возраста воспитывать в ребенке ответственность. Однако помощь родителей все-таки потребуется, чтобы ребенок не переутомился и не объявил протест.

Если в семье несколько детей, старший может ухаживать за младшими. Только не нужно радостно перекладывать на него уход за остальными детьми. Ребенок не должен выполнять родительские функции. От него требуются только забота, ласка и помощь маме в несложных делах по уходу за младшими детьми.

9. Следить за чистотой тела

Вопрос детской гигиены всегда стоит очень остро. Если младенца можно искупать без особых проблем, то с ребенком постарше, который умеет сопротивляться и убегать, дела обстоят сложнее. Тем не менее стоит проявить терпение и научить ребенка за собой ухаживать.

Очень важно не акцентировать внимание на дурном запахе («Не ребенок, а поросенок!») или грязных зубах («Не будешь чистить — сгниют!»), а сместить фокус в сторону удовольствия от водных процедур. Вкусная зубная паста, мультяшная щетка, яркие мягкие полотенца, шампунь с запахом шоколада, веселые купальные традиции — подобные вещи сделают так, что ребенок сам будет радостно бежать в ванную комнату.

Кроме того, нужно не только научить ребенка получать удовольствие от процесса, но и объяснить, почему важно хорошо пахнуть, рассказать о связи чистоплотности и уважения к окружающим. Тогда ваш малыш точно не превратится в очередного пахучего дядю из метро.

За какие бесценные уроки вы благодарны своим родителям?

Дети-помощники

В современном мире, где дети непрерывно развиваются и узнают намного больше новой информации, чем в свое время это делали их родители, существует риск перенасыщения жизненным опытом в столь малом возрасте. В годы юности наших бабушек, когда еще не существовало интернета, а телевидение было не столь развито, воспитание ребенка находилось на более высоком уровне.

Стоит ли нагружать ребенка еще и домашними делами, если он и так приходит из школы измученный и уставший? Многие родители чувствуют себя виноватыми, заставляя детей выполнять свои повседневные обязанности. Именно поэтому чашки от чая остаются не помытыми, постели не убранными, а мусор не вынесенным.

На самом же деле эксперты в воспитании детей утверждают, что приобщение ребенка к выполнению домашних обязанностей оказывает положительное влияние на их успех в будущем.

Перспективный ребенок

Работа по дому всегда была обязанностью взрослых, независимо от того, как те устали и хотят ли они этого вообще. Именно поэтому необходимо объяснить ребенку важность мытья посуды и тому подобных будничных вещей еще в детстве. Ведь тогда он с большей вероятностью приобретет понимание и привычку к домашним делам, когда повзрослеет.

Эксперты утверждают, что работа по дому жизненно важна для подрастающего члена общества. Дети должны учиться в раннем возрасте управляться с поставленными задачами — это подготовит их к совмещению профессиональной и семейной жизни.

Джули Литкотт-Хаймс, куратор в Стэнфордском университете и автор книги «Как воспитать взрослого» в своем выступлении на TED заявляет: «Ребенок, которого заставляют работать по дому (выносить мусор, самостоятельно стирать и прочее), осознает необходимость выполнения задачи для ощущения себя частью жизни семьи», — говорит она. — «Если ребенок не моет посуду — значит кто-то другой делает это за него. Таким образом он освобождается не только от работы, но и от понимания, что она должна быть выполнена и что каждый из нас должен внести свой вклад в семейный быт.

Также Джули Литкотт-Хаймс говорит, что дети, которые занимались домашними делами, становятся лучшими работниками, когда только начинают карьеру. И не одна она это утверждает.

Мартин Россманн, исследователь из Университета Миссисипи, провела эксперимент: она изучила данные, собранные за 25 лет, на предмет того, могут ли домашние дела, которые выполнялись детьми 3–4 лет, положительно повлиять на этих же людей в возрасте 20 лет.

В результате она обнаружила, что дети, которые помогали подметать во дворе и ухаживать за животными, имеют больше шансов построить успешную карьеру и отношения. Это также развило у них чувство сопереживания, как у взрослых.

Читайте также:  Польза и вред компьютерных игр

Правильное воспитание

«Поскольку наше общество активно прогрессирует, от собственных детей мы начинаем требовать всё меньшего», — говорит Николас Лонг, директор Центра эффективного воспитания детей в Арканзасской детской больнице. «Мы отправляем их учиться в другой город, а там они не знают, как постирать одежду, приготовить еду, даже поменять лампочку. Причина этому — желание сделать для наших детей как можно больше».

Именно поэтому вы должны отбросить чувство вины и разделить домашние обязанности между всеми членами семьи. Очень скоро вы убедитесь в правильности этого поступка, и ваш ребенок скажет вам спасибо.

Поручаете ли вы своим детям какие-либо домашние обязанности? Вспомните, чем по дому вы помагали своим родителям в счастливом детстве и какое отношение к домашним обязанностям было в вашей семье. Поделитесь полезной информацией с друзьями!

Маленький помощник
статья на тему

Подрастая, дети становятся помощниками для своих родителей. Но рвение к хозяйственным делам у всех просыпается в разное время. А у кого-то не просыпается и вовсе. Некоторые уже с детсадовского возраста сами моют за собой посуду, убирают игрушки и застилают кровать, а некоторые ленятся или просто забывают о том, что необходимо поддерживать чистоту. Что можно доверить ребенку в работе по дому? Как призвать ленивца к порядку?

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_zhe_perestat_delat_za_rebenka_to.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как же перестать делать за ребенка то, что он уже может сделать самостоятельно?

Знакома вам ситуация, когда мама регулярно будит подростка по утрам, да еще воюет с ним по этому поводу? Знакомы вам упреки сына или дочери: «Почему ты мне не . (не приготовила, не пришила, не напомнила)?» Если да, то вам пора постепенно, но неуклонно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавать их ему. Кроме того, у вашего ребенка обязательно должны быть домашние посильные обязанности. Как ни парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в собственном отрицательном опыте (конечно, если он не угрожает его жизни или здоровью). Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться самостоятельным. Не заставляйте ребенка делать то, что с вашей точки зрения кажется вам верным, нужным и необходимым для его благополучия. Предлагайте ему выбор (чем больше вариантов выбора, тем лучше). Пусть он сам принимает решение. Приучайте ребенка с дошкольного возраста оказывать посильную помощь маме (папе, бабушке, тете и т.д..). Расспрашивая о том, что было нового в детском саду, интересуйтесь не только проблемами и успехами ребенка, но и его друзей. Если ваш ребенок внимателен к заботам и нуждам своих родных и друзей, откликается на первый их зов, – значит, эгоизм его не затронул, и вы имеете шанс воспитать человека, который будет вашей надежной опорой в старости.

На личном примере

Назвать конкретный возраст, в котором ребенка можно привлекать к работе по дому, нельзя. Как правило, это зависит от того, насколько чистоплотны сами родители и насколько восприимчиво к окружающему миру чадо. Ведь психика большинства детей напоминает губку, способную легко и быстро все в себя впитывать. Поэтому если родители сами являются аккуратными в быту людьми, то и ребенок начнет со временем брать с них пример. Глядя на то, как мама и папа застилают свою кровать, моют за собой посуду, чистят обувь, стирают и убираются, дети стараются выполнять то же самое и даже просят доверить им какое-то дело. В этом случае родителям остается только радоваться подрастающим помощникам. Но бывает и так, что и мама, и папа опрятны, а чадо регулярно «наводит беспорядок» и не желает потом его устранять. То есть пример перед глазами есть, но ребенок ему не следует. Это говорит о лености, которая является либо врожденной, либо при обретенной в процессе воспитания. Обычно подобная лень становится следствием того, что с раннего детства родители баловали своего малыша. И тот, привыкнув к тому, что является предметом всеобщего обожания, что никто не предъявляет ему требований, начинает капризничать, когда его пытаются призвать к порядку. И здесь уже вина самих родителей, которые всего лишь пожинают плоды своего “труда».

Борьба с ленивцами

Приструнить не в меру избалованное чадо сложно, но реально. Особенно в том случае, если в доме есть еще один ребенок, который в отличие от своего ленивого собрата помогает родителям. Поощряя своего помощника, вы заставите ленивца задуматься, а в дальнейшем и перейти к делу. Если же у вас один или даже два ленивца в доме, вы можете простимулировать их тем, что, например, после генеральной уборки попьете чай с пирожными, а их не угостите, приведя в качестве аргумента пословицу «Кто не работает, тот не ест».

Еще одним вариантом является игнорирование бес порядка в комнате ребенка. Ведь как обычно происходит: родители просят ребенка убраться в своей комнате, но, так и не дождавшись, это го, сами наводят Порядок’. Если хотите, чтобы ребенок сам начал прибирать в своей комнате, просто обходите ее стороной, когда проводите генеральную уборку. Через некоторое время чадо пожалуется, что у него «ступить негде», требовательно попросит навести там чистоту. Отвечать следует так же, как ребенок отвечает сам на подобную просьбу с вашей стороны. Это заставит его задуматься и со временем перейдет в руководство к действию.

В том случае если ваше чадо проявляет инициативу и стремится выполнить какую-то работу по дому, не отказывайте – для него это будет только в радость. Начните с простого: введите график мытья посуды. Если у вас дома растут цветы, вы можете поручить ребенку поливать их, предварительно объяснив график полива и сказав, какое количество воды для этого необходимо. Наличие в доме собаки предполагает, что с ней кто-то обязан гулять. Почему бы этим «кем-то» не стать вашему маленькому помощнику? Скажите ему, сколько времени потребуется на прогулку и что за это время должен успеть сделать питомец.

Если во время стирки ребенок постоянно «торчит» с вами в ванной, демонстрируя неподдельный интерес и желание помочь, привлеките его к процессу. Покажите, как стирать, возьмите его руки в свои и стирайте вместе. Через некоторое время вы можете поставить для него – маленький тазик, доверив ребенку постирать носочки, платки, маечки и трусики. А – вот доверять утюг маленькому ребенку не стоит – это может быть чревато неприятными последствиями.

Подключаемся к уборке

Вы можете подключать свое хозяйственное чадо и к генеральной уборке, доверив ему веник и совок или влажную тряпочку, чтобы протереть мебель. Приучите ребенка регулярно наводить порядок в шкафу с его вещами. Первое время раскладывайте вместе с ним вещи по полочкам и по стопочкам, показывая, как лучше. Со временем ребенок начнет делать это сам и без лишних напоминаний.

Для того чтобы выработать какую-то общую систему совместного ведения домашнего хозяйства, вы можете составить график, согласно которому у ребенка будут постоянные обязанности. Например: понедельник – поливка цветов; вторник – мытье посуды; среда – легкая влажная уборка; четверг – наведение порядка в шкафу; пятница мытье посуды; суббота стирка. Повесьте подобное расписание на видное для ребенка место и если он будет его придерживаться, не забудьте время от времени вознаграждать чадо за участие в домашних делах. Но не переборщите, иначе рискуете потерять бескорыстного помощника, получив взамен расчетливого эгоиста, который поможет только в том случае, если будет вознагражден за свои “старания».

Ошибка многих родителей состоит не в том, что они очень хотят, дабы их дети учились (занимались спортом, играли на музыкальных инструментах, изучали иностранные языки, танцевали и т.д.), а в том, что они хотят этого вместо своих детей. Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо ему положенное – учиться, ухаживать за собой, помогать по дому некоторые родители встают на путь подкупа». Они соглашаются платить ребенку (деньгами, вещами, удовольствиями), если он будет делать то, что от него хотят.

Этот путь не только опасен в психологическом плане, но и малоэффективен. Обычно дело кончается тем, что претензии ребенка растут не по дням, а по часам.

Если вы замечаете, что у вашего ребенка эгоистические черты характера проявляются довольно часто, то задумайтесь над тем, предоставляете ли вы ему возможность проявлять заботу о других? Эгоизм – это черта характера, которая взращивается, лелеется и пестуется самими родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-развлечение по по художественному ручному труду «Гномики – маленькие помощники-рукодельники».(проводилось с детьми старшей логопедической группы).Образовательная область.

конспект интегрированого занятия по экологии в средней группе.

НОД развивает интерес к открытиям через исследовательскую деятельность; воспитывает чувство любви и сострадания ко всему живому, умение придти на помощь, показать красоту природы и проблемы ее загрязн.

Один из наиболее эффектных и зрелищных способов предоставления информации.

Консультации для родителей детей дошкольного возраста по темам: 1)воспитания у детей самостоятельности; 2)когда начинать приучать ребенка к труду; 3)когда и с чего начинать обучение грамоте.Возрастная.

Занятие, направленное на расширение представлений детей о хозяйственно – бытовом труде с использованием таблиц.

Что мешает нам растить детей помощниками: самые частые ошибки

«Дети не помогают! Их невозможно что-либо заставить делать! А может быть, и не надо заставлять?» — подобными проблемами и вопросами постоянно делятся мамы в соцсетях. Педагог и психолог Жанна Флинт, автор проекта «Семья как школа для родителей», считает, что понятие «трудовое воспитание» сегодня незаслуженно забыто, и очень зря. Жанна рассказала «Матронам», как растить детей помощниками.

Мама: не прислуга, а хозяйка

Жанна, почему вы обратились к такой теме? Сегодня самые частые запросы родителей на консультациях у психологов — школьные проблемы, компьютерная зависимость, отношения со сверстниками. А если ребенок ничего не делает по дому, чем тут может помочь психолог?

Тему подбросила сама жизнь. Когда я вышла замуж и появились дети, я не задумывалась о том, что надо специально учить их трудиться. Нам помогала няня, дома был порядок. Но когда дети стали подрастать, я стала замечать, что прошу дочек: «Заправьте постель», а они отвечают: «Придет няня и заправит». Или прошу убрать чашки со стола, а они в ответ: «Почему это должны делать мы?»

Мне это не нравилось, но расстаться с няней я была не готова и учить детей обходиться без нее — тоже.

А потом случилось одно событие: в знакомой семье неожиданно и нелепо погибла молодая мама, оставив мужа с пятью детьми до 8 лет. Эта смерть меня так потрясла, что я впервые серьезно задумалась: а что будет с нашими детьми, если мы неожиданно умрем? Как они будут жить, ведь они ни к чему не приучены? Именно тогда я окончательно избавилась от инфантильной иллюзии, что все должно сложиться как-то само собой, и появилась четкая цель — обучить детей жить без нас.

Именно тогда я сознательно отказалась от няни. Решила, что семья — это система, которая должна справляться со своими проблемами сама. А иначе я не смогу научить детей трудиться, у них не будет мотивации. Я не против няни принципиально, в первые годы без помощи мы бы действительно не справились. Но когда я решила приучать детей к самостоятельности, нам пришлось расстаться. Сейчас в нашей семье восемь детей, и мы справляемся без няни. Русская пословица «дочери 12 лет – маме дел нет» у нас исполнилась буквально. Мои старшие дочери (им 14 и 12 лет) умеют готовить, стирать, убирать ничуть не хуже, чем я.

Сейчас проблема «дети не помогают» актуальна для большинства мам. Они не только страдают без помощи детей, но и не знают, как детей к ней привлечь. И сколько мам, у которых наступило эмоциональное и физическое выгорание из-за отсутствия поддержки! Поскольку у меня уже был личный положительный опыт, я посчитала, что могу поделиться своим видением проблемы, теми наработками, которые помогли нашей семье, и придумала свой семейный проект.

Какие же лайфхаки помогли вам?

Я глубоко убеждена, что прежде чем говорить о лайфхаках, надо разобраться с теми ложными установками, которые мешают нам растить детей помощниками. Ведь все мы читали о разных приемах, системах поощрения, но далеко не у всех они работают.

Прежде всего, надо понять, что семья — это не одна женщина, которая тащит на себе детей и мужа. Это система, каждый член которой работает, у каждого свои задачи. Даже двухгодовалый малыш может свой памперс до мусорного ведра донести. А мама в этой системе занимает место не прислуги, старающейся всем угодить и все за всех сделать, а хозяйки. Она руководит, распределяет обязанности.

Последнюю беременность я семь месяцев пролежала, у меня ничего не болело, но не было сил, астения, возраст уже, 43 года. И все эти семь месяцев мы спокойно прожили, у нас нигде никаких сбоев не было. Потому что всю мою нагрузку мы разделили между девочками. При этом у нас нет какого-то надрыва, все происходит спокойно. Как-то я посчитала, сколько мои дети работают. Оказалось, что они работают очень мало, потому что участников труда много. Представьте, что пирог под названием «бытовой день семьи» делится на 8 частей, и получается, что никто не успевает устать, — вот в чем смысл. А сложив все, что делают дети в день, я насчитала, что одна потратила бы на это пять часов.

Украденное детство или стимул для развития

А дети не укоряют вас за то, что заставляете работать, нянчить младших?

Иногда укоряют, но меня это не смущает. Одна из дочек очень хорошо умеет ухаживать за младенцами. Иногда она может поворчать: «Я вынянчила всех младших». Я отвечаю, дескать, у тебя это хорошо получается, но ведь и остальные в семье тоже трудятся. Кто-то варил обеды, кто-то мыл пол, пока ты нянчила. Объясняю: посмотри, сколько ты всего умеешь! Это не минус твой, а плюс. Ты в свои двенадцать умеешь и знаешь про уход за детьми больше, чем я знала в тридцать. И это твой ресурс, который может потом пригодиться.

Тема «детям тяжело, мы крадем у них детство» сегодня самая распространенная ложная установка, мешающая воспитывать в детях трудолюбие. Многие мамы сомневаются, нужно ли настаивать, если дети отказываются помогать, и говорят, что им страшно давить на детей, они видят здесь психологическое насилие по отношению к ребенку. Но когда у мамы такое понимание проблемы, воспитать трудолюбие практически невозможно.

Стремление облегчить ребенку жизнь появилось не сегодня. Еще в 19 веке Достоевский писал в «Дневнике писателя», что есть дети, которых защищают от всех психологических и физических проблем, от любого вида труда. Он видел в этом угрозу для полноценного развития. А в наше время это явление приняло невероятные масштабы.

Когда мы сознательно создаем такую атмосферу, избавляя детей от всех трудностей, то тем самым останавливаем развитие ребенка. Условия, в которых нужно трудиться, преодолевать, создают пространство для роста. Поэтому если мы сомневаемся, надо ли учить ребенка трудиться, нам нужно понять, что трудности — это нормально.

Некоторые мамы считают, что не надо заставлять, вот вырастут, сами начнут помогать. Но я знаю всего два случая, когда у дочерей вдруг сама по себе в 16-17 лет проснулась сознательность. Не надо рассчитывать на то, что все произойдет само собой. Человеческий детеныш больше всех других нуждается в продолжительном обучении. Он ничего не умеет делать сам. Если мы не научим правильно мыть посуду, заправлять постель, он сам не научится. У любого процесса есть технология. Как чистить зубы, как надевать колготки, этому всему нужно учить.

Есть английская пословица: детей не надо воспитывать, все равно они будут похожи на нас. Когда я стала думать, что меня в ней смущает, то поняла, что копировать они нас будут в негативных проявлениях, а все хорошее редко передается само собой. Иначе как объяснить факт, что у миллионов трудолюбивых, самостоятельных, самодостаточных родителей — ленивые и ничего не умеющие дети?

Терпеть помощников

Когда мои дети были маленькими, я просто выходила из себя, если они пытались мне помогать. Разбитые чашки, разлитые ведра воды, кажется, после их «помощи» проблем становилось в разы больше…

Действительно, когда мы говорим, что у нас нет помощников, то надо задать себе вопрос, а почему у нас их нет? Оказывается, что учить детей сложно. «Да я лучше сделаю сама!» — говорит мама. У нас не хватает терпения терпеть помощников, когда они маленькие. Возникает желание все сделать самой. Просто, быстро и удобно. Получается замкнутый круг: не захотел терпеливо учить ребенка — потом все делаешь сам. Но мы должны понимать, зачем мы терпим. Просто так — бессмысленно. А когда ты воспитываешь в ребенке трудолюбие, ты получаешь самостоятельного ребенка, и тогда этот терпеливый труд становится очень значимым.

Важно помнить, что чему-то научить можно только в хорошем расположении духа. Когда я настроена на ребенка, готова подарить ему свое время, внимание, то меня не смущает ни его неловкость, ни его медлительность. Но когда я не настроена, тороплюсь, устала, — в эти моменты раздражает в ребенке все. Поэтому настрой очень важен. Если вы будете раздражены, то вы еще сильнее оттолкнете детей от любых видов труда.

Рутина великая и ужасная

С чего же начинать трудовое воспитание?

Надо и себе, и ребенку объяснить, что есть такое понятие — рутина. Это те повторяющиеся ежедневные бытовые действия, благодаря которым обеспечивается стабильность и порядок в семье. Каждый день мы готовим еду, моем посуду, убираем вещи. Надо объяснить детям, зачем каждый день делать одни и те же обязательные действия. Жизнь семьи устроена как система: если выпадает любой винтик, деталька, то вся система приходит в негодность. Если не будет рутины, этих повторяющихся действий, то начнется хаос, разруха. Не помоем вовремя посуду — очень скоро будет гора. Не сварим вовремя обед — все останутся голодными.

Коварна мысль, что от рутины можно избавиться. Это глубокое заблуждение. Рутина дает возможность не тратить лишнюю энергию на авралы. Когда мы выполняем определенные действия каждый день по чуть-чуть, но на всех фронтах, это делает атмосферу семьи стабильной, здоровой.

Наша задача — довести исполнение дела до автоматизма. Не стонать «ах, посуда», а за 15 минут — раз-раз! — и все помыть. Помните наших бабушек? Большую часть домашней работы они делали на ходу, как бы между прочим. Они не воспринимали любой вид труда как наказание, и у них было чисто, спокойно. Быт — это повседневные дела, которые не воспринимаются с отвращением, если ты понимаешь, как они делаются, и если они делаются ежедневно. Мы вообще на них не тратим эмоции!

Чтобы эта система заработала, нужно начать с нуля. Я учу детей тому, что каждое действие имеет определенный алгоритм. И мытье посуды, и стирка, и приготовление обеда. Даже если ребенку 12 лет, в первую очередь надо показать технологию. А если сказать «иди мой посуду», — конечно, он качественно не помоет. Нужно показать и постепенно довести действия до автоматизма.

Сейчас многие женщины жалуются на своих мам: «Меня так в детстве замучили уборкой, что я тряпку в руки взять не могу». Вы знакомы с такими случаями? Какими неправильными действиями можно оттолкнуть детей от труда?

Да, конечно. Но наших мам нельзя за это осуждать, только пожалеть. Они выросли в советское время, традиции были утеряны. Кроме той ошибки, которую вы назвали, как ни странно, очень распространена противоположная крайность. Мамы говорили дочкам: «Наработаешься еще. Твое главное дело — учиться, а помогать будешь потом».

Частая ошибка: мама требует от ребенка выполнения задания не по возрасту. Совсем маленькие дети могут что-то делать только в игровой форме, и требовать от них выполнения серьезных задач нельзя.

Очень распространенная ошибка — отсутствие благодарности. Мама видит результат труда, ребенок все сделал хорошо, но при этом она его не поощряет. Мы часто мысленно что-то отмечаем, но сказать вслух почему-то не всегда считаем нужным. Благодарность, положительная оценка очень важна для ребенка, да и для взрослого. Надо фиксировать внимание на результатах: «Посмотри, как у тебя стало уютно! Ты сделала быстрее сегодня!». Всегда подчеркивайте позитив.

Читайте также:  Поосторожней с жертвами
Ссылка на основную публикацию