Откуда берутся дети или разговоры с ребенком об ”этом”

Разговор с ребенком на тему “откуда он взялся”

Интересный и щекотливый вопрос

Однажды этот непростой вопрос обязательно задаст Вам любимый малыш…

Эти вопросы трудные только для нас взрослых. Для деток вопрос “Откуда берутся дети?” абсолютно естественен. И он совсем не отличается от желания узнать, где ночью спит солнце, почему на небе звезды, что тикает внутри часов или зачем кошке усы. Все эти детские “почему”, “отчего” и “зачем” – не что иное, как естественная любознательность и желание ребенка разобраться в устройстве мира, понять свое место в нем. Тут очень многое зависит от родителей. Если не сможем мягко, грамотно, без лжи и искажений ответить ребенку на “деликатные” вопросы – с раннего детства посеем в сознании крохи семена серьезных комплексов, страха, обиды и недоверия к родителям в будущем.

Наверное, с годами, нашим детям будет гораздо легче, чем нам обсуждать вопросы пола со своими малышами. Мы родились и выросли во времена ханжеских запретов и недомолвок. Немногие из современных родителей может похвастаться, что его мама или папа открыто разговаривали с взрослеющим чадом о появлении детей на свет и отношениях между мужчиной и женщиной. Отмахивались, отмалчивались, хитрили… А дети черпали информацию из дворовых разговорчиков и редких в то время взрослых книг, в которых они мало что смыслили. До сих пор помню, что в 10 лет сама искренне верила, что дети рождаются от поцелуя. Это приводило меня в ужас. А когда узнала правду от более взрослых подруг, испытала еще больший ужас и обжигающий стыд…

Сказки о капусте и аисте

Как тут поступить? С одной стороны, любящий родитель хочет вырастить своего малыша здоровым не только физически, но и нравственно, с другой, дать ему необходимые знания в вопросах пола. Как же отвечать на “трудные” вопросы, где та грань, которая отделяет половое воспитание от пошлости и безнравственности? С какого возраста начинать это самое воспитание? Очень емко говорит об этом психолог В.Леви: “Всю правду СРАЗУ нельзя. И прямо, грубо нельзя. И туманно нельзя. И слишком рано нельзя. И слишком поздно опасно…” Этим советом мы и воспользуемся.

Помните диалог из чудесной книги К.И. Чуковского “От 2 до 5”? “Папа, откуда я взялся?”. – “Тебя купили на рынке”. – “Да, но прежде, чем продавать, меня должен же был кто-то сделать!”. Где только не находили нас, детей, наши мамы и папы. Покупали на рынке или в специальных детских магазинах, получали от аиста или выискивали в капусте… Иногда мамы выпивали таблетки, и появлялись малыши… К счастью, большинство современных родителей понимают, что такой ответ, мягко говоря, неверен. Говоря словами всё того же Леви, “защищая детскую чистоту неуклюжими сказочками, на самом деле защищаем свою трусость”. Да-да, именно с себя мы должны начинать половое воспитание крох. Именно мы должны, наконец, понять, что любовь мужчины и женщины, рождение ребенка – это восхитительно, это, если хотите, Главный Смысл Жизни. Воспринимайте интерес детки спокойно и естественно, отвечайте без напряжения и смущения. Иначе малыш почувствует ваше замешательство и задаст себе вопрос: “А почему это мама так волнуется?” Может, не сейчас, может, через несколько лет, но задаст… Поэтому, будьте готовы к “трудным” вопросам маленького “почемучки”. Продумайте заранее, что и как вы будете говорить своему чаду, что бы его интерес не застал вас врасплох. И сказочку про аиста не забудьте рассказать. Но не выдавая за правду, а именно как сказку. Расскажите, что аиста всегда считали птицей, приносящей счастье. Не зря же его гнездо на крыше деревенского дома было символом удачи. А рождение ребенка у мамы и папы – это большое счастье! Вот и придумали люди красивую сказку о приносящем счастье аисте. Такой рассказ, во-первых, еще раз убедит малыша, что для мамы и папы он самый любимый, он – “счастье”, а во-вторых, поможет воспринять рассказы об аисте и капусте, как шутку, если кто-то другой попытается выдать их за правду.

Ступенечки развития

У деток интерес к половым вопросам появляется ступенчато. Совсем крошки начинают изучать анатомию с себя и близких. Они могут подолгу рассматривать свои ручки и ножки, отражение в зеркале, трогать мамино лицо. А мама помогает детке в изучении, поглаживает его и называет части тела. И здесь, с самого раннего детства, важно показать малышу, что все его части тела одинаково хороши, что среди них нет “неприличных”. При этом не так важно, будете ли вы употреблять медицинские термины, или произносить “детские” названия. Главное, выработать здоровое отношение крохи к себе и половым органам.

Когда ребенок становится старше, то он, что не все люди одинаковы. Он видит различия между мальчиками и девочками в детском саду или на пляже, а между мужчинами и женщинами – наблюдая дома за родителями. И это тоже абсолютно естественный этап развития. Расскажите крохе, что мужчины и женщины устроены по разному. Так задумала природа. Мальчики вырастут и станут мужчинами, а девочки – женщинами. Часто родители задают себе вопрос: “Можно ли ходить при ребенке обнаженным?” Однозначного ответа здесь нет. Все зависит от ваших семейных традиций. Придерживайтесь золотой середины. Не прикрывайтесь поспешно полотенцем, если карапуз увидел вас раздетым после душа или во время переодевания. Не давайте ему поводов считать наготу чем-то постыдным и неприличным. Но, вместе с тем, объясните, что тело человека принадлежит только ему самому. И выставлять его на всеобщее обозрение не принято.

Желание разобраться более детально в устройстве своего организма – будет следующим этапом взросления малыша. Юный естествоиспытатель непременно захочет узнать, почему кровь красная, зачем нужны нос и уши, и, конечно, откуда берутся дети.

Давай поговорим

Самый простой и верный путь для родителей – отвечать на вопросы по мере их поступления и не говорить ничего лишнего. Доверьтесь детской интуиции. Ребенок сам решит, когда и что он готов услышать и понять. Самый первый вопрос, который может быть задан малышом – откуда он взялся. Лучший ответ на него: “Тебя родила мама”. Можно добавить, что мама поехала в роддом, и там врачи помогли ей родить кроху. Обычно, детку этот ответ вполне устраивает. Но проходит немного времени, и он задает следующий вопрос: “А как ты меня родила?” Здесь, пожалуй, уже стоит рассказать более подробно. Например, так.

“Мама носила тебя в своем животике. У всех женщин в животике есть специальное место для ребеночка, которое называется “матка”. Там уютно и тепло, как в гнездышке. Сначала ты был крохотным, как муравей. Потом начал понемногу расти и стал похож на маленькую рыбку. Мама кушала всё самое вкусное (здесь можно перечислить любимые блюда малыша) и это попадало к тебе…” Если карапуз спросит, как попадало к нему то, что кушала мама, расскажите, что матка соединена с животиком специальной трубочкой – “пуповиной”. Через нее к малышу поступает все, что мама кушает и пьет. “Ты очень хорошо кушал и быстро подрастал. Мамин животик тоже рос. Мама носила специальную широкую одежду. Потом ты начал толкаться изнутри ножками и ручками, потому что тебе было скучно одному. А мама видела на своем животике бугорок, и угадывала вместе с папой – кулачок это или пяточка. Папа и мама ходили вместе гулять. Они очень любили тебя, хотели, что бы ты родился сильным и здоровым. Папа разговаривал с тобой через мамин животик, а мама пела тебе колыбельные песенки. Когда ты еще немного подрос, тебе стало тесно в мамином животике, и ты захотел выбраться наружу. Тогда мама поехала в роддом, и там врачи помогли ей достать тебя из животика.”

Стоит рассказать ребенку, как рады были мама и папа, бабушка и дедушка его появления. Вспомните, какие-нибудь смешные и понятные малышу случаи из своей беременности. Покажите одежду, в которой вы ходили, рассмотрите вместе фотографии. Если у вас есть фотография с УЗИ – тоже покажите ее крохе. Ваш рассказ должен быть эмоциональным, светлым. Малыш будет счастлив узнать, что вы с нетерпением ждали его рождения. Это будет еще одним подтверждением, что он любим.

Когда Вы ждете еще одного ребенка – это прекрасный повод поговорить с первенцем на тему рождения детей. Возьмите кроху с собой на УЗИ. Для него это будет незабываемым событием. Замечено, что у детишек, ждущих вместе с мамой и папой братика или сестричку, проявления ревности более сглаженные, чем у малышей, которым про пополнение в семье ничего не рассказывали. Конечно, можно обратить внимание ребенка и на беременную женщину на улице. А будущему мужчине нелишне будет узнать, что в транспорте будущей маме необходимо уступить место. Если рождение младенца ожидается в семье друзей, позвольте детке положить руку на живот будущей мамочки. Пусть он почувствует, как малыш возится внутри, окунется в атмосферу тепла, любви и радостного ожидания…

Очень уж естественно, что дальше ребенок захочет узнать, а как же он из животика выбрался наружу. И здесь вы тоже должны быть предельно честными. Никаких сказок про пупок и отговорок “я уже забыла”. И уж, конечно, совсем не стоит рассказывать, что маме разрезают живот и достают оттуда малыша, даже если ваш кроха появился на свет путем кесарева сечения. Одна моя подруга именно так и сказала пятилетней дочке. Когда девочке было лет восемь, и мама рассказала ей о происхождении детей более подробно, с использованием медицинского атласа и специальной терминологии, дочка призналась, что все эти годы очень боялась, что и ей тоже будут разрезать живот. Подумать только, какие ужасные переживания мы можем посеять в детских головках сами того не ведая! Поэтому, разумнее всего будет сказать, что ребенок при рождении проходит по так называемым “родовым путям” и через отверстие, специально для этого предназначенное, появляется на свет. Родовые пути так устроены, что могут растягиваться. Это помогает малышу родиться. Хорошими помощниками в таком рассказе могут стать специальные детские книги. Прежде купить такую книгу, просмотрите ее внимательно. Рисунки в книге должны быть понятными крохе, но не слишком откровенными. То же и с текстом. Рассматривайте книгу вместе с карапузом, отвечайте на его вопросы понятно и интересно. Если у вас живут кошка или собака, позвольте ребенку понаблюдать за процессом появления на свет маленьких домашних питомцев. Аккуратно проведите параллель между родами у животного и человека. Тем самым вы не только дадите малышу первоначальные знания физиологии, но и поможете осознать единство и схожесть всего живого в природе. Но будьте готовы к тому, что, при виде беременной женщины, кроха спросит, не котята ли у нее в животике.

Интересным и очень сложным может стать вопрос: “А как же я в животик попал?” На первом этапе ограничьтесь примерно таким ответом: “У мамы, как и у каждой женщины, в животике есть специальные клеточки “яйцеклетки”. Из них и начинает расти малютка”. Через некоторое время кроха поинтересуется, для чего нужен папа. Ответьте, что у папы тоже есть специальные клетки (сперматозоиды). Когда одна такая клеточка соединяется с маминой яйцеклеткой, из нее начинает развиваться малыш. Без папиной клеточки яйцеклетка расти не будет. Объясните крохе, что именно поэтому он похож одновременно и на маму, и на папу. Например, цвет глаз – папин, а волосы – мамины. Такой ответ надолго удовлетворит карапуза. Но после очередного витка развития, ребенок обязательно спросит: “Как папина клетка попадает к маме в животик?” Здесь можно, конечно, рассказывать о физиологических подробностях полового акта. Но надо ли? Время такому разговору придет чуть позже, ближе к подростковому возрасту. А пока уделите внимание духовной стороне вопроса. Скажите: “Мама и папа очень любят друг друга. Они очень хотели, что бы у них родился малыш. Ты же знаешь, что мама и папа спят вместе, в одной постели? Они крепко обняли друг друга, и папина клеточка “перебежала” в мамин животик через ту самую дырочку, откуда потом рождается ребенок”. Честно и ничего лишнего.

Многих мам и пап ставит в тупик вопрос ребенка “Что такое секс?” Расскажу одну невыдуманную историю, случившуюся с моими племянникми-тройняшками. В пять лет один из них пришел к папе с этим вопросом. Отец в замешательстве начал было что-то рассказывать, как вдруг второй брат закричал из соседней комнаты: “Не “секс”, а “сыкс”! Это – “шесть” по-английски!” Поэтому, прежде всего, стоит поинтересоваться, почему у ребенка возник подобный вопрос. Ответить же на него можно примерно так: “Секс – это когда женщина и мужчина друг друга любят. Бывает, что при этом у них рождается ребенок”. Сейчас большинство фильмов не обходится без эротических сцен. Возможности полностью оградить от них ребенка практически нет. Разве только совсем телевизор не включать, но и это не выход. И опять же, здесь важно не заострять внимание сына или дочки. А мы именно это и делаем, судорожно переключая телевизор на другой канал или выключая его вовсе. Скорее всего, малыш даже не обратит внимания на то, что происходит на экране. И если вы правильно подготовили почву грамотными рассказами, воспримет все естественно и без чрезмерной заинтересованности.

И заключающие напутствия! Не стесняйтесь демонстрировать перед малышом свою любовь и нежность друг к другу. Только положительный семейный опыт даст ему возможность, вырасти гармоничным человеком и создать уже свою счастливую семью. И основы доверительных отношений с ребенком, заложенные сегодня, еще не раз выручат вас завтра, когда сын или дочь шагнут в сложный “подростковый” возраст. А там вопросы будут гораздо сложнее…

Как рассказать ребёнку «про это», не травмируя его психику

Рассказывать детям о половых отношениях между мужчинами и женщинами в России до сих пор считается чем-то неприличным. Но психологи уверены: именно родители должны посвящать своих детей в вопросы сексуального развития. Как это сделать правильно? Давайте пошепчемся.

Почему ребёнок должен всё узнать от родителей?

Когда я пролистываю сайты или соц.сети, везде и всюду попадается реклама материалов «для взрослых». Сейчас найти информацию о сексе стало намного проще, чем когда-либо. Дети начитают пользоваться смартфонами и компьютерами ещё до того, как поступают в первый класс. И хотя родители всячески оберегают своих сыновей и дочек от пагубного влияния сети, полностью оградить ребёнка от сайтов «18+» практически невозможно.

Знаю одну пару, которая устанавливала на компьютере сына всевозможные блокировки, следила за всеми друзьями и т.д. Представьте, какой был шок у родителей, когда однажды они обнаружили, что их тринадцатилетний сын тайком посматривает порнографические ролики, используя для этого систему обхода блокировок.

Если вы ежедневно проверяете историю браузера на компьютере ребёнка и не находите ничего подозрительного, не расслабляйтесь – часто школьники учатся чистить историю просмотра сайтов куда лучше, чем их родители. Вспомните себя в детстве – наверняка вы или ваши друзья по двору прятали под кроватями картинки тематики «18+», а взрослые даже не подозревали это.

По статистике дети чаще всего начинают знакомство с роликами «18+» в 11 лет.

Но знакомство в интернете с информацией об интимной жизни может иметь последствия для детской психики. Кому-то такие картинки и видео могут нанести травму, и в будущем человек будет избегать близости с партнёрами, у него возникнут сексуальные комплексы. Другие же дети могут чрезмерно заинтересоваться увиденными материалами, а некоторые даже способны начать продавать свои интимные фотографии.

Одна моя знакомая признавалась, что в детстве увидела мужской журнал. После этого она стала стремиться побольше узнать о сексе, и даже уговаривала своего троюродного брата «попробовать, пока никто не видит».

Своевременный разговор с родителями об «этом» не только поможет детям научиться правильно относиться к информации о сексе, но и убережёт от возможного насилия и психологических травм. Вот только к такому разговору взрослым нужно подойти максимально ответственно.

Читайте также:  Основные ошибки молодоженов при планировании свадьбы

Как преподнести информацию в зависимости от возраста?

Психологи утверждают, что первые разговоры о половом развитии надо начинать с ребёнком 3-4 лет. В таком юном возрасте достаточно самых общих знаний. Если же вы решите завести разговор на тему «откуда берутся дети» с подростком, будьте готовы к тому, что он знает гораздо больше, чем вы думали.

Вне зависимости от возраста с ребёнком нужно разговаривать без стеснения. Даже трёхлетний малыш почувствует, если маме или папе стыдно. И такой разговор будет иметь негативные последствия – в детском сознании отложится, что секс является чем-то постыдным, грязным и неправильным.

Ребёнок трёх лет: рассказываем про тело

Первый этап полового воспитания – рассказать малышу, чем гениталии отличаются от других частей тела. В этом возрасте малыш просто не видит разницы. Нужно объяснить ему, что есть такие части тела, которые нельзя трогать посторонним людям. Нельзя придумывать непонятные названия для гениталий – старайтесь называть их общепринятыми анатомическими терминами.

Пятилетка: объясняем разницу между полами

В детском садике мальчики и девочки начинают интересоваться половыми различиями между ними. Они могут показывать друг другу свои гениталии, но такое «странное» поведение не является отклонением. Помню, что в детском садике многие так развлекались, когда рядом не было воспитателей. Если вы застукали своих детей за подобным занятием, ни в коем случае не устраивайте наказаний – так вы можете нанести непоправимый ущерб детской психике.

Пятилетнему малышу нужно учиться бережно относиться к себе и своему телу. Важно донести до него, что он не обязан подчиняться незнакомым взрослым. Часто дети относятся к старшим с уважением, поэтому боятся отказать дяде, просящему о чём-то непристойном. Внушите, что говорить «нет» — право каждого человека. Если малыш усвоит информацию, он не будет лёгкой добычей для насильников.

Также в этом возрасте обычно впервые звучит вопрос «Откуда берутся дети?». Отвечать на него нужно честно, но без лишних подробностей. Для начала достаточно сказать, что дети рождаются из животика мамы. Помочь родителям могут детские энциклопедии, где в картинках и схемах объясняется процесс деторождения.

Первоклассник: отвечаем на неудобные вопросы

В семь-восемь лет школьники всё чаще смотрят фильмы и мультфильмы, в которых демонстрируются романтические отношения. В этом возрасте могут возникнуть такие вопросы, как: «А когда вы с папой познакомились?», «А какой была ваша свадьба?» и т.д. Родителям нужно отвечать максимально честно – в 7 лет закладываются будущие представления о том, какой должна быть семья, и как должны складываться отношения между полами.

Пятиклашка: рассказываем, откуда берутся дети на самом деле

В этом возрасте пора посвящать детей в подробности деторождения. Девочке необходимо рассказать о менструации, поскольку она должна быть готова к тому, что однажды на её одежде появятся пятна крови. Первая менструация не должна стать шоком для неё. Мальчику следует рассказать о поллюции. Задача взрослых – объяснить, что происходящие в теле изменения совершенно нормальны.

Подросток: вопросы контрацепции

В Европе уроки сексуального воспитания являются обязательными в школах. Однако в России учителя всё ещё стараются избегать разговаривать с учениками на подобные темы. Но в подростковом возрасте у людей зачастую случаются первые половые контакты. Родителю необходимо объяснить подростку, для чего нужна контрацепция и где находятся границы допустимого при романтическом общении со сверстниками.

Разговаривая с подростком, можно делиться своими собственными эмоциями, переживанием и опытом. Подросток должен почувствовать, что с ним разговаривают на равных. В случае, если у него возникнут проблемы или вопросы, он обратится за советом к родителю, которому доверяет.

Если у мамы и папы не получается наладить доверительный контакт с сыном или дочкой, то можно попытаться провести беседу о контрацепции через других близких родственников.

Больший эффект имеют частные короткие разговоры, чем одна длительная беседа.

Советы психологов

Гармоничное и здоровое половое развитие возможно только в том случае, если тема секса в семье не была табуирована. Психологи советуют родителям, которые стесняются говорить об интимной жизни, попытаться вспомнить свои собственные сексуальные травмы и проработать их со специалистом. Часто комплексы передаются по наследству, и если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок в будущем столкнулся с теми же проблемами, что и у вас, работу нужно начинать с себя.

Если сложно рассказывать сыну или дочери о своём опыте, то можно обсудить тему секса на примере книг или кино. Не удивляйтесь, если ребёнок будет поддерживать беседу неохотно – обычно дети не разговаривают на подобные темы с взрослыми.

Следите за переменами в поведении детей. Апатия, панические атаки, ночные кошмары и т.д. – возможные признаки пережитого насилия. Многие дети не рассказывают взрослым о том, что столкнулись с педофилом. Причин такого замалчивания много – это и запугивание со стороны педофила, и страх заговорить с мамой на «грязные» темы.

О чём важно помнить, разговаривая с ребёнком о сексе?

Не надо перегибать палку, вдаваясь в натуралистические подробности. Ребёнок узнает обо всём в своё время. Но и не надо краснеть, объясняя, как происходит зачатие. Интимная жизнь является неотъемлемой частью человеческого существования, и в ней нет ничего постыдного. Она не должна существовать отдельно от любви и душевной близости – вы должны объяснить подростку, что секс является частью романтических отношений, не делая при этом и

х «грязными» или «мерзкими». Так вы настроите сына или дочку на создание гармоничных отношений.

Разговор о половом развитии предстоит всем родителям, которые хотят вырастить своих детей счастливыми и здоровыми. И начинать такие беседы можно уже тогда, когда ребёнок только учится разговаривать и делает первые шаги в познании мира.

Как объяснить ребенку откуда берутся дети

Комментарии пользователей

на днях видела видео как женщина в Омске кажется родила прямо у кассы в Магните)))) Вот как раз тот пример когда ребенка «купили» в магазине) Мне проще у меня было КС так и говорили что оттуда достали)))

Дочь спрашивала, откуда появляются дети только. Я говорила, что из живота. Тем более у меня кс, говорила, что оттуда и достают)) как там дети появляются, её пока не интересовало))

Я объяснила так. Когда мама с папой любят друг другу, то они женятся и папе боженька дарит волшебную семечку. Наш папа посадил эту семечку в пупок маме, потом из этой семечки растёт ребёнок, и когда ему уже не хватает там места то животик разрезают и вытаскивают его, а животик зашивают. У меня было кесарево, сын спросил где то года в 3 об этом, а потом когда братиком забеременнила, ещё раз эту историю рассказывала.

Ну вот моему 4, я тоже закончила рассказ “доктор рпзрезала животик’, он начал плакать, “мама, тебе больно же было” теперь вот часто именно это вспоминает и плачет.я поняла, что это моя ошибка.впечатлительный сильно

Я говорила что не больно, что сделали укольчик и было не больно.

Племянница 8 лет недавно говорит мне — А мне рассказали про секс! Я — И что же это? Она — А ты не знаешь? Я говорю — Нет. А она — Да я сама ничего не поняла, но что-то там про голых.)))))

Говорим, что Бог послал маленького крошечного человечка маме в животик и он там растет и развивается. Ну а дальше дочь сама сказала как он появляется на свет- из животика достает доктор, разрезав аккуратно. Дочке 6.5 лет. Младшей 3 и ее пока это вообще не интересует)

Скопировала себе в заметки рассказ о семечке)) хорошо написано) дочке 2,6… сейчас уже рассказываю ей, что скоро у нее будет сестренка, и что сейчас она у мамы в животике))

современным психологам самим нужен психолог, а лучше психиатр. Сколько знаю психологов- все идиоты с отклонениями. И потом, в нашем обществе дети очень быстро узнают все и во всех подробностях до того, как им объяснят все родители.

«Дочь в три года спросила: „Как я появилась?“ Я ей сказала, что пришла в аптеку, выбрала по каталогу самую лучшую девочку, мне дали таблеточку, а потом из животика появилась ты.

Приходит из садика, рыдает взахлёб. Говорит, что я её обманула. „Серёжа (мальчик из группы) сказал, что я появилась из писи“. На что я ей гордо продемонстрировала шрам от кесарева и сказала: „Это Серёжа из писи появился, а ты из животика“.

На следующий день рыдал уже Серёжа от несправедливости этого мира.»

Как правильно ответить, откуда берутся дети — подсказки для молодых мам и пап от специалистов и опытных родителей

Приходит время, когда ребенок начинает интересоваться, откуда появился он, его младший братик или сестренка. На столь деликатный вопрос родители предпочитают или вовсе не отвечать, или «отмахиваться» самыми популярными фразами: «нашли в капусте», «тебя нам принес аист», «ты еще до этого не дорос». Современные психологи уверены, что неправда, рассказанная родителями о рождении малышей, является одной из причин развития у ребенка недоверия к своим родителям.

Как правильно объяснить ребенку 3-6 лет, 6-10 лет и старше, откуда берутся дети — советы психологов и опытных родителей

Если ребенок заинтересовался вопросом, как рождаются дети, то он не отступит, пока не получит ответ. И ответить ему нужно правду, преподнесенную с учетом его возраста. Иначе он все равно докопается до истины, но узнает ее из других источников, которые не будут столь щепетильны в подобном вопросе как родители.

Варианты объяснения для детей 3-6 лет

Детям 3-6 лет нужно сказать правду, но не раскрывать всех подробностей. Можно рассказать, как папа и мама встретились друг с другом, как влюбились, а потом поженились. Мама забеременела, малыш жил девять месяцев в ее животике, а после родился.

На этом этапе необязательно объяснять все мелочи, потому что ребенок к ним не готов. Но правдивый ответ уже поможет установить доверительные отношения ребенка с родителями, с которыми он всегда сможет обсудить любой вопрос.

Педагог А. Соболева:

Говорить с ребенком о сексе надо на языке, соответствующему его возрасту. В 3, 4 или 5 лет на вопрос, откуда появляются дети, можно спокойно ответить: «Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, они вырастают у мамы под сердцем». Для самых маленьких это будет достаточно.

На вопрос «А как ребенок появляется на свет?» — ответьте: «У мамы внизу живота есть специальное отверстие, через него при помощи доктора малыш выбирается на свет». — «Я хочу посмотреть!» — говорит ребенок. — «А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать». Кстати, тут же неплохо было бы спросить, знает ли он, какие именно это места.

Следующий вопрос: «А как ребенок попадает к маме в живот?» Об этом, как правило, спрашивают более взрослые дети. Ответ: «У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются, и семечко от папы переходит к маме».

В возрасте 10-11 лет можно уже объяснить, как именно это происходит: «Когда мама и папа хотят иметь ребенка, потому что они любят друг друга, они нежно обнимаются и целуются, перед тем как заснуть, и тогда семя из папиного пениса через отверстие внизу маминого живота попадает внутрь ее организма. Так зарождается новая жизнь».

Психолог М. Хорс:

Я же считаю, что правильнее всего вводить в жизнь ребёнка такую информацию постепенно. Но при этом ни в коем случае не надо врать своим детям. Даже если Вы считаете, что говорить правду по данному вопросу неуместно, есть возможность говорить не всю правду сразу!

В сексуальном воспитании своих детей я придерживаюсь следующей схемы:

  1. Когда в 3-4 года дочки начали задавать вопросы на тему собственного происхождения, я говорил, что дети рождаются, если папа и мама любят друг друга – всё честно, ведь про секс часто так и говорят: «Давай займёмся любовью».
  2. Через пару лет я добавил информацию про то, что для рождения детей нужно не только любить друг друга, но еще и целоваться, тогда в животе у мамы появляется малыш – опять никакого вранья, действительно во время секса чаще всего целуются.
  3. На сегодняшний день (в возрасте 8 и 10 лет) мои дочки знают, что для появления детей, мужчина и женщина должны спать обнявшись в одной постели, целоваться, любить друг друга и очень хотеть ребёнка – всё чистая правда.
  4. На очереди сообщение, что обнимашки в постели приносят удовольствие и радость всем участникам процесса.

При таком подходе, мне будет гораздо проще дать им завершающий транш информации. И это не будет шоком для них.

Психолог Оксана Ямашкина:

Самое главное здесь — расслабиться и понять, что это абсолютно нормальный вопрос. Не стоит стесняться, надо сказать правду и не придумывать историй про капусту и аиста, иначе, узнав правду от других, ваш ребенок перестанет вам доверять. Не стоит расписывать процесс пошагово, достаточно сказать, что он растет «у мамы в животике» как результат любви родителей. Если вы смущаетесь, вам на помощь придут видеоролики и фото в Интернете. Они наглядно объяснят ребенку, как он появился на свет. Не стоит бояться их показывать.

Ирина, мать четырехлетней дочки:

У меня дочке 4 года и 3 месяца, спрашивала откуда она взялась. Я ей отвечала из маминого животика. Поначалу её этот ответ устраивал, но вот буквально вчера спрашивает, а откуда я в животике взялась. Я ответила — от папы.

Наталья, мать 2-х детей:

Первый раз Таня спросила года в 3-4. Я сказала, что папа и мама спят вместе под одним одеялом, и папа так любит маму, что у неё в животе поселяется малыш. Потом он рождается (вот это важно сказать, что он рождается, в этом возрасте вопрос КАК просто не возникнет. Просто потому, что он ещё неизвестен и не характерен для этого возраста). Но Таня задала другой вопрос, точнее ехидно подметила: «Что-то вы с папой спите-спите вместе, а никто у вас больше не рождается!»

Второй раз был буквально неделю-полторы назад… Сижу за компом, уже выключаю его. Таня на своём диване убирает карандаши. Папа уже лежит под одеялом. Собираемся спать. И тут:
— Мам, а как ребёнок из живота вылезает?
Я аж икать начала. Смотрю, Андрей в подушку вжался… То есть вопрос «как он туда попадает» мы решили не выяснять… Сразу к сути перешла девочка. Я говорю:
-А ты как думаешь?
-Я думаю, что через живот. Может через пупок?
-Ну, у кого-то и через живот, — говорю я.
Тут Таня делает довольное лицо и изрекает:
— Так я и знала!

Всё. Любопытство удовлетворено. Не надо бежать впереди паровоза и рассказывать подробности. Надо просто отвечать на вопросы, по возможности правдиво. Поскольку я ни про каких аистов рассказывать дочке не собираюсь, и никакую капусту в огороде тоже разводить не хочу, чуть позже я обязательно покажу ей книгу Роберта Ротенберга «Расти здоровым», где есть всё о человеке, о здоровье, о зачатии и рождении. Просто я подумала, что рассказать сейчас Тане о процессе рождения не могу. Она просто испугается. Не нужно этого знать девочке в 5 лет.

Читайте также:  Основные причины проблем в отношениях

Как ответить ребенку 6-10 лет?

В наши дни выпускают специальную просветительскую литературу, адаптированную для младшего школьного возраста (6 -10 лет). Именно эти книги или специальные детские энциклопедии стоит почитать и посмотреть с ребенком.

Нейропсихолог А. Ишина:

Давайте предположим, что вашему ребенку уже 6 лет, а вопросов о сексе он вам еще не задавал и интереса к данной проблеме вы у него не наблюдали. Может быть тогда и не стоит затрагивать эту скользкую тему, полагая, что до свадьбы он так и будет больше всего интересоваться мультяшками и собранием фантиков от жвачек? В конце концов, в школе будут уроки анатомии… Но до анатомии у вашего ребенка еще 8 лет учебы. А за эти годы ему такого сверстники расскажут… И потом урок есть урок: это лишь изложение каких-либо знаний на научном языке. А кто расскажет вашему ребенку о любви, нежности, возвышенности чувств? Кто объяснит, что в отличие от животных люди руководствуются в интимных отношениях не инстинктом, а чувствами? Поэтому в 6 лет надо спровоцировать разговор на данную тему самим. Как? Это чисто ваше творчество, вот, например, такой вариант:

«Как хорошо, что Дима и Света наконец поженились! Они так любят друг друга. Скоро у Светы вырастет живот, а потом оттуда появится маленький сыночек или дочка. Правда, здорово?» Далее беседа потечет сама собой, и вы ненавязчиво подтолкнете ребенка к теме, которая его рано или поздно заинтересует, а также выявите и скорректируете его знание по данному вопросу.

Детский психолог, психоаналитик Н.В. Богданова:

Рассказ может быть таким: «Когда мужчина и женщина любят друг друга, они решают жить вместе. У них появляется общий дом, который они обустраивают, создают уют. Вскоре они начинают подумывать о ребенке. Ты уже знаешь, что мужчина и женщина устроены по-разному и у них есть органы, которые называются половыми. Они и служат для того, чтобы у мамы и папы мог появиться ребенок. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они целуются и ласкают друг друга. Это им очень нравится, это приятно. Они хотят зачать ребенка, из папиного пениса исходит жидкость, в которой находится множество малюсеньких, подвижных «головастиков» — сперматозоидов. Эта жидкость попадает во влагалище (в маленькую щелочку мамы). В маминой матке, небольшом мешочке с толстыми стенками, находится круглая «клеточка» — яйцеклетка. Когда один из маленьких «головастиков» встречается с «клеточкой» мамы, они сливаются, из них появляется совсем маленький ребеночек, который в течение девяти месяцев растет у мамы в животе. Ему там уютно и безопасно. Когда ребенок готов появится на свет, он выходит наружу через щелочку в мамином теле, которая в это время становится шире, чтобы он мог через нее пройти».

Психолог Виктория Зиневич:

Что ответить? План ясен. Речь нужно подготовить заранее. Мы начинаем рассказывать малышу, что должны быть папа и мама, они должны быть очень счастливы, и если это так, то папа дает мамочке его семена в животик. Животик мамы уже подготовил свои семена, а когда эти два семени встречаются и дружат, то дальше в утробе матери строятся клеточки как из Lego. И когда придет нужное время мама идет к врачу и ребенок выходит наружу. Ну, это хотя бы правда, или какая-то часть ее.

Ребенок должен узнать о физиологических особенностях мужчины и женщины, о том, как складываются взаимоотношения между полами. Нужно рассказать сексе, о методах контрацепции, а также заболеваниях, передающихся половым путем. Эта тема присутствует в учебниках анатомии, но зачастую учителя либо избегают ее, либо дают на самостоятельное изучение.

Что надо сказать подростку?

Ребенку-подростку стоит рассказать не только о положительных сторонах интимной жизни, но об отрицательных. Не стоит забывать об ответственности, которую берет на себя человек, начиная интимную жизнь. Ранняя половая жизнь может привести к истощению молодого организма и бесплодию. Кроме того, она может привести к ранней нежелательной беременности, как следствие – раннему аборту и бесплодию.

Ребенку необходимо привить правильные моральные принципы, связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины, рассказать, к чему может привести смена половых партнеров, а также поговорить о священности брака, рождении детей в браке, о планировании своей семьи.

Также нужно поговорить с ребенком о его сексуальном здоровье. За этим термином скрывается не только забота о том, чтобы защитить себя от разных болезней, но и привитие правильного уважительного подхода к половым отношениям. Мальчикам нужно сформировать уважительное отношение к девочкам, ее желаниям и потребностям. Девочкам необходимо привить правильное представление о семье и материнстве. Главное — дать понять, что сексуальное здоровье напрямую зависит от сексуальной культуры.

Откуда берутся дети? — Разговор с ребенком

Откуда берутся дети? — Разговор с ребенком

Откуда берутся дети? Сегодня этот «детский» вопрос может показаться наивным и даже смешным. В наше продвинутое время физиологию зачатия и рождения человека подробнейшим образом можно изучить по обыкновенным школьным учебникам биологии. А ведь есть еще и специализированные издания, есть рубрики в газетах и журналах, телепередачи, посвященные этой теме, есть интернет, в конце концов. В общем, информации о деторождении в современном мире полным-полно, и, казалось бы, с этим вопросом всем все давно уже ясно.

Но это – обманчивое впечатление. Вся ясность мгновенно исчезает, когда подросшее чадо (прекрасно знающее, что нашли его не в капусте) во время очередного выяснения отношений с родителями вдруг бросает им в лицо: «А зачем вы меня рожали? Я вас об этом не просил». На это у родителей, как правило, бывает два варианта ответной реакции: либо просто – дать по шее своему, не в меру умному, отпрыску, либо… растерянно замолчать. Потому что ответить по существу просто нечего. Потому что за обычной подростковой бравадой и стремлением отстоять свое право на индивидуальность здесь кроется философско-этическая проблема, разрешить которую не поможет никакое, даже самое глубокое знание физиологических аспектов деторождения.

Человек рождается не по своей воле. Это понятно. Но если не кривить душой, родители никогда не могут быть абсолютно уверены в том, что именно сейчас, вот в этот самый момент, их слияние в любовном порыве обязательно даст начало новой человеческой жизни. То есть сказать, что человек родился по воле своих родителей, тоже было бы не совсем правильно.
И ни для кого не секрет, что дети вообще порой появляются на свет не благодаря, а вопреки родительскому желанию.

Получается, сам человек желания родиться не изъявлял, его папа и мама тоже, быть может, не хотели его рождения, а он все-таки родился и живет. Так что же, выходит, что его вызвала из небытия к жизни не чья-либо разумная воля, а какая-то нелепая случайность и общий автоматизм родовых процессов? В чем смысл его появления на земле? Ведь, как известно, жизнь прожить – не поле перейти: горя и страданий в ней гораздо больше, чем радости и праздников. Но в финале смерть все равно все перечеркнет, сведя конечный итог к круглому нулю.

И возмущение подростка, впервые осознавшего эту невеселую перспективу, вполне понятно. Вот только претензии он предъявляет явно не по адресу: «Папа и мама, зачем вы меня родили?». А они и сами толком не знают – зачем. Оно как-то так само получилось…

Откуда берутся дети? Детский вопрос… Но ведь дети – такие же люди, как и мы, только пока еще маленькие. Значит, нужно спросить по-другому – откуда берутся люди?
Кто мы. Откуда мы. Куда мы идем. И зачем вообще все это нужно?
На это в школьном учебнике биологии ответа нет.

Парадокс монашества

Для христианина семья, материнство и деторождение являются безусловными ценностями. Новый Завет предлагает очень возвышенное учение о браке, где метафизическое единение мужа и жены уподобляется ни много ни мало – единству Христа и Церкви. А насчет детей в Ветхом Завете вроде бы есть прямое указание Бога «плодитесь и размножайтесь», чего же еще голову ломать! Есть заповедь – плодиться, вот люди и плодятся, все вроде бы понятно.

Но тут, как может показаться, мы сталкиваемся с некоторым противоречием. Дело в том, что Христос, (давший своим ученикам не только заповеди, но и пример безукоризненного следования этим заповедям), в брак, как известно, не вступал и потомства после себя не оставил. Лучшие из его последователей, цвет христианства – монахи, сделавшие жизнь по заповедям главным и единственным смыслом своего существования, также проигнорировали призыв «плодитесь и размножайтесь». Но зато во все времена порой случалось так, что даже самые распоследние безбожники и негодяи благополучно плодились и размножались, хотя меньше всего при этом думали об исполнении воли Божией. Так неужели величайшие христианские святые принципиально отказывались исполнять заповедь Божию, оказавшуюся доступной даже неблагочестивым людям?

Тушканчик ни в чем не виноват

Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Эти удивительные слова стали самым первым обращением Создателя к сотворенным людям и действительно, исполнялись человечеством во всех поколениях, независимо от отношения людей к Божественным определениям.

Но безоговорочно относить их к разряду заповедей было бы не совсем правильно. По мнению известного богослова прошлого столетия, доктора церковного права С. В. Троицкого заповедью эти Божьи слова не могут считаться по следующей причине: в библейском тексте буквально этими же словами Господь повелевает плодиться и размножаться всему сотворенному животному миру. Но всякая заповедь может быть воспринята лишь духовно свободной личностью – человеком или ангелом, но никак не животным.

В самом деле, животные ведь не нарушают заповедей и не исполняют их, они просто живут по законам своего естества. И заповеди «Не убий», «Не укради» и «Не прелюбодействуй», как, впрочем, и все остальные заповеди, на них не распространяются.

Поэтому довольно неправильно было бы обвинять крокодила в убийстве, белого медведя в воровстве, а тушканчика в прелюбодеянии. Но так же неправильно предполагать, будто человек мог получить одну общую заповедь с животными.

Слова «плодитесь и размножайтесь», по мнению Троицкого, были не заповедью, а благословением, которое как односторонний божественный творческий акт одинаково приложимо и к человеку, и к животным. Сходную трактовку этих слов из Книги Бытия предлагали авторитетные толкователи Священного Писания: святитель Иоанн Златоуст и Блаженный Августин.

Здесь важно знать, что Библия, говоря о благословении размножения человеку, не отделяет человека от животного мира. В этом месте (Быт 1:27-28) человек называется не мужчиной («иш») и женщиной («иша»), а словами, которые хотя и могут быть переведены как «мужчина» и «женщина», но обычно имеют другой смысл: самец («закар») и самка («нэкба»). То есть можно сказать, что осуществлением благословения размножения являются общие у человека с животным миром родовые органы и процессы.

При таком взгляде на проблему становится ясно, что преподобные отцы вовсе не пренебрегали заповедью. Они просто отказывались от реализации родового потенциала своей природы, который в известном смысле можно назвать животной стороной человеческого естества. Однако нельзя считать, будто отцы брезгливо относились к этой богоданной стороне. Как раз напротив, они порицали тех, кто гнушался браком и деторождением как чем-то нечистым и недостойным.
Священномученик Мефодий Патарский писал: «Кто тщательно изучит область свойственного человеку по природе, тот убедится, что не следует гнушаться деторождением».

И причиной отказа монахов от родовой жизни становится вовсе не ненависть к «семейным ценностям», а нечто совершенно иное…

Все, что осталось от Рая

Человек получил от Бога благословение на брак и рождение детей еще до грехопадения. И грех, введя в мир смерть, распад и страдание все же не смог уничтожить этих даров создателя. Блаженный Августин пишет: «Хотя данное супругам благословение брака – плодится и размножаться, и наполнять землю – остается и в преступивших, оно было дано еще до преступления, дабы явить, что рождение детей – к славе брака, а не в наказание за грех». По библейскому воззрению, разделяемому в основе всем человечеством, брак – это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами, не был осквернен грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа.

Ту же мысль можно увидеть и в богослужебных книгах православной Церкви: «Супружеский союз ни прародительским грехом, ниже потопом Ноевым разорися» (чин благословения супруг чад не имущих).

Благословение деторождения сохранилось, но в результате отпадения человека от Бога роковым образом изменились и сам человек, и окружающий его мир и отношения человека с этим миром. Великий Божий дар деторождения, который должен был стать для человека источником величайшей радости и полноты бытия, вдруг превратился для него в источник проблем и скорби.
Как это могло случиться, легко понять на примере нехитрой аналогии: предположим, мальчик увлекается лыжным спортом. Родители решили порадовать своего любимого сына и подарили ему на день рождения лыжи. Чудесные лыжи из углепластика, жутко дорогие, самой знаменитой фирмы, короче – именно те, о которых он и мечтал. Хороший ли это подарок? Конечно хороший! Но всю радость мальчика напрочь испортило непредвиденное обстоятельство: в результате глобального потепления, снег зимой так и не выпал. На улице вместо сугробов и веселой поземки – противный дождь, под ногами мерзкая слякоть. А в углу стоят прекрасные новые лыжи…
И выбор у мальчика совсем небогатый: либо все же рискнуть и опробовать свой подарок на тоненьком слое снега, который хоть и лег поверх грязи, но тут же прямо на глазах – тает. Либо… Либо – обломаться с лыжами, и идти играть в шахматы.

Примерно перед такой дилеммой и стоит человечество после грехопадения. Земля, над которой люди должны были владычествовать, начала приносить им терния и волчцы, рождение детей стало болезненным процессом. В мир вошла смерть и оказалось, что, по словам Псалмопевца: «…дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь».

Брак и деторождение, конечно же – не грех, вот только стоит ли в таких условиях плодиться и размножаться – большой вопрос. Именно об этом и говорит апостол Павел, когда предостерегает своих учеников: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль».

Но и скорби по плоти еще не самое грустное обстоятельство семейной жизни, гораздо печальнее то, что все беды и горести детей неизбежно ложатся тяжким грузом на сердце их родителей. А бед у людей, разучившихся любить Бога и друг друга, во все времена было предостаточно. Первая же попытка реализации благословения на рождение детей в мире, пораженном грехом, дала страшный результат: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их сын – его жертвой.

Убийца-изгнанник Каин, погибший Авель, и их несчастные родители… Так начиналась история человечества, потерявшего Рай в буквальном смысле и в своей душе. Можно долго говорить о ее продолжении и развитии, но это будет очень грустный рассказ.

И вот тут самое время вспомнить вопрос рефлексирующего подростка: «Зачем вы меня родили? Я об этом не просил». А в самом деле, не является ли деторождение в пораженном грехом мире всего лишь результатом безответственного родительского легкомыслия, граничащего с жестокостью? Ведь человек появляется на свет не по своей воле, выбора у него по понятным причинам нет. Но в праве ли родители делать этот выбор за него? Тем более, что, как уже говорилось, оно, вроде бы как – само все получается?

Читайте также:  Ошибки, которые мешают выйти замуж

Нет, конечно же, не в праве. Но дело в том, что они, ведь, и не делают этого выбора. Потому что, как это ни парадоксально, но жизнь новому человеку дают вовсе не они.

Служители рождения

В эпоху Просвещения европейские философы-деисты создали учение, в котором мир был представлен в виде некоего идеально устроенного механизма, запустив который однажды, Бог навсегда оставил Свое творение и удалился на покой. Именно такое понимание мирового устройства впоследствии и дало основание считать, будто рождение нового человека происходит автоматически, в силу законов природы. Достаточно физиологически здоровым родителям в определенный период соединиться, и пожалуйста – человек готов появиться на свет! Как говорил Козьма Прутков: щелкни кобылу в нос – она махнет хвостом.

Приблизительно так в современном мире и объясняется величайшая тайна бытия – зарождение новой человеческой жизни. Но мало кто знает, что подобную точку зрения еще семнадцать веков назад жестко раскритиковали отцы православной Церкви.

Мефодий Патарский в своем «Пире десяти дев» писал: «Может быть, кто-нибудь еще станет утверждать и найдет между людьми нерассудительными и неразумными мнение, будто плотяной покров души, насаждаемый людьми, образуется сам собою, без определения Божия; но, конечно, никто не поверит тому, кто стал бы учить, что вместе со смертным телом также насаждается и бессмертное существо души. Бессмертное и нестареющее вдыхает в нас один Вседержитель, и Он один есть Творец невидимого и негибнущего… Этот Творец всех людей есть Бог».

Дело в том, что в православном вероучении никогда не было ни тени сомнения в том, что Бог участвует во все делах сотворенного Им мира. И рождение каждого нового человека – результат сознательного творческого действия Создателя, а вовсе не какого-то родового автоматизма. По слову Мефодия Патарского, наши родители лишь предоставляют свою природу, обладающую благословением деторождения, «творческой силе Божией, которая, под покровом рождения распоряжаясь нашею природою, внутри невидимо облекает нас в человеческий образ, устрояя одеяния для душ». Мысль о том, что родители вольны рожать детей по своему желанию, святой Мефодий категорически отвергал, считая, что в таком случае «мы должны приписать и людям способность создавать людей». Так же говорит о деторождении и Климент Александрийский. В «Строматах» он писал, что само по себе рождение есть таинство творения, а потому «виновником рождения является лишь Бог, тогда как родители являются лишь служителями рождения».

Планирование семьи в Простоквашино

В одной из серий замечательного мультика о Простоквашино между Папой и Мамой происходит любопытный диалог:

Мы тут с дядей Федором посоветовались и решили, что нам совершенно необходимо где-то второго ребенка достать. Чтобы строгость снять и сердитость.
В ответ на это конструктивное предложение Мама испугано ойкает, а потом с металлом в голосе заявляет:
– Никогда!
В этой сказке решающее слово в вопросе планирования семьи остается за мамой. Но сказки сказками, а вот как оценить такую ситуацию с христианских позиций? И вообще, не является ли «планирование семьи» грехом?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, каким способом обычно достигается желаемый результат планирования. Ведь не только аборты, но и все противозачаточные средства абортивного действия Церковью безоговорочно осуждаются и приравниваются к убийству. Более того, «намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» – именно так, четко и внятно, выражена нормальная христианская позиция по этому поводу и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

И если помнить, что творение новых людей – дело Божие, то вопрос планировании семьи для православных христиан сводится к очень простой ситуации: по маловерию в Промысел Божий или по слабости здоровья мы, конечно, можем вопреки совести что-то там планировать, но только не нужно при этом думать, будто мы и в самом деле можем решать – родиться новому человеку на свет или нет.

Да, Бог милосерден. И, видя такое «планирование», Он вполне может считаться с ним, снисходя к человеческой слабости. Но уж если Господь решит, что супружеской паре пришла пора стать родителями, никакие ухищрения не смогут изменить этого Божьего определения. И тогда муж и жена оказываются поставлены перед гораздо более ответственным нравственным выбором: стать родителями нового человека, или – его убийцами…

Росток в вечность

Старая мудрость гласит, что человек за свою жизнь обязательно должен построить дом, родить сына и посадить дерево. Но если мы рассмотрим эту жизненную программу-минимум в свете христианского вероучения, то сразу же станет ясно, что состоит она из двух неравнозначных частей. Ведь даже самый навороченный особняк, окруженный целой рощей собственноручно посаженных деревьев, несопоставим с рождением ребенка. Да что там особняк – можно застроить небоскребами всю Сибирь, превратить Сахару в непроходимые джунгли и даже на Северном полюсе разбить яблоневые сады. Но и тогда весь этот архитектурно-ботанический сюрреализм окажется, по большому счету, сущим пустяком и безделицей по сравнению с подвигом самой обыкновенной мамочки, в муках рожающей своего малыша. Потому что и возведенные дома, и посаженные деревья, и все остальные дела рук человеческих целиком принадлежат этому миру, существуют лишь в категориях пространства-времени и рано или поздно исчезнут без следа, как будто их никогда и не было. Библия прямо говорит, что концом истории человечества будет глобальная катастрофа, когда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10).

И только новорожденный ребенок становится в этом обреченном мире семенем, прорастающим в вечность, за грань грядущей катастрофы. Потому что именно для вечности через папину и мамину природу его творит Сам Господь. По слову Климента Александрийского, родители становятся служителями этого творения. И наверное, важнейший смысл деторождения как раз и заключен в этом высоком призвании: стать со-творцами, сотрудниками Бога, создающего новых людей. Это участие в деле Божием – дар, полученный нами для достижения высокой цели: «Для чего все мы не происходим от земли, как Адам? Для того, чтобы рождение, воспитание и происхождение друг от друга привязывали нас друг к другу» (свт. Иоанн Златоуст).

Через рождение детей Господь дает нам возможность вырваться из железного кольца собственного эгоизма и научиться наконец жить не ради себя, а ради другого человека. А этот другой лежит себе в коляске и с любопытством разглядывает нас блестящими глазенками.

Он пока еще совсем маленький и беззащитный, он еще ничего не может сам, а мир вокруг такой огромный и непонятный… Сейчас он полностью доверяет нам. Но через какой-нибудь десяток с небольшим лет, став подростком, возможно, задаст все тот же вопрос: зачем вы меня родили? И мы, так же, как бесчисленные поколения родителей до нас, не будем знать – что на это ответить…
Но не нужно смущаться своим незнанием. Эти юношеские слова – не хамство и не бравада, это очень честный и правильный вопрос, только ответ на него может дать один лишь Господь, призвавший человека от небытия к бытию. И Он обязательно ответит, важно только не угасить в своем сердце это искреннее желание – узнать волю Божию о себе. Потому что Бог, уважая нашу свободу, не навязывает Себя людям и открывается лишь тем, кто стремится с Ним встретиться. И когда происходит эта встреча, все неразрешимые вопросы просто исчезают, растворившись в океане Божьей любви, ставшей для человека главным и окончательным ответом.

Зачем он появился на свет? Что ожидает его в будущем, и какими путями Господь поведет его по жизни? Все это сокрыто в глубине Божьего замысла о нем, и мы можем лишь благоговейно умолкнуть перед великой тайной творения – рождением нового человека.

Во сколько и как рассказать ребенку, откуда берутся дети – рекомендации по возрастам. Как объяснить сыну и дочке, откуда берутся дети

Вопрос «Как я появился на свет?» дети задают в среднем в 3-4 года. Притом для них это один из философских вопросов, такой же, как вопрос о том, что хорошо, а что плохо. Но если вопросы морали не вызывают у родителей негативных эмоций, то тема деторождения многих ставит в тупик.

Общие рекомендации

Оптимальный период для разговора – дошкольное детство. Как правило, дети именно в этот период сами задают насущный вопрос. Это этап максимального любопытства, любознательности, или возраст «почемучки».

Не стоит самим затевать первый разговор по этой теме, нужно дождаться инициативы ребенка. Материал усваивается тогда, когда он интересен, востребован. Начнете разговор раньше времени – вызовете скуку, усталость, раздражение и отвращение.

Итак, дождались, ребенок спросил о своем происхождении. Что делать дальше:

  • Не искать отговорок, отсрочек. Спросил – надо ответить. Тем более повторять вопрос дети могут каждый час и каждый день. Или наоборот, убедившись в некомпетентности и скрытности родителей, уйдут искать просвещение в другом месте.
  • Не пользуйтесь историями про капусту, аистов, магазин продажи детей и прочее. Рано или поздно вам придется рассказать правду, или ребенок узнает ее из другого источника. Но результат в обоих случаях одинаков: мама и папа обманули меня, им нельзя доверять, они соврали один раз и соврут снова, а еще меня учат, что врать нехорошо.
  • Говорите правду, но корректируйте ее в соответствии с возрастом ребенка. Например, дошкольнику необязательно знать внутреннее строение половых органов. А вот ученикам средних классов об этом можно и нужно рассказывать как дома, так и в школе.
  • Отвечайте строго на вопросы ребенка: ни больше ни меньше. То же актуально для второстепенных вопросов. Если ребенок спрашивает о своей анатомии, то описываем только его гендер. А вот если спросил разницу между мальчиками и девочками, то рассказываем про анатомию обоих полов.

Вопрос о том, откуда берутся дети – показатель интеллектуального развития, взросления ребенка. Это значит, что он в принципе готов к усвоению теоретических знаний, к обучению. У вас растет здоровый и активный ребенок, чье развитие соответствует норме.

Рекомендации по возрастам

Если слишком рано рассказать об особенностях анатомии, процесса зачатия и вынашивания, рождения, то ничего кроме негативной реакции, плача, страха взросления, отвращения и психотравмы вы не получите. Какие же формы ответа соответствуют разным этапам взросления?

Дошкольный возраст

Люди обладают разным складом ума, и это заметно с рождения. Кто-то много мечтает, склонен представлять вещи абстрактно или стремится прочувствовать все на себе. А кто-то отличается рассудительностью, сдержанностью, логичностью. Это важно учитывать, выбирая форму общения с дошкольником.

Возможные формы ответа:

  1. Сказка о принце и принцессе или двух прекрасных молодых людях, которые полюбили друг друга, стали жить вместе. А со временем их сильное чувство породило малыша, который вобрал в себя лучшие качества отца и матери, внешне был похож на каждого из них. Можно рассказать в виде сказки вашу историю сближения с супругом.
  2. Краткое и лаконичное сообщение о том, что дети появляются в родильном отделении больницы.
  3. Подробное объяснение. От сильной любви мамы и папы в животе мамы зародился малыш. Сначала он был крошечным, беспомощным, привязанным к пупочку матери, дышал и ел тоже вместе с ней. Но постепенно ребенок рос, становился самостоятельным и захотел выйти из животика, а врач помог ему в этом. И хотя физической связи между мамой и ребенком сейчас нет, сын (дочка) по-прежнему самый родной человек.

Ребенку в этом возрасте важно не столько содержание ответа, сколько сам ответ. Это удовлетворение любопытства. Но помните об общих правилах – не пошатните доверие ребенка к вам.

Младший школьный возраст

В возрасте 6 (7)–10 (11) лет историю о силе любви и ребенке в животе придется расширить. Обычно дети сами хотят узнать подробности, они спрашивают, как ребенок попал в живот. Деваться некуда, придется приоткрывать завесу «страшной тайны»: ребенок вырос из семечка.

«Что за семечко? Как оно попало?», – спросит малыш. Деликатно даем еще немного информации: ты же знаешь, что мама с папой очень любят друг друга. Так сильно, что спят вместе, крепко обняв друг друга и периодически целуясь. И вот однажды семечко папы попало к маме. Ребенок примет это, тем более обычно дети становятся свидетелями повседневной нежности родителей, проявления их любви друг к другу. Это нормально и полезно для усвоения ребенком гендерных ролей, будущего построения отношений, составления представлений о семье, отношениях взрослых людей.

В дополнение можно вместе с ребенком прочитать книгу. Например, труд Катерины Януш «Как я появился на свет?». Эта книга предназначена для совместного анализа родителей и детей: мама или папа читает и попутно объясняет. Информация сопровождается красочными иллюстрациями. Некоторые родители читают ее даже дошкольникам.

В книге подробно разобран вопрос деторождения: зачатие, беременность, роды, почему рождаются девочки или мальчики, близнецы. После ее прочтения ребенок узнает, что до рождения был «головастиком» в «мешочке папы» и одновременно «клеточкой в животике мамы». Мама и папа всю жизнь носили его внутри как кусочки пазла, но даже не догадывались об этом.

В книге также описаны варианты рождения ребенка: из «маминой дырочки» или при помощи кесарева сечения («врач вырезал дверцу»). В общем, работа стоящая, но я рекомендую сначала родителям самим прочитать книгу, оценить соответствие материала уровню развития ребенка.

Средние классы

Средние классы соответствуют раннему подростковому возрасту. Это особый, сложный момент, ключевым звеном которого является идентификация, в том числе полоролевая. В это время нужно говорить об особенностях репродуктивной системы, строении половых органов, тонкостях полового контакта и специфике сексуальной жизни.

Проблема кроется в том, что подростки стесняются говорить об этом с родителями. Да и на их приглашение к беседе реагируют негативно. Или могут ответить, что все и так знают. Да, интернет и старшие товарищи занимаются сексуальным просвещением молодежи, но часто это принимает извращенный или выборочный характер. Опускается тема контрацепции, болезней, незапланированной беременности и т. д.

Впрочем, это уже другие темы, заслуживающие отдельного разговора. Мы затронем только вопрос сексуальной близости и зачатия. Говорить об этом нужно. Но лучше использовать следующие формы:

  • дать подростку интересную, проиллюстрированную книгу, например, «Откровенный разговор с подростком про ЭТО» (авторы А. Котенева, Е. Кащенко);
  • дать ссылку на тематический сайт, проверенный лично родителями;
  • дать диск с интересной лекцией (роликом, фильмом).

Предложите материал и скажите, что подросток сам может посмотреть его, когда захочет, когда это будет нужно. А если что-то останется непонятным, волнующим, то он всегда может обратиться к родителям.

Послесловие

Выбор формы разговора не зависит от пола ребенка. Важен возраст и индивидуальные особенности развития ребенка: психика, темперамент, характер, мышление. Никто не знает ребенка лучше, чем его родители. Потому любые советы психолога стоит воспринимать как рекомендацию, а не инструкцию к действиям.

Да и приведенные в статье возрастные границы условны. У каждого ребенка свой темп развития. Если спрашивает подробнее, значит, нужно углубляться в физиологию, анатомию. Помогут в этом детские книги о любви и сексе, детские энциклопедии здоровья.


Ссылка на основную публикацию