Обучение ребенка на дому

Что такое домашнее обучение и как на него перейти

Ребёнок имеет право учиться дома не только по состоянию здоровья. И устроить это не так сложно, как кажется.

Уроки, перемены, домашние задания, строгий голос учителя. Сложно представить школьные годы без всего этого.

Но современные родители всё чаще выбирают аутскулинг, или обучение вне школьных стен. Официальная статистика по домашнему обучению в России не ведётся. По разным данным, дома учатся от 8 Мифы о домашнем обучении. Что нужно знать про семейное образование до 100 В России около 100 тысяч школьников перешли на дистанционное обучение тысяч детей. И с каждым годом их становится всё больше.

Что такое домашнее обучение

Согласно Федеральному закону Формы получения образования и формы обучения , учиться можно в организации, то есть в школе: очно, заочно и очно‑заочно. И вне учреждения: в форме семейного образования и самообразования.

Между этими группами есть принципиальное различие. Когда ребёнок получает образование в организации — будь то очная или заочная форма, школа несёт за него ответственность вместе с родителями. А если выбран вариант вне учреждения, все обязательства ложатся только на семью.

Термин «домашнее обучение» объединяет все формы, при которых ребёнок хотя бы часть времени учится вне школы.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в учреждение и занимается самостоятельно — с помощью онлайн‑ресурсов или частных репетиторов. При этом он числится учеником школы. Значит, нужно скрупулёзно следовать учебному плану, нельзя менять программу, разработанную на основе Федеральных государственных образовательных стандартов Федеральные государственные образовательные стандарты , или перескакивать через класс. И учебники лучше выбирать те, что предоставила библиотека. Аттестации проходят по графику, в школе или дистанционно.

Некоторые путают заочное обучение с его формой — дистанционным образованием.

В первом случае ребёнок получает знания своими силами, а школа контролирует и направляет его. Во втором с ним будут бесплатно заниматься школьные учителя — например, по Skype. Такое возможно, только если ученик серьёзно болен или физически не может посещать уроки.

Очно‑заочное обучение

Ребёнок приходит только на часть уроков, по выбору родителей, а остальное время занимается дома. Для него составляют индивидуальный учебный план, предполагающий, например, посещение школы три дня в неделю или присутствие только на уроках русского языка и математики. Аттестации нужно проходить в классе, вместе с другими детьми.

Если ребёнок тяжело болен, учителя иногда могут посещать его сами. Такой вариант называется надомным обучением, но практикуется редко и не считается отдельной формой обучения.

Семейное образование

Семья не водит ребёнка в школу и учит его своими силами. Программу выбирают родители. Они самостоятельно решают, по каким учебным пособиям и онлайн‑ресурсам будет заниматься ребёнок, могут записать его в образовательный центр или в альтернативную школу (Монтессори, вальдорфская и так далее) или нанять репетиторов. Правда, льгот, например на проезд, учащийся лишается. Аттестацию можно проходить очно — в школе — или дистанционно.

Разновидностью семейного образования можно считать анскулинг.

При этой форме обучения ребёнок не прикрепляется к школе и не следует программе, даже составленной родителями. Он читает книги, которые ему интересны, изучает окружающий мир, занимается творчеством. В России при выборе этой формы, скорее всего, возникнут сложности — общее образование (девять классов) у нас обязательно Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование .

Формулировки в законе довольно расплывчатые и в теории позволяют заниматься по своей программе, а учителям показываться только для того, чтобы сдать ОГЭ. Но на практике семьями, которые не прикрепили детей к школе, могут заинтересоваться органы опеки. К тому же таким ученикам сложно сдать итоговую аттестацию.

Самообразование

Ребёнок учится сам, без участия школы или родителей. Решение о переходе на такую форму обучения он тоже принимает самостоятельно, после 9‑го класса.

Кому подойдёт домашнее обучение

Поводов выбрать домашнее обучение может быть очень много. Вот некоторые из них:

  • Ученик отстаёт от программы или, наоборот, сильно её опережает.
  • У него сложности в общении со сверстниками. Или он просто застенчивый интроверт, которому куда комфортнее учиться одному.
  • Ребёнок пережил травлю и не хочет возвращаться в школу.
  • Он на профессиональном уровне занимается спортом или творчеством — снимается в кино, ездит на соревнования и конкурсы и так далее.
  • Ученик живёт там, где нет школ.
  • Семья много путешествует и долго не задерживается на одном месте.
  • У родителей есть собственное видение того, как и чему должен учиться ребёнок. И оно не совпадает с позицией школы.

Кому лучше не переходить на домашнее обучение

Домашнее обучение может показаться идиллией. Но на деле такой формат подойдёт не всем. Вот несколько причин воздержаться от этого:

  • Ребёнок нуждается в ежедневном общении со сверстниками, дома ему скучно, он плохо переносит изоляцию.
  • Учащийся очень неорганизован и без постоянного жёсткого контроля быстро расслабляется и отказывается что‑либо делать.
  • Оба родителя много работают, у них нет времени, чтобы заниматься с ребёнком — ведь при семейном образовании все функции учителя им придётся взять на себя. Если, конечно, они не готовы отдать крупную сумму за альтернативные школы или частные уроки.
  • У семьи не хватает сил, терпения и педагогических навыков, чтобы выстроить образовательный процесс дома.
  • У родителей финансовые трудности. Домашнее обучение обходится дороже, чем школьное, особенно если речь о семейном образовании.
  • У ребёнка нет подходящих условий для того, чтобы учиться вне школы. Например, маленькая жилплощадь, много разновозрастных братьев и сестёр, дома шумно и неспокойно.

Как перейти на заочное или очно‑заочное обучение

1. Проинформируйте администрацию школы

Нужно написать заявление о переводе ребёнка на заочную или очно‑заочную форму обучения.

Лучше сделать это перед началом учебного года — чтобы директор успел подготовиться, внести изменения в ведомости, проинформировать о вашем решении департамент образования. К сожалению, заочникам рады далеко не везде. Для учреждения это означает дополнительные трудности, ведь если школьник не сдаст аттестацию, отвечать придётся учителям и директору.

Закон Статья 17. Формы получения образования и формы обучения на стороне родителей — они могут выбрать любую форму обучения. Но многие семьи предпочитают не вступать в конфликт и перевести ребёнка в школу, которая относится к заочникам лояльно.

2. Изучите программу

Получите в школе учебный план и пособия, обучайте ребёнка дома, не отступая от программы. Если выбрана очно‑заочная форма, часть предметов осваивается в школе. Всё это нужно обговорить с администрацией.

3. Сдавайте аттестацию

В теории это можно сделать дистанционно, но на практике большинство школ такой возможности не предоставляет. Список организаций, в которых всё-таки разрешено писать контрольные работы и тесты дома, есть на портале альтернативного образования и в журнале «Семейное образование», а также в тематических родительских сообществах.

Как перейти на семейное образование

1. Оцените возможности

Обучение ребёнка дома — большая ответственность.

Придётся полностью взять на себя роли методиста, директора, школьного повара и психолога.

А возможно, и учителя. Правда, преподавать одновременно математику, химию и английский мало кому под силу, так что некоторые родители ищут репетиторов, обращаются в альтернативные или частные школы. Цены за услуги начинаются от нескольких тысяч рублей в месяц и стремятся в бесконечность, так что позволить себе это могут далеко не все.

Поэтому, перед тем как перевести ребёнка на семейную форму обучения, нужно взвесить все за и против и тщательно спланировать бюджет.

2. Изучите свои права

Это пригодится, если администрация школы будет противиться переводу ребёнка на семейное обучение или откажется принимать у него аттестацию.

Внимательно прочитайте Федеральный закон Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Особое внимание обратите на статьи 17, 33, 34, 58 и 63. Также не лишним будет ознакомиться с письмом Письмо Минобрнауки РФ № НТ‑1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме» Министерства образования и науки РФ «Об организации получения образования в семейной форме» и с региональными положениями о семейном образовании, в каждой области они свои.

3. Проинформируйте государство о своём выборе

В свободной форме напишите заявление о том, что хотите перевести ребёнка на семейное образование. Бумагу нужно предоставить Статья 63. Общее образование в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.

4. Выберите школу для прикрепления

Возможно, на этом этапе придётся найти для ребёнка новую школу, даже частную — если прежняя отказывается идти навстречу, не помогает, настаивает на жёстком графике аттестаций и личном присутствии ученика.

Чтобы прикрепиться к школе, нужно связаться с администрацией, написать заявление и предоставить необходимые документы:

  • свидетельство о рождении или паспорт ребёнка;
  • паспорт одного из родителей или законного представителя;
  • справка о регистрации ребёнка по месту жительства — если он младше 14 лет;
  • СНИЛС ребёнка.

5. Составьте учебный план

В некоторых случаях школа может в этом помочь, но чаще родителям приходится всё делать самостоятельно.

Кроме того, на этом этапе нужно определиться, как вы видите обучение ребёнка. Сколько времени он может посвящать занятиям, должен ли изучать предметы по очереди или блоками? Ратуете ли вы за строгий подход или за более творческий? Исходя из этого и нужно составлять программу.

6. Обучайте ребёнка дома

Следуйте составленной программе, корректируйте её в зависимости от семейных обстоятельств, потребностей, настроения и состояния здоровья ребёнка. При необходимости обращайтесь к репетиторам, в частные школы и образовательные центры.

7. Сдавайте аттестации

По закону Письмо Минобрнауки РФ № НТ‑1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме» ученик не обязан проходить промежуточную аттестацию до 9‑го класса, но имеет на это право. Однако многие родители, как и центры семейного образования, считают, что тесты всё же нужны — чтобы оценить знания ребёнка и контролировать учебный процесс.

Аттестацию можно сдавать очно или дистанционно — это зависит от школы.

В первом случае ученик пишет контрольные работы в присутствии учителя. Во втором процесс проходит по‑разному. У некоторых частных школ есть собственные платформы, где ребёнок может сдать тесты онлайн. Или учитель выдаст задание, которое нужно выполнить дома перед включённой видеокамерой.

Аттестации проводят один или два раза в год — как решит школа и родители. Если ученик освоил программу быстрее, можно сдать все предметы раньше.

8. Позаботьтесь о социализации

Один из главных аргументов противников домашнего образования — это то, что ребёнок будет изолирован и недополучит необходимого общения со сверстниками. Аргумент отчасти справедливый: ученик не ходит на уроки, коммуницирует только с родителями и репетиторами. Но есть ряд нюансов.

Например, и в традиционных школах дети не всегда Teens Are Over Face‑to‑Face Communication, Study Says много играют и разговаривают, особенно с появлением смартфонов. К тому же потребности в общении у всех разные. Кто‑то готов болтать целый день, а другой, отучившись шесть уроков в окружении 30 одноклассников, чувствует себя абсолютно опустошённым.

Контактировать можно и нужно не только в школе.

Никто не отменял кружки, секции, детские лагеря, клубы по интересам, творческие и спортивные коллективы. Подумайте, куда можно отвести ребёнка и как вписать дополнительные занятия в его расписание.

Как перейти на самообразование

Как мы уже сказали выше, это можно сделать только после 9‑го класса. Для этого ребёнок должен самостоятельно написать заявление на имя директора школы.

Затем ученик осваивает программу 10‑го и 11‑го классов в удобном для него формате — прикрепившись к альтернативному учреждению или самостоятельно. А по завершении проходит промежуточную аттестацию за 11‑й класс, получает аттестат об окончании средней школы и сдаёт ЕГЭ.

Где найти информацию про домашнее обучение

Раньше российские родители, которые думали о переводе детей на домашнее обучение, оставались один на один с вопросами и проблемами. Но со временем появилось немало ресурсов, где можно найти информационную поддержку и материалы для занятий с ребёнком, а также узнать об опыте других семей или поделиться своим.

  • Центр поддержки семейного образования проводит вебинары об альтернативном образовании, консультирует родителей, помогает с аттестацией и составлением учебной программы.
  • Журнал «Семейное образование» пишет о теории и практике внешкольного получения знаний в России, проводит фестиваль свободного образования.
  • Ассоциация развития семейного образования (АРСО) консультирует родителей, проводит конференции, фестивали и вебинары. Также на сайте можно найти материалы об альтернативном обучении.
  • «Клуб поддержки семейного образования» (группа в Facebook) — площадка для обмена опытом и онлайн‑общения. Кроме того, здесь организуются офлайн‑встречи, совместные прогулки и походы в музеи.
  • «Домашнее обучение» (группа «ВКонтакте») — онлайн‑общение, статьи о внешкольном образовании, подборки полезных ресурсов.
  • Российская электронная школа — это полный школьный курс уроков. Бесплатный, государственный проект.
  • InternetUrok — бесплатные видеоуроки по основным школьным предметам за 1–11‑й классы.
Читайте также:  Несколько креативных идей для ландшафта дачного участка

Домашнее обучение вместо школы: кому подойдёт и как устроено

Домашнее обучение вместо школы: кому подойдёт и как устроено

«Мам, можно я не пойду сегодня в школу?» — спрашивали мы однажды утром, особо не надеясь на положительный ответ. Современным детям повезло больше: родители теперь могут выбрать для них домашнее образование. Но многие продолжают сомневаться, так ли это эффективно и не вредно ли для ребёнка. Разбираем варианты, плюсы и минусы.

В этом году, по данным «МК», более 100 тысяч российских детей не пошли 1 сентября в традиционные школы, а председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов и вовсе заявил, что на семейном обучении в стране находятся 10% учащихся. В качестве основной причины родители называют низкое качество школьного обучения, распространённые случаи агрессии со стороны сверстников и, увы, учителей. Но не ходить в школу — не значит не учиться. Давайте разбираться вместе.

Варианты домашнего обучения

Сейчас в России существует два вида обучения вне школы:

Дистанционное (заочное) — школьное обучение «на расстоянии» с применением ДОТ (дистанционных образовательных технологий). Не считается отдельным видом обучения, это просто заочная форма, при которой занятия с преподавателем проходят по видеосвязи, а выполненные задания ученик передаёт в электронном виде. При этом аттестация проводится очно. Такой формат используют в государственных школах для обучения детей в отдалённых регионах, детей с проблемами со здоровьем, а также в частных платных школах.

Семейное, самостоятельное — отдельная форма внешкольного образования, при котором вся ответственность ложится на плечи семьи или ученика-старшеклассника. Здесь тоже несколько вариантов:

  • Хоумскулинг — ученик всё равно должен быть прикреплён к учебному заведению, но только для прохождения аттестаций, весь процесс обучения родители организуют самостоятельно.
  • Анскулинг — ученик не прикрепляется к школе и не сдаёт аттестации, вплоть до ОГЭ в 9 классе.
  • Альтернативные школы — это могут быть как офлайн-школы различных систем и методик, так и онлайн-школы. Ученик там проходит обучение, там же сдает аттестации.

По законам РФ, родители ребёнка несут ответственность за его среднее образование, но могут выбирать любой формат обучения.

Как организовать домашнее обучение

Чтобы перевести ребёнка из обычной школы на домашнее обучение, родителям необходимо отказаться от стандартной формы образования, подав специальное заявление. Форму можно скачать в интернете или попросить в администрации школы.

Ребёнку на домашнем обучении всё равно придётся проходить аттестации. Родители могут заключить договор со своей школой на условиях экстерната, либо найти другую школу, имеющую соответствующую лицензию, с удобным графиком аттестаций. Чтобы получить домашнее образование, можно:

  • обучать ребёнка своими силами;
  • помочь ученику 9–11 классов учиться самостоятельно;
  • заниматься с преподавателями школы очно и онлайн;
  • обратиться к репетиторам.

На сайте Tutor.ru опросили родителей, дети которых получают образование вне стен школы, какой вариант предпочли они. Большинство мам и пап младших школьников либо занимаются с малышами самостоятельно, либо обращаются к репетиторам. В этом возрасте ребёнку, как правило, сложно заниматься онлайн, поэтому чаще всего преподаватель приезжает домой. Мама при этом получает бонус — несколько часов свободного времени.

Критерием выбора репетитора для младшего школьника обычно выступает доверие к преподавателю, его способность наладить общий язык с ребёнком, привить навыки усидчивости и умение сосредоточиться на занятиях. Но наши наблюдения показывают, что среди молодых родителей постепенно увеличивается спрос на онлайн-обучение. Это представители поколения Z, «люди с кнопкой на пальце», уже ставшие родителями.

Чем старше ребёнок — тем выше требования к репетитору. Подход меняется: нужен профессионал, готовый работать на результат, развивать способности и давать знания за рамками школьной программы. Такие преподаватели всё чаще работают через интернет — это позволяет как минимум экономить время. Уже появились преподаватели, специализирующиеся только на онлайн-обучении.

Онлайн-обучение: преимущества

1. Доступ к лучшим профессионалам

Если в двух столицах достаточно частных репетиторов высокого уровня, то в городах поменьше с этим зачастую возникают проблемы. Особенно если ребёнок участвует в олимпиадах или собирается поступать в престижный вуз. Онлайн стирает границы между городами и даже между странами. Вы сможете учиться у «своего» преподавателя, даже если зимуете на полюсе.

2. Экономия времени и денег

  • Не надо никуда ехать, достаточно включить компьютер, ноутбук или планшет.
  • Не надо покупать форму, ученик на занятии может присутствовать в любой комфортной одежде.
  • Не надо тратить время на дорогу в школу и обратно, а также деньги на проезд.
  • Канцелярских товаров требуется меньше.

3. Психологический комфорт

  • Индивидуальный темп занятий.
  • Уровень обучения может быть значительно выше школьного.
  • Занятия идут из дома, из любимого кресла, за любимым компьютером или оттуда, где комфортно в данный момент.
  • Не нужно общаться с теми, с кем не хочется общаться.
  • Ребёнок не узнает, что такое буллинг и «нелюбовь» учителя.

4. Полная свобода

  • На домашнем обучении, особенно при работе через онлайн-каналы, вы спокойно можете уехать на «зимовку», в отпуск или отправить ребёнка к бабушке.
  • Это отличный выход, если ребёнок серьёзно занимается спортом или творчеством и редко бывает свободен.

Онлайн-обучение: недостатки

1. Социальная изоляция

Действительно, общение через интернет вряд ли заменит реальные контакты со сверстниками, ведь именно с помощью общения ребёнок получает свой личный жизненный опыт.

Как избежать. Старайтесь сделать так, чтобы ребёнок часто общался со сверстниками — во дворе, в дополнительных кружках. Следите, чтобы у него были друзья, с которыми он проводит достаточно времени.

2. Отсутствие самоорганизации

Такое бывает. Если школьников окружает мощная система контроля — от родителей до пропускной системы с оповещением, — то на дому ученикам приходится самостоятельно организовывать себя, и не всегда это происходит успешно.

Как избежать. Лучше как можно раньше начинать учить ребёнка самостоятельно организовывать своё время, и главным фактором будет ваш пример. Если вы твердите, что нужно учиться, а сами всё свободное время проводите на диване за просмотром сериалов, то ребёнок тоже полюбит «филонить».

3. Сложности с восприятием информации

Школьникам младших классов бывает трудно удерживать внимание и учиться только через учебники и экран монитора. Особенно часто с этим сталкиваются преподаватели иностранных языков.

Как избежать. Если ребёнок учится только по текстовым материалам и урокам без привлечения преподавателя, стоит попробовать занятия с репетитором индивидуально или в группе, либо пройти очные курсы для закрепления навыков. Младшие школьники очень хорошо реагируют на совместные занятия с родителями, интерактивные методики. Если ребёнку сложно высидеть определённое время, стоит попробовать сократить время урока. На домашнем обучении это возможно.

Обучение детей на дому – отличительные особенности

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.

Что такое обучение на дому?

«Домашнее обучениебучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе» — Википедия.

«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…» — КонсультантПлюс (https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/)

Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.

Оформление обучения на дому

Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.

Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.

На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.

Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.

Организация обучения на дому

Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:

  • школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.

Образовательная программа обучения на дому включает в себя:

  • индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
  • рабочие программы по общеобразовательным предметам;
  • годовой календарный график;
  • расписание занятий.

Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому.

При обучении ребенка на дому могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

Достоинства и недостатки обучения на дому

Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил .

Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе и поиском работы.

Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое становится все более популярным.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми в режиме очного образования.

Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации», а порядок их обеспечения установлен приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который вступил в силу 1 января 2016 года.

С 1 сентября 2016 года вступает в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.

Читайте также:  Новорожденные дети и домашние питомцы

Отличие обучения на дому от семейного образования

Иногда родители (законные представители) смешивают эти понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.

В чем же их принципиальные отличия?

  1. Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.
  2. Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.
  3. Организация обучения на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.
  4. Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
  5. Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей) на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации. Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.

Справочно

1.Согласно части третьей статьи 44 Закона родители вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолога медико-педагогической комиссии, формы получения образования и формы обучения.

Формы получения образования

Согласно Закону образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона);
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Формы обучения

Обучение может быть организовано в следующих формах:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в очной (ч. 2 ст. 17 Закона), очно-заочной (ч. 2 ст. 17 Закона), заочной (ч. 2 ст. 17 Закона) формах;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона) и самообразования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Согласно Закону допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

2.Примерная форма заявления родителей

Директору (наименование образовательной организации)

родителя (или законного представителя) (ФИО),

Прошу Вас организовать для моего ребенка (ФИО) индивидуальное обучение на дому в период с «__» ___ 200__ г. по «___» ___ 200__ г.

Основание: медицинская справка, выданная (наименование медицинского учреждения и дата выдачи).

С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков и содержанием образовательных программ ознакомлен(а),

Подпись __________________ (расшифровка подписи)

Федеральные законы:

Приказы Минобрнауки России:

от 9 ноября 2015 г. N 1309

от 2 сентября 2013 года № 1035

Материалы с сайтов:

P.S. Минздрав РФ разработал обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение.

Также по теме в блоге

Как я забрала сына из школы, чтобы он учился дома, и почему всем так поступать не советую

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

За последние 3 года в России количество детей, перешедших на ту или иную форму семейного обучения, выросло почти в 3 раза. Хотите узнать, что в голове у тех, кто решает забрать ребенка из школы и дать ему домашнее образование?

Привет, меня зовут Юля, и я одна из тех самых «домашников». Я готова рассказать читателям AdMe.ru о том, «как дошла до жизни такой» и что думаю сейчас, когда прошло больше года после принятия и реализации решения.

«Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь»

Семь лет назад я даже не задумывалась о том, что возможно какое-то там домашнее обучение. Мы с радостью отдали сына в «нашу» школу. Ту самую, где когда-то училась я и моя младшая сестра и о которой у нас осталось столько теплых воспоминаний.

Учеба давалась ребенку легко, зато мне — нет. С первых же дней стало понятно: чтобы у сына все получалось, нужен неусыпный контроль. Требования предъявлялись такие, что справиться самостоятельно у детей не было ни малейшего шанса. Только всей семьей, да и то если подключать бабушек и дедушек. Как же меня бесила школа! Ночами мы клеили поделки, по выходным исправляли почерк и отсчитывали клеточки. В родительском чатике постоянно ругались из-за денег. Стоило пожаловаться мужу, и он сразу же предложил гениальное решение — нанять репетиторов. А как же, самое время в началке-то.

К началу 4-го класса происходящее перестало меня устраивать полностью. Я пыталась вычислить, что нужно поменять: класс, школу, подход. Но тут случилось непредвиденное: на уроке ритмики сын получил серьезную травму, которая на месяц приковала его к больничной койке. После выписки полгода ему пришлось носить корсет, долгое время нельзя было сидеть, разрешалось только лежать и стоять.

На надомном обучении

Дети, которые по состоянию здоровья долгое время не могут ходить в школу, переводятся на надомное обучение. На практике это означает, что ты приносишь соответствующие справки, учебное учреждение составляет расписание, согласовывает его с родителями, и несколько раз в неделю преподаватели приходят к вам с визитом. Представив, что у нас дома будет по 4–5 уроков в день 5 раз в неделю, я почувствовала, что сойду с ума. Но оказалось, что для того чтобы наверстать упущенное и нормально окончить год (оставались еще 2 четверти), достаточно всего 2–3 часов занятий с учителем, и 1 будний день у нас даже оказался полностью свободным.

На надомном обучении заниматься сын стал меньше, но успевал гораздо больше. Время, проведенное один на один с учителями, тратилось продуктивно, по сути это были занятия с репетиторами. С домашними заданиями тоже стало намного проще: мне оставалось их только проверять, ребенок отлично все усваивал. Именно после этого у меня появилась крамольная мысль: а так ли нам нужно ходить в школу? Ни к каким выводам я тогда не пришла и на следующий год снова наблюдала за тем, как мое чадушко стоит, прижав к пузу корзинку с цветами, на школьной линейке.

«И вновь продолжается бой»

Мы опять корпели над уроками до ночи: сын проводил в школе положенные 5–6 часов, обедал, отправлялся на занятия в кружках, а вечером выяснялось, что справиться с домашним заданием самостоятельно он снова не в силах. Ложился спать за полночь, а с утра, бледный и невыспавшийся, шел учиться.

Однажды вечером я разрыдалась. Из-за школы моя жизнь трещала по швам. Я думала только об уроках, забросила хобби, стала повышать на сына голос, с мужем мы разговаривали в основном о школьных делах, со знакомыми — о них же. И главное, обложившись программами, учебниками, дополнительной литературой, я практически заново изучала с сыном бо́льшую часть того, что он должен был усвоить на уроках.

Хватит!

Мысль о семейном обучении стала посещать меня с настойчивостью дятла, ломящегося под кору дуба за жучками. Я работаю из дома, у меня есть педагогическое образование, я и так трачу на занятия с ребенком уйму времени. Так что меня останавливает? Мне было страшно.

Я торчала в группах, посвященных домашнему обучению, и день за днем терзала мужа сомнениями. А как же социализация? А вдруг я что-то упущу? А экзамены? А если я вообще сыну жизнь испорчу? Аааааа.

И тем не менее я видела в соцсетях все больше и больше детей, которые прекрасно себя чувствовали, получая домашнее образование, их мамы отчитывались об их успехах, в то время как я читала очередные замечания и с «радостью» узнавала от сына-отличника, что трибун — это тот, кто сидит на трибуне.

После этого откровения я посмотрела в сторону стопки книг по истории Древнего мира, которую мы не успевали прочесть, потому что вгрызались в учебник, вздохнула и пошла забирать документы.

Свободное плаванье

Согласно федеральному закону, забрать ребенка из школы для семейного обучения вы можете в любой момент, ничего особо никому не объясняя. Достаточно подать заявление в соответствующие инстанции, и со следующего дня за образование своей детки отвечаете вы и только вы.

Что дальше? Я понимала, что к более-менее самостоятельному обучению мой сын не готов, да и я не успеваю настолько вникнуть в процесс, чтобы взвалить на себя программу 6-го класса в полном объеме. Поэтому мы посмотрели, что предлагают различные школы дистанционного обучения, и прикрепились к одной из популярных онлайн-площадок.

О нашем «уходе» из школы скоро узнали все. «Как ваше домашнее обучение?» — ехидно спрашивали знакомые. А я отмалчивалась, ведь не могла же я им сказать, что понятия не имею, ведь делать выводы было еще рано. Да, ребенок начал высыпаться, я перестала делать план ближайшей аптеке по продаже пустырника и валерианы, собака, проводившая дни под кроватью в поисках тихого уголка, вышла к людям. Но ведь переводились мы не ради этого!

В чем подвох?

Променяв реальную школу на виртуальную, сын был в восторге. Поначалу. Затем новизна схлынула, а необходимость учиться осталась. И вместо мамы — палочки-выручалочки рядом с ним оказалась мама — директор домашней школы. Сказать, что плохо объяснили, уже было нельзя. До ребенка начало доходить, что в школе он еще мог как-то ускользнуть от внимания преподавателей, а вот дома он центральная, она же единственная фигура на этой сцене.

Серьезным камнем преткновения стали уроки математики: в онлайн-школе предмет этот изучался строго по программе, домашние задания давались крохотные. При этом именно алгебра была сильной стороной сына. Пока мы не «сошли с рельсов», ему даже удалось несколько раз выиграть школьную олимпиаду. Теперь же он считал, что «сделал дело — гуляй смело», и взваливать на себя дополнительную нагрузку в освободившееся время не планировал.

Одновременно с этим я поняла, что нам стало тесно в рамках онлайн-школы. На некоторых уроках сын продолжал киснуть от скуки, и я, прислушиваясь к происходящему, была с ним согласна: тоска-а-а! При этом в соцсетях, на каналах и в группах я видела ссылки на увлекательные лекции, оригинальные методические материалы, книги и пособия. Лиха беда начало: окончив год в онлайн-школе, продлевать абонемент мы не стали.

А что сейчас?

За лето я составила сыну программу, которой мы следуем, взяв целиком на себя историю и литературу, а английский отдав на откуп мужу. Остальные предметы мы «набрали» с бору по сосенке, руководствуясь способностями и восприятием нашего ученика. Так, физику он «слушает» в одной школе, биологию и обществознание — в другой, алгеброй и геометрией занимается с репетитором. Сын, конечно, может поныть, иногда ленится, но берет себя в руки. Бо́льшую часть времени ему действительно интересно.

Если я о чем-то и жалею, так это о том, что слишком долго колебалась. Приди мы к семейному обучению раньше, потратили бы меньше нервов. Слушая своих знакомых, чьи дети учатся в школе, родителей бывших одноклассников сына, я каждый раз мелочно радуюсь, что меня это больше не касается. Но могу ли я всем советовать делать как мы? Совершенно точно нет. И вот почему.

  • Как я уже писала выше, у меня есть диплом о педагогическом образовании (я даже несколько лет проработала в школе) и достаточно свободного времени, чтобы вникать в тонкости обучения. Я в курсе, что такое ФГОС, методика преподавания, чем отличаются навыки от умений и знаний. Если вы задумываетесь о семейном образовании, но не готовы углубляться в подробности, тогда вам стоит довериться какой-то из онлайн-школ, благо выбор сейчас есть.
  • Я могу, не отрываясь от работы, следить, чем занят сын, и вижу, когда он отвлекается и поддается многочисленным соблазнам, поджидающим его в «вольной» жизни: поспать подольше, сделать задание небрежно или променять урок на постороннюю «видюшечку». Если у вас некому оставаться с ребенком в «учебное время», то придется рассчитывать только на его осознанность и мотивацию, а эти качества свойственны далеко не всем детям.
  • В общеобразовательной школе дети получают обязательное бесплатное образование. Семейное обучение материально обеспечивают родители. Онлайн-школы стоят денег, репетиторы стоят денег, учебники и другие книги тоже недешевы. И не во всех регионах выдают хоть какую-то денежную компенсацию тем, кто не посещает школу.
  • Социализация. Если у ребенка нет хобби, он не посещает кружки, дополнительные занятия, мастер-классы со сверстниками, а только ходит в гости «поиграть», ему негде научиться строить рабочие и партнерские отношения с другими людьми.
Читайте также:  Новый аромат Manifesto от Yves Saint Laurent

Я считаю, что переводить ребенка на домашнее обучение можно, только если вы уверены, что сумеете дать ему дома не меньше, чем он получит в школе.

А что вы думаете о семейном образовании? Могли бы выбрать такую форму обучения для своего ребенка?

Как перевести ребёнка на домашнее обучение: по закону, по болезни, по желанию.

Если ребенок не может посещать школу по объективным причинам, то образовательный процесс может проводиться дома. Чтобы грамотно разрешить вопрос с переводом малыша на указанную форму образования, нужно выполнить ряд обязательных действий. Если не реализовать некоторые формальные этапы, то можно столкнуться с проблемами при сдаче экзаменов (аттестации) несовершеннолетнего. В последнее время все чаще родители сознательно забирают отпрысков из государственных учебных заведений. В статье будет рассказано, как перевести на домашнее обучение ребенка.

Что означает домашнее обучение и можно ли перевести на него ребенка?

​В РФ подобная форма образовательного процесса —законное право родителей и их школьников.

С недавнего времени закон «Об образовании» содержит нормы, согласно которым надомное обучение предполагает использование гибких сроков аттестаций, а также право выбора программ, способов взаимодействия с учителями.

На данном этапе нормативного правового регулирования вопроса обучение на дому используется в качестве альтернативного варианта.

При этом такое право не предполагает полной свободы действий законных представителей малолетнего. В качестве одной из проблем можно привести особое отношение к ученикам, не посещающим образовательное учреждение в установленном порядке.

По факту с них больше спрашивают и предъявляют строгие требования. От успехов учеников зависит репутация организации. Соответственно бытует мнение о том, что дети, занятые дома, могут испортить статистику.

Таким образом, гражданам, выбравшим для своих детей рассматриваемую форму образования, нужно будет доказать, то что несовершеннолетний не пострадает от такого решения.

Вопрос урегулирован двумя основными актами. Первый — Федеральный закон «Об образовании», а второй — письмо Министерства образования «Об организации получения образования в семейной форме».

При наличии спорных моментов родители могут ссылаться на указанные НПА и использовать их в переписке с уполномоченными органами.

Каких детей переводят на домашнее обучение?

​Не так давно перевестись на надомное обучение было практически невозможно. Получение знаний в такой форме допускалось лишь при наличии веских оснований невозможности посещать школу.

К обстоятельствам, позволявшим реализовать подобное право, относились:

  • состояние здоровья;
  • проживание в отдаленной местности;
  • отставание в развитии;
  • иные серьезные причины.

Сегодня решение принимается на основании желания родителей и их детей. В заявлении указывается причина, по которой взрослые не желают прибегнуть к услугам педагогов и образовательной организации в целом.

Кроме того, придется посетить школу и орган власти, осуществляющий деятельность в сфере образования. Заявка подается в обе инстанции.

Стоит заметить, что лишение образования в РФ запрещено.

Взяв на себя ответственность за ребенка родители обязаны выполнять те функции, что он утратил при переводе.

Как перевести на домашнее обучение в школе: пошаговая инструкция?

Так или иначе, для смены формата учебы несовершеннолетним требуется пройти несколько обязательных этапов. Процедура согласования отнимает много сил и времени, поэтому родителям стоит хорошо подготовиться.

Согласно Конституции РФ, изменение действующей формы обучения на заочную допускается независимо от возраста ученика.

В качестве основания принимается сформированное взрослыми представителями семейства, являющимися законными представителями несовершеннолетнего, заявление.

Также допускается прием прошения от самого школьника, если он достиг возраста, позволяющего самостоятельно отстаивать интересы.

Общепринятый порядок действий таков:

  1. Выбор школы, к которой будет прикреплен несовершеннолетний. Это необходимо сделать с целью дальнейшего проведения аттестационных мероприятий. Ограничений в выборе нет. Адрес прописки не учитывается при определении учреждения, выдающего документ об окончании программы.
  2. Согласование принятого решения с администрацией образовательной организации. Общаться придется с директором или лицом, исполняющим его обязанности. Важно помнить, что не каждое учреждение согласится принимать к себе школьника, проходящего обучение в индивидуальном порядке. Где-то такое попросту не практикуется.
  3. Направление уведомления в департамент образования. Родитель должен заполнить специальный бланк, скачав его в интернете на официальном сайте ведомства. Документ составляется в двух экземплярах.
  4. Подача заявления на имя директора школы с указанием мотивов принятого решения.

Родители в процессе получения ребенком знаний могут просить помощь у профессиональных педагогов.

Методическая поддержка оказывается в соответствии с образовательной программой учреждения, к которому прикреплен несовершеннолетний.

Если руководство организации посчитает, что подготовка малолетнего не соответствует стандартам и находится на низком уровне, то договор может быть расторгнут.

В такой ситуации придется пойти в школу наравне со сверстниками.

На что стоит обратить внимание?

​Проведение занятий на дому – непростое мероприятие. Дело в том, что в школе педагоги следят за детьми, а администрация устанавливает жесткий режим начала и окончания уроков.

В комфортных условиях подобное попросту невозможно, поэтому родители должны с самого начала прививать дисциплину.

Родители вправе пользоваться услугами репетиторов, главное, чтобы на аттестации малолетний показал хороший результат.

Вернуться в школу намного труднее, нежели покинуть ее, ведь отсутствие адаптации к существующей системе станет для малыша настоящим стрессом.

Возможен вариант с частичным посещением классических уроков. Часть занятий проводится на дому, а часть в классе.

Чтобы воспользоваться данным способом нужно заранее осведомиться о его наличии в заведении.

Заключение.

Таким образом, перевод отпрыска на домашнее обучение производится по согласованию со школой и департаментом образования.

Для этого родители или подросток составляет соответствующее заявление.

Несмотря на комфортные условия относиться к занятиям придется серьезно, ведь договор с учреждением, проводящим аттестацию, может быть расторгнут по результатам последней.


3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное образование

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого вида семейного образования, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные.
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождает интерактивное домашние задание и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Ссылка на основную публикацию