Нужны ли детям уроки религии?

Родители об «уроках религии» в школах: «У нас светское государство!»

Семь лет назад предмет «Основы религиозных культур и светской этики» был утвержден для преподавания в школах России. Однако до сих пор не утихают горячие споры о «религиозных уроках». Корреспондент «РИАМО в Люберцах» пообщалась с родителями школьников и выяснила, как они относятся к этому предмету и нужна ли вообще религия в школе.

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) – учебный предмет, в 2010 году включенный Минобрнауки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента. Сначала его ввели экспериментально в 19 регионах России, а с 1 сентября 2012 года он появился во всех регионах страны.

Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору родителей изучают один: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Ольга, мама ученицы 3 класса, Дзержинский:

Для нас уроки православия начнутся в следующем году, но уже сейчас я задумываюсь, нужны ли они нам. Их введение в школе очень спорное, и я еще подумаю, будет ли мой ребенок ходить на эти уроки.

Для ребенка 10 лет такое серьезное погружение в религию и культурологию рановато. Оно должно строиться на базе знаний русского языка и истории, основ гражданского общества. У нас светское государство. В школах светская образовательная программа, поэтому обязательный православный оттенок, который привнесен в школьную программу, мне кажется сомнительным.

Я против обязательности этих уроков. Духовное воспитание – очень тонкая и специфическая материя. К нему нужно подходить с осторожностью. Если ребенок из православной семьи, то он познакомится с миром православия дома, по разговорам с родителями, на их примере. Если это ребенок из абсолютно светской семьи, то он впитает другую информацию.

Я не против расширения кругозора своего ребенка, но в более старшем возрасте и в рамках культурологической программы. Нужно учить детей самостоятельно делать выводы и сравнивать. Не надо упираться в молитвы и православные праздники.

Татьяна, мама ученицы 4 класса, Котельники:

В этом учебном году у нас в школе ввели предмет ОРКСЭ, на нем дети изучают модуль «Основы мировых религиозных культур». Выбора родителям не оставили, школа решила за нас, какой предмет изучать нашим детям.

Мало того, что время для этого урока забрали у литературного чтения, так еще и преподает этот новый предмет не историк и не культуролог!

Я бы предпочла оставить в расписании литературу. Мне кажется, от нее детям будет больше пользы, чем от этого нового предмета.

Наталья, мама ученицы 5 класса, Люберцы:

Мы этот предмет уже прошли в прошлом году. В третьем классе было родительское собрание, нам предложили на выбор два модуля из нового предмета. Мы проголосовали, большинство выбрали ОРКСЭ.

Когда я спросила у дочери, что им преподают, она ответила, что им рассказывают про плохое и хорошее, про мораль и духовную нравственность, про то, что все должны быть добрыми и хорошими.

Дочь говорила, что очень любит этот урок, потому что на нем можно поспать. Оценки не ставили, домашнее задание было нетрудное – например, подготовить рассказ о традициях семьи.

Я не понимаю, зачем нужен этот предмет. На мой взгляд, лучше бы поставили что-то более полезное или даже дали детям отдохнуть лишний час.

Александр, папа ученицы 4 класса, Люберцы:

У моей дочери в этом году появился предмет ОРКСЭ. В прошлом учебном году родителям предложили проголосовать и выбрать, какой курс мы будем изучать. Все родители проголосовали. Лично мы отдали предпочтение учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Но придя 1 сентября в класс, мы узнали, что в расписании стоит «Православная культура». Как выяснилось, за него проголосовало большинство родителей.

Мы с женой атеисты, в семье нет религиозного культа. Поэтому я бы не хотел, чтобы моему ребенку в таком возрасте забивали голову религией, тем более православием. Религия – дело интимное для каждого человека. Каждый сам выбирает, надо ли ему это и в кого он будет верить. Дочь вырастет и сама придет к религии, если посчитает нужным.

На мой взгляд, лучше бы вместо ОРКСЭ добавили еще один урок русского языка – грамотность у детей сейчас страдает.

Дарья, ученица 10 класса, Люберцы:

Уроки православия в начальной школе для меня – вещь интересная, но спорная. У нас на этих занятиях чаще всего пересказывали библейские сюжеты более простым и понятным языком, рассказывали про святых и мучеников. Благодаря этим урокам я уже в начальной школе многое знала о нашей истории.

Вообще, религия – часть нашей культуры, поэтому я считаю, что этот предмет полезен. Он расширяет кругозор и дает общее понятие о православии. Однако мне бы хотелось, чтобы наравне с православием рассказывали и о других религиях и течениях.

Я считаю, что в школе изучать религию нужно как часть культуры, это полезно и интересно. Но стоит знать меру и не переходить грань. И ничего не навязывать ученикам – все-таки у нас светское общество.

Наталья, мама ученицы 4 класса, Котельники:

У моего ребенка с 4 класса появился предмет «Основы православный культуры», который был выбран голосованием – большинство родителей проголосовали за этот курс.

Из разговора со своим ребенком я поняла, что она не может выразить свое отношение к этому предмету, так как не понимает материал, хотя педагог ей очень нравится.

На мой взгляд, данный предмет не стоит выделять в отдельный урок, достаточно общего понимания о православии, которое отражено в учебнике «Окружающий мир». Я думаю, что сегодня более актуальны дополнительные занятия по русскому языку или математике.

Людмила, мама ученицы 4 класса, Котельники:

В этом году у моей дочери появился новый предмет – «Основы православной культуры». Я была не против. Мне кажется, знания, которые она получит на этих занятиях, ей не повредят, а наоборот.

Мы живем в православной стране. Иногда дочь задает мне вопросы на религиозную тему, а я не всегда могу ответить на них. Я воспитывалась в советское время, когда религия была под запретом, поэтому у меня пробелы в знаниях.

Изучая новый предмет в школе, моя дочь сможет получить ответы на все интересующие ее вопросы о мировых культурах и духовном воспитании. Все это дает только положительный эффект, расширяет кругозор, помогает посмотреть по-другому на жизнь.

Что нужно знать детям о религии? Нужно ли им навязывать религиозное мировоззрение?

В чём проявляется религиозность большинства людей

Каждая семья в индивидуальном порядке решает, что необходимо знать их ребёнку о религии, и в каком возрасте эта информация будет ему доступна и более-менее понятна.

В семьях глубоко верующих людей религиозное мировоззрение, как правило, передаётся по наследству. Если, к примеру, родители с детства воспитывают ребёнка в христианских традициях с чётким соблюдением всех канонов, традиций, ритуалов и молитв, то вряд ли в зрелом возрасте он станет заядлым буддистом, мусульманином, кришнаитом и т.д. (хотя, конечно, всё возможно). Это же касается воспитания в мусульманских и буддийских семьях. Родившись в таком окружении, ребёнок почти всегда перенимает религиозные взгляды своих родителей.

Впрочем, глубоко религиозных семей не так много. Религиозность большинства людей ограничивается формальным (или неформальным) соблюдением различных ритуалов, свойственных той или иной вере. Даже глубоко сомневающиеся в правдивости религиозных трактатов атеисты, проживающие в православных странах, красят на Пасху яйца, готовят пасху из творога, дарят подарки на Рождество, точно знают, когда начинается и заканчивается Великий Пост, соблюдают ритуалы 9-го и 40-го дня после смерти близких и друзей, крестят своих детей и отпевают умерших в церкви.

Хотим мы этого или нет, но религиозные даты и традиции сопровождают нас на протяжении всей жизни. Как и всевозможные светские праздники (Новый год, 23 февраля, 8 марта, 1 мая и т.д.) они дают нам некую иллюзию постоянства, ощущение того, что всё идёт, как надо, своим чередом. Мы и сами не замечаем, как по инерции исполняем религиозные ритуалы, даже не задумываясь об их истинном смысле, и не будучи глубоко (или мелко) верующими.

Вряд ли это имеет какое-то отношение к настоящей религиозности. Скорее, это больше говорит о психологии людей, о том, что им необходимо верить во что-то подобное. Иначе бы религии не сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

В любом случае, даже если вы не относитесь к числу верующих людей, и считаете себя «полу-атеистами», однажды вам придётся объяснять своему ребёнку, что подразумевают всевозможные религиозные традиции, почему люди отмечают Рождество и Пасху, зачем нужны храмы и священники, кто такой Бог и Иисус Христос, какие ещё существуют религии и т.д. Он неизбежно будет спрашивать вас об этом, поскольку религиозные мотивы, так или иначе, окружают каждого из нас с самого раннего детства. Что вы ему ответите?

Нужно ли навязывать детям религиозное мировоззрение?

К сожалению, большинство мам и пап придерживаются в этом вопросе одностороннего подхода. Если они родились в христианском или в мусульманском регионе, и большинство людей вокруг них придерживаются соответствующих религиозных взглядов, они явно или неосознанно передают это мировоззрение своим детям.

Это весьма безответственная и поверхностная тактика. Рассказывая детям о религии, нужно думать не о том, как бы склонить их к какому-то вероисповеданию, чтобы они чётко соблюдали определённые традиции и ритуалы, а о том, чтобы они выросли думающими, гармонично развитыми личностями, умеющими самостоятельно мыслить и делать собственный выбор.

Не выбирайте религию за ребёнка!

Не важно, каких религиозных традиций вы придерживаетесь, не нужно внушать ребёнку, что какая-то религия лучше других, и изначально программировать его на какое-то мировоззрение в этой области. Каким бы глубоко верующим человеком вы ни были, вы не должны решать за другого человека (пусть даже самого маленького), какой религии ему следует придерживаться. В будущем он должен сделать это самостоятельно и по доброй воле, без какого-либо внешнего давления и внушения в младенческом возрасте.

Лучше подробно расскажите ему о самых крупных (христианстве, исламе, буддизме) и менее популярных религиях (иудаизме, даосизме, индуизме, конфуцианстве и т.д), и о том, что человечество создавало богов на протяжении всей своей истории (в этой связи можно упомянуть и об олимпийских богах, и о религиозных воззрениях древнейших людей).

Обо всёх религиях нужно рассказывать с одинаковым уважением, как о неотъемлемой части человеческой культуры, не выделяя и не наделяя какими-либо преимуществами ни одну из них. Если вы не обладаете необходимыми знаниями, не поленитесь и проведите несколько часов в поисковых системах, чтобы собрать всю интересующую вас и вашего ребёнка информацию на эту тему.

Вряд ли нужно отмалчиваться на вопросы ребёнка о религии, полагая, что когда-нибудь он сам во всём разберётся. Если он вовремя не получит ответы на свои вопросы от вас, он узнает их от кого-то другого, или на каких-то непонятных сайтах. Так что, уж лучше вы просветите его на эту тему. Иначе это сделает кто-то другой.

В любом случае, не нужно выбирать религию за ребёнка и автоматически навязывать ему какую-то веру, к которой вас самих когда-то приучили. Пусть, немного повзрослев, он сделает это сам, выбрав ту религию, которая кажется ему наиболее привлекательной, или став убеждённым атеистом.

В каком возрасте можно начать рассказывать детям о религиях

Все дети начинают задавать вопросы на религиозную тему в разном возрасте, но, как правило, это происходит уже в дошкольные годы, когда ребёнок узнаёт о соответствующих праздниках и ритуалах, или попадаёт на похороны кого-то из родных.

Конечно, в этом возрасте он вряд ли поймёт какие-то серьёзные вещи, связанные с религиозными вопросами. Понять смысл религий он сможет где-то к 10 годам, а полностью осознать их назначение в жизни людей, и даже, возможно, сделать сознательный выбор в пользу одной из них – в 12-15 лет. Соответственно, большую часть религиозной информации следует приберечь до этого возраста, а малышам объяснять всё в упрощенном виде, без сложных богословских терминов, так, чтобы они поняли, о чём именно идёт речь.

Читайте также:  Обустройство балкона или лоджии

Плюсы и минусы религиозных мотивов в воспитании детей

К сожалению, религии не слишком способствуют развитию у детей самостоятельного, независимого мышления. Они приучают людей покорно следовать определённым догматам и дают готовые ответы на все вопросы бытия, с которыми невозможно поспорить.

Поэтому, если вы с малых лет будете приучать своего ребёнка к религиозному мировоззрению, то это не самым лучшим образом скажется на его интеллектуальном развитии. Скорее всего, он вырастет легко внушаемым конформистом, привыкшим следовать за «главным» и большинством людей, и вряд ли научится мыслить и действовать по-настоящему самостоятельно и независимо.

Конечно, в религиях тоже есть кое-что полезное. Все они проповедуют любовь к ближнему и дальнему, делают акцент на духовных, а не материальных ценностях и предостерегают от всевозможных злодеяний (правда, делают они это под страхом попадания в «места не столь отдалённые», что вряд ли является идеальным способом внушения правильных моральных ценностей).

Так что, думайте сами, решайте сами, нужны ли вашим детям какие-то религиозные мотивы в воспитании или нет, и как это может подействовать на них в дальнейшем. Может, лучше попробовать использовать религию для развития детей?

Как можно использовать религию для развития ребёнка

Вместо того, чтобы навязывать ребёнку религиозное мировоззрение, лучше подумайте над тем, как можно использовать эту тематику для его развития.

Расскажите ему о том, что люди выдумывали себе богов ещё на заре человечества, и то, что сейчас, во времена цифровых технологий и невероятных достижений прогресса, люди по-прежнему нуждаются в вере в высшие существа и загробную жизнь, свидетельствует о многом. Фактически, любая религия говорит больше не о Боге, а о человеке, о том, что ему необходимо в этой жизни, и без чего он никак не может обойтись.

Чтобы представление о религиях не складывалось у ребёнка на основе чьих-то цитат (как у большинства людей) дайте ему почитать Библию, Коран и какие-то буддийские трактаты. Пусть попробует составить собственное мнение об этих священных книгах, проанализировать их и найти в популярных мировых религиях что-то общее, а также подумать над тем, почему они получили такое распространение в разных частях света, есть ли в этом какие-то закономерности.

Пусть поразмышляет и над тем, почему люди так и не смогли создать идеальную религию, которая бы объединяла, а не разъединяла человечество, и при каких условиях такая религия могла бы появится (наверное, это могло бы произойти, только если бы на Землю напали недружественные инопланетяне).

Расскажите ему и о том, что первые представители человеческого рода появились на этой планете несколько миллионов лет назад, а главная современная религия землян – христианство – всего 2 тысячи лет назад (по меркам возраста Земли – мгновение назад).

Подобные размышления будут стимулировать интеллектуальное развитие вашего ребёнка гораздо лучше, чем автоматическое следование каким-то религиозным традициям, ритуалам и догмам. Может быть, став взрослым, он сможет даже создать свою собственную маленькую религию. Если человечество так и не смогло придумать единую идеальную религию для всех землян, пусть ваш ребёнок попробует создать нечто подобное хотя бы для себя самого.

letidor

Сайт для всей семьи

В российских школах вводят новый предмет – “Основы религиозных культур и светской этики” (ОРКСЭ). С 1 сентября 2012 2013 учебного года его в обязательном порядке станут изучать в 4-м классе во всех субъектах РФ. “Летидор” решил разобраться в содержании данного курса, а также узнать позицию учителей и родителей по поводу актуальности нового предмета, который уже вызвал массу споров в регионах, где шла апробация ОРКСЭ.

Программа начальной школы достаточно консервативна. Чтобы от учения не пострадало здоровье ребят и оставалось достаточно времени на такие нужные в этом возрасте игры, количество уроков в день не должно превышать пяти. Поэтому и содержательная часть программы мало чем отличается от того времени, когда мы с вами, родители, ходили в началку. Добавились разве что продиктованные 21-м веком иностранный язык и информатика. А теперь еще ввели предмет с длинным и некрасивым названием ОРКСЭ – “Основы религиозных культур и светской этики”.

В Новосибирской области, где в числе других 18 регионов РФ с 2010 года шла апробация курса, дети и родители называют этот предмет проще – основы религий. Оно и понятно: из 34 учебных часов, положенных на курс, 1 час приходится на тематический блок “Россия — наша Родина”, 2 часа на блок “Духовные традиции многонационального народа России” и 31 час – на блок “Основы религиозных культур и светской этики”, в рамках которого детям объясняют, что значит быть религиозным человеком, толерантным атеистом и с каким уважением нужно относится к представителям других конфессий.

Содержание этого блока выбирают простым большинством на родительском собрании. Всего представлено 6 модулей-вариантов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий (для тех, кто хочет быть верующим человеком, но еще не определился с выбором) и основы светской этики (представители конфессий отрицательно относятся к этому модулю, считая его атеистичным).

Родители, которые не хотят, чтобы их детям преподавали религию, выбирают модуль этики – таковых в Новосибирской области 61%. Историю мировых религий выбрали 17%, основы православной культуры – 29%. Примерно в том же соотношении выглядит тройка лидеров и по России в целом.

Отказаться от предмета нельзя. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 г. №84 – р. “Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013 уч.г. во всех субъектах РФ комплексного учебного курса “Основы религиозной культуры и светской этики” (ОРКСЭ), приказом МОиН РФ от 31 января 2012 г. № 69 и от 1 февраля 2012 г. №74 учебный предмет ОРКСЭ введен в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования обязательным предметом для изучения. Ключевая фраза здесь – “образовательный стандарт”. То есть если ребенок не будет посещать занятия по ОРКСЭ, то получит “не аттестован” по начальной школе.

О чём негодуют родители

По словам Натальи Поповой, директора центра культурологического и религиоведческого образования в Новосибирске, родителям не стоит бояться этого предмета:

“Ведь главное в его названии и содержании – это культура. В новый закон об образовании, раздел “Требования к содержанию образования”, ст. 14 с 2007 года введен такой пункт: формирование духовно нравственной личности. Вот этот курс данную задачу и призван выполнять. Комплект разрабатывался учёными, научными школами, они прекрасно знают этот возраст – четвероклашки. 70% учителей, которые приходят к нам в центр на переподготовку, – это учителя начальных классов, которые владеют возрастными психологическими особенностями детей. Поэтому и у нас в регионе, и в целом по России апробация прошла успешно. В чем это заключается: необходимость этого курса признали практически все, 87%, участники процесса: учителя, учащиеся и родители”.

На форумах родители выражаются не столь позитивно, как в статистических опросниках. Вот лишь несколько отзывов с популярного ресурса “Родительское собрание”:

“Я считаю, что вера должна быть не показной и насильно насаждающейся в массах, потому что президент сказал, а должна она быть глубоко в душе у каждого человека. Очень хотелось бы, чтобы ребёнок, будучи уже взрослым, сам пришёл к чему-то, по зову сердца ходил в церковь. Или не ходил вообще”.

“Религиозное воспитание – дело семьи. Для этого у христиан всех конфессий существуют воскресные школы. Аналоги есть и у иудеев, и у мусульман”.

“В нашей семье разное вероисповидание. И вообще, я не хочу, чтобы вероисповедание членов моей семьи стало достоянием общественности. Я не ношу огромный золотой крест поверх одежды, и муж не режет баранов на Невском проспекте. Ну, понятно, что это я образно говорю…. для меня этот вопрос слишком интимен, и я готова его обсуждать с очень немногими”.

Помимо вопросов, ставящих под сомнение необходимость знакомства с религиями в начальной школе, больше всего возмущений вызвала замена действительно нужных часов – литературы, английского, регионоведения и выездных уроков-экскурсий – на уроки ОРКСЭ. Родителей при этом никто не спросил, хотят они этого или нет, а просто поставили перед фактом, спустили приказ “сверху”. И теперь писать жалобы и выражать недовольство практически бесполезно: никакое родительское собрание не в силах отменить приказы Правительства и профильного министерства.

Далее – почему именно начальная школа, 4-й класс? Ведь многие родители изучали “Основы мировых религиозных культур” в рамках МХК или Культурологи в вузе, будучи уже состоявшимися людьми, но не в начальных классах. Этот вопрос прояснила Надежда Косовская, замдиректора по учебно-воспитательной работе Информационно-экономического лицея Новосибирска (где шла апробация):

“4-й класс – это переходный период, когда ребенок выходит в мир большой информации. Преподаватель дает теоретические знания, но нужно вести и работу с родителями. Семьям, в которых есть проблемы в семейных отношениях, в воспитании ребенка, – учебный курс помогает в этом направлении”.

Тогда зачем этот курс нужен семьям, которые свои проблемы решают в семье и не выносят “сор из избы”?

Кроме того, из христианских религий в школе разрешили преподавать лишь православие. А разрешенные в РФ и распространенные во всем мире католичество, лютеранство, протестантство почему-то остались за бортом. В этом многие усматривают нарушение статьи 14 Конституции РФ, которая гласит: “Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.

В данном случае, когда предмет с ярко выраженной религиозной окраской (как бы он ни назывался) появляется в списке обязательных, то неизбежно могут возникнут нарушения.

Конфликт светского и духовного

Поскольку отказаться нельзя, нужно аттестовываться. Всем недовольным Минобрнауки советует выбирать модуль “основы светской этики”. Родители соглашаются, путая понятия “этика” и “этикет” – и ожидая, что ребенка будут учить правилам поведения в приличном обществе. Но это не так. Вот примеры тем для урока в рамках курса “основы светской этики”:

“Род и семья – исток нравственных отношений”, “Стыд, вина, извинение”, “Добродетель и порок”.

“Возмущаются те родители, которые считают, что у нас со школой и с воспитанием детей в стране все хорошо. Хотя воспитание осуществляется по остаточному принципу, – говорит протоирей Новосибирской православной епархии Борис Пивоваров. – А если родитель видит, какие проблемы есть у нас сегодня с воспитанием и какие страшные случаи в школе бывают все чаще и чаще, тогда он задумается: может, и нужно введение этого предмета”.

Чтобы свести конфликты к минимуму, представителей конфессий допускают только до общения с родителями и учителями. С ребятами о религии беседуют исключительно школьные учителя. Но это породило новые конфликты, теперь уже между школой и церковью. Священнослужители не уверены, что учителя, как люди светские, могут корректно и грамотно рассказывать детям о вере.

“Есть проблемы подготовки педагогов, чтобы они действительно преподавали основы религиозных культур, а не что-нибудь другое. Поэтому 21 мая 2010 года Минобр направил письмо во все регионы с предписанием: для обеспечения свободного выбора привлекать к учебному процессу представителей конфессий, – рассказывает протоирей Борис Пивоваров. – Путин в феврале (2012 г.) сказал, что этот предмет должны преподавать священнослужители или теологи. У нас не светская, а духовная страна. Даже в гимне есть слова “Россия – священная наша держава”. Если мы говорим о светском характере образования, мы отвергаем духовность. Есть священники, которые имеют степень и преподают в вузах или имеют педагогическое образование. Если их не пускать в церковь – это будет запрет на профессию, это нарушение целого ряда статей конституции”.

Директор Центра культурологического и религиоведческого образования Наталья Попова признается, что на школу оказывается жесткое давление Православной церкви. Но пока пустить священников в школы невозможно из-за отсутствия законных на то оснований: “Действительно, есть стенограмма выступления Владимира Путина, где речь идет о участии священнослужителей в ведении данного урока. Но стенограмма не имеет юридической силы. Сейчас мы руководствуемся законом “Об образовании», где говорится о том, что у нас светский характер образования в муниципальных школах. Поэтому преподают учителя”.

О некоторой идеологической предвзятости говорят и родители. “К нам на родительское собрание пришла завуч и сказала, – выбираем модуль “основы православной культуры”. Это приказ министерства. Родители не стали проверять достоверность сказанного завучем и согласились. Больше возмущались не над содержанием курса, а над тем, что ушел дополнительный час английского”, – рассказывает Жанна Заславская, дочь которой в 2010 году изучала ОРКСЭ.

Читайте также:  Мужская косметика

Последнее слово – за родителями

Есть и еще одно мнение, возможно, самое правильное: не распыляться на конфликты, а постараться вникнуть в предмет и помочь своему ребенку понять что-то новое, сущностное об этом мире и этой жизни. Это мнение учителя. Галина Стволова, учитель русского языка и литературы, теперь еще и курса светской этики Информационно-экономического лицея Новосибирска:

“Я изначально не разделяю этику светскую и духовную. Преподавая литературу, мы говорим о вечных ценностях. Этические категории одни во всех религиях и понятны для каждого человека. Когда задаю детям какую-то работу, например, расскажите, какие добродетели ценятся в вашей семье больше всего, я делаю вывод, что молодые родители не придают этике должного значения. А ведь какие у нас темы: добро и зло, честь, совесть, стыд. Понимания этих понятий остро не хватает нашему обществу. Два года я отклика от родителей не чувствую”.

Основы религии в школе. Памятка родителям о предмете и его выборе

Сейчас основы религий или светской этики изучают в 4-5 классах. Родители могут выбрать любой из шести модулей. Познакомимся с ними ближе.

Модуль первый: Основы православной культуры

Большинство проживающих в России людей считают себя православными христианами. Они носят нательные крестики и совершают обряды крещения над своими детьми. При этом совершенно не знают самой сути этой религии, действуя в согласии с традициями, заведёнными в семье или в соответствии с модными тенденциями. Модуль призван дать детям более широкое, полное представление об этой религиозной культуре.

Зачем это нужно?

  • Чтобы лучше знать и понимать историю России.
  • Изучить традиции, их истоки и толкования.
  • Познакомиться с Православной Церковью.
  • Приобщиться к православной культуре в нравственном и мировоззренческом измерениях.
  • Узнать больше об известных людях, почитаемых Церковью: Александре Невском, Илье Муромце, Сергие Радонежском и многих других.

В пояснениях к предмету указано, что ребёнок не может быть вовлечён в религиозные практики и участие в богослужениях.
30 уроков этого модуля познакомят детей с:

  • символами православия (иконами);
  • церковным пением;
  • христианским отношением к семье, родителям, труду и ответственности.

Три случайные темы:

  1. Христианская семья и её ценности.
  2. Православный храм и другие святыни.
  3. Милосердие и сострадание.

Предполагается возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение храмов и музеев;
  • концертов духовной музыки;
  • встречи с представителями духовенства.

Модуль второй: Основы исламской культуры

Мусульмане — вторая по численности группа людей, проживающих в России, после православных христиан. Они исповедуют ислам и это часто пугает, так как прослеживается явная связь предмета с запрещённой в России религиозной организацией ИГИЛ. Однако многие считают, что изучение этого предмета в школе может как раз дать базовые знания ислама и предотвратить вовлечение детей в недружественные террористические организации.

На уроках ислама школьники изучают:

  • Коран — главный источник вероучений;
  • Сунны — второй источник мусульманского права и нравственности.

Ислам — одна из самых популярных религий в мире. Мусульмане есть в каждом регионе мира и продолжает активно развиваться, проникая в самые дальние уголки и приобретая всё больше последователей.
В России ислам появился ещё в 643 году на Северном Кавказе, а затем проник дальше, дойдя до Урала и Сибири.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в исламе.
  2. Пророк Мухаммед — образец нравственного человека.
  3. Для чего построена и как устроена мечеть.

Есть возможность проведения выездных мероприятий:

  • посещение мечети;
  • посещение выставок и концертов соответствующей направленности;
  • участие в мусульманских праздниках, традиционных для России.

Модуль третий: Основы буддийской культуры

Буддизм — третья по распространённости религия в России и мире. Её исповедуют более полумиллиарда человек. Это религиозное течение возникло в Индии ещё в шестом веке до нашей эры, а затем распространилось в Китай, Тибет, Монголию и дальше. Основополагающим в буддизме являются учения Будды Шакьямуни, открывающие людям возможность прекращения своих страданий и достижения нирваны — состояния высшего блаженства.
В России буддизм распространён в Бурятии, Тыве, Калмыкии, Москве и Санкт-Петербурге.

Курс буддизма знакомит школьников с:

  • понятием буддизма;
  • учением Будды;
  • священных книгах;
  • буддийском представлении мира;
  • основополагающих понятиях: добро и зло, любовь, сострадание, семейные ценности;
  • лунным календарём.

Три случайные темы курса:

  1. Семья в буддийской культуре.
  2. Буддийские праздники.
  3. Буддийские ритуалы.

Запланированы выездные мероприятия:

  • посещение буддийского храма;
  • посещение музея с произведениями, выполненными в традиционной буддийской форме;
  • посещение концертов и песнопений соответствующей направленности.

Модуль четвёртый: Основы иудейской культуры

Иудаизм в мире не так популярен, как предыдущие три религии. Его исповедует всего около 15 миллионов человек. Однако он весьма популярен в таких странах, как Израиль и США, а в России с давних времен существуют отдельные общины иудаистов.
Курс основ иудаизма в школе знакомят с общими понятиями этого религиозного направления.

Школьники изучают понятия:

  • Пятикнижие;
  • священный текст;
  • иудаизм;
  • заповедь;
  • пророчество;
  • Мессия;
  • милосердие и благотворительность.

Отдельным блоком идут названия и содержание всех книг Пятикнижия.

Дети знакомятся с праздниками и историческими датами иудеев. С синагогальной службой, молитвами, ритуалами субботы, соблюдением норм поведения и нравственными основами. С понятиями добра и зла в иудейской культуре. Учат цитаты Торы. Пытаются научиться жить в гармонии с природой и самим собой.

Три случайные темы:

  1. Классические тексты иудаизма.
  2. Еврейский дом.
  3. Еврейские праздники.

Как и при изучении других религий, часть занятий может проходить в синагоге, музеях, концертных залах, в беседах с раввином.

Модуль пятый: Основы мировых религиозных культур

Ребята, изучающие этот модуль, будут знакомиться с основами всех религий. О том, что в них есть общего и чем они отличаются. Узнают, когда и где образовалась каждая религия, кем она основана и какие принципы и идеалы заложены в каждой из них. Целью модуля является формирование представления об образце духовно-нравственного идеала человека. О том, как религия развивает людей. Что хорошего она может дать каждому.

Материалы модуля значительно расширяют кругозор детей, позволяют сделать осознанный выбор для углубленного изучения определенного религиозного течения. Позволяют найти точки соприкосновения религий и жить в мире, невзирая на отличие в вероисповедании.

Три случайные темы:

  1. Религии России.
  2. Календари религий мира.
  3. Священные сооружения.

Этот модуль очень насыщен. Предполагается, что дети могут посещать музеи и выставки, концерты и встречи с представителями разных религиозных течений. Кроме того, к изучению модуля привлекаются и родители, так как планируется выполнение множества творческих работ.

Модуль шестой: Основы светской этики

Те родители, которые считают себя атеистами и совершенно не приемлют изучение ребёнком любых аспектов религиозных культур, могут выбрать именно этот модуль. Он целиком и полностью посвящён вопросам нравственности, морали и духовным ориентирам.

Здесь будут изучать понятия:

  • добро и зло;
  • ложь и правда;
  • поступок и проступок;
  • мораль;
  • нравственность;
  • духовность;
  • ответственность;
  • патриотизм;
  • любовь к Родине.

Модуль заставит детей задуматься о том, что такое:

Как жить «по совести» и что такое семейные ценности?
Какую роль играет семья в жизни человека?
Какую роль играет семья ребёнка для него самого?

Дети будут учиться справляться с проблемами выбора принятия решений в сложных и конфликтных ситуациях. Будут обсуждать прочитанные произведения, акцентируя внимание на проблемах и их решение главными героями.

Три случайные темы:

  1. Культура и мораль.
  2. Этикет.
  3. Методы нравственного самосовершенствования.

Модуль рассчитан на то, что при изучении активное участие будут принимать все члены семьи ребёнка. Могут планироваться семейные встречи и встречи с интересными людьми. Моделироваться разные ситуации: поведение в ресторане, на вечеринке и т. д.

Зачем в школах появился этот курс?

Введение в школах курса изучения основ религии и светской этики вызвало много споров как среди родителей, так и среди педагогов. Однако его появление вполне было вполне ожидаемым. В стране резко повысилась преступность, снизились морально-нравственные устои, патриотизм и этические аспекты. Учитывая тот факт, что школа в России несет не только образовательные функции, но и воспитательные, ей и была вменена обязанность по исправлению ситуации. Введение нового предмета как раз и призвано решить эту проблему. Как получится — будет видно спустя 10-20 лет.

Если дети одного класса поделятся на группы в соответствии с вероисповеданием, не приведёт ли это к враждебности между ними?

Педагоги утверждают, что курс носит культурологический характер и направлен на то, чтобы объединить людей разных национальностей и религий. Любой выбранный модуль охватывает три основные нравственные ценности:

Дети могут объединяться, чтобы провести совместные мероприятия. А изучение курса должно завершиться большим семейным праздником, призванным подтвердить согласие и мир общежития в условиях разных религиозных воззрений.

Как выбрать модуль, подходящий ребёнку?

Прошло уже несколько лет с введения нового предмета. В некоторых школах между родителями и администрацией разыгрываются целые баталии: школа не может организовать изучение всех шести модулей, а родители не соглашаются обучать ребёнка тому, что выходит за пределы их семейных ценностей.

Пять простых шагов для выбора модуля:

Шаг первый: выбор

Обсудите дома и выберите тот модуль, который подходит для изучения ребёнком.

Шаг второй: заявление

В школе вы пишете заявление именно на тот модуль, который выбрали.

Шаг третий: анализ ситуации

Если ваше заявление принято — всё, можно успокоиться. Если учитель говорит о том, что реализовать выбор по каким-то причинам невозможно — переходим к четвёртому шагу.

Шаг четвёртый: ещё одно заявление

Пишем заявление на имя директора, в котором указываем, что:

  • Согласно приказу Минобрнауки, родителям гарантируется свобода выбор изучаемого модуля.
  • Согласно ст.28 Конституции РФ, ребёнку, как гражданину РФ гарантируется свобода вероисповедания и если он атеист, принуждать его к изучению религии никто не имеет права.
  • Согласно п.2 ст.14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. То есть, школа, как государственное учреждение, не имеет права распространять религиозные воззрения.
  • Согласно ст.5 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», никто не может «подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии. к участию или неучастию в богослужениях и обучению религии. »

Шаг пятый: идём к директору

Директор, скорее всего, пойдёт вам на встречу. Если же нет — можно привлечь прессу и социальные сети. Такая огласка школе не нужна, поэтому всё равно заявление родителей будет удовлетворено.

Нужны ли нам уроки религии в школах? Послесловие

На прошлой неделе появилась новость о том, что в азербайджанских школах и вузах начнут преподавать религию. Это моментально вызвало бурные дискуссии в социальных сетях. Общественные обсуждения в соцсетях (как, впрочем, и на телевидении) у нас обычно напоминают восточный базар. Кто кого перекричит, тот и прав… Вообще, очень сложно прийти к консенсусу в обществе, в котором выражение «извините, я был не прав!», воспринимается как слабость и призыв добивать «беспомощного» оппонента.

Видимо, заметив неистовость виртуальных баталий, Госкомитет по работе с религиозными организациями и Минобразования на следующий день выступили с уточняющими комментариями. Было отмечено, что преподавание религии в школах не является предметом обсуждения. Начиная со следующего учебного года, учащиеся 4-8 классов будут обучаться по новому учебнику «Знание жизни», где будут более широко представлены знания в области религии. Что касается высших учебных заведений, то начиная с учебного года 2019-2020, в программу предмета «Введение в мультикультурализм» будет включена тема «История религий».

Здесь уместно вспомнить нешуточные страсти, разгоревшиеся несколько лет назад в России в связи с введением в школах уроков православия. Несмотря на то, что Советский Союз распался более четверти века назад, массовое сознание в большинстве ныне независимых стран, остается практически идентичным. Одни горячо поддерживали изучение религии в школах, другие выступали категорически против, вплоть до мнения, что уроки православия в школах – это удар церковной мафии по будущему России. Сторонники преподавания религии, в свою очередь, уверены, что занятия в школах ведутся «для галочки».

Отметим, что основы религиозных культур и светской этики стали обязательными для российских школьников с 2012-2013 учебного года. Причем, родители школьников могут выбрать один из шести образовательных модулей – основы православия, ислама, иудаизма, буддизма, основы мировых религиозных культур и светской этики.

Читайте также:  Мужское тело глазами женщины

Между тем, еще с добрый десяток с лишним лет назад Совет Европы инициировал проведение сравнительного исследования практики религиозного образования в средних школах в различных странах континента. Согласно результатам исследования, практически ни в одной из стран изучение религии в школе не соответствовала европейским стандартам демократии и не способствовала воспитанию более толерантного подхода к религиозным верованиям других людей.

Вывод Совета Европы заключался в том, что религию в школе учить нужно. Но не для насаждения каких-либо определенных верований, а для того, чтобы способствовать лучшему взаимопониманию между представителями отдельных конфессий, а также атеистами. «В идеальном случае дети должны проходить курс истории религии, на уроках которой светские учителя будут знакомить их со всеми основными мировыми религиями, их философией, культурой, обрядами», говорилось в докладе Парламентской ассамблеи Совета Европы.

С этой точки зрения, намерение Госкомитета по работе с религиозными организациями Азербайджана, можно лишь приветствовать. Ведь самое первое приближение человека к религии происходит обычно в семье, когда родители знакомят ребенка с той или иной религиозной традицией. Сегодня большинство родителей хотят видеть своих детей духовно развитыми, воспринимая понятия духовности и религии как тождественные. Чего греха таить, это связано с катастрофической непросвещенностью населения в вышеуказанных вопросах.

Человек, позиционирующий себя как последователь всех религиозных предписаний (речь, в нашем случае, идет, разумеется, об Исламе), сегодня считается априори правым практически во всех вопросах бытия, семи пядей во лбу и истиной в последней инстанции. Нарочито выпячивающие свою религиозность лица (в большинстве случае, имеющие о ней поверхностные знания), становятся для детей и подростков авторитетам, духовными наставниками. В принципе, в просвещенном социуме, в котором большинство индивидов обладают широкими познаниями, а главное, кругозором, каких-либо щепетильных нюансов в отношении религии возникать не должно. Каждый человек, по мере своего мировосприятия, мироощущения, возраста, наконец, понимает, сколько места в его жизни может занимать религия. У нас, увы, пока все не так… О чем говорить, если даже криминальные авторитеты для определенной части населения являются объектами восхищения и поклонения.

Для одних напускная религиозность – это своего рода форма протеста, как когда-то рок-н-ролл и хиппи на Западе. Для других – форма самовыражения, самоутверждения, а также репутационная составляющая. Скажем, демонстративное соблюдение поста в месяц Рамазан под девизом «ни дня без поста с фотографиями в Фейсбук».

Для кого-то, это способ обойти конкурентов в бизнесе. В один из продуктовых магазинов столицы поставлялась «халяльная» колбаса очень сомнительного качества. На жалобы покупателей продавцы отвечали, что поставляет им продукцию сам «гаджи» такой-то. Сомневаться в таком случае в колбасе – грех, а в хаджи – вдвойне. Если поставщик колбасы совершил хадж, молиться пять раз в день, у него трехдневная щетина, соответствующие головной убор, четки и перстень, и что немаловажно, на лице его застыло выражение проникновенной печали, то потребитель должен не только покупать, а с благоговением принимать, все что от него исходит.

Как было указано выше, дети о религии чаще всего узнают в семье. Но, судя по всему, в искаженной, тенденциозной и безграмотной форме. Дети не знают, что религиозные каноны не устанавливаются для того, чтобы лишить человека радостей, облачить в определенную одежду, лишить его возможности наслаждаться жизнью. Что в жизни человека есть иное измерение, чем просто материальное благосостояние, наслаждение благами жизни, способность взять от жизни все. Что религия – не свод казарменных предписаний и указов, она не для того, чтобы одних людей возвышать над другими, не для того, чтобы люди превратились в мрачных религиозных фанатиков.

Человеку, соприкасающемуся с религией необходимо донести, в чем значимость веры и для чего вообще нужна религия. Будем надеяться, что с нового учебного года нашим детям – школьникам и студентам все это в доступной форме объяснят. Тогда они не будут считать выпивающего водителя, возящего паломников по религиозным святыням, которого почему-то во дворе называют «кербелаи» и «мешяди», святым; что нужно уступать место в общественном транспорте не только женщинам с покрытой головой; правильно отреагируют на лже-муллу, восклицающего на поминках, что все религии, кроме одной на Земле, ложные…

«А как же летающий макаронный монстр?»: зачем школьникам уроки православия

Минпросвещения решило вернуть в начальные школы изучение основ религии. Предыдущий проект предлагал на выбор предметы основы религиозных культур народов России и основы светской этики. Нужны ли нашим детям подобные уроки и что об этом думают родители?

9 лет с «Основами»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» был введен в школах в 2010 году в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Сперва курс экспериментально запустили в 19 регионах, а с 2012 года по всей стране.

Для изучения могла быть выбрана любая религия, в частности, ОПК — основы православной культуры, учебник для которого написал православный диакон Андрей Кураев. Этот предмет стал особенно распространен в школах, а с 2008 года начала проводиться Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры».

Интересно при этом, что основы православия преподавались в ряде школ еще с 2006 года, но решение о введении предмета в школьную программу принималось на местном уровне, и изучение было скорее факультативным.

Куда без созидательных ориентиров?

Автор учебника по основам православия, диакон Андрей Кураев в пояснительной записке к программе объясняет ее необходимость тем, что в наше время происходит смена ценностных ориентиров.

«В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизации российского общества», – пишет он.

Глава Министерства образования и науки России Ольга Васильева тогда же пообещала, что таких уроков должно стать больше, а чтобы детям было не так тяжело учиться, убрать из программ второй иностранный язык.

«Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали. Второй язык и третий можно и нужно изучать факультативно», – объяснила она.

«Задай Богу вопрос, на который тебе не сумела ответить мать»

Ярче всего позицию родителей, пожалуй, в 2013 году выразил Дмитрий Бондарь. Мужчина обратился в суд с заявлением, что уроки религиозной культуры нарушает его право на нравственное воспитание дочери.

Верховный суд (ВС) РФ отказался отменить преподавание религиозной культуры и светской этики. Юрист Минобразования отметила, что «курс носит общий, обзорный, общеразвивающий характер и никакого культа не содержит».

Тогда же в Челябинской области родители учеников средней школы №15 Миасса подали коллективный иск с требованием предоставить их детям выбор изучать светскую этику, иудаизм, ислам или буддизм. Выяснилось, что из всего обширного курса детям преподавались только основы православия.

Группа родителей за несколько месяцев до похода детей в первый класс с бантами и букетами решили познакомиться с будущей классной руководительницей и посетить школу. Педагог объяснила, что директор школы очень набожная женщина и это отражается на детях. После этого родители оказались на школьном концерте, и пришли в ужас.

Школьный хор исполнил около десяти религиозных песнопений, после чего директор завершила концерт фразой: «Задай Богу вопрос, на который тебе не сумела ответить мать: почему мир такой жестокий?».

«Дети в вашей школе имеют право на радость? Песню «В траве сидел кузнечик» они знают? Почему на стенах только изображения храмов, а в фойе висят иконы? », – спросили родители после окончания концерта, но ответа так и не получили.

Позднее они узнали, что вместо колокольчика в стенах школы звучит колокольный звон, приходящим священникам дети целуют руки, в школе проводятся молебны, а те самые основы православной культуры изучаются с первого класса, хотя программа предусматривает с четвертого.

Процесс тянулся несколько месяцев, но затем городской суд прекратил производство по иску. Родители отказались от своих заявлений, объяснив это тем, что в школе ввели альтернативные занятия. Основы православия в школе остались в тех же объемах, что и прежде.

«Зачем забивать школьникам мозги»

Пользователь Facebook Анастасия Иобидзе поделилась с подписчиками забавным случаем. Ее дочь поинтересовалась, что такое религия, о которой ей сегодня будут рассказывать в школе. И, когда бабушка объяснила, что религия — это то, во что человек верит, девочка пришла в восторг, решив, что речь идет о драконах.

Не все пользователи нашли новость веселой. Многие родители, которые делятся своими переживаниями в соцсетях, уверены, что дети слишком малы для таких уроков, и они точно не обязательны.

«Прошлое человечества изучает наука история. Не все понимают, что религиоведение – раздел истории. Историю в школе изучают. Всё, что можно узнать о религии, изучает история. Зачем придумывать дополнительные предметы, забивая школьникам мозги, и так до предела загруженные?» – недоумевает Лев Раскин.

«Политикам (государству) нужен контроль над человеком от рождения и до смерти. А чтобы человек был политикам (государству) подконтролен, у него должны быть мозги забиты определённой хреновиной. Это ясно просматривается при любом режиме», – отвечает ему на это Александр Кашкавал.

Антирелигиозный саботаж, как способ выжить

Наш источник, отец троих детей, пожелавший сохранить анонимность, признался, что не просто осуждает подобные уроки, но и намерен их всячески саботировать.

Он планирует постоянно напоминать детям, что бога нет, а религию придумали слабые люди, не желающие брать ответственность за свою жизнь.

«Во-первых, никакого выбора они не дают. Ислам, православие, буддизм, иудаизм. А как же летающий макаронный монстр? Они скажут, что это не религия, но, серьезно, а что такое религия? Никаких научных доказательств у нее нет, это пшик. Смешно всерьез обсуждать такие вещи в наше время», – считает он.

«Учить уважению и терпимости нужно с ранних лет»

Многие родители, тем не менее, считают эти уроки полезными и важными для воспитания их детей.

«Детей не учат любви. Вы скажете, что заниматься этим нужно в семье? Конечно, нужно. Но многие ли занимаются?

В результате наши прекрасные, умные, «упакованные» дети больше всего ценят себя самих и горстку своих друзей, часто виртуальных, из Интернета.

Люди, отличные по своим взглядам, верованиям, традициям, уже и за людей порой не считаются.

Учить толерантности, уважению, терпимости нужно с ранних лет. И не стоит уповать в этом только на семью. Тогда есть шанс, что нынешние школьники через пять – десять лет не выйдут с ножами и битами на улицы, стремясь уничтожить тех, кто на них по тем или иным причинам не похож», – рассказала Елена Кривякина «Комсомольской правде».

Другой наш источник, мама двоих детей с большой разницей возрасте, уверена, что родители, настаивающие на светском воспитании детей, делают ровно то же самое, в чем обвиняют религиозных родителей.

«Я как считаю: вот мы учим детей, что бог есть и настаиваем на этом. Другие учат детей тому, что бога нет. И что? Мы оба лишаем ребенка выбора, по сути. Говорить, что так поступают только верующие родители, значит не видеть бревна в своем глазу.

Родители учат ребенка тому, что считают нужным. Я учу, что надо помогать младшим, почитать старших, не класть локти на стол и молиться богу. Может быть дети вырастут и решат по другому, но пока решаю я», – заявила она.

В целом пока что ситуация складывается таким образом, что довольны родители или нет, отказаться от подобных уроков ребенок не сможет, как не может отказаться от уроков, скажем, физкультуры. Хотя от нее еще можно получить освобождение.

Истории знакомо обращение в религию целых народов, пусть это не всегда получалось сделать мирно.

Как знать, может быть, у нас вырастет целое поколение глубоко верующих людей, чтящих религию (одну из) своей страны.

А может быть это поколение, окончив школу, до конца жизни будет обходить церкви и всё, что с этим связано по кривой дуге.

Религия и правда учит любви, но любить по принуждению невозможно.

Ссылка на основную публикацию